kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Межпредметная интеграциия на уроках литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерес к межпредметной интеграции на уроке литературы всегда был высок. «Интеграция способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивает овладение ими комплексным знанием, системой универсальных человеческих ценностей, служит формированию системно-целостного взгляда на мир. Будущее школы связано с синтезом разных учебных предметов и прежде всего предметов гуманитарного цикла в парадигме культуры, разработкой интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновением всех школьных дисциплин.»

     Литература – один из предметов гуманитарного цикла. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. Задача словесника – выявить общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного мировосприятия.

      Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства, как живопись, музыка и литература, тесно взаимосвязаны. «В далёком прошлом литература и музыка составляли единое целое. С развитием культуры произошёл процесс расчленения. Но связь между литературой и музыкой осталась неразрывной. Художественное слово более всего музыкально в лирике, передающей движение чувств. Проза тоже может звучать музыкально. У неё есть ритм, внутренняя мелодия».

      Такие уроки развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Выявляется интерес детей к искусству в целом.  Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно её отстаивать.

       Самое главное – у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся. Интеграция помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира. Нужно постараться сделать всё, чтобы урок литературы был интересным, чтобы ребятам захотелось встретиться с произведениями писателей и поэтов и после урока.

    Литература – нравственно-этический и эстетический курс. Она позволяет каждому ученику воспринимать мир в его единстве. Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения, прививают интерес к другим видам искусства. Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. Музыка выражает человеческие чувства. Описать конкретные события способна литература. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире.      Интеграция осуществляет сопоставление произведений смежных искусств с литературными произведениями. Иллюстрации являются своеобразным комментарием к тексту художественного произведения. Они ведут читателя к углубленному пониманию особенностей языка того или иного писателя, помогают увидеть героев глазами художников-иллюстраторов, обогащают возможности изучения литературы в историко-функциональном освещении. Живопись и музыка на уроках литературы помогают постичь идейно-художественное своеобразие произведений.    

        Наиболее часто использую музыкальные произведения  вид интеграции на своих уроках. Музыку можно использовать на уроках изучения биографии писателя. Мы знаем Грибоедова как умного дипломата, мы узнаем его как талантливого писателя, но лишь немногие знают его как музыканта (звучит вальс).

      В произведении А.И.Куприна «Гранатовый браслет» (11-й класс) упоминается Соната № 2 Л.В.Бетховена. Музыка гармонирует с переживаниями Веры. В этих нежных звуках – жизнь, гимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и мудрой.

        Разговор о С.Есенине уместно  начать с музыкальности его произведений. Многое поэт берёт от песни, даже частушки, всё пронизано духом народной песни. Его стихи словно созданы для музыки. Некоторые стихи Есенина стали песнями. Вместе с учащимися вспоминаем, можно даже напеть их.

         При изучении басен  Крылова  в 5-ом  классе  разбиваю класс  на группы. Каждая команда готовит инсценировку басни, изготавливает костюмы, самостоятельно подбирает музыкальное сопровождение.

Ход урока. Выступление команд. Обсуждение.

1. Чьё выступление понравилось больше всего?

2. Кого можно назвать лучшим актёром?

3. Какой группе удалось наиболее точно уловить настроение басни и правильно подобрать музыку?

        Как показывает опыт, такие уроки не пропадают бесследно. Они эмоционально насыщены, помогают погрузиться в атмосферу художественного произведения. И литература, и музыка имеют много общего в настроении, в передаче чувств человека.

        Интегрированный урок по теме «  Гений и злодейство – две вещи несовместные…»

по трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» из цикла «Маленькие трагедии» можно построить следующим образом.

    Звучит музыка -«Реквием»

 Слово учителя.

Тревожная музыка. Не правда ли? Музыка словно подготавливает нас к чему-то трагическому, непоправимому, скорбному. Такой и была жизнь героев «Маленьких трагедий» Пушкина. «Маленькие трагедии» - это цикл произведений: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы».

Цель каждой трагедии – развенчать какое-либо отрицательное человеческое качество.

«Маленькие трагедии – вещь непостижимая. И сколько бы ни читал их, остаётся ощущение недосказанности, неразгаданности, ускользающей сложности. Нам с вами предстоит знакомство с трагедией «Моцарт и Сальери». Постараемся понять, что движет поступками героев, в чём заключаются трагедии двух великих людей.

