Интегрированный урок по технологии.
Учитель: МБОУ СОШ № 15 г. Нижнекамска РТ
Мачтакова Ирина Александровна.
Класс: 1 в.
Тема урока: Изготовление модели самолёта.
Цель: - познакомить учащихся с разновидностью Российских войск;
- развивать математическое мышление, память, внимание,
аккуратность, самостоятельность;
- формировать навык работы с бумагой, ножницами, соблюдая технику
безопасности;
- воспитывать чувство патриотизма за свою Родину.
Оборудование: модель парашюта и самолёта, фотографии, математический десант, таблица по выполнению работы.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Ход урока.
Организационный момент.
Энергизатор – «Шум дождя».
· «Шум леса» - потерание ладошек.
· «Дождь» - похлопывания по коленкам.
· «Капли» - щёчки руками.
· «Град» - топаем ножками.
· «Солнышко выглянуло» - руки вверх
Вступительная беседа.
- Ребята, какой праздник приближается?
- Что вы о нём знаете?
Праздник – День защитников Отечества напоминает нам о том, что всё самое дорогое, что у нас есть, может подвергнуться опасности. И долг каждого из нас, если придётся, защитить свое Отечество.
23 февраля в далёком 1918 году именно в этот замечательный день был подписан специальный закон о создании вооруженных сил нашей страны.
- Ребята, а какие вооруженные войска встают на защиту нашего отечества?
(танковые войска, пехота, воздушно-десантные войска, морская пехота, пограничники, ракетные войска…)
Самоопределение к деятельности.
- А вот теперь отгадайте загадку:
Смело в небо проплывает,
Обгоняя птиц полёт,
Человек им управляет.
Что такое? (Самолёт.)
Чтение стихотворения учеником:
Наши лётчики – герои
Небо зорко стерегут.
Наши лётчики – герои
Охраняют мирный труд.
Колокольчик золотистый
Развернулся надо мной,
И летят парашютисты
Над страной, над страной.
- Ребята, кто догадался, что сегодня будем выполнять на уроке?
- Какую задачу и цель поставим перед собой?
Математический десант.
- К нам на урок залетели парашюты.
- Ребята, вы должны точно рассчитать путь приземления парашюта.
Игра: «На какое поле упадёт парашютист».
На доске записаны примеры: 10-4, 5+2, 7-3, 8-1, 6+2, 9-5, 3+3, 5-2.
На моделях парашюта ответы к примерам: 6, 7, 4, 7, 8, 4, 6, 3. Дети должны указать траекторию полёта.
Физпауза.
Парашютисты должны быстро собрать свой парашют и покинуть место приземления, поэтому они должны быть быстрыми. Сейчас мы покажем, какие мы ловкие и быстрые.
Руки ставим все в разлёт:
Получился самолёт.
Мах крылом туда – сюда
Делай раз, делай два.
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите.
Раз, два, раз, два.
Опустите руки в низ
И на место все садись.
Работа по развитию речи.
- Ребята, посмотрите на картинку. Скажите, какой это самолёт? (Военный.)
- Для чего нужны были самолёты во время войны?
- Знаете ли вы героев лётчиков?
- Ребята, что вы помните из рассказа Б. Полевого «Лейтенант Маресьев».
Доклад о лейтенанте Маресьеве.
Рассказывает ученик.
Маресьев Алексей Петрович летчик – истребитель. Родился 20 мая 1916 года в городе Камышине Волгоградской области в семье рабочего. По национальности русский. В три года он остался без отца, который умер вскоре после возвращения с Первой мировой войны. После окончания 8 классов средней школы Алексей поступил в ФУЗ, где получил специальность слесаря. Затем подал заявление в Московский авиационный институт, но вместо института по комсомольской путёвке отправился строить Комсомольск – на – Амуре. Там он пилил лес в тайге, строил бараки, а потом и первые жилые кварталы. Одновременно учился в аэроклубе. В советскую армию призван в 1937 году. Словам самого Маресьева, он не летал, а «заносил хвосты» у самолётов. По – настоящему он поднялся в воздух уже в Батайской военной авиационной школе пилотов, которую окончил в 1940 году. Служил в ней инструктором-лётчиком.
