kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок по теме "Законы природы в гидросфере"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тема: "Законы природы в гидросфере"

  • Мерчанская  Александра Григорьевна, учитель физики и математики
  • Олейникова Светлана Алексеевна, учитель математики и информатики
  • Ольховикова Галина Павловна, учитель химии и биологии
  • Цели урока:
  1. Создание оптимальных условий для развития мышления учащихся в процессе обучения физике, биологии, информатике на основе интеграции этих предметов.
  2. Преодоление некоторых противоречий процесса обучения.
  3. Повышение и развитие интереса учащихся к указанным предметам.

Задачи урока: Образовательные:

 закрепить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме “Информационные модели”;

 закрепить навыки заполнения и редактирования таблиц, работы с формулами;

познакомить учащихся с внутренним строением рыб, его взаимосвязью со средой обитания;

 раскрыть меж предметные связи биологии с физикой и информатикой;

формирование: материалистического мировоззрения; умения устанавливать отношения между предметами с помощью прикладных программ;

Развивающие:

развитие: логического мышления, умений работы с учебником, карточками-заданиями, правильно строить устный ответ, отвечать по таблице (изображению на экране); навыков использования ПК при решении задач; умение применять знания теории на практике;

Воспитательные:

стимулировать познавательную деятельность постановкой проблемных вопросов и заданий, оценкой и поощрением.

продолжить формирование практических и интеллектуальных умений школьников.

показать возможность использования информационных технологий при решении задач по другим предметам, в частности, по физике и биологии.

Планируемые результаты:

Знать:

  • давление внутри жидкостей, как явление.
  • внутреннее  строение  рыб, его взаимосвязь со средой обитания и физическими явлениями.
  • модели и их виды, правила записи формул в ЭТ Excel

Уметь:

  • решать задачи с использованием компьютера;
  • решать задачи с помощью ЭТ,

Тип урока:

Интегрированный урок по физике, информатике и биологии.

Комплексно-методическое обеспечение:

Карточки – задания, доска, оборудование для фронтально-практической работы, проектор,  ПК.

Методы обучения:

  • словесные
  • наглядные
  • практические
  • проблемные (задачи)

Меж предметные связи:

  • физика
  • информатика
  • биология

(Время: три урока по 40 минут)

Ход урока

I. Организационный момент (мотивация учебной деятельности) (5 мин.)

Учитель информатики:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим нестандартный урок, интегрированный: "Законы природы в гидросфере"

(применение информационных технологий при решении задач по физике и биологии.) С помощью ПК вы сможете решить значительно больше задач, чем на обычном уроке в кабинете физики.

Учитель физики:

Сегодня мы рассмотрим «Давление внутри жидкостей, как явление». Закрепим навыки решения задач по физике с помощью ЭТ.

 Учитель биологии:  Познакомимся  с внутренним строением рыбы и  составим информационные модели

Учитель информатики: На этом уроке мы подведём итоги изучения темы  “ Информация. Информационные модели”. И познакомимся с решением задач с помощью ЭТ “Excel”  

Давайте вспомним:

II. Повторение (10 мин.).

Информатика — наука, изучающая закономерности протекания процессов получения, передачи, хранения и обработки ин­формации в природе, обществе, технике, а также способы автоматизации этих процессов с помощью компьютера.

Что такое информация? Какие действия изображены на схеме? (слайд 4)

Информация – сведения об окружающем мире, Знание – сохраненная информация.

Объектами изучения в информатике являются предмет, инфор­мация, информационный процесс, алгоритм, исполни­тель, компьютер, включая его аппаратное и программное обеспечение, и т. д.

Объект — это любая часть окружающей действитель­ности (предмет, процесс, явление), воспринимаемая чело­веком как единое целое.

Информационные модели Объект-оригинал можно заменить набором его свойств: названий (величин) и значений. Набор свойств, содержащий всю необходимую информацию об исследуе­мых объектах и процессах, называют информационной моделью.

Учитель физики:

Водная поверхность на планете  Земля занимает ¾ всей поверхности.  Изучение законов природы связанных с водой физика обойти не может. Мы сегодня выясним, как определить давление жидкости на любой глубине водоема  и  на дно сосуда (или предмета). ( Слайды № 10-12)

Учитель биологии:

Что произойдет если опустить карасика на дно  озера Байкал?

