воспитывать культуру общения, умение работать в группах, в парах, выслушивать и уважать мнение других.
Ресурсы:
презентация,
экран,
проектор,
2 листа ватмана с полянками,
цветочки с примерами,
танграмы (2 комплекта: серый, белый),
учебники по математике,
тетради,
ручки,
линейки,
карточки для самостоятельной работы.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Вид деятельности: познавательная, речевая.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы и приемы обучения: словесные, практические, наглядные, методы контроля и самоконтроля; рассказ, беседа - практикум, практическая, самостоятельная работа.
Ожидаемый результат:
уметь различать домашних птиц;
уметь ухаживать за домашними птицами;
развить практические навыки измерений.
План урока.
Психологический настрой.
Психогимнастика.
Упражнение для глаз.
Чистоговорки.
Скороговорка.
Сообщение темы урока.
Актуализация знаний.
Устный счет
Повторить меры длины.
Дидактическая игра «Цветочная поляна».
Задача.
Работа по теме.
Рассказ учителя «Описание гуся» и выступление Всезнаек.
Загадка про гусыню и гусят.
Работа по карточкам. «Выбери правильный ответ»
Игра «Танграм».
Музыкотерапия.
Физминутка «Гусь».
Работа в тетрадях.
Работа с учебником математики.
Задание. «Подберите слово – действие и составьте предложение».
Задание. «Измени слова по образцу».
Рассказ о гусе по плану.
Итог урока.
Рефлексия.
ХОД УРОКА
Психологический настрой.
- Здравствуйте, дети. Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада Вас видеть на уроке.
Давайте улыбнемся друг другу и гостям.
Мы сюда пришли учиться.
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- Ребята, назовите сегодняшнее число и месяц.
- Какое число было вчера?
- А какое число будет завтра?
- Какой сейчас у нас урок?
- Чему мы учимся на уроке мир природы и человека? (учимся правильно и красиво говорить, знакомимся с животными, растениями, с природой).
- Но у нас сегодня необычный урок, потому что помогать нам будет математика.
- А чему учимся на уроке математика? (решать примеры, задачи, строить и измерять геометрические фигуры).
II. Психогимнастика.
Упражнение для глаз
Повторяем за мной: закрыли глаза, посчитали до 5, открыли глаза. Вытянули правую руку вперед и следим глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.
Чистоговорки.
Усь-усь-усь – это гусь.
Усь-усь-усь – сердитый гусь.
Ся-ся-ся – я боюсь гуся.
Усь-усь-усь – гонится за мною гусь.
Усь-усь-усь – вот-вот за пятки схватит гусь.
Скороговорка
Шесть гусей пасут гусят:
Шестью десять – шестьдесят.
III. Сообщение темы урока.
- По предмету мир природы и человека мы начинаем изучать новую тему «Домашние птицы», а о какой домашней птице мы будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку.
Загадка про гуся.
По лужку он важно ходит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
Ктоэто?
- Гусь. Слайд.
- Какова тема нашего урока? (Тема нашего урока «Домашняя птица: гусь»).
– Сегодня на уроке мы поговорим о гусях, узнаем, чем они питаются, какую пользу приносят людям, поработаем с танграмом, будем измерять части тела гуся.
- Какие меры длины мы используем при измерении предметов? Назовите тему урока математики. (Меры длины).
- На нашем необычном уроке мы повторим меры длины, поработаем с числами, полученными при измерении.
IV. Актуализация знаний.
Устный счет.
А) Повторить меры длины.
1м = …дм 1 м = … см
1 дм =…см 1 см = … мм (обучающиеся показывают карточку с мерой длины)
Б) Дидактическая игра «Цветочная поляна» (на поляну пришли гуси и пощипали все цветы, давайте посадим новые цветы, а для этого вам надо решить примеры на цветах)
25 : 5 = 6 х 6 =
64 : 8 = 4 х 4 =
81 : 9 = 7 х 7 =
В) Задача. На одной полянке паслись 14 гусей, а на второй – в 2 раза меньше. Сколько гусей паслось на второй полянке?
V. Работа по теме.
1. Рассказ учителя «Описание гуся».
-Скажите, а вы видели гуся? Хотите узнать о нем больше интересного?
-Гусь считается первой домашней птицей человека. Их предок – дикий серый гусь, стал
домашним очень давно. Гуси бывают серого и белого цвета. Слайд.
- Давайте внимательно рассмотрим гуся.
- Назовите его части тела.
Ответы детей.
- Тело гуся состоит из головы, туловища и лап.
- На голове имеются глаза, клюв. Слайд.
Учитель:
-Клюв крепкий, края его с зубцами - ими гуси срезают, как ножницами, листья и стебли растений. А ноготком на конце клюва схватывают зёрна, овощи.
-Затем идёт длинная шея, которая переходит в продолговатое туловище. На нём располагаются короткий хвост и крылья.
- Дальше о гусе расскажут Всезнайки. Они подготовили небольшие сообщения о гусях.
Выступление Всезнайки:
-Гуси умеют летать низко над землёй на небольшие расстояния. Ноги у гуся во время полета отставлены далеко назад. Слайд.