Свой первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога. Боевой счёт лейтенант Маресьев открыл в начале 1942 года – сбил Ju-52. К концу марта 1942 года довёл счёт сбитых фашистских самолётов до четырёх. 4 апреля в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская обл.) истребитель Маресьева был подбит. Он попытался совершить посадку на лёд замёршего озера, но рано выпустил шасси. Самолёт стал быстро терять высоту и упал на лес. 18 суток Маресьев добирался ползком до своих. Он обморозил ступни ног, и их пришлось ампутировать. Однако летчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался и добился разрешения вернуться в строй. Заново учился летать в 11 запасной авиабригаде в г. Иваново.
В июне 1943 года Маресьев вернулся в строй. Воевал на Курской дуге в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, был заместителем командира эскадрильи. В августе 1943 года Алексей Маресьев во время одного боя сбил сразу три вражеских истребителя FW -190.
24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему лейтенанту Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
Позже воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. В 1944 году вступил в КПСС. Всего совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов противника. В июне 1944 года гвардии майор Маресьев становится инспектором-летчиком Управления высших учебных заведений ВВС.
В июле 1946 года Маресьев с почетом уволен из состава ВВС. В 1952 году он окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, в 1956 году – аспирантуру Академии общественных наук при КПСС, получил звание кандидата исторических наук. В том же году он стал ответственным секретарем Советского комитета ветеранов войны, в 1983 году – первым заместителем председателя комитета. В этой должности он проработал до последнего дня своей жизни.
Полковник в отставке А. П. Маресьев награжден орденами Ленина, Орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов, Красной Звезды, Знак Почёта, «За заслуги перед Отечеством» 3 степени, медалями, иностранными орденами. Был почётным солдатом воинской части, почетным гражданином городов Комсомольск - на Амуре, Камышин, Орел. Его именем названа малая планета Солнечной системы, общественный фонд, молодежные патриотические клубы. Избирался депутатом Верховного Совета СССР. Автор книги «На курской дуге» (М., 1960).
Еще во время войны вышла книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», прототипом главного героя которой стал Маресьев (автор изменил только одну букву в его фамилии). В 1948 году по книге на Мосфильме режиссером Александром Столпером снят одноименный кинофильм. Маресьеву даже предложили самому играть главную роль, но он отказался и эту роль исполнил профессиональный актер Павел Кадочников.
18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но за час до начала у Алексея Петровича случился сердечный приступ. Его доставили в реанимацию одной из московских клиник, где он скончался, не приходя в сознание. Торжественный вечер всё же состоялся, но начался он с минуты молчания.
Лейтенант Маресьев. По Б. Полевому.
Лейтенант Маресьев дрался с немецкими самолётами, пока не расстрелял все патроны. Фашисты его окружили и хотели взять в плен вместе с самолётом. Алексей Маресьев вызвал его окружения. Фашисты погнались за ним и открыли огонь. Маресьев нырнул в облако, но вдруг мотор заглох – попала пуля. Что делать? И тогда лётчик решил посадить машину. А внизу лес. Машина врезалась в дерево. Хруст ветвей, звон металла, снег – и тишина: лётчика выбросило из кабины, и он потерял сознание. Фашисты долго ещё летали над упавшим самолётом, простреливали его.
Когда Маресьев очнулся, он лежал далеко от самолёта. Лётчик с трудом поднялся, шагнул и почувствовал боль: обе ноги были повреждены. Он оказался в лесу, в тылу у врагов, тяжелораненый. В кармане пистолет. В нём несколько патронов – вот и всё.
Маресьев осторожно пошёл вперёд. Он шёл медленно, падал, поднимался и снова шёл. Он шёл к своим. А когда не мог идти, начал ползти: от сугроба к сугробу, от канавы к канве, от пенька к пеньку. Есть, было, нечего. Он жевал почки берёз, сосновую кору, выкапывал из- под снега прошлогодние ягоды клюквы и брусники.
Восемнадцать дней продолжался путь лётчика через лес, пока, совсем обессиленного, его не нашли деревенские ребята Серёжа Малинин и Саша Вихров. Они позвали своего деда и вместе с ним перевезли лётчика на санях к себе в землянку, где и спрятали от немцев. Ухаживали за лётчиком Ольга Михайловна Вихрова. Она перебинтовала ему ноги, кормила. Лётчика отправили в Москву, в госпиталь. Ему хотели вылечить ноги, чтобы он смог летать на самолёте. Но вылечить не удалось.
Их пришлось ампутировать. Лётчику сделали протезы, и он начал учиться на них ходить. А потом начал учиться летать. Медленно, день за днём, он привыкал управлять учебным самолётом. Лётчик без ног. Этому никто не хотел верить. И только сам Маресьев и его друзья верили, что он будет летать. Через несколько месяцев Маресьев закончил подготовку в школе и вернулся в свой полк. Он сел в боевой самолёт и поднялся в воздух, чтобы продолжить драться с врагами.- Молодцы, ребята, вы внимательно слушали рассказ о летчике герое Советского Союза Алексее Петровиче Маресьеве.
- Сегодня на уроке мы изготовим модель самолёта.
Анализ готовой модели самолёта.
- Ребята, посмотрите на модель самолёта и скажите, какой материал нам понадобится для работы? (Цветная или белая бумага, клей.)
- А какие инструменты нам необходимы при работе? (Ножницы.)
Техника безопасности при работе с ножницами и клеем.
- Какие правила мы должны соблюдать при работе с ножницами, клеем?
- Как нужно использовать бумагу?
- Чтобы работа получилась аккуратной, что необходимо знать?
Работа по технологической карте.
- Посмотрите на таблицу, которая лежит на партах. (Приложение 3.)
- Скажите, какие трафареты нам понадобятся?
- Как нужно свернуть листок бумаги? (Пополам.)
- Что нужно сделать потом? (Наложить и обвести основной трафарет самолёта.)
- Сколько деталей понадобится для хвоста? (Одна.)
- Что нужно сделать с большими и малыми крыльями? (Отогнуть.)
- Как закрепим хвост? (Вклеим между малыми крыльями.)
-Сколько нужно звёздочек? (Четыре.)
Физпауза.
Проводится игра: «Летает, не летает».
Учитель называет предметы, а учащиеся имитируют движение полёта, если предмет летает.
Например: птица, парта, вертолёт, гиря, самолёт, синица, ракета, рука и т. д.
Самостоятельная работа по выполнению самолёта.
- Дети самостоятельно выполняют работу по таблице.
Учитель помогает тем ребятам у кого не получается.
Рефлексия.
-Ребята, закончите предложения:
- Я сегодня на уроке научился делать….(самолёт)
- Я узнал….( о летчике герое Советского Союза Алексее Петровиче Маресьеве).
- Мой самолёт….(самый красивый, самый летающий, самый быстрый…)
- Мне было трудно выполнять….., но я справился.
Подведение итогов.
1. Игра «Чей самолёт дольше продержится в воздухе».
- Молодцы, ребята, вы все справились с работой. А сейчас мы узнаем у кого самый быстрый самолёт. (Дети встают по четыре человека, поднимают свой самолёт и запускают свою модель. У кого самолёт опустится последний – тот победитель.)
2. - Ребята, оцените урок сами. Если вам понравился урок, то поднимите красный жетон. Если не понравился – зелёный.
3. Выставка работ.
4. Уборка рабочих мест.