Интегрированный урок ИЗО и музыки в 4 классе Защитник Отечества- каков он?
Интегрированный урок ИЗО и музыки в 4 классе Защитник Отечества- каков он?
Данная работа представляет конспект интегрированного урока по предмету ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры», изобразительного искусства и музыки для учащихся 4 класс по теме «Защитник Отечества – каков он?». Цель данного урока : познакомить учащихся с образом защитника Отечества через различные виды искусств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок ИЗО и музыки в 4 классе Защитник Отечества- каков он? »
Заявка
Епархиальный конкурс методических разработок педагогов
по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи,
посвященный 1000-летию со дня преставления
святого равноапостального князя Владимира.
Крошухина Валентина Николаевна
Ф.И.О. (в именительном падеже)
Название работы: методическая разработка интегрированного урока по предмету ОРКСЭ, изобразительного искусства и музыки для учащихся 4 класс
по теме «Защитник Отечества – каков он?»
Номинация: Лучшая методическая разработка по предмету ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры» и религиоведческим курсам;
Информация об авторе:
Дата и место рождения 28 октября 1968 с. Воскресенское Угличского района
Адрес места жительства д. Ново Угличского района
e-mail voskresen _ shk@ mail.ru
Место работы МОУ Воскресенская основная общеобразовательная школа
Краткая аннотация работы
Епархиальный конкурс методических разработок педагогов
по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи,
посвященный 1000-летию со дня преставления
святого равноапостального князя Владимира.
Крошухина Валентина Николаевна
Ф.И.О. (в именительном падеже)
Название работы: методическая разработка интегрированного урока
по теме «Защитник Отечества – каков он?»
Номинация: Лучшая методическая разработка по предмету ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры» и религиоведческим курсам
Краткая аннотация работы
Данная работа представляет конспект интегрированного урока по предмету ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры», изобразительного искусства и музыки для учащихся 4 класс по теме «Защитник Отечества – каков он?». Цель данного урока : познакомить учащихся с образом защитника Отечества через различные виды искусств.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Воскресенская основная общеобразовательная школа
Методическая разработка
интегрированного урока по предмету ОРКСЭ, изобразительного искусства и музыки
для учащихся 4 класс
Тема урока:
«Защитник Отечества – каков он?»
Крошухина В.Н. учитель начальных классов
Г. Углич
Тема: "Защитник Отечества — каков он?"
Цель: познакомить учащихся с образом защитника Отечества через различные виды искусств.
Задачи:
Направить внимание учащихся на постижение художественного воплощения образа защитника Отечества различными видами искусства;
Формировать диалогическую культуру школьников, умение давать эмоционально-образную оценку произведениям искусства и явлениям жизни;
Воспитывать нравственно-эстетические чувства.
Пробудить в душе ребёнка любовь к Родине и желание быть её защитником.
Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и воинам Российской Армии.
Материал:
Музыка для слушания
М. Глинка. “Родина моя! Русская земля!” -хор из оперы “Иван Сусанин”; С. Прокофьев. Кантата “Александр Невский”, ч.2 “Песнь об Александре Невском”, ч.4 “Вставайте, люди русские!”; А. Бородин. Симфония №2 (“Богатырская”), 1 часть; “Баллада о солдате”. Муз. А.Соловьёва-Седого, ст. В. Матусовского.
наглядный материал
“Чудо Георгия о змие”. Икона XV века; Донателло. “Святой Георгий”. Скульптура. XIV век; П. Корин. “Александр Невский” (фрагмент триптиха); В.Васнецов. “Богатыри”;
Оборудование: учебник В.С. Кузин «Изобразительное искусство» 4 класс, магнитофон, аудиокассеты с записью музыкальных произведений, видеофильм «Александр Невский»
ХОД УРОКА.
“Нету счастья выше, нету чести выше, Чем любимой Родине служить!” (А.С. Ерикеев)
1 Организация класса.
2 Введение в тему урока.
