Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Мотивация к учебной деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне
Приветствие учащихся.
Создание ситуации для психологического настроя.
Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне
-Руки-на месте?
-Ноги- на месте?
-Локти -у края!
-Спина- Прямая!
Наш урок будет необычным. Урок русского языка и окружающего мира. Нам будут нужны ваши знания, внимание, поддержка и помощь друг другу. Будем надеяться, что этот урок принесёт нам радость общения. Вам нужно быть активными, внимательными и, конечно, любознательными.
Сегодня мы будем работать по группам:
- путешественники
-исследователи
-аналитическая группа
Дети рассаживаются по группам
Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
1.Прочитайте высказывание писателя Антуана де Сент Экзюпери
«Вода! Ты сама жизнь! Ты самое большое богатство на свете!»
и найдите отгадку на загадку:
Я и тучка, и туман
Я – река и океан.
Я летаю и бегу и стеклянной
Быть могу.
-А теперь работая с этим же высказыванием : определите есть ли в нём ещё слова, которые связаны со словом вода. Подумайте, по каким признаком.
-Сможете ли вы сформулировать тему нашего урока, напоминаю, что урок русского языка и окружающего мира!
-Что вы знаете о имени существительном?
Методика самооценки
«Вершина знаний»
Обучающиеся работают в группах.
-Ответ детей: вода
-Ответы: жизнь, богатство и на свете. тк все эти слова имена существительные.
Учащиеся формулируют тему
1 группа (исследователи)– составляет кластер
2 группа(путешественники) – составляет алгоритм
3 группа(аналитическая) – формулирует правило, работая с энциклопедией «Русский язык»
(дети используют ПК, работа высвечивается на экране, используется интерактивная приставка Mimio)
Целеполагание.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.
Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.
3. Закрепление материала
Цель: самопроверка умения применять знания в типовых условиях.
1.Выполнить лингвистический анализ данных слов по группам.
-Какие осадки вы знаете?
-Что вы можете сказать о записанных словах?
-В каком слове букв больше, чем звуков? Выполните транскрипцию этого слова.
-Что обозначает в данном случае имя существительное?
-А ещё что может обозначать?
-На доске вы видите слова: чернота, бег, краснота, ходьба, белизна, желтизна, рисование.
Ваша задача: записать слова в две группы, подумайте по какому признаку вы можете разделить данные слова.
2. Закрепить теорию по группам
3. Выполнить тестовое задание на компьютере с помощью программы Ultra VNC
-Каждый из вас мечтает хоть один раз увидеть чудо, не замечая, что чудеса окружают нас постоянно. И одно из таких чудес это вода! Фантастические узоры инея, причудливые формы облаков, узорчатые кружева снежинок.
-Скажите, в каких состояниях может быть вода?
-Группа «Исследователи» нам поделятся информацией о том, какие пословицы, поговорки, загадки о воде они нашли
-Группа «Путешественники» приготовили для вас ребята задание: на ваших ПК на рабочем столе есть папка «круговорот» откройте её и восстановите последовательность круговорота воды в природе
-Дети записывают в тетради: снег, дождь, иней, роса, град, туман
-Словарные слова, кроме слова – роса
-В слове –дождь
-Явления природы
-Предметы, действия, признаки
Учащиеся в группах выполняют задание.
--Существительные, обозначающие действие, обозначающие признаки.
-жидкое, твёрдое, газообразное
-ответы детей
-работа в группах с ПК
Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.
Регулятивные: коррекция, контроль.
Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.
Физминутка
«Топай, хлопай»
4.Самостоятельная работа с текстом
-На своих столах вы найдёте статью «Значение водоёмов и их охрана»
Задание: ознакомьтесь со статьёй
1 группа (исследователи)– работая со словарём, найдите значение слов: удобрения, ядохимикаты и составьте с этими словами предложения.
2 группа(путешественники) – работая над первым абзацем статьи выпишите второе предложение и выполните полный синтаксический разбор.
3 группа(аналитическая)- напишите памятку: правила поведения у воды
-Работа вам предстоит следующая, приготовьте свои «мышки» и переключите ПК на программу Power Point – утилиты Microsoft Mouse Mischief (несколько мышей)
Работа в группах
-Проверка выполненной работы, отвечает один ученик от группы.
-Ребята работают с программой, выясняя какая группа правильнее и быстрее выполнит задания
Гимнастика для глаз
Презентация
9892ee47b7839a262be275316fb18cbc
5.Итог урока
-Слово аналитической группе, которая на протяжении всего урока выполняла работу по составлению двух кластеров
«Имя существительное» и «Вода»
Пользуясь, документ – камерой дети демонстрируют кластеры на тему:
« Имя существительное»
«Вода» и защищают свои работы.
6.Рефлексия.
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
Рефлексия
Прием « Незаконченное предложение»
Я умею…
Было интересно…
Сегодняшний урок принес каждому из нас…
Методика самооценки
«Вершина знаний»
Учащиеся в группах выполняют задание.
Учащиеся заканчивают предложения.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.
Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.