- Гуси хорошо плавают – это водоплавающие птицы. Слайд.
- Для плавания у них имеется приспособление – три передних пальца соединены широкими плавательными перепонками.
- Тело гуся покрыто перьями. На спине они более крупные, а на брюшке маленькие, пушистые.
Учитель:
- А вы знаете, почему гуси выходят сухими из воды?
Выступление Всезнайки:
-Во-первых, перья очень хорошо переплетены между собой.
- Во-вторых, у гусей около хвоста есть копчиковая железа. Они давят клювом на эту железу и из неё, как из тюбика, выжимают жировую смазку. Берут её на клюв и натирают бока, спину, живот, хвост, голову. Но клювом голову достать нельзя, поэтому они смазывают её, потирая круговыми движениями о спину.
- Гусыня откладывает яйца, высиживает их в гнезде. Слайд.
Под яйца она подкладывает выщипанный из себя пух. Через определённое время вылупляются гусята. За гусятами ухаживают и гусак и гусыня. Гусак оберегает свою семью от врагов. Он шипит, широко расправляет крылья, может даже ущипнуть.
2. Загадка про гусыню и гусят.
Без команды в строй встают, отправляются на пруд.
Кто идёт цепочкой длинной, кто так любит дисциплину? (Гусыня с гусятами)
- Как они идут? (Гусята идут за гусыней гуськом, друг за другом цепочкой)Слайд.
Словарное слово:
Гуськом - идти друг за другом цепочкой.
-А для чего же человек одомашнил гусей? Кормит их, ухаживает за ними?
-Чтобы получать мясо, гусиный жир, пух для изготовления подушек и перин. Слайд.
3. Работа по карточкам. «Выбери правильный ответ» (работа в парах)
Карточка №1
Гусь – это… (домашняя птица, домашнее животное).
У гуся шея… (короткая толстая, длинная тонкая).
Карточка №2
У гуся есть…(2 лапы, 4 лапы).
На лапках имеются…(копыта, плавательные перепонки).
Карточка №3
Тело гуся покрыто…(перьями, шерстью).
Гусь умеет…(крякать, мычать, гоготать).
Карточка №4
Птенца гусей зовут…(цыплёнок, гусёнок, телёнок).
Игра «Танграм»
Стихотворение «Весёлыйгусь» читает обучающийся (на голове шапочка-гусь).
Я весёлый гусь,
Ничего я не боюсь.
Но вчера упал я с кочки,
Разлетелся на кусочки.
Помогите! Помогите!
Из кусков меня сложите.
Показ – 10 сек. Гусь из танов (дидактическое пособие)
Складывание по памяти. (работа в группах)
1 группа. Складывают серого гуся из танов.
2 группа. Складывают белого гуся из танов.
5. Музыкотерапия
Во время складывания звучит русская народная песня «Два гуся»
-Какую песенку вы прослушали, о ком она?
6. Физминутка «Гусь»
Утром встал гусак на лапки, (присесть, затем подняться)
Приготовился к зарядке. (шаги на месте)
Повернулся влево, вправо, (повороты)
Приседанье сделал браво. (присесть)
Перевел гусиный дух (наклоны вперед, руки назад)
И с разбегу в воду – бух. (повернуться вокруг и подпрыгнуть)
7. Работа в тетрадях.
- Запишите число, классная работа (на доске)
Задание. Измерить спину гуся, подошву на лапке, низ туловища и верхнюю часть головы.
(На партах иллюстрации гуся)
- Запишите числа, полученные при измерении в тетрадь.
Фронтальная проверка. - Какие меры длины использовали? (см, мм)
8. Работа с учебником математики.
Стр. 158 № 24– по группам.(два человека у доски)
1 группа: выписать числа с одним названием меры длины
2 группа: выписать числа с двумя названиями мер длины
- Продолжим разговор о гусях.
9. Задание. «Подберите слово – действие и составьте предложение». Слайд.
Гусь (чирикает, гогочет, шипит) на лугу.
Гусыня (выращивает, высиживает, бросает) яйца.
Гусята (ходят, плавают, бегают) в пруду.
10. Задание. «Измени слова по образцу». Слайд.
Один гусь - два …? - пять… ?
Одна гусыня – две…? пять…?
Один гусёнок – два… ? – пять…?
11. Рассказ о гусе по плану. Слайд.
ПЛАН.
Кто это?
Какая этаптица домашняя или дикая?
Какие части тела унегоесть?
Чем онпитается?
Как называют еёптенцов?
Как этаптица подаёт голос?
Какую пользу она приносит людям? Люди откармливают гусей на мясо, перо - в подушки, пух - в одеяла, куртки.
VI. Итог урока.
– Урок вам понравился? О ком мы сегодня говорили? Можно ли определить размеры гуся? А какой предмет нам в этом помог?
Рефлексия.
Перед вами полоски бумаги двух цветов: голубые и жёлтые. Их длина 1 дм.
- Если вы оцениваете свою работу на « 5», прикрепите на доску голубой дм.
- Если у вас были ошибки, вы оцениваете свою работу на «4», то на доску прикрепите жёлтый дм.