Звучит хор “Родина моя! Русская земля!” из оперы “Иван Сусанин” М. Глинки
Долгие века отражала Русь бесконечные нападения врагов со всего света: сначала на Русь рвались половцы, затем неисчислимая монголо-татарская орда, с запада тяжелой кованой стеной шли рыцари – крестоносцы, мчались на Москву поляки и литовцы. И всегда шел на войну защищать свою землю солдат. В войне 1812 года опять проявилось геройство русского солдата. Именно благодаря ему застрял под Москвой непобедимый Наполеон. А в 1941 году началась Великая Отечественная война. И опять весь народ – от мала до велика – встал на защиту своей Родины.
Славы никто у тебя не выпрашивал – Родина Просто был выбор у каждого: я или Родина. Самое лучшее и дорогое - Родина. Горе твое – Это наше горе, Родина. Правда твоя – это наша правда, Родина. Слава твоя – это наша слава, Родина!
“О светло светлая и украсно украшена земля Русская! Ты многими красотами удивлена еси: озёрами, реками и кладязьми, горами крутыми, дубравами чистыми, городами великими. Всего еси исполнена земля Русская...” Это строки древнего русского летописца. За эту “светло светлую” и “украсно украшену” Родину шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля, солдаты Великой Отечественной... Им, защитникам Отечества, и посвящён наш сегодняшний урок.
3 Лекция с элементами беседы по теме урока изобразительного искусства.
Защита Родины считалась высшей обязанностью и священным долгом человека во все времена. Для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет и не будет ничего, дороже Отчизны. Вот почему уже две тысячи лет человечество воспевает образ защитника Родины. Ему посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Познакомимся сегодня и мы с некоторыми из них, а так же выясним, каков он – идеал защитника Отечества.
Посмотрите на репродукцию старинной русской иконы XV века, созданной новгородским художником.
-Кто здесь изображён? (Рис.1) ( Всадник на коне, сражающийся со змеем).
-Не правда ли красив этот воин? Как его изобразил художник?
(Он словно летит на своём коне... Он очень смел и храбр... Бесстрашно сражается с чудовищем.)
-Встречались ли вы раньше с подобным изображением всадника? Кто знает, что это за воин?
Это Святой Георгий Победоносец. Он изображён на старинном гербе Москвы, а ещё на монетах... . И это не случайно, так как этот доблестный воин – заступник и покровитель русского народа
В основе этой иконы лежит красивое предание: “В одной стране на дне глубокого озера поселился огромный змей, который выходил из озера и пожирал людей. Народ той страны не верил в Бога (Иисуса Христа), а поклонялся каменным богам - идолам. Царь решил договориться со змеем, пообещав ему ежегодно приносить в жертву по ребёнку. Однажды пришёл черёд и его дочери. Девушка стояла на берегу озера и горько плакала, ожидая своей участи. Но вдруг появился всадник на прекрасном белом коне и совершил настоящее чудо. Он храбро сразился со змеем и пронзив его копьём, сказал людям: “Не бойтесь ничего на свете и веруйте только в одного Господа – Иисуса Христа!” С тех пор народ той земли принял христианскую веру, а на месте битвы Георгия со змеем построил храм Господний”.
“Чудо Георгия о змие”– так называется это удивительное творение мастера, имя которого, к сожалению, осталось неизвестным.
Давайте внимательно рассмотрим эту икону и попытаемся “прочесть” её смысл. Каждый цвет в этом художественном произведении имеет своё значение. Змей изображен на тёмном фоне – символ Дьявола, тьмы, зла. Золотой цвет нимба над головой всадника указывает на его святость. Белый же цвет в изображении коня символизирует силу Истины.
- А как вы думаете, что означает красный цвет плаща Георгия на языке иконописи?( ответы детей)
Красный цвет – цвет справедливости… Цвет мира…Непримиримости со злом.
