Для целостного восприятия окружающего мира необходима связь математики сдругими предметами :физикой, хмией. биологией. экономикой.В различных жизненных ситуациях нужно уметь решать задачи практического содержания.
«Теория без практики мертва и бесплодна, практика без теории невозможна и пагубна. Для теории нужны знания, для практики, сверх того, и умение».
В современном мире наблюдается повышенное внимание правительств большинства стран к проблемам качества и эффективности образования. Национальное образование становится стратегической областью, которая обеспечивает государственную безопасность. О конкурентоспособности страны в мире начинают судить по уровню образовательной подготовки подрастающего поколения.
Начало XXI века – время модернизации образования.
«Математическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная – с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры человека». Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики ведёт к ослаблению интереса учащихся к изучаемому материалу. Необходимы задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, вызывающие неподдельный интерес и желание их решать, так как результат имеет выход в жизнь.
Поддержать интерес учащихся к математике можно, используя межпредметные связи.
При решении задач подобного типа у учащихся формируется умение обобщать знания и переносить их из одной ситуации в другую.
Подобные задания являются эффективным средством организации самостоятельной работы учащихся.
Важно сформулировать на уроках математики целостное восприятие решаемой задачи, умение проводить выбор методов решения , перенос и использование знаний, умений, навыков с одной учебной дисциплины на другую, узнавание и применение фактов из смежных дисциплин(физика, химия, информатика), не секрет, что учащиеся не могут использовать известные факты из математики на уроках физики, химии и т. д.
Данную проблему можно решить, включая в преподавание курса математики интегрированные уроки, либо используя отдельные приёмы, которые позволяют продемонстрировать взаимопроникновение дисциплин, междисдисциплинарные связи, научить комплексно использовать школьные знания
В систему курса математики включаю задания, содержащие наиболее полезные и интересные сведения из физики, химии, биологии, географии, истории и т. д.
Примеры
1.Между электрическим столбом и зданием натянут кабель. Расстояние между зданием и столбом равно 10 метров, высота столба 8 м, а высота здания 4 м. Найдите длину электрического кабеля.
Ответ: ≈11м. ; применяется теорема Пифагора
2.Из свинцового шара радиуса 10 мм делают цилиндрический диск толщиной 3 мм. Каков диаметр диска?
Ответ:≈42мм; шар и цилиндр равновеликие тела , vш=vц .
3.Сколько квадратных метров жести пойдёт на изготовление водосточной трубы длиной 6м и диаметром 22см если швы прибавляют 3 % площади поверхности трубы?
Ответ: А
Ещё один из приемов использования интеграции на уроке- это подбор и самостоятельное составление задач и их решений.
Ученик, выполняя такое задание, проявляет самостоятельность, находчивость, изобретательность, что вызывает интерес к предмету.
Применение интегрированных уроков для активизации учебной деятельности на уроках предпологает решение едино педагогической задачи обучения.
Целью интегрированного занятия является:
- активизация творческих возможностей учебно-позновательной деятельности учащихся;
- применение полученных знаний на практике;
В процессе исследования эффективности и целесообразности использования интегрированных уроков сделаны следующие выводы:
- Необходимость межпредметных связей заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законам психологии;
- Систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий между разделами учебных предметов – одно из необходимых условий развития;
- Образовательные программы по математики позволяют в полной мере использовать данные типы интеграции в учебном процессе.
4.Хватит ли 8500м2 изоляционной ленты для двукратного покрытия ею километра газопровода диаметром 1420мм?
Ответ: не хватит
5.Конусообразная палатка высотой 4м с диаметром основания 6м покрыта парусиной. Сколько квадратных метров парусины пошло на палатку?
Ответ: площадь полной поверхности конуса; ≈50,3 м2
6. Сколько краски потребуется для покрытия фронтона дома с двух сторон? Крыша двускатная. Ширина дома 12 м., расстояние от конька крыши до кирпичной кладки стен 2 м. Расход краски на 1 кв. м. 300 грамм.
Ответ: 6 кг.
Ответ: 6 кг. ;площадь треугольника
7.Угольный пласт обычно залегает так, что его верхняя граница (конечно в грубом приближении) представляет собой часть плоскости Какое наименьшее число скважин следует пробурить, чтобы определить, как расположен пласт?
Ответ:3; аксиомы стереометрии
8.Одному ученику в столовой на завтрак дают 20г сливочного масла. В школе 320 учеников. Сколько молока должно быть надоено на ферме, чтобы получить нужное количество масла? Молоко даёт 25% сливок, сливки дают 20% масла.
А) 135 кг В) 129кг С)130 кг Д)128 кг.
Ответ: Д
9.По итогам работы за год фирма получила 16 млн тг прибыли. Правление фирмы решило выделить на выплату дивидендов акционерам 25% от прибыли. Известно, что акционеры владели 8 000 акций стоимостью 1000тг каждая. Какую сумму дивидендов получит на каждую акцию акционер фирмы?
А) 1000тг В) 500тг С) 800тг Д) 700тг
Ответ: В
10.Масса одной пчелиной ноши нектара около 6мг.Сколько вылетов должна сделать пчела, чтобы накопить 100гр мёда?
А) 2000 В)3000 С)1500 Д)2100.
Ответ: А
Ещё один из приемов использования интеграции на уроке- это подбор и самостоятельное составление задач и их решений.
Ученик, выполняя такое задание, проявляет самостоятельность, находчивость, изобретательность, что вызывает интерес к предмету.
Применение интегрированных уроков для активизации учебной деятельности на уроках предпологает решение едино педагогической задачи обучения.
Целью интегрированного занятия является:
- активизация творческих возможностей учебно-позновательной деятельности учащихся;
- применение полученных знаний на практике;
В процессе исследования эффективности и целесообразности использования интегрированных уроков сделаны следующие выводы:
- Необходимость межпредметных связей заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законам психологии;
- Систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий между разделами учебных предметов – одно из необходимых условий развития;
- Образовательные программы по математики позволяют в полной мере использовать данные типы интеграции в учебном процессе.
В результате моей работы