Конспект интегрированного урока русского языка с элементами окружающего мира, математики, музыки , изобразительного искусства и литературного чтения.
Тема: Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
Класс: 3
Цели урока:
Образовательные:
познакомить учащихся с картиной художника-пейзажиста Алексея Саврасова «Грачи прилетели»;
формирование умения составлять текст-описание по картине с использованием различных речевых средств: эпитетов, сравнений, синонимов;
формирование умения понимать замысел автора картины;
закрепление правописания падежных окончаний имен существительных и прилагательных;
формирование выразительного, осознанного чтения.
Развивающие:
развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса учащихся;
развитие внимания, наблюдательности, критического мышления, анализа, синтеза, развитие творческого воображения;
Воспитательные:
воспитание любви к родной земле, к родному языку, к русской природе;
воспитывать желание видеть необычайное в привычном окружении, создавать условия, способствующие развитию творческих задатков.
Оборудование: у учителя – ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация для урока, демонстрационная репродукция картины А.Саврасова «Грачи прилетели»;
Ход урока:
I Организационный момент.
Здравствуй, день!
Здравствуй, друг!
Здравствуй, песен щедрый круг!
Здравствуй, мир!
Здравствуй, век!
Здравствуй, добрый человек!
- Сегодня у нас необычный урок. Урок русского языка с элементами окружающего мира , музыки, изобразительного искусства, математики, литературного чтения .
II Актуализация знаний. Введение в тему урока.
Зазвенели ручьи, прилетели грачи..
В улей пчела первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
когда это бывает?(Весной)

-Ребята, о каком времени года загадка? Какую весну характеризуют первые две строки?
(Начало весны. Пробуждение природы.)
Прослушивание музыкального произведения.
- Какая весна? Послушайте музыку П.И. Чайковского «Времена года». Представьте весну.
Беседа.
- Какие чувства вызвала музыка? О чем она?
- Что вы представили?
(Журчание ручейка, капель, распускание почек на деревьях)

- Весна – любимое время года многих художников, писателей, поэтов, композиторов, которому они посвятили свои произведения.
На уроках «Изобразительного искусства» мы познакомились с творчеством художника Алексея Саврасова. Вспомните , какие картины он написал?
Ответы учащихся.
(А. К. Саврасов вошёл в историю русского искусства как один из основоположников русской пейзажной живописи, как мастер лирического пейзажа.)
- Весна – самое любимое время года Алексея Кондратьевича. Именно поэтому им создано так много весенних пейзажей.
"Ранняя весна», «Повеяло весной», «Весна», Весна.
Лунная ночь. Болото.
III. Проверка домашнего задания:
- Дома вы должны были найти в произведениях художественной литературы о начале весны.
-Прочитайте, что вы подобрали. (Ответы детей)
IV. Сообщение темы, целей урока.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с картиной Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» и будем учиться писать сочинение по этой картине.


Рассматривание картины.
- Рассмотрите репродукцию картины
Алексея Кондратьевича Саврасова
-О чем же она нам рассказывает?
(О весне)
- Почему вы решили что это весна? А может быть это начало зимы, первый снег, оттепель в середине зимы?
(Ни в начале, ни в середине зимы не бывает грачей)
Сообщения учащихся о грачах .
1ученик 
В марте прилетают грачи — первые вестники весны. Когда-то в эти дни дети с песнями — «веснянками» — бегали по деревням с птичками, сделанными из теста. Одни фигурки они разбрасывали в поле, чтобы земля дала богатый урожай. Другие, надев на длинные шесты, раскачивали так, что птички казались летящими.
2ученик народные приметы.

