Интегрированный урок технологии, математики и развития речи в 3 классе коррекционной - школы 8 вида.
Тема: Работа с картоном и бумагой.Танграм — геометрическая головоломка.
Цель: формирование зрительного соотнесения геометрических фигур при составлении какого-либо образа с помощью аппликации и его словесное описание.
Образовательные задачи:
- формировать у младших школьников элементарные геометрические и пространственные представления;
- развивать навыки моделирования объектов из плоскостных фигур;
- обобщить знания об изученных геометрических фигурах;
- совершенствовать навык складывания фигуры из многоугольников с помощью геометрической головоломки - Танграм.
- учить детей измерять, вырезать, выкладывать контурную картинку (картинка зайчика, расчлененная на 7 геометрических фигур, 7 танов);
- развивать глазомер (ориентировка на листе картона);
- закрепить знания по теме «Дикие животные».
- Коррекционные задачи:
- учить четко проговаривать, правильно, согласовывать существительные с глаголами (что делает зайчик?), учить образовывать слова с двумя корнями (у зайца длинные уши - длинноухий, ... - косоглазый, ... -короткохвостый);
- развивать у детей речь, внимание, воображение, логическое и образное мышление;
- автоматизировать звуки в речи детей («з», «ч»);
- развивать мелкие мышцы пальцев в работе с Танграмом.
- Воспитательные задачи:
- способствовать привитию интереса к изучению геометрических фигур;
- воспитывать выдержку, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца;
- воспитывать аккуратность и правильность в оформлении заданий;
- воспитывать ответственность за результаты учебного труда, формирование эстетического наслаждения от выполненной работы;
- развивать поисковую, творческую, познавательную деятельность;
- формировать навыки самоконтроля.
Раздаточный материал: конверты с танами, листы картона, ножницы, клей - карандаш ПВА, салфетки, клеёнки, для рефлексии - картинки зайчиков (21 штука).
Демонстрационный материал: силуэтная картинка зайца из игры «Танграм», примеры на карточках, ответы с буквами, правила игры, «волшебный квадрат» - Танграм, словарные слова (тан, параллелограмм, головоломка), скороговорка, чистоговорка, 3 словосочетания.
Ход урока
1. Орг. момент.
-Добро пожаловать всем на наш необычный урок. Я очень рада видеть вас. Я верю, что сегодня у нас всё получится. И занятие будет интересным и успешным.
2. Тема.
- Ребята, так как урок у нас необычный, то на доске написано только число. А темы урока на доске нет. Решив примеры, мы узнаем тему урока.
23+36=
20+15=
77-20=
99-32=
42+14=
49-14=
83-30=
- Скажите, ребята, с какими числами записаны примеры? (С двузначными.)
- Вспомним, как сложить двузначные числа? (К десяткам прибавлять десятки, к единицам единицы.)
- Ребята, как вычитать двузначные числа? (Из десятков вычитать десятки, из единиц единицы.)
Дети устно решают примеры и выставляют ответы на доске.
59-Т
35-А
57-Н
67-Г
56-Р
35-А
53-М
- Какое слово получилось? (Танграм)
- Верно, ребята. Танграм - это тема нашего урока.
- Ребята, сегодня необычный урок. Он объединяет математику, технологию и развитие речи. Сегодня мы закрепим знания об изученных геометрических фигурах, составим силуэтную картинку животного, поговорим о нём и всё это будем делать с помощью Танграма.
На уроках технологии и в свободное время после уроков мы работали с Танграмом. Кто помнит, что такое танграм? (Геометрическая головоломка.) Головоломки - это игрушки на все времена. В наше время очень много людей увлекается головоломками. Они направлены на развитие ума и отвлекают нас от повседневных проблем.
Сведения о танграме. (Звучит китайская музыка)
- Ребята, танграм - самая древняя геометрическая головоломка. Изобретена она была в Китае более 4000 лет назад. Тан - в переводе с китайского языка - китаец. Грамма - буква. И каждая часть танграма тоже называется ТАН (карточка). Считалось, что с помощью фигурок танграма народ Китая записывает свою речь. С помощью танов можно создать 7000 различных силуэтных фигур.
Геометрическая разминка.
- Ребята, прежде чем мы начнём делать аппликацию из частей Танграма, проведём геометрическую разминку.
- Назовите, какие геометрические фигуры вы знаете?
- Из каких геометрических фигур состоит Танграм? (треугольники: 2 больших, 2 маленьких, 1 средний; квадрат и параллелограмм - карточка для словарной работы) Дети отвечают и показывают.
- Так сколько геометрических фигур в Танграме? (7)
- Здесь есть таны, имеющие форму круга или овала? (нет)
- Часть прямой линии, ограниченная с двух сторон точками (отрезок)
- Что соединяет две противоположные вершины в квадрате? (диагональ)
Задание «Расскажите о себе!» (метод «вживания»)
- Представьте, что вы четырёхугольники и треугольники из Танграма. Составьте рассказ о себе.
Примерные ответы: 1) Я - четырёхугольник. У меня четыре стороны, четыре вершины, четыре угла. У меня есть братья - квадрат, прямоугольник, параллелограмм. 2) Я - квадрат. У меня все четыре стороны равны. У меня прямые углы, поэтому меня ещё называют прямоугольник. 3) Я - треугольник...
Из этих танов мы с вами сделали очень много силуэтных фигур для составления «Азбуки» (животных, птиц, орудия труда, предметы быта и т.д.). А какую сегодня мы будем составлять фигуру, вы узнаете, отгадав загадку.
Учитель задаёт детям загадку:
Любит красную морковку. Грызёт капусту очень ловко. Скачет он то тут, то там,
По лесам и по полям.
Серый, белый и косой.
Кто, скажите, он такой?
Дети отгадывают: « Заяц».
Физминутка «Зайчата»
Практическая работа.
Учитель показывает детям образец фигуры - силуэта зайца.
-Ребята, посмотрите внимательно на зайца и расскажите, из каких геометрических фигур сделаны у него туловище, голова, ноги, хвост, уши?
( Дети называют фигуру и её величину)
-Вот мы и рассмотрели, как составлен заяц.
Повторение правил техники безопасности.
- Ребята, прежде чем мы с вами начнём создавать силуэтную картинку к Азбуке, вспомним правила работы с ножницами и клеем. (Ответы детей.)
Пальчиковая гимнастика «Зайцы»
Скачет зайка косой
(указательный и средний пальцы правой руки вверх, остальные выпрямить и соединить)
Под высокой сосной
(ладонь правой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены)
Под другою сосной
(ладонь левой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены)
Скачет зайка другой.
( указательный и средний пальцы левой руки вверх, остальные выпрямить и соединить).
- А теперь, давайте составим из танграмов таких же зайчиков.
- У каждого из вас на парте есть конверт с заготовками танграма, которые вы изготовили самостоятельно. Нужно разрезать квадрат по начерченным линиям на таны, собрать фигуру зайца по образцу и приклеить её на цветной картон.
- Ребята, скажите, какого цвета мы выберем заготовку танграма? Почему?
- Какой фон мы подберём для аппликации? Почему?
Правила игры (на доске) Дети хором читают.
1.В каждую собранную фигуру должны входить все 7 танов.
2.При составлении фигур таны не должны налегать друг на друга. 3.Таны должны примыкать один к другому.
4.Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.
Дети выполняют задание.
После выполнения задания, учитель предлагает ещё раз проверить, правильно ли они составили фигуру зайца, сравнить с образцом.
Выставка детских работ. Обсуждение.
Беседа по картине с фигуркой зайца.
Предложить вспомнить чистоговорку (на автоматизацию звука «Ч»):
- Чу-чу-чу едет зайчик к врачу.
Скороговорка (автоматизация звука «3»): У зайки Бубы заболели зубы.
- Ребята, скажите, заяц - это домашнее или дикое животное?
- Что вы можете рассказать о нём?
Задание. «Составим из словосочетаний одно новое слово»
Карточки на доске: длинные уши - длинноухий, косые глаза - косоглазый, короткий хвост - короткохвостый.
Проводится рефлексия - степень заинтересованности учениками материалом урока.
Дети выбирают фигурки зайцев по следующему принципу:
белый заяц - урок понравился, было интересно, «я был активен», «у меня нет ошибок» (оценка «5»)
серый заяц - затрудняюсь определить, понравился или нет, испытывал трудности, у меня были ошибки (оценка «4»)
черный заяц - урок не понравился, было не интересно, ничего не успел. На следующем уроке постараюсь получить хорошую оценку.
Проводится сортировка собранных фигурок по цвету и подсчет их количества. Оглашаются результаты, и делается вывод.
Итог. - Чем мы занимались на нашем необычном уроке?
«А на прощанье хочу пожелать всем вам
Успехов в составлении фигур Танграм»