Что произойдет с глубоководной рыбой, если ее быстро поднять на 10 м.? 15 м? Давайте рассмотрим внутреннее строение рыбы.

Рассказ – беседа. (7 мин.)

Проблема: Как зависит внутреннее строение рыб от среды обитания?  (Слайд №12)

Скелет и мускулатура.  (Слайд № 13)

Пищеварительная система.  Дыхательная система.   (Слайд № 14-15)

Кровеносная система.  (Слайд № 16)

Выделительная система.  Плавательный пузырь, его функции.  (Слайд № 17)

Закрепление ЗУН. (7 мин.) Беседа.

Рассмотрите рисунки (Слайд № 18), иллюстрирующие внутреннее строение рыб и ответьте на вопросы:

А) каковы особенности скелета рыб?

Б) почему рыб относят к хордовым животным?

В)  каковы особенности пищеварительной системы рыб?

Г) как приспособлено строение дыхательной системы рыб к водной среде обитания?

Д) каково строение плавательного пузыря? Каковы его функции?

Учитель биологии «Взаимосвязь биологии и физики». Рассказ - беседа. (3 мин.).

Учитель физики: (15 мин)

Мы сегодня выясним, как определить давление жидкости на любой глубине водоема  и  на дно сосуда (или предмета).

Примером таких процессов является давление внутри жидкостей.

Давайте повторим, какие формулы вы узнали при изучении этой темы? (записать на доске, желательно вызвать сильного ученика).

Вывод формулы (слайд 22)

Опыт 1 (слайд 23)

Опыт 2(слайд 24-25)

Опыт 3(слайд 26-27)

5. Фронтальная лабораторная работа (15 мин.)

 Проблема: Изменится ли давление, если в сосуд опустить какай либо тело?

Изучение морских глубин (слайд 28)

Сообщение учащихся  «Давление жидкости на человека на разных глубинах» (3мин)

Учитель физики: Для более глубокого погружения человека в воду используются специальные  приспособления  (слайды 28-37)

В воде много рыб и живых существ. Рассчитать давление жидкости на рыбу на дне озера Байкал и в Марианской впадине.

В чем различие условий при решении этих задач? (Байкал - пресная вода, Марианская впадина - морская вода, плотность различна.)

Изучение морских глубин (слайд 31)

Сообщение учащихся  «Давление на человека»  (3-5 мин)

Учитель физики: Для более глубокого погружения человека в воду используются специальные  приспособления  (слайды 32-38)

В воде много рыб и живых существ. Рассчитать давление жидкости на рыбу на дне озера Байкал и в Мариинской впадине.

Учитель информатики: (10мин) Давайте составим математическую модель данной задачи и представим ее в форме таблицы.

(Работа с табличным редактором Microsoft XL) (слайды 39-41)

Основная часть окна табличного процессора — рабо­чий лист. Рабочий лист состоит из 256 столбцов и 65 536 строк. Столбцы именуются латинскими буквами (одно- и двухбуквенными именами) в алфавитном порядке в направлении слева направо. Строки нумеруются сверху вниз, начиная с 1 .

В ячейке могут помещаться текст, число или формула. Тексты (надписи, заголовки, пояснения) нужны для оформления таблицы, в текстовой форме могут быть пред­ставлены характеристики рассматриваемых объектов.

С помощью чисел (натуральных, целых, рациональ­ных) задаются различные количественные характеристи­ки рассматриваемых объектов. Числовые данные, введен­ные в ячейки таблицы, являются исходными данными для проведения вычислений.

Формулы являются своеобразными инструкциями, определяющими порядок вычислительных действий. Они могут содержать имена ячеек, числа, знаки операций и обращения к функциям.

Арифметические операции «сложение», «вычита­ние», «умножение» и «деление» обозначаются соответст­венно символами «+», «-», «*» и «/».

Как правильно записать формулу для расчета давления жидкости в данном редакторе? (слайд 42)

Введем данные в таблицу.  Каков результат?

Можно ли использовать данную таблицу для решения подобных задач с другими данными глубины и плотности?