Святого Георгия многие народы признали своим покровителем, заступником, назвав Победоносцем. В честь него были возведены храмы, составлено житие, повествующее о его славной жизни, созданы произведения искусства.
А теперь взгляните на скульптурное изображение святого Георгия, выполненное великим итальянским мастером эпохи Возрождения Донателло. ( Рис.2) Скульптура “Святой Георгий” принесла ему настоящую славу. Жителям его родного города Флоренции был дорог легендарный образ воина-победителя дракона. С ним они связывали свои надежды на защиту города от завоевателей.
-Какие черты характера воина-защитника воплотил скульптор?
( Мужество, силу, уверенность в победе...)
-Почему вы так решили?
Этот воин облачён в рыцарские доспехи. Его фигура полна скрытой энергии и силы. Он как будто следит за приближающимся врагом, оценивая его силу… Взгляд воина напряжённый, гордый… Он решителен и отважен, он уверенно стоит на родной земле. Отсюда он не отступит ни на шаг.
4 Работа по учебнику «Изобразительное искусство»
А теперь обратим наше внимание на репродукцию картины русского художника XX века Павла Корина (Рис.в учебнике стр. 124-125). Не правда ли, удивительно похожи эти два воина: один – из итальянского города Флоренции, другой – стоящий на берегу русской реки Волхов, на Новгородской земле.
- Вам, конечно, уже знакома эта картина. Кто этот воин? (Александр Невский.)
Прочитайте текс в учебнике и подготовьте ответы на следующие вопросы:
-Что общего между ними? Что их сближает?
Они оба – смелые и сильные воины, готовые в любую минуту сразиться с врагом, защитить Отечество.
Князь Александр Ярославич – один из наиболее почитаемых и любимых в народе героев- защитников земли Русской.
- Чем же он заслужил такую славу?( ответы детей)
(Он со своей дружиной одержал победу над щведскими войсками на реке Неве, за что и получил имя – Александр Невский... А ещё он разбил немецких рыцарей на льду Чудского озера, освободив Новгородские земли.)
- Каким изобразил Александра Невского художник Корин? (Мужественным, спокойным и сильным...).
Фигура князя собранная и подтянутая, грозная и величественная… На нём тяжёлые доспехи… Он весь как будто бы выкован из стали... Александр опирается на меч и готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападёт на его родную землю.Да, он прекрасен в своей решимости защищать родную землю. А земля эта, посмотрите, какая красивая! Суровая, но какая поэтичная!
- Что в картине говорит о том, что перед нами русский воин? (Пейзаж с русскими церквями. … За плечами Александра Невского – старинное боевое русское знамя..)
-Какая цветовая гамма использована в картине и почему? (Краски в картине суровые, мрачные, неброские... Потому, что было суровое военное время.)
Обратите внимание на цвет плаща, развевающегося за плечами князя.
- Случайно ли выбран такой цвет? Что хотел сказать этим художник?
Цвет плаща алый. Это цвет непримиримости со злом. Я думаю, что автор хотел этим подчеркнуть, что Александр Невский хочет победить зло, чтобы был мир на земле… Корин хотел сказать, что Александр Невский – справедливый воин, который защищает своё Отечество.
Идеал такого воина нашёл воплощение не только в живописи, но и в кино, музыке.
5 Просмотр фрагмента фильма «Александр Невский»
Незадолго до начала Великой отечественной войны на экраны страны вышел кинофильм “Александр Невский”. Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент из этого фильма.
6 Прослушивание музыкальных фрагментов по теме урока музыки.
Музыка, зазвучавшая в этом фильме, стала известной во всём мире. Вспомните и назовите произведение и его автора.
Звучит фрагмент хора “Вставайте, люди русские!” из кантаты “Александр Невский” С. Прокофьева
(называют произведение)
-Какими интонациями пронизана эта музыка? Созвучны ли они картине П. Корина?
Музыка звучит более светло, величаво, в народном духе. Я думаю, здесь композитор передал любовь к Родине, без которой не может существовать защитник Отечества.