Итак, «Маленькие трагедии». Название было дано редактором при посмертной публикации; сам Пушкин озаглавил так: «Опыт драматических изучений». Что именно драматически изучал поэт? Не станем спешить с ответом, просто шаг за шагом будем продвигаться в глубь пушкинского замысла. В центре нашего внимания – драматическое произведение.

 - Какие жанры драматических произведений вы знаете?

 - В чём особенность драматических произведений?

 - Как автор может выразить своё отношение к героям?

 - Моцарт и Сальери… Почему именно они стали героями трагедии Пушкина? Почему поэт не взял имена героев вымышленных, а обратился к исторически реальным лицам?  Что мы знаем о них?

Сообщения о Моцарте и Сальери (сообщения заранее подготовленных учеников).

Слово учителя.

Что же убедило Пушкина в том, что реально существовавший композитор Сальери мог отравить Моцарта? Главный пушкинский аргумент – эпизод, разыгравшийся во время представления оперы Моцарта «Дон Жуан»: раздался свист – все обратились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы в бешенстве, снедаемый завистью. «Завистник, который мог освистать «Дон Жуана», мог отравить его творца».

 -  Как вы думаете, кто «центральное лицо» трагедии Пушкина?

Трагедия начинается с монолога Сальери (читает наизусть учитель).

 - Как вы поняли пушкинского Сальери? Что движет им? Каково его отношение к музыке?

Отчего это, едва явившись на сцену, Сальери начинает вдруг припоминать свою жизнь с самого детства?

 - Какую жизнь вёл Сальери? Почему он решил стать композитором?

 - Действительно ли Сальери так горячо любит своё занятие?

 - Вправе ли мы ожидать, что герой всегда высказывается искренне?

 - Отчего Сальери так часто уничтожает свои сочинения?

 - Почему Сальери считает Моцарта своим врагом?

 - Какой эпизод переполнил чашу терпения завистника Сальери? Что разожгло его зависть к славе Моцарта до бешенства, до желания его убить?

 - А давайте перенесёмся в другую эпоху, в другую страну и выслушаем самих героев.

Инсценирование. Эпизод со слепым музыкантом.

 - Почему Пушкин не сократил трагедию до двух действующих лиц? Зачем ему понадобился слепой музыкант?

 - В трагедии 2-й сцены. Везде Сальери сдержан, прячет свои чувства. Почему в этой сцене ему отказывает самообладание?

 - Сальери долго не может успокоиться. Не может успокоиться и тогда, когда Моцарт играет ему свою новинку. Слушает ли её Сальери?

 - И Моцарт, и Сальери называют себя «жрецами». Одинаковый ли смысл  вкладывает каждый из них в это понятие?

 - Сальери признаёт гениальность Моцарта, но в то же время совершает преступление. Почему?

 - Можно ли поверить Сальери, что до Моцарта он не знал зависти и наслаждался успехами своих товарищей?

 - Кто истинный кумир Сальери, во имя которого он занимается творчеством, во имя которого совершает злодейство? Какой эпитет подбирает автор к слову «слава»?

 - Как бы вы определили сущность Сальери? Какова основная черта его характера?

 - А каков характер Моцарта? Доверчив ли он?

 - Что за чёрный человек к нему приходил?

 - Взгляните на эпиграф к сегодняшнему уроку. Кто такой гений? Кто и когда произносит фразу о гении и злодействе? Почему у Моцарта – тире, а во фразе Сальери тире отсутствует?

 - Каковы будут последствия ужасного поступка Сальери? Освободится ли он от мук или ещё более страшные мучения будут преследовать его всю жизнь?

 - Прав ли Моцарт, что «гений и злодейство – две вещи несовместные»?

 Слово учителя

«Зависть» - первоначальное название трагедии. Почему Пушкин меняет название?

Почему Сальери плачет? Прослушаем «Реквием» Моцарта. Реквием – траурное музыкальное произведение, богослужение по умершему. Мы знакомимся с самой короткой, но самой прекрасной частью, называемой «Лакримоза», что можно перевести как «слёзы». Первые слова, которые поёт хор, так и звучат: «Это день слёз». Заметьте, реквием, заказанный композитору, но… невостребованный. Итак, слушаем музыку и составляем устное сочинение-миниатюру. В этом вам помогут опорные слова: музыка передаёт; слушая музыку, я представляю; тревожная музыка; взволнованные аккорды помогают понять…

 Выступления учащихся.