По народному календарю 17 марта традиционно считается днем прилета грачей. «Герасим-Грачевник - грачей пригнал». Грачи прилетают раньше других птиц. Считается, что с их прилёта и начинается у нас весна.
3 ученик

Смотрят, если грачи прилетают прямо на гнездо, то весна будет дружная, ранний сход снежного покрова, полая вода сбежит вся разом, раннее цветение мать-и-мачехи…
4ученик
Увилел грача-весну встречай. Грач зиму расклевал. Грач на горе - весна на дворе.
Если грачи сели в гнезда, то через три недели можно выходить на посев.
Грач с земли хворостину поднимет - солнечное лето обещает.
Если грачи вернулись на прежние гнезда, то весна теплом не обманет, как на тёплую сторону повернётся - к холоду не воротится.
Продолжение беседы по картине.
- Грачи первыми возвращаются домой. А может быть они не прилетели, а собрались улетать?
(Видно, что грачи хлопотливо строят гнезда.)
-Как называется наука, изучающая птиц? Вы узнаете, когда решите вот эти примеры.
V. Решение примеров.
И 180:18 Н 600+700
Л 750:50 И 1518-618
Г 2100-600 Я 7300-400
Р 125:5 Т 12 х 25
9, 25, 1300, 10, 300, 9, 15, 9, 1500, 900, 3295.
(Орнитология)
VI. Физкультминутка фото10, 11
(На ней изображена природа)

-Что можно сказать о снеге?
(Снег ещё не растаял, он посерел, от березок на него падают робкие тени)
Что можно сказать о небе, воздухе?
(Воздух прозрачный, легкий.)
( Светит по-весеннему, на снегу длинные тени)
-Что в картине является главным? Что изображено на переднем плане?
(Березы , грачи) Какие березы, опишите устно.
(Старые, корявые, березы, белоствольные.)ожившие, сонким
-Что помогает почувствовать движение, которое Алексей Саврасов передает, изображая картину весны?
(Грачи, которые летают над гнездами)
Эти птицы — посланцы весны. Они принесли на своих черных крыльях теплый свежий ветер, радостную суету, новые надежды. Грачи вернулись на родину — к своим гнездам. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны.
Чем они заняты?
(Ремонтом старых гнезд, постройкой новых).
Обратите внимание, как художник тщательно прорисовал ветки встрепенувшихся, оживших от птичьего шума берез. Они как будто тянутся к небу, несмотря на тяжесть гнезд.
Что вы видите справа от берез на переднем плане картины?
(Оттаявший пруд с темной водой.)
( Старая , обветшалая церквушка, бескрайние луга и поля)
Ребята, а какие краски преобладают на картине? (голубые, серо-голубые, желтоватые, серовато-коричневые.)
(Хотел показать пробуждение природы-начало весны.)
Вывод:
Саврасов был первым русским художником, пейзажистом, сумевшим передать весеннее пробуждение природы, любовь к родной земле. Когда мы смотрим на эту картину , нас охватывает радостное чувство, какое вызывает у человека начало весны и прилет неугомонных, суетливых грачей.
VII. Составление плана сочинения:

Примерный план сочинения.
1. История создания картины.
2. Пробуждение природы - приход весны.
2. Грачи – посланцы весны.
3. Изобразительные средства картины.
4. Мое отношение к картине. Какие чувства у меня вызвала картина?
VIII. Словарно-орфографическая работа.
Справа , слева, вдали, на д.ревьях, под б.ре.ками, д.ревянные, обв.тшалая ц.рквушка, радос.ные, желтовато-коричневые, в.сеннее пр.буждение пр.роды, пр.л.тели, п.черневшие избы, птич.и г.л.са, сер.ватые, н.бесные, пр.зрачный воздух, бел.ствольные кр.савицы, п.сланцы, вес.ники.





IX.Лексическая работа
Замените слова синонимами .
художник картина изобразил
пейзажист репродукция показал
живописец полотно нарисовал автор холст ваял


-Какими словами можно заменить слово «грачи» ?
(Посланцы весны, вестники весны, первые птицы, они.)
X .Самостоятельная работа
(Написание сочинений)


XI. Редактирование текста
XII. Подведение итогов. Рефлексия



-Что вам больше всего понравилось на уроке?
-Какие трудности возникали?
-С каким настроением вы заканчиваете урок?
-Спасибо за урок.

(Апплодисменты)