Учитель физики: Подведем итог, зависит ли давление (Р) от массы?

Силы тяжести?  Объема? От рода жидкости?

От глубины погружения?

Учитель информатики: Какие информационные модели были использованы на уроке?

III. Решение задач с помощью ЭТ “Excel” (25мин.)

Учитель информатики:

Прежде чем решать задачи, давайте повторим основные понятия, которые вы должны знать при работе в ЭТ.

  1. Как запустить табличный процессор?
  2. Что такое ячейка? Как задать адрес ячейки?
  3. Как ввести в ячейку формулу?
  4. Что такое диапазон ячеек?
  5. Как скопировать формулу в заданный диапазон ячеек?

Для быстрого ввода данных  формул используйте «авто заполнение».

Работа в группах.

А теперь работаем за ПК, и выполните задание по карточке №1. Обратите внимание на единицы измерения.

№1. Произвести расчёты с помощью ЭТ и заполнить таблицу.

Преподаватель физики проверяет результаты работы:

Учитель физики:

Какой закон вы использовали при решении этой задачи? Посмотрите следующее задание. Какой закон будете использовать при решении этой задачи?

№2. Произвести расчёты с помощью ЭТ и заполнить таблицу:

Учитель информатики:

Обратите внимание: при решении задач вам надо было правильно записать формулу в первой строке, а остальные результаты пересчитываются в ЭТ автоматически.

Учитель биологии:

1 из 3-х заданий – задание по биологии по карточкам:

1 группа: назовите внутренние органы рыбы, укажите, к каким системам они относятся.

2 группа: как строение скелета и мускулатуры рыб связано со средой обитания?

3 группа: каковы особенности кровеносной и дыхательной системы рыб в связи со средой обитания?

Творческий проект «Кроссворд» (учителя оказывают консультативную помощь)

Составить кроссворд из трех - пяти  слов, используя информацию и термины, полученные на уроке.

Защита проекта (13мин.)

Итог (2 мин.) Учитель информатики.  А теперь оцените свою активность и качество работы на уроке. По результатам «Анкеты » будут выставлены оценки.

Урок закончен. Спасибо за внимание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по теме "Законы природы в гидросфере" »

Интегрированный урок по теме

Интегрированный урок по теме "Законы природы в гидросфере"

Естественно-математические науки

7 класс

Мерчанская Александра Григорьевна, учитель физики и математики

Олейникова Светлана Алексеевна, учитель математики и информатики

Ольховикова Галина Павловна, учитель химии и биологии

Один мудрец сказал:  « Если у меня возникают вопросы,  значит я мыслю  и значит я живу».

Один мудрец сказал:

« Если у меня возникают вопросы,

значит я мыслю

и значит я живу».

Девиз урока:  «Жить, а не существовать!»

Девиз урока:

«Жить, а не существовать!»

Информатика — наука, изучающая закономерности протекания процессов получения, передачи, хранения и обработки информации в природе, обществе, технике, а также способы автоматизации этих процессов с помощью компьютера.

Информатика — наука, изучающая закономерности протекания процессов получения, передачи, хранения и обработки информации в природе, обществе, технике, а также способы автоматизации этих процессов с помощью компьютера.

Информация Сведения Знание

Информация

Сведения

Знание

Объект — это любая часть окружающей действительности (предмет, процесс, явление), воспринимаемая человеком как единое целое.

Объект — это любая часть окружающей действительности (предмет, процесс, явление), воспринимаемая человеком как единое целое.

Внешний вид Длина 10 м Ширина 8 м Количество этажей 2 Материал стен Кирпич Толщина стен 0,6 м Внутренняя отделка стен Доска Материал крыши Шифер

Внешний вид

Длина

10 м

Ширина

8 м

Количество этажей

2

Материал стен

Кирпич

Толщина стен

0,6 м

Внутренняя отделка стен

Доска

Материал крыши

Шифер

Подводный мир прекрасен

Подводный мир прекрасен

но иногда опасен

но иногда опасен

Вывод основной формулы   h

Вывод основной формулы

 

h

Молоко из бутылки вылили в кастрюлю. Как изменилась масса жидкости? Как изменился объем жидкости? Какая физическая величина изменилась?