 Слово учителя. Опыт драматических изучений… Так определил жанр своих произведений А.С. Пушкин. Изучение человеческих страстей, потаённых мыслей – вот что интересовало автора больше всего. Опыты заключают в себе не столько ответы, сколько вопросы. Но это и делает их истинно трагическими произведениями. Действительно ли Сальери отравил Моцарта? Предоставим право историкам разобраться в этом. Но пушкинская трагедия всё же оказала влияние на мировую общественность, потому что музыка Сальери долгое время находилась в забвении, а произведения Моцарта известны всем. «Гений и злодейство – две  вещи несовместные». Гений и музыка – величайшая сила! Сила, которая помогает нам жить, любить и бороться со всеми невзгодами.

 - Что открыли вам пушкинские страницы?

 - Как поняли вы героев?

 - Ваши итоговые суждения. Что понравилось?

 - Как рождаются стихи, музыка, творения живописца?

Итак, интеграция позволяет разнообразить анализ произведения, приобщать школьников к тайнам творческого процесса, активизировать познавательную деятельность учащихся.

Список литературы

1.Т.Г.Браже. «Интеграция предметов в современной школе», «Литература в школе», № 5, 2009 г.

2.Дроздова М. Ф. Пушкин в музыке русских композиторов: Учебное пособие к спецкурсу. - Челябинск: Челяб. ГПИ, 1980. - 62 с.

3.Машенко. «Использование музыки на уроках литературы». М.,2003 г.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Межпредметная интеграциия на уроках литературы»

Межпредметная интеграция на уроках литературы

Интерес к межпредметной интеграции на уроке литературы всегда был высок. «Интеграция способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивает овладение ими комплексным знанием, системой универсальных человеческих ценностей, служит формированию системно-целостного взгляда на мир. Будущее школы связано с синтезом разных учебных предметов и прежде всего предметов гуманитарного цикла в парадигме культуры, разработкой интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновением всех школьных дисциплин.»

Литература – один из предметов гуманитарного цикла. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. Задача словесника – выявить общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного мировосприятия.

Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства, как живопись, музыка и литература, тесно взаимосвязаны. «В далёком прошлом литература и музыка составляли единое целое. С развитием культуры произошёл процесс расчленения. Но связь между литературой и музыкой осталась неразрывной. Художественное слово более всего музыкально в лирике, передающей движение чувств. Проза тоже может звучать музыкально. У неё есть ритм, внутренняя мелодия».

Такие уроки развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Выявляется интерес детей к искусству в целом. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно её отстаивать.

Самое главное – у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся. Интеграция помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира. Нужно постараться сделать всё, чтобы урок литературы был интересным, чтобы ребятам захотелось встретиться с произведениями писателей и поэтов и после урока.

Литература – нравственно-этический и эстетический курс. Она позволяет каждому ученику воспринимать мир в его единстве. Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения, прививают интерес к другим видам искусства. Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. Музыка выражает человеческие чувства. Описать конкретные события способна литература. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Интеграция осуществляет сопоставление произведений смежных искусств с литературными произведениями. Иллюстрации являются своеобразным комментарием к тексту художественного произведения. Они ведут читателя к углубленному пониманию особенностей языка того или иного писателя, помогают увидеть героев глазами художников-иллюстраторов, обогащают возможности изучения литературы в историко-функциональном освещении. Живопись и музыка на уроках литературы помогают постичь идейно-художественное своеобразие произведений.

Наиболее часто использую музыкальные произведения вид интеграции на своих уроках. Музыку можно использовать на уроках изучения биографии писателя. Мы знаем Грибоедова как умного дипломата, мы узнаем его как талантливого писателя, но лишь немногие знают его как музыканта (звучит вальс).

В произведении А.И.Куприна «Гранатовый браслет» (11-й класс) упоминается Соната № 2 Л.В.Бетховена. Музыка гармонирует с переживаниями Веры. В этих нежных звуках – жизнь, гимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и мудрой.

Разговор о С.Есенине уместно начать с музыкальности его произведений. Многое поэт берёт от песни, даже частушки, всё пронизано духом народной песни. Его стихи словно созданы для музыки. Некоторые стихи Есенина стали песнями. Вместе с учащимися вспоминаем, можно даже напеть их.

