Интегрированный урок ИЗО и истории в 7 классе
«Символики государства»
Цель:
1) Обучающая - знакомство с символами государства, их значение; осмысление места декоративного искусства в жизни общества; 2) Развивающая - умение делать выводы, дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся, художественно - творческий активности; 3) Воспитательная - воспитание уважительного отношения к символам государства, как важнейшее направление гражданско-патриотического воспитания; правовое воспитание; эстетическое воспитание.
Оборудование: компьютерный диск «История России», гимн РТ, нумизматика (моменты 1701 года, облигации 1803 года, бумажные деньги 1863 года), Конституция РФ и РТ, паспорт, презентация «Символика государства».
Зрительный ряд: изобразительный материал с примерами современных гербов, работы учащихся, изображение средневековых гербов, набор открыток «Старинные гербы русских народов», таблица «Основные правила составления гербов» (прил.1).
Задание: импровизация на темы гербов и эмблем. Создание проекта собственного герба, используя декоративно-символический язык
геральдики.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель истории. Сегодня ребята нам предстоит ознакомиться с символикой государства, их историей происхождения. Учитель ИЗО. А также будете выполнять творческое задание на компьютере.
II. Формирование новых знаний, умений, навыков.
Учитель истории:
История Герба.
1) Наша страна называлась по – разному в разные времена. Современное ее название - Российская Федерация. Как и другие государства мира, Россия имеет свои символы: герб, флаг, гимн. С понятием герб, мы познакомились в курсе истории средних веков, когда изучали ремесло в средневековом городе, где каждый цех ремесленников имел свой герб; герб имели и города. Что же означает понятие герб? – это изображение щита со знаками, присвоенными государству, городу, знатной семье и так далее. В законе о государственном гербе нашей страны написано: Посмотрите, пожалуйста, на экран Учитель ИЗО: «Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми и одной большой коронами, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр (жезл – один из почетных знаков носителя верховной власти), в левой – держава (царское яблоко, золотой шар с крестом наверху). На груди орла в красном щите – едущий влево на серебряном коне серебряный всадник в синем плаще, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь, дракона, также обращенного влево». (с помощью видеопроектора на экран выводится изображение современного герба РФ.
Демонстрация изображения герба России 1490 года на экране. -> Посмотрите на экран.
До Петра 1 на Руси существовали эмблемы - личные знаки князей. Особенно были распространены 2 эмблемы: всадник, поражающий копьем дракона и двуглавый орел с распростертыми крыльями. Как же «залетел» двуглавый орел в Россию? Такое изображение встречается уже у древних народов. Орлы с двумя головами украшали ткани, использовались в росписях стен. В 13-14 веках двуглавая птица стала известна и в Европе. Например, его помещали на своих монетах и печатях болгарские цари.
Мы с вами уже знакомы с деятельностью великого князя Ивана III (1440-1505 г.г.), женившись на Софье (Зое) Палеолог, племяннице последнего византийского императора, он заимствовал герб некогда славный Византийской империи – двуглавого орла, соединив его с Московским всадником. Это не случайно к тому времени двуглавая птица украшала печати сильнейших монархов Европы – императоров Священной Римской империи (в отличие от орла одноглавого королевского).
<!- Демонстрация изображения герба 1710 года на экране.Слайд. -> Посмотрите на экран.
В 17 веке к изображению орла прибавились скипетр и держава в лапах с когтями. Это были символы императорской власти.
В специальном указе Алексея Михайловича 1667г., о толковании герба написано, что «орел двуглавый есть герб державный великого государства», три короны «знаменуют» три «великие Казанское, Астраханское, Сибирское царства». Официальным символом двуглавый орел стал на Руси в 15 веке при Иване III. Но только в 17 веке эти изображения стали именовать русским государственным гербом.
Шли годы, герб Российский видоизменялся. При Петре I были установлены государственные гербовые цвета: черный императорский орел на золотом (желтом) фоне.
Не меньшее значение в российском гербе имел всадник, поражающий копьем дракона. Так изображали святого Георгия, которого Московские князья почитали как защитника, заступника, покровителя.
Демонстрация изображения герба 1945 года на экране. Слайд. Посмотрите на экран.
Учитель ИЗО:
В период СССР государственный герб стал выглядеть иначе. На красном фоне сияли лучи восходящего солнца, обрамленная снопами пшеницы, в центре земля, и серп и молот.
Учитель истории:
Современный герб вы можете увидеть на официальных печатях и бланках документов (например, паспорт), и на пограничных столбах, на денежных знаках (демонстрация нумизматического материала), государственных наградах.
Демонстрация изображения герба РФ на экране, паспорта, Конституции РФ. Слайд. Закон предусматривает ответственность за нарушение закона об использовании государственного герба РФ, а также за неуважительное отношение к нему или надругательство над ним.
Сейчас обратимся к гербу нашей республики.
Демонстрация изображения герба на экране.
Флаг.
Демонстрация изображения флага.
Посмотрите на экран.
Учитель ИЗО:
Другим символом государства является флаг – символ ее независимости. Красный, синий и белый – были любимыми цветами народа. Красный символизирует храбрость, красоту. Голубой – означал величие, красоту, ясность. Белый – цвет чистоты и святости.
Учитель истории:
Демонстрация изображения флага1920 года.
