Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок «Защитники Отечества» »
Интегрированный урок «Защитники Отечества»
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о воинском долге, защите Отечества, земли и веры .
Задачи :
- закрепить понятие «защитник Отечества», воинский долг;
- формировать уважительное отношение к воину-защитнику;
-воспитывать уважение к традициям православного мира, историческому прошлому и настоящему нашей Родины, чувство патриотизма;
Ключевые слова: оборонительная война, защитник, защита Отечества, ратник, богатырь, воин, солдат.
Оборудование и материалы к уроку: проектор, ноутбук (компьютер), экран, презентация, раздаточный материал с домашним заданием.
Ход урока
Эпиграф:
«Ради кого хочешь жить,
ради тех и погибнуть не бойся».
Святитель Василий Великий
Изучение нового материала.
Ребята, вы знаете, что велика и необъятна наша Родина. Есть у нас реки и горы, поля и леса. Но славна Русь не только своими просторами, но и людьми: отважными, умными, сильными духом.
Много раз враги, нападали на нашу землю. Но доныне жива Русь-матушка. Месяц декабрь богат героическими праздниками .
3 декабря отмечали –День богатыря, а 9 декабря вся страна праздновала День героя. В одной только нашей Свердловской области 51 человек награжден звездой героя.
Великий русский полководец А. В. Суворов говорил: "Русский солдат сам не пропадет и товарища спасет, а где сила убудет, там смекалкой дойдет".
Словарная работа.
Кто такой ЗАЩИТНИК Отечества? Подберите слова-синонимы к этому понятию (воин, ратник, богатырь, солдат) Слайд
Кого можно считать первыми известными вам защитниками Земли Русской? ( богатыри Слайд )
Назовите всех богатырей, которых вы знаете.
Какими качествами должен был обладать богатырь.( Слайд) Сегодня наша встреча необычная . Наши мальчики –это будущие богатыри, защитники Отечества. Сегодня на нашей встрече мы посмотрим, обладают ли они качествами богатырскими. А помогать нам будет жюри из девиц-красавиц и родителей.
А теперь мы вызываем наших молодцев. Будущих богатырей, чтобы проверить у них смекалку.
За правильные ответы вы получите жетон. А в конце нашей встречи жюри подведет итоги и выдаст свиток победителя лучшим богатырям.
Ведущая проводит с детьми викторину.
Викторина : «Смекалка»
Откуда родом Илья Муромец? (из г. Мурома)
3. Из какой семьи Алеша Попович? (священника, попа)
4. Что означает имя Добрыни Никитича? (Добрыня - добрый, великий, Никитич - победитель, блестящий)
5. Какому князю служили эти богатыри? (Владимиру)
6. Как называлась одежда богатырей, сплетенная из металлических колец? (кольчуга)
7. С кем сражался Алеша Попович? (Тугарином Змеем)
8. Как звали коня Ильи Муромца? (Бурушкой)
Всегда на Руси чтили силу богатырскую и прославляли ее в сказаниях и песнях, которые пелись гуслярами и назывались былинами. А мы исполним сейчас
песню « Богатырская наша сила»
9.В чем сила богатырская ( сила духа и сила воли)
Слово учителя: В разные эпохи вопрос о защите Отечества был самым важным в России. И даже войну стали называть Отечественной, потому что на защиту вставал весь народ, а не только армия.
Какие Отечественные войны в истории нашей страны вам известны?
Отечественная война 1812 года. Слайд
Сколько лет служили отечеству солдаты того времени.( 25).Они на долгое время были лишены семьи. Поэтому отождествляли жен , детей, сестер с орудиями боя: пушками, пулями , пиками.
Этому и посвящена наша следующая песня ( «Солдатушки»)
Солдат должен быть ловким.
Игра « Самый ловкий» ( два стула, лента)
Вызываем 4 человека: музыкальная игра. 4 стула : веревочка . Вы под музыку двигаетесь вокруг стульев. Музыка заканчивается, садитесь на стул и выдергиваете веревочку. Кто успел первым, тот и самый ловкий. Если оба взялись за веревку и не могут ее выдернуть, игра повторяется еще раз.
Даются жетоны." Самый ловкий"
Трудно приходилось солдатам во время войны. И поддерживала их дух и любовь к Отечеству песня. Мы с вами такую песню знаем. Она сочинена 200 лет назад и посвящена войне 1812.
Песня « Хоть Москва в руках французов»
Великая Отечественная война 1941-1945 года. Слайд
В « Библии сказано» «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих». И мы знаем , что миллионы людских жизней унесла вторая мировая война. И труднее всех пришлось воинам- пограничникам. Защитники Бресткой крепости первыми приняли на себя удар фашисткой Германии 22 июня 1941 года.
Песня « пограничник»
Но самое важное для воина, даже во время жестокой битвы, оставаться человеком: ( нельзя добивать раненых, нельзя трогать безоружных, нельзя грабить местных жителей. )Нужно быть милостивым к поверженному врагу. Эти правила являются самыми главными для защитника Отечества.
Какую войну могло оправдать православие ( оборонительную )
Игра « самый меткий» ( снежки в ведерко)
Слайд
В современном мире крайне важно знать о людях, которые составляют соль страны. Эти люди ежедневно выполняют свой долг. Люди, которые не проходят мимо чужой беды, люди, которые спасают чужие жизни. Герои современности. Те, представители отважной профессии, заслуживающие высокого звания «пожарный".
Им мы посвящаем песню "На свете есть профессия пожарного"
Какие еще вы знаете профессии , где можно проявить мужество, героизм? ( служба МЧС, полиция, врачи)
Игра « Самый сильный» ( парта, два стула).
4. Закрепление материала.
Рефлексия.
1. Прочитай внимательно выражения. Какие из них отражают боевые традиции наших воинов. Какие бы выражения ты добавил (а)?
безупречное владение оружием
знание основ воинского дела
мужество, отвага, смелость
защита Отечества, верность Родине
_________________________________
_________________________________
И православные люди и светские договорились, кого они могут считать настоящим защитником Отечества.
Это человек, который…
Итог занятия.
Вывод: времена изменились, но отношение к воинам, воинскому долгу защиты Отечества и православной веры не изменилось. Воины-защитники почитаются не только народом, но и Православной церковью. Символом этого является и почитание дня святого Георгия Победоносца, 3 декабря- день богатыря, 9 декабря день героя и 9 мая, когда в нашей стране и мире на грудь повязывают георгиевские ленты, День Победы.
Песня наша армия …
Наши будущие защитники Отечества сегодня проявили себя. Кому-то удалось это лучше, а кто-то проявит себя в будущем.
Жюри подвело итоги и сейчас объявит результат:
Самый ловкий-
Самый смекалистый-
Самый сильный-
Самый меткий-
Но это еще не все. Наши девочки путем голосования тоже определили, какие богатырские качества у каждого мальчика развиты лучше.
Давайте их послушаем.
Нашу встречу, мы хотим завершить песней о дружбе. Если бы люди не ссорились, дружили, умели договариваться, то в мире было бы меньше непонимания, ссор , войн.
фильм «Эхо войны» http://www.proshkolu.ru/user/kalduzov65/file/1576656/
наградной лист на погибшего воина-земляка, участника Великой Отечественной войны(розыск через портал «Подвиг народа» http://www.proshkolu.ru/user/kalduzov65/file/2866102/
фильм «Дмитрий Донской» http://www.youtube.com/watch?v=z6gWr-CAhfw
1. Выстрел из многих ружей или пушек разом. 2. Способность человека помнить, не забывать прошлого. 3. Старинное ручное вооружение в виде круглой или прямоугольной деревянной или металлической доски для защиты от ударов. 4.Тонкая веревочка для связки, привязи чего-то; иногда в такие лямки впрягали лошадей. 5. Известие, сведения откуда-то, уведомление или сообщение сведения. 6.Государственное сухопутное войско; военная рать.
1
2
3
4
5
6
исторически слово «поп» произошло от греческого papas — отец, батюшка. Именно оно дало в латинской огласовке именование «папа», ныне усваиваемое по преимуществу главе Римо-Католической Церкви. В эпоху Средневековья слово «поп» было словом нейтральной лексики. Скажем, один из известных текстов XVII столетия называется «Житие протопопа Аввакума», протопоп — это то же самое, что протоиерей, то есть старший священник.
Уничижительный же оттенок это слово приобрело в XIX, а в основном уже в ХХ столетии. У Александра Сергеевича Пушкина в известной «Сказке о попе и о работнике его Балде» слово «поп» уже отчетливо имеет иронически-уничижительный характер. Но главную отрицательную каннотацию ему придали большевики и прочие революционеры XX века. Поэтому в современном русском языке это слово относится к низкой лексике и в обращении к священнику — устном, письменном, а также в официальной переписке употребляться не должно.