При изучении басен Крылова в 5-ом классе разбиваю класс на группы. Каждая команда готовит инсценировку басни, изготавливает костюмы, самостоятельно подбирает музыкальное сопровождение.

Ход урока. Выступление команд. Обсуждение.

1. Чьё выступление понравилось больше всего?

2. Кого можно назвать лучшим актёром?

3. Какой группе удалось наиболее точно уловить настроение басни и правильно подобрать музыку?

Как показывает опыт, такие уроки не пропадают бесследно. Они эмоционально насыщены, помогают погрузиться в атмосферу художественного произведения. И литература, и музыка имеют много общего в настроении, в передаче чувств человека.

Интегрированный урок по теме « Гений и злодейство – две вещи несовместные…»

по трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» из цикла «Маленькие трагедии» можно построить следующим образом.

Звучит музыка -«Реквием»

Слово учителя.

Тревожная музыка. Не правда ли? Музыка словно подготавливает нас к чему-то трагическому, непоправимому, скорбному. Такой и была жизнь героев «Маленьких трагедий» Пушкина. «Маленькие трагедии» - это цикл произведений: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы».

Цель каждой трагедии – развенчать какое-либо отрицательное человеческое качество.

«Маленькие трагедии – вещь непостижимая. И сколько бы ни читал их, остаётся ощущение недосказанности, неразгаданности, ускользающей сложности. Нам с вами предстоит знакомство с трагедией «Моцарт и Сальери». Постараемся понять, что движет поступками героев, в чём заключаются трагедии двух великих людей.

Итак, «Маленькие трагедии». Название было дано редактором при посмертной публикации; сам Пушкин озаглавил так: «Опыт драматических изучений». Что именно драматически изучал поэт? Не станем спешить с ответом, просто шаг за шагом будем продвигаться в глубь пушкинского замысла. В центре нашего внимания – драматическое произведение.

- Какие жанры драматических произведений вы знаете?

- В чём особенность драматических произведений?

- Как автор может выразить своё отношение к героям?

- Моцарт и Сальери… Почему именно они стали героями трагедии Пушкина? Почему поэт не взял имена героев вымышленных, а обратился к исторически реальным лицам? Что мы знаем о них?

Сообщения о Моцарте и Сальери (сообщения заранее подготовленных учеников).

Слово учителя.

Что же убедило Пушкина в том, что реально существовавший композитор Сальери мог отравить Моцарта? Главный пушкинский аргумент – эпизод, разыгравшийся во время представления оперы Моцарта «Дон Жуан»: раздался свист – все обратились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы в бешенстве, снедаемый завистью. «Завистник, который мог освистать «Дон Жуана», мог отравить его творца».

- Как вы думаете, кто «центральное лицо» трагедии Пушкина?

Трагедия начинается с монолога Сальери (читает наизусть учитель).

- Как вы поняли пушкинского Сальери? Что движет им? Каково его отношение к музыке?

Отчего это, едва явившись на сцену, Сальери начинает вдруг припоминать свою жизнь с самого детства?

- Какую жизнь вёл Сальери? Почему он решил стать композитором?

- Действительно ли Сальери так горячо любит своё занятие?

- Вправе ли мы ожидать, что герой всегда высказывается искренне?

- Отчего Сальери так часто уничтожает свои сочинения?

- Почему Сальери считает Моцарта своим врагом?

- Какой эпизод переполнил чашу терпения завистника Сальери? Что разожгло его зависть к славе Моцарта до бешенства, до желания его убить?

- А давайте перенесёмся в другую эпоху, в другую страну и выслушаем самих героев.

Инсценирование. Эпизод со слепым музыкантом.

- Почему Пушкин не сократил трагедию до двух действующих лиц? Зачем ему понадобился слепой музыкант?

- В трагедии 2-й сцены. Везде Сальери сдержан, прячет свои чувства. Почему в этой сцене ему отказывает самообладание?

- Сальери долго не может успокоиться. Не может успокоиться и тогда, когда Моцарт играет ему свою новинку. Слушает ли её Сальери?

- И Моцарт, и Сальери называют себя «жрецами». Одинаковый ли смысл вкладывает каждый из них в это понятие?

- Сальери признаёт гениальность Моцарта, но в то же время совершает преступление. Почему?

- Можно ли поверить Сальери, что до Моцарта он не знал зависти и наслаждался успехами своих товарищей?

- Кто истинный кумир Сальери, во имя которого он занимается творчеством, во имя которого совершает злодейство? Какой эпитет подбирает автор к слову «слава»?

- Как бы вы определили сущность Сальери? Какова основная черта его характера?

- А каков характер Моцарта? Доверчив ли он?

- Что за чёрный человек к нему приходил?

- Взгляните на эпиграф к сегодняшнему уроку. Кто такой гений? Кто и когда произносит фразу о гении и злодействе? Почему у Моцарта – тире, а во фразе Сальери тире отсутствует?

- Каковы будут последствия ужасного поступка Сальери? Освободится ли он от мук или ещё более страшные мучения будут преследовать его всю жизнь?

- Прав ли Моцарт, что «гений и злодейство – две вещи несовместные»?

Слово учителя

«Зависть» - первоначальное название трагедии. Почему Пушкин меняет название?

Почему Сальери плачет? Прослушаем «Реквием» Моцарта. Реквием – траурное музыкальное произведение, богослужение по умершему. Мы знакомимся с самой короткой, но самой прекрасной частью, называемой «Лакримоза», что можно перевести как «слёзы». Первые слова, которые поёт хор, так и звучат: «Это день слёз». Заметьте, реквием, заказанный композитору, но… невостребованный. Итак, слушаем музыку и составляем устное сочинение-миниатюру. В этом вам помогут опорные слова: музыка передаёт; слушая музыку, я представляю; тревожная музыка; взволнованные аккорды помогают понять…

Выступления учащихся.

Слово учителя. Опыт драматических изучений… Так определил жанр своих произведений А.С. Пушкин. Изучение человеческих страстей, потаённых мыслей – вот что интересовало автора больше всего. Опыты заключают в себе не столько ответы, сколько вопросы. Но это и делает их истинно трагическими произведениями. Действительно ли Сальери отравил Моцарта? Предоставим право историкам разобраться в этом. Но пушкинская трагедия всё же оказала влияние на мировую общественность, потому что музыка Сальери долгое время находилась в забвении, а произведения Моцарта известны всем. «Гений и злодейство – две вещи несовместные». Гений и музыка – величайшая сила! Сила, которая помогает нам жить, любить и бороться со всеми невзгодами.

- Что открыли вам пушкинские страницы?

- Как поняли вы героев?

- Ваши итоговые суждения. Что понравилось?


- Как рождаются стихи, музыка, творения живописца?

Итак, интеграция позволяет разнообразить анализ произведения, приобщать школьников к тайнам творческого процесса, активизировать познавательную деятельность учащихся.

Список литературы

1.Т.Г.Браже. «Интеграция предметов в современной школе», «Литература в школе», № 5, 2009 г.

2.Дроздова М. Ф. Пушкин в музыке русских композиторов: Учебное пособие к спецкурсу. - Челябинск: Челяб. ГПИ, 1980. - 62 с.

3.Машенко. «Использование музыки на уроках литературы». М.,2003 г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Межпредметная интеграциия на уроках литературы

Автор: Акентьева Елена Ивановна

Дата: 29.11.2015

Номер свидетельства: 259789

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Методическая разработка "Межпредметная интеграция в курсе физики как средство развития познавательной активности" "
    ["seo_title"] => string(128) "mietodichieskaia-razrabotka-miezhpriedmietnaia-intieghratsiia-v-kursie-fiziki-kak-sriedstvo-razvitiia-poznavatiel-noi-aktivnosti"
    ["file_id"] => string(6) "219872"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434396819"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Использование межпредметных связей на уроках литературы. "
    ["seo_title"] => string(65) "ispol-zovaniie-miezhpriedmietnykh-sviaziei-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "189611"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426965844"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Духовно – нравственное воспитание на уроках географии через интеграцию с литературой"
    ["seo_title"] => string(89) "dukhovnonravstviennoievospitaniienaurokakhghieoghrafiichieriezintieghratsiiuslitieraturoi"
    ["file_id"] => string(6) "338183"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1469680317"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Презентация урока литературы по ФГОС"
    ["seo_title"] => string(41) "priezientatsiia-uroka-litieratury-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "290912"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455033110"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Межпредметная интеграция на уроках литературы как средство развития творческих способностей учащихся. "
    ["seo_title"] => string(123) "miezhpriedmietnaia-intieghratsiia-na-urokakh-litieratury-kak-sriedstvo-razvitiia-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "234982"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443553388"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства