1 | Организаци онный | Подготовить учащихся к работе на уроке. | Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок. В чем? Вы любите приключения? Как вы думаете, что такое путешествия и приключения? Девиз нашего урока: Приключения-путь к знаниям. | Урок состоит из частей – русский язык и окружающий мир. Это что- то необыкновенное, случается какое-то чудо. | Готовность класса к уроку. |
2 | Мотивация | Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся через методический инструментарий и дополнительные источники информации. | А какое приключение без знания окружающего мира, а все интересное мы должны грамотно записать, поэтому русский язык нам необходим. Послушайте песенку и скажите, какие слова будут главными на уроке? Сегодня на уроке мы будем путешествовать с нашим гостем. Кто это? Эй! Полундра! Все наверх! Что за шутки? Что за смех? Я веселья не выношу Что хочу, то и беру! Знаю клады всех морей В трюмах разных кораблей. Это морской разбойник пират, стремящийся овладеть всеми сокровищами. | Почему и отчего? Пират Джек | Активность познавательной деятельности учащихся на следующих этапах. |
3 4 5 6 | Минутка чистописания Окружающий мир. Работа с картой. Русский язык. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения. | Повторить написание букв, соединений, заглавной буквы в именах собственных. Повторить причинно – следственные связи. Повторить правописание безударных гласных Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся через методический инструментарий и дополнительные источники информации. | Откройте тетради, запишем дату происходящих событий. Угадайте, как зовут пирата, в каком море он грабил корабли и на каком острове жил? Какие буквы пропущены? Почему? На уроке окружающего мира мы устанавливали, что каждое событие имеет свою причину. Какой вопрос главный на уроке? Поработайте в паре и найдите ответ на этот вопрос, то есть найдите причину. Корабль потерпел кораблекрушение, потому что наскочил на скалу. В слове вода пишется безударная гласная о, потому что проверочное слово – водный. Ученик много знал, потому что любил читать. В слове трава ученица написала безударную гласную а, потому что проверочное слово – травы. Какие высказывания относятся к русскому языку? Что повторим? Расшифруйте шифрограмму и запишите слова, объясните правописание безударных гласных. Вдльбсючморякщгнкеуц Юмбьионгсапогиопшкщз Опладждлсобакаопджвыы Какое высказывание относится к нашему окружающему миру. Почему? Что же с ним приключилось? (Презентация) Ребята, после длительного плавания по морям пират Джек Воробей был на пути домой. Он уже видел вдали маленький остров, где жил, когда не плавал и не нападал на корабли. Его корабль ещё прибавил ходу, и он не заметил, что он наскочил прямо на большую скалу, выступавшую из воды. Затрещало. В носовой части корабля была большая дыра. В ужасе пират увидел, что его корабль начал тонуть. Он быстро прыгнул в воду и в панике поплыл, чтобы спастись, на остров, который к счастью, был недалеко. К сожалению, это был не его остров, а соседний, на котором никто не жил. Мокрый до нитки, он вылез на сушу. Немного придя в себя, он собрался с силами и пошёл к пальме, чтобы там отдохнуть. Но что он там увидел? Под пальмой, полузакопанный в песок, стоял большой деревянный сундук. Он быстро отгрёб песок в сторону и , волнуясь, открыл сундук. Это невозможно! Сундук был полон золота. Клад! Его нужно было взять с собой! Столько золота он не добывал даже при нападении на корабли! Но как ему попасть с сундуком на свой родной остров? Ведь сундук такой тяжёлый! Он огляделся и подумал: я должен отказаться от сокровища, или есть возможность перевезти сундук? Как вы думаете, есть выход из положения? | Пират Джек, Карибское море, остров Зеленый. Вписывают первые буквы. Почему? Работают в паре и устанавливают причинно-следственные связи. Правописание безударных гласных. Моряк, сапоги, собака. Моряк – можно проверить . Сапоги – мн.число. Мы говорили о пирате, а пират плавал на корабле, который мог потерпеть кораблекрушение. Да, надо перевезти. | Повторение причинно-следственных связей |
7 | Выявление причины затруднения | Постановка учебной задачи | Пирату приходит в голову – построить плот. На острове он нашёл следующие предметы: деревянную дощечку с отверстиями, целую дощечку, пуговицы, пенопласт, камни-гальки, металлическую пластинку, губку. Из чего можно построить плот? Выскажите свои предположения. Почему камни утонут? А дощечка с отверстиями? Можете вы точно ответить: дощечка с отверстиями будет плавать или целая дощечка? О чём сегодня на уроке мы будем говорить? Значит, какова цель нашего урока? | Нет. О плавающих и тонущих предметах. Узнать, какие предметы плавают, а какие тонут? | Правильная постановка цели урока. |
8 9 | Построение проекта выхода из затруднения Физминутка | Разработка плана действия | Чтобы правильно определить, какие предметы плавают, надо провести ряд опытов. И мы сегодня окажемся в роли исследователей. А кто такие исследователи? Для выполнения этой сложной работы нам нужны силы. Давайте немного отдохнём. Кто знает, что такое "Чунга - чанга"? Да, это маленький остров, жители которого очень любят музыку. Встаньте, улыбнитесь друг другу, пожмите руки и пожелайте удачи в работе. | Люди, которые наблюдают, изучают. | Выполнение плана действий. |
| | | -Займемся исследованиями. - Мы организуем работу в группах. - Как нужно работать в группах? Чтение памятки "Работа в группах": 1. Каждый ученик отвечает за свой участок работы и за общее дело. 2. Каждый ученик имеет право на свободный обмен мнениями. 3. Каждый ученик уважает мнение своего товарища. 4. Каждый ученик проявляет терпимость к критике. На своих столах вы видите оборудование и задание, которое должны выполнить. Будем исследовать и после выполнения, вы фиксируете свои результаты на жёлтый лист: тонет, плавает. Ставим крестик! Сначала обсудите предположения. -Как вы думаете, какие предметы утонут, а какие нет? Первый предмет-дощечка (показ), затем - дощечка с отверстиями, галька, пенопласт, губка, металлическая пластинка, пуговицы. Отметьте. -Кто из нас прав, а кто нет, мы не знаем. Нужно доказать, проделав ряд опытов. Опыт1. -Ребята, берём кубик из пенопласта и опускаем его в ёмкость с водой. -А теперь наблюдаем, что у нас происходит с пенопластом в процессе нашего опыта ? -Ребята, запишите себе в листочек, что вы заметили? -Отметьте это в соответствующем квадратике. Ставим крестик. Опыт2. А теперь берём деревянную дощечка с отверстиями и опускаем её в ёмкость с водой. Опыт3. Опустить деревянную дощечку без отверстии. Опыт4. Кусочек воска и опускаем его в ёмкость с водой. Опыт5. Берём гальку и опускаем их в ёмкость с водой. Опыт 6. Берём металлическую пластинку и опускаем её в ёмкость с водой. Опыт 7. Берём губку и опускаем её в ёмкость с водой. | | |
10 | Реализация построенного проекта | Сделать вывод о проделанных опытах | Итак, ребята, какие предметы погрузились под воду, утонули? Из каких предметов нужно сделать плот? | Галька, металлическая пластинка, губка, когда наполнится водой. Из деревянных дощечек, воска, пенопласта. | |
11 | Рефлексия | Оценить свой вклад в общий результат деятельности. | - Какая у нас была исследовательская работа? -Чему мы научились? -Где нам пригодятся эти умения в жизни? Составьте предложение из слов и запишите его в тетрадь. Мы построим плот из дерева. Объясните орфограммы. Какой предмет вас больше всего удивил? Ребята, я хочу вас удивить ещё одним предметом. Посмотрите на пемзу. Это на вид обычный камень. Как вы думаете, он утонет? Показ: опускаю в воду. Нет, это лёгкая вулканическая порода. Часто можно встретить на берегу моря. А где её используют? С её помощью очищают огрубевшую кожу на теле человека. Ребята, в нашей школьной лаборатории много разнообразных предметов, веществ, приборов, которые будут вас удивлять не один раз. С ними вы познакомитесь обязательно, на следующих уроках окружающего мира. Как вы понимаете высказывание «Учение везде найдет применение!» -У вас на столе лежат карточки-кружочки. Покажите, пожалуйста, с каким настроением вы заканчиваете урок. Зелёный - Я справился. Урок понравился. Я доволен собой. Жёлтый - Настроение хорошее. Мне было трудно, но я правился. Красный - Задания оказались слишком трудными. Мне нужна помощь. | Мы определяли, какие предметы плавали, а какие тонули. На море, реке пускать плоты, кораблики. Деревянная дощечка с отверстиями. Да, нет. | Оценка своей деятельности. |