Молоко из бутылки вылили в кастрюлю.

Как изменилась масса жидкости?

Как изменился объем жидкости?

Какая физическая величина изменилась?

  •  
Изменится ли давление воды на дно ведра, если в воду опустить мячик? Камень?

Изменится ли давление воды на дно ведра, если в воду опустить мячик? Камень?

h  h Высота столба жидкости стала больше Высота столба жидкости не изменилась p=ρg h

h

h

Высота столба жидкости стала больше

Высота столба жидкости не изменилась

p=ρg h

В сосуды 1 и 2 наливают воду так, что ее уровень в обоих сосудах одинаков Одинаковы ли давления на дно сосудов?  Одинаковы ли силы давления на дно ?

В сосуды 1 и 2 наливают воду так, что ее уровень

в обоих сосудах одинаков

Одинаковы ли давления на дно сосудов?

Одинаковы ли силы давления на дно ?

Изучение морских глубин

Изучение морских глубин

Какова максимальная глубина  океана на нашей планете?  Тихий океан, Марианская впадина,  глубина 11035м  Самое глубокое озеро –Байкал,  глубина 1680м

Какова максимальная глубина

океана на нашей планете?

Тихий океан, Марианская впадина,

глубина 11035м

Самое глубокое озеро –Байкал,

глубина 1680м

Искатели жемчуга – 50 м       Человек в воде

Искатели жемчуга – 50 м

Человек в воде

Француз Лоик Леферм в 2004году установил рекорд погружения  на глубину 171 м  без специального оборудования с задержкой дыхания на целых 7 минут!  При этом частота биения его сердца замедлилась  до 25 ударов в минуту .

Француз Лоик Леферм в 2004году

установил рекорд погружения

на глубину 171 м

без специального оборудования

с задержкой

дыхания на целых 7 минут!

При этом частота биения его

сердца замедлилась

до 25 ударов в минуту .

Погружение с аквалангом -143 м

Погружение с аквалангом -143 м

В мягком скафандре-180 м

В мягком скафандре-180 м

В жестком скафандре -250 м

В жестком скафандре -250 м

Подводные лодки до 900 м

Подводные лодки до 900 м

В батискафе -10 919 м

В батискафе -10 919 м

Задача  На рисунке представлен график зависимости давления внутри жидкости от глубины. Определите, для какой жидкости построен график.

Задача

На рисунке представлен график зависимости давления внутри жидкости от глубины. Определите, для какой жидкости построен график.

Основные понятия, которые вы должны знать при работе в ЭТ

Основные понятия, которые вы должны знать при работе в ЭТ

  • Как запустить табличный процессор?
  • Что такое ячейка? Как задать адрес ячейки?
  • Как ввести в ячейку формулу?
  • Что такое диапазон ячеек?
  • Как скопировать формулу в заданный диапазон ячеек?
Произвести расчёты с помощью ЭТ и заполнить таблицу:

Произвести расчёты с помощью ЭТ и заполнить таблицу:

Практическое решение задач Работа в группах

Практическое решение задач

Работа в группах

Творческий проект «Кроссворд»

Творческий проект «Кроссворд»

Пример кроссворда в программе XL 1   3       2       4       6 5                                     1.Животное с большими рогами обитает в лесу 2.Речная крыса. 3.Животное с лопатовидным хвостом 4.Самая большая змея 5.Самая ядовитая змея 6.Дикая свинья

Пример кроссворда в программе XL

1

 

3

 

 

 

2

 

 

 

4

 

 

 

6

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Животное с большими рогами обитает в лесу

2.Речная крыса.

3.Животное с лопатовидным хвостом

4.Самая большая змея

5.Самая ядовитая змея

6.Дикая свинья

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Интегрированный урок по теме "Законы природы в гидросфере"

Автор: Мерчанская Александра Григорьевна, Олейникова Светлана Алексеевна, Ольховикова Галина Павловна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 104288

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Интегрированный урок по теме "Колебания и волны" 9 класс (физика и география) "
    ["seo_title"] => string(83) "intieghrirovannyi-urok-po-tiemie-koliebaniia-i-volny-9-klass-fizika-i-ghieoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "111877"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408018072"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства