Тема: "Законы природы в гидросфере"
- Мерчанская Александра Григорьевна, учитель физики и математики
- Олейникова Светлана Алексеевна, учитель математики и информатики
- Ольховикова Галина Павловна, учитель химии и биологии
- Цели урока:
- Создание оптимальных условий для развития мышления учащихся в процессе обучения физике, биологии, информатике на основе интеграции этих предметов.
- Преодоление некоторых противоречий процесса обучения.
- Повышение и развитие интереса учащихся к указанным предметам.
Задачи урока: Образовательные:
закрепить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме “Информационные модели”;
закрепить навыки заполнения и редактирования таблиц, работы с формулами;
познакомить учащихся с внутренним строением рыб, его взаимосвязью со средой обитания;
раскрыть меж предметные связи биологии с физикой и информатикой;
формирование: материалистического мировоззрения; умения устанавливать отношения между предметами с помощью прикладных программ;
Развивающие:
развитие: логического мышления, умений работы с учебником, карточками-заданиями, правильно строить устный ответ, отвечать по таблице (изображению на экране); навыков использования ПК при решении задач; умение применять знания теории на практике;
Воспитательные:
стимулировать познавательную деятельность постановкой проблемных вопросов и заданий, оценкой и поощрением.
продолжить формирование практических и интеллектуальных умений школьников.
показать возможность использования информационных технологий при решении задач по другим предметам, в частности, по физике и биологии.
Планируемые результаты:
Знать:
- давление внутри жидкостей, как явление.
- внутреннее строение рыб, его взаимосвязь со средой обитания и физическими явлениями.
- модели и их виды, правила записи формул в ЭТ Excel
Уметь:
- решать задачи с использованием компьютера;
- решать задачи с помощью ЭТ,
Тип урока:
Интегрированный урок по физике, информатике и биологии.
Комплексно-методическое обеспечение:
Карточки – задания, доска, оборудование для фронтально-практической работы, проектор, ПК.
Методы обучения:
- словесные
- наглядные
- практические
- проблемные (задачи)
Меж предметные связи:
- физика
- информатика
- биология
(Время: три урока по 40 минут)
Ход урока
I. Организационный момент (мотивация учебной деятельности) (5 мин.)
Учитель информатики:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим нестандартный урок, интегрированный: "Законы природы в гидросфере"
(применение информационных технологий при решении задач по физике и биологии.) С помощью ПК вы сможете решить значительно больше задач, чем на обычном уроке в кабинете физики.
Учитель физики:
Сегодня мы рассмотрим «Давление внутри жидкостей, как явление». Закрепим навыки решения задач по физике с помощью ЭТ.
Учитель биологии: Познакомимся с внутренним строением рыбы и составим информационные модели
Учитель информатики: На этом уроке мы подведём итоги изучения темы “ Информация. Информационные модели”. И познакомимся с решением задач с помощью ЭТ “Excel”
Давайте вспомним:
II. Повторение (10 мин.).
Информатика — наука, изучающая закономерности протекания процессов получения, передачи, хранения и обработки информации в природе, обществе, технике, а также способы автоматизации этих процессов с помощью компьютера.
Что такое информация? Какие действия изображены на схеме? (слайд 4)
Информация – сведения об окружающем мире, Знание – сохраненная информация.
Объектами изучения в информатике являются предмет, информация, информационный процесс, алгоритм, исполнитель, компьютер, включая его аппаратное и программное обеспечение, и т. д.
Объект — это любая часть окружающей действительности (предмет, процесс, явление), воспринимаемая человеком как единое целое.
Информационные модели Объект-оригинал можно заменить набором его свойств: названий (величин) и значений. Набор свойств, содержащий всю необходимую информацию об исследуемых объектах и процессах, называют информационной моделью.
Учитель физики:
Водная поверхность на планете Земля занимает ¾ всей поверхности. Изучение законов природы связанных с водой физика обойти не может. Мы сегодня выясним, как определить давление жидкости на любой глубине водоема и на дно сосуда (или предмета). ( Слайды № 10-12)
Учитель биологии:
Что произойдет если опустить карасика на дно озера Байкал?
Что произойдет с глубоководной рыбой, если ее быстро поднять на 10 м.? 15 м? Давайте рассмотрим внутреннее строение рыбы.
Рассказ – беседа. (7 мин.)
Проблема: Как зависит внутреннее строение рыб от среды обитания? (Слайд №12)
Скелет и мускулатура. (Слайд № 13)
Пищеварительная система. Дыхательная система. (Слайд № 14-15)
Кровеносная система. (Слайд № 16)
Выделительная система. Плавательный пузырь, его функции. (Слайд № 17)
Закрепление ЗУН. (7 мин.) Беседа.
Рассмотрите рисунки (Слайд № 18), иллюстрирующие внутреннее строение рыб и ответьте на вопросы:
А) каковы особенности скелета рыб?
Б) почему рыб относят к хордовым животным?
В) каковы особенности пищеварительной системы рыб?
Г) как приспособлено строение дыхательной системы рыб к водной среде обитания?
Д) каково строение плавательного пузыря? Каковы его функции?
Учитель биологии «Взаимосвязь биологии и физики». Рассказ - беседа. (3 мин.).
Учитель физики: (15 мин)
Мы сегодня выясним, как определить давление жидкости на любой глубине водоема и на дно сосуда (или предмета).
Примером таких процессов является давление внутри жидкостей.
Давайте повторим, какие формулы вы узнали при изучении этой темы? (записать на доске, желательно вызвать сильного ученика).
Вывод формулы (слайд 22)
Опыт 1 (слайд 23)
Опыт 2(слайд 24-25)
Опыт 3(слайд 26-27)
5. Фронтальная лабораторная работа (15 мин.)
Проблема: Изменится ли давление, если в сосуд опустить какай либо тело?
Изучение морских глубин (слайд 28)
Сообщение учащихся «Давление жидкости на человека на разных глубинах» (3мин)
Учитель физики: Для более глубокого погружения человека в воду используются специальные приспособления (слайды 28-37)
В воде много рыб и живых существ. Рассчитать давление жидкости на рыбу на дне озера Байкал и в Марианской впадине.
В чем различие условий при решении этих задач? (Байкал - пресная вода, Марианская впадина - морская вода, плотность различна.)
Изучение морских глубин (слайд 31)
Сообщение учащихся «Давление на человека» (3-5 мин)
Учитель физики: Для более глубокого погружения человека в воду используются специальные приспособления (слайды 32-38)
В воде много рыб и живых существ. Рассчитать давление жидкости на рыбу на дне озера Байкал и в Мариинской впадине.
Учитель информатики: (10мин) Давайте составим математическую модель данной задачи и представим ее в форме таблицы.
(Работа с табличным редактором Microsoft XL) (слайды 39-41)
Основная часть окна табличного процессора — рабочий лист. Рабочий лист состоит из 256 столбцов и 65 536 строк. Столбцы именуются латинскими буквами (одно- и двухбуквенными именами) в алфавитном порядке в направлении слева направо. Строки нумеруются сверху вниз, начиная с 1 .
В ячейке могут помещаться текст, число или формула. Тексты (надписи, заголовки, пояснения) нужны для оформления таблицы, в текстовой форме могут быть представлены характеристики рассматриваемых объектов.
С помощью чисел (натуральных, целых, рациональных) задаются различные количественные характеристики рассматриваемых объектов. Числовые данные, введенные в ячейки таблицы, являются исходными данными для проведения вычислений.
Формулы являются своеобразными инструкциями, определяющими порядок вычислительных действий. Они могут содержать имена ячеек, числа, знаки операций и обращения к функциям.
Арифметические операции «сложение», «вычитание», «умножение» и «деление» обозначаются соответственно символами «+», «-», «*» и «/».
Как правильно записать формулу для расчета давления жидкости в данном редакторе? (слайд 42)
Введем данные в таблицу. Каков результат?
Можно ли использовать данную таблицу для решения подобных задач с другими данными глубины и плотности?
Учитель физики: Подведем итог, зависит ли давление (Р) от массы?
Силы тяжести? Объема? От рода жидкости?
От глубины погружения?
Учитель информатики: Какие информационные модели были использованы на уроке?
III. Решение задач с помощью ЭТ “Excel” (25мин.)
Учитель информатики:
Прежде чем решать задачи, давайте повторим основные понятия, которые вы должны знать при работе в ЭТ.
- Как запустить табличный процессор?
- Что такое ячейка? Как задать адрес ячейки?
- Как ввести в ячейку формулу?
- Что такое диапазон ячеек?
- Как скопировать формулу в заданный диапазон ячеек?
Для быстрого ввода данных формул используйте «авто заполнение».
Работа в группах.
А теперь работаем за ПК, и выполните задание по карточке №1. Обратите внимание на единицы измерения.
№1. Произвести расчёты с помощью ЭТ и заполнить таблицу.
Преподаватель физики проверяет результаты работы:
Учитель физики:
Какой закон вы использовали при решении этой задачи? Посмотрите следующее задание. Какой закон будете использовать при решении этой задачи?
№2. Произвести расчёты с помощью ЭТ и заполнить таблицу:
Учитель информатики:
Обратите внимание: при решении задач вам надо было правильно записать формулу в первой строке, а остальные результаты пересчитываются в ЭТ автоматически.
Учитель биологии:
1 из 3-х заданий – задание по биологии по карточкам:
1 группа: назовите внутренние органы рыбы, укажите, к каким системам они относятся.
2 группа: как строение скелета и мускулатуры рыб связано со средой обитания?
3 группа: каковы особенности кровеносной и дыхательной системы рыб в связи со средой обитания?
Творческий проект «Кроссворд» (учителя оказывают консультативную помощь)
Составить кроссворд из трех - пяти слов, используя информацию и термины, полученные на уроке.
Защита проекта (13мин.)
Итог (2 мин.) Учитель информатики. А теперь оцените свою активность и качество работы на уроке. По результатам «Анкеты » будут выставлены оценки.
Урок закончен. Спасибо за внимание.