Посмотрите на экран.
Традиция 3-х цветного флага пошла от Петра I. Он во время современной войны, дал русской армии и флоту бело-сине-красный флаг. Расположение полос отражало представление людей того времени об устройстве мира. Внизу – красный – мир мифический, выше небесный, голубой. Еще выше – мир Божественный – белый. Демонстрация изображения флага1945 года.
Посмотрите на экран.
С 1918 года флаг России был красного цвета.
С 1954 года на флаге РСФСР была помещена синяя полоса вдоль древка флага.
Демонстрация изображения современного флага на экране.
21 августа 1991 года Российский флаг вновь стал трехцветным.
Демонстрация изображения флага РТ на экране.
Учитель истории:
Государственный флаг РФ поднят постоянно на зданиях органов государственной власти. Он вывешивается на зданиях (либо поднимается на мачтах, флагштоках) а также на жилых домах в дни государственных праздников.
Государственный флаг установлен постоянно: в залах заседаний палат Федерального Собрания, Правительства России, залах судебных заседаний, в рабочих кабинетах Президента и других должностных лиц. Государственный флаг поднимается в местах дислокации воинских частей, во время официальных церемоний и в торжественных случаях, а также по специальным правилам используются в дни траура.
Гимн. Следующим важным символом является гимн -обозначающий «хваленная песнь, хвала и прославление в стихах и музыке».
Первый официальный гимн России был написан в 19 веке на английскую мелодию поэтом В.А. Жуковским и назывался «Молитва русских» (прослушивание музыкального фрагмента), (1814г) «Боже сохрани».
После революции с 1917 по 1944 годы гимном был «Интернационал», музыка была написана в 19 веке во Франции Пьером Дегейтером (прослушивание музыкального фрагмента).
Распад СССР и провозглашение независимости России привели к тому, что гимном стала «Патриотическая песня» М.И.Глинки. Но на эту мелодию написать текст, стало сложно (прослушивание музыкального фрагмента).
В 2001 году утвержден обновленный вариант гимна. На музыку гимна 1944 года, текст написан С.В. Михалковым.
прослушивание музыкального фрагмента.
Россия священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава-
Твое достояние на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой.
Предками данная мудрость народная!
Славься страна! Мы гордимся тобой!
Музыку гимна РТ написал композитор Рустем Яхин.
прослушивание музыкального фрагмента.
Так же, как и подъем государственного флага, исполнение государственного гимна сопровождается проявлением высших форм уважения к нему – вставанием гражданских лиц и отданием чести или салютованием оружием военными!
Вывод: Таким образом, ребята, вы сегодня ознакомились с символикой государства.
III. Закрепление пройденного материала.
Учитель истории: ответьте на вопрос.
Какое значение для государства имеют государственные символы?
Ответ. Означают его независимость, подчеркивают особенности и самые значимые традиции этого государства. Каждый символ имеет свое толкование, поскольку многие символы имеют глубокие исторические корни.
Учитель ИЗО.
В средние века в Европе появилось новое искусство и новая наука – геральдика. Эта наука занималась составлением гербов. Герб, как вы уже прослушали, возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Гербы имели только знатные аристократические семьи. Представители этих семей, знатные рыцари, устраивали турниры, где состязались в силе и ловкости. На турнире они появлялись в рыцарских доспехах. На щите рыцаря и флаге изображается его личный герб. На рыцарских турнирах присутствовали герольды – люди, изучающие гербы. По символам на щите они определяли, кто участвует в турнире.
Форма герба могла быть разнообразной, но в основном она вписывалась в треугольник, что повторяло форму щита древних рыцаре.
Работа по таблице «Основные правила составления гербов» (прил.1).
Поверхность герба была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. Эти разноцветные поля назывались геральдическими фигурами. Основа герба – щит.
Выбранный цвет имел символическое значение.
Изобразительные формы, взятые из жизни и мифологии, их символическое значение. Композиция герба симметрична. Нельзя сочетать в композиции цвета, лежащие рядом на цветовом круге. Все знаки на гербе должны быть четкими, лаконичными и видны издалека.
Ныне герб - отличительный знак любого человеческого общества – государства, страны, города, партии, фирмы – символизирующий отличие от других общностей, объединений.
IV. Практическая деятельность учащихся.
А сейчас, ребята, приступаем к творческой деятельности. Мы представим ее как работу над составлением проекта собственного герба, используя декоративно – символический язык геральдики, на компьютерах. Учащиеся рассаживаются к компьютерам.
Вам предлагается для работы информация: Правила пользования компьютером. Посмотрите на экран. Вы видите изображение, полученное на ваших мониторах. На экране монитора справа видите панель инструментов, при помощи которых вы можете выполнить рисунок.
Учащиеся выполняют работу на компьютерах
V. Итоги урока.
Учитель истории: мы сегодня познакомились с символикой государства. Оценка творческой деятельности учащихся. Учитель ИЗО: а также, создали проект собственного герба, используя декоративно- символический язык геральдики. А теперь послушаем рассказ нескольких учеников о выполненной работе.
На экране через видеопроектор воспроизводится работа, и ученик рассказывает о ней.
VI. Домашнее задание.
Создание проекта герба своей семьи, используя декоративно – символический язык геральдики.
Составить описание письменно в тетради.