В годы великой Отечественной войны, когда наш народ сражался с немецкими захватчиками, чуть ли не каждый день по радио звучала музыка из этой кантаты.
-Как вы думаете, почему? Какое впечатление производила она на солдат нашей армии?
Эта музыка вдохновляла русских солдат на защиту Родины от фашизма, помогала им, придавала силы...
Да, нелёгкими были эти годы... “Сороковые роковые...” – напишут позже о них поэты. О том, как сражались за Родину наши воины, создано множество произведений искусства в разных жанрах: литературе, кино, живописи, музыке... О великом мужестве русского солдата в годы Великой Отечественной сложено немало песен. Я предлагаю прослушать сейчас одну из них с замечательным названием - “Баллада о солдате”.
Слушанье песни “Баллада о солдате”. Муз. А.Соловьёва-Седого, Сл. В.Матусовского.
Нелегко досталась победа русским воинам в этой страшной, кровопролитной войне...
-Откуда же черпали свою неиссякаемую силу эти солдаты? Не от русских ли богатырей досталась она им – далёких предков, о которых сложены песни, сказания, былины?
-Ребята, а кто такие богатыри? (Сильные люди...)
Только ли сильные? Вокруг нас много сильных людей, значит, все они богатыри?
7 Знакомство с репродукцией картины В.Васнецова «Три богатыря»
Давайте не будем торопиться с ответом, а посмотрим на репродукцию картины русского художника В.Васнецова “Богатыри” ( Рис.4).
- Кто на ней изображён? ( Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.)
-Вам они хорошо знакомы? Скажите, все ли они физически сильные? Попытайтесь, глядя на картину, принять позу каждого, “примерить” их выражение лиц... Каков Добрыня, a каков Алёша?(Здесь не все сильные. Илья – самый сильный, а Алёша хитроват.)
-Вслушайтесь в слово “богатырь”. От какого слова оно произошло?( ответы детей)
-“Богатый”, “ходит под Богом”, “Богом данный дар” . Каков же дар дан каждому из них?
Одному- сила, другому – ум, третьему- доброта.
-А что по-вашему важнее для человека из этих 3-х начал? Нужна ли человеку сила, если нет ума-разума? А ум без доброты что принесёт человечеству?( Зло, несчастье.)
-Так что же делает человека поистине богатым?( Всё вместе: и сила, и ум, и доброта.)
“Илья Муромец, Д.Никитич, А.Попович. Три богатыря стоят на страже русской земли. Число “3” в народе означало много. Илья Муромец на черном коне. Это он победил Страшного Соловья разбойника. А когда в бою палицей своей размахивал, падали враги кругом замертво! Крепкая рука Добрыни Никитича порывисто выхватывает тяжелый меч из ножен. Острый взгляд решительно устремлён во вражескую сторону. Рвётся в бой русский витязь Алёша Попович - третий всадник. Ни в чём он от своих товарищей не отстаёт. Поэтому трое богатырей, стоящих на заставе – это как бы весь народ охраняет свою землю”.
Вот, оказывается, кто таков настоящий Богатырь! Какой глубокий смысл вложил художник в свою картину! А как изобразил он богатырей – с какой любовью! И как прекрасен русский пейзаж в ней! Не правда ли, картина очень музыкальна? Если бы вы были композиторами, то какую музыку сочинили бы, созвучную этой картине? Послушайте музыку русского композитора А. Бородина и сопоставьте её с вашими предположениями.
8 Прослушивание музыкального фрагмента
Звучит 1 часть Симфонии № 2 А. Бородина.
-Похожа ли эта музыка на ту, которую вы представляли? Такой ли вы представляли музыку о богатырях? А что ещё вы представили, слушая эту музыку? (-Бескрайние просторы нашей Родины...)
-А без чего немыслимы богатыри, защитники Отечества?(- Без Родины, без любви к ней...)
На сегодняшнем уроке было представлено много разных произведений искусства. Скажите, что же их объединяет? (Все они рассказали нам о воинах, о защитниках Отечества.)
-Так каким же должен быть настоящий защитник Отечества? (Сильным, справедливым, преданным Родине, мужественным, выносливым, добрым, честным...)
9 Работа над пословицами.
Русский народ не только в былинах и сказания воспевал защитников Отечества, так же он составил много пословиц и поговорок. Давайте и мы с вами вспомним некоторые из них.
(Один ученик получает часть пословицы и быстро находит её начало, присоединяет, читает всю пословицу._
– Кто Родине верен, тот в бою примерен.
– Русскую заповедь знай, в бою не зевай.
– Тяжело в учении, легко в бою.
– За правое дело, стой смело.
– Бой красен мужеством, а товарищ дружеством.
10 Обобщение материала
А сейчас давайте вспомним то, что вы изучали на уроках окружающего мира, чтения и разгадаем кроссворд. Если вы правильно разгадаете кроссворд, то должны получить самые святые слова для каждого человека.
1) Первое, очень родное для всех слово надо “найти” в стихотворении русского поэта Ивана Никитина. Для этого нужно вспомнить его название .
Широко ты, Русь, По лицу земли В красе царственной Развернулася! Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, Назвать матерью, Стать за честь твою Против недруга, За тебя в нужде Сложить голову.
2) О каком городе впервые упоминается в летописи в 1147 году. (Москва).
3) При каком князе Москва стала обладать достаточной мощью, чтобы возглавить общерусское выступление против Золотой Орды? (Дмитрий)
4) Князь Дмитрий, собрав дружину для битвы, поехал за последним советом к старцу. Старец сказал ему: «Если хан хочет погубить землю русскую и саму веру православную, то надо бороться с ними и кровь свою пролить,» – молвил старец Дмитрию. «А ты, Дмитрий, будешь жив. Иди на битву». Он перекрестил князя и молвил: «Ты победишь!».Назовите имя старца. (Сергий).
5) Как стали называть князя Дмитрия Ивановича после Куликовской битвы. (Донской).
6) Чем закончилось для русских сражение с ордынцами на реке Дон. (Победа).
-Какое слово получилось по вертикали? (Родина).
Родина, Россия, Русь. Сколько ей лет? Как жила она прежде, бедовала или радовалась? Что означает само это загадочное слово – Русь?... Учёные высказывают много версий. А вот в толковом словаре живого великорусского языка Даля записано “Русь – это… ”.
Но прочитаем мы это слово по вертикали во втором кроссворде.
1) Назовите имя человека, который привел огромную, в 300 тыс.рать на Дон, чтобы вновь разорить Русь? (Мамай) 2) Как называется ратное поле, на котором в 1380 году произошло решающее сражение? (Куликово). 3) Назовите имя русского богатыря, вступившего в поединок перед битвой с могучим ордынцем Челубеем?. (Пересвет)
Какое слово получилось по вертикали? (Мир).
В словаре Даля (1882 г.) записано “Русь-мир, белсвет…”
Мир – это святое слово. Без него невозможно счастье
“Никому зла не причинял, ничего силой не отнимал, не досаждал, не укорял, не бесчинствовал, а всех любил и честь держал...” – эти слова великого русского полководца Дмитрия Донского мог сказать о себе любой богатырь. Таков он – защитник Отечества.
11. Итог урока
Всё может родная земля: накормить хлебом, напоить из родников, удивить красотой. Только защитить себя сама не может
Как вы думаете, защитником Отечества могут быть только взрослые?(Нет, не только взрослые, но и дети.)
Ребята, в заключение нашей встречи мне хочется пожелать вам стать такими же доблестными, преданными Родине, настоящими защитниками Отечества, о каких вы узнали сегодня на занятии.
Ничего нет лучше, краше Милой Родины моей! Оглянись на предков наших, На героев прошлых дней. Вспоминай их добрым словом – Слава им, борцам суровым!