kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта и конспект интегрированного урока в 9 классе по теме: Систематизация и обобщение знаний по решению задач на растворы и сплавы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по алгебре (алгебра и химия). Класс 9в

05.02.2016 год.

Тема урока     Систематизация и обобщение знаний по решению задач на растворы и смеси при подготовке к ОГЭ.

Тип урока: Интегрированный урок.

Цель урока: Обобщить решение задач на растворы и смеси  различными способами, используя знание приёмов решения задач  по химии и математике.

Технология: Проблемно-диалогическое обучение, игровая технология, ИКТ-технология.

Планируемые образовательные результаты:

Применять понятия и определения  математики в решении задач по химии на растворы и смеси из реальной жизни.

Предметные:

Научится: Оперировать понятиями раствор, растворитель,  концентрация, процент, массовая доля, нахождение процента от числа, нахождение числа по его части,  строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи.

Доказывать и опровергать с помощью контр примеров утверждения

Ученик получит возможность повторить и откорректировать  знания по теме: «Решение задач на растворы и смеси»:

Углубить и развить представления о решении задач на растворы и смеси.

Исследовать новые простейшие, необычные представления о числовых закономерностях в решении задач.

Метапредметные

Познавательные:

 - Выдвижение гипотез и их обоснование;

- Умение составлять схемы  и уравнения к текстовым задачам.

 - Поиск и выделение необходимой информации;

Регулятивные: Коррекция; Целеполагание

Коммуникативные: Эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Личностные:

- Развитие логического мышления, внимания;

 -Развитие математической и химической речи;

-Развитие интереса к предметам;

Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

Решаемые учебные проблемы: Осмысленное решение химических задач на уроке математики. Поиск более простого решения задач. Применение знаний в реальной жизни.

Основные понятия, изучаемые на уроке: раствор, растворитель,  концентрация, процент, массовая доля, нахождение процента от числа, нахождение числа по его части,  построение  логической цепочки рассуждений, сопоставление  полученного результата с условием задачи.

Вид, используемых на уроке средств ИКТ:     Презентация

Аппаратное и программное обеспечение: Мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта и конспект интегрированного урока в 9 классе по теме: Систематизация и обобщение знаний по решению задач на растворы и сплавы.»





Данные об учителе: Давыдова Валентина Алексеевна, учитель математики, I категория, Домрачева Любовь Михайловна, учитель химии,

1 категория, МОУ «Красногорская СОШ №2», п. Красногорский, Звениговского района, Республики Марий Эл

Предмет

Алгебра (УМК линия Ю.Н. Макарычев)

Класс

Тема урока

Систематизация и обобщение знаний по решению задач на растворы и смеси при подготовке к ОГЭ.

Планируемые образовательные результаты:

Применять понятия и определения математики в решении задач по химии на растворы и смеси из реальной жизни.

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научится: Оперировать понятиями раствор, растворитель, концентрация, процент, массовая доля, нахождение процента от числа, нахождение числа по его части, строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи.

Доказывать и опровергать с помощью контр примеров утверждения

Ученик получит возможность повторить и откорректировать знания по теме: «Решение задач на растворы и смеси»:

Углубить и развить представления о решении задач на растворы и смеси.

Исследовать новые простейшие, необычные представления о числовых закономерностях в решении задач.

Познавательные:

- Выдвижение гипотез и их обоснование;

- Умение составлять схемы и уравнения к текстовым задачам.

- Поиск и выделение необходимой информации;

Регулятивные: Коррекция; Целеполагание

Коммуникативные: Эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

- Развитие логического мышления, внимания;

-Развитие математической и химической речи;

-Развитие интереса к предметам;

- Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;



Решаемые учебные проблемы

Осмысленное решение химических задач на уроке математики. Поиск более простого решения задач. Применение знаний в реальной жизни.

Основные понятия, изучаемые на уроке

раствор, растворитель, концентрация, процент, массовая доля, нахождение процента от числа, нахождение числа по его части, построение логической цепочки рассуждений, сопоставление полученного результата с условием задачи.

Вид, используемых на уроке средств ИКТ

Презентация

Методическое назначение средств ИКТ

Активизация познавательного процесса на уроке

Аппаратное и программное обеспечение

Мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал

Образовательные Интернет-ресурсы






ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

  1. Структура интегрированного урока (по ФГОС)

ЭТАП 1. Организационный этап

Формирование конкретного образовательного результата (группы результатов)

Дли-тель

ность этапа

Основной вид учебной деятельности, направленной на формирование данного образовательного результата

Методы обучения

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельно-сти

Форма организации деятельности учащихся

Функции (роль учителя на данном этапе)

Основные виды деятельности учителя

Личностные: Нравственно-этическое оценивание исходя из социальных и личностных ценностей

2 мин.

Эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме. Быстрое включение учащихся в деловой режим.

Работа с высказыванием:

Н.И. Лобачевский «Математика – это язык, на котором говорят все точные науки».

М.В. Ломоносов «Далеко простирает химия руки свои в дела человеческие»

Презентация,

Слайд №1 ,

Просмотр слайда и диалог с учителем.

проблемного характера: эмоционально настроить учащихся на интегрированный урок.

Проводит диалог с учащимися:

Учитель математики по высказыванию Н.И. Лобачевского;

Учитель химии по словам М.В. Ломоносова


ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

П- Поиск и выделение необходимой информации

К- оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

5 мин.

Установить правильность, осознанность усвоения учащимися типов текстовых задач

Диалог

Слайд №2

с правильным выбором ответа.

Слайд №3

Отвечают на вопрос учителя: 1. Какие типы текстовых задач решаем в школьном курсе математики?

2.Какой тип задач более связан с химией?

3.Какие слова навели вас на правильный ответ?

Организовать самопроверку по слайду №2 и слайду №3 правильности выполнения задания.


Учителя математики: Использование небольшой психологической паузы и вопроса: Какой тип задач более связан с химией?

побуждающего внимание учащихся к теме урока.

ЭТАП 3. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

П- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Р- Целеполагание


5 мин.

1.Осмысленное восприятие информации

2.Формулировка темы и целей урока.

Практическая «разминка»

Просмотр слайда №4 и №5

(вопросы для «разминки»).


1.Отвечают на вопросы. Выполняют задания, сообщают о результатах.

2.Делятся мнениями на поставленную проблему.

3.Выдвигают гипотезу.

4.Формулируют тему урока и цель урока.

Подвести ответы детей к проблеме: Решали или нет такого типа задачи на уроках химии и математики? И что же предстоит сделать на этом уроке? Актуальность этих задач?

Помогает сформулировать тему урока

1. Учитель математики даёт задания устного счёта на проценты.

2. Учитель химии дополняет вопросами по используемым терминам и понятиям из химии, которые будут использоваться в задачах.


ЭТАП 4. Применение знаний решения задач на растворы в реальной жизни.

П- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Л- Развитие математической и химической речи;

Р- Целеполагание

К- оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

10

мин

Текстовая постановка проблемных задач из реальной жизни.

Работа с химическими понятиями.

Слайды №7,8,9,

10,11,12

.1.Делятся мнениями на поставленную проблему.

2.Работают с химическими определениями и понятиями.

3.Отвечают у доски по заданиям на слайдах.

Настроить детей на применение методов решения задач

Учитель математики: Организация работы у доски по карточкам-заданиям. Учитель химии: организация работы с химическими определениями и понятиями.










ЭТАП 5. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего обобщения и систематизации знаний материала. Практикум.

П-Выбор эффективных способов решения задач

П-Извлечение необходимой информации из прослушанных, прочитанных текстов различных задач

К- оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

10 мин

1.Выполнение задачи №1 (на растворы ) по карточкам в тетрадях и у доски.

2, Защита приёмов решения задачи.



Работа с текстом ,

представление основного материала одновременно в словесной, знаково-символической форме и в виде таблицы


1.Выполняют задание №1 письменно.

2.Делятся мнениями на поставленную проблему.

3.Работают с определением молярной массы и концентрации.

4.Делают выводы в выборе метода решения, в выборе схемы решения, учитывая знание формул по химии и химических обозначений.


Создание условий для освоения учащимися знаний преимущественно в форме деятельности

1.Руководит последователь

ностью защиты методов (с помощью системы уравнений с двумя переменными, химическим способом, математическим с помощью уравнения) решения задачи.

2. Предлагает сделать

выводы.

3.Организует обсуждение результатов.


.


ЭТАП 6. Новое, давно забытое старое. Или арифметический способ решения задач на растворы.

П-Выбор эффективных способов решения задач

Умение составлять схемы и уравнения к текстовым задачам.

Р- Коррекция; Целеполагание

Л - Развитие интереса к предметам;


5мин

1.Выполнение задач №1 и №2 арифметическим методом.

Работа со схемой и самостоятельное составление схемы и решение задачи.


1.Работают в парах.

2.Делают выводы в выборе решения.

Создание условий для освоения учащимися знаний преимущественно в форме деятельности.


Предлагает сделать

выводы.

Организует обсуждение результатов.

Руководит работой на местах.

ЭТАП 7. Первичная проверка полученных результатов. Коррекция.

Длительность этапа

Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Методы контроля

Способы коррекции

Форма организации деятельности учащихся

Функции(роль учителя на данном этапе)

Основные виды деятельности учителя

3-5мин.

Выполнение по карточкам: 1 вариант: задача №3;

2 вариант: задача №4.

Слайд с текстом

проверка выполнения в тетради

Комментарии

учеников и учителя к решению на слайде

Работа с карточками-заданиями

Настраивает детей на быстрое выполнение задания

Помогает комментировать

задания после проверки тетрадей.

ЭТАП 8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образовательных задач этапа

Возможный метод и приём обучения

Обеспечить понимание учащихся цели содержания и способов выполнения домашнего задания.



1.информация о домашнем задании

2.инструктаж по выполнению д/з.

находить необходимую для выполнения работы инфор­мацию в материалах учебника

Соответствие содержания д/з уровню обученности учащихся.

Запись домашнего задания в дневник

Задание:

1 уровень: на карточках две задачи

2уровень № 971, на карточках две задачи

ЭТАП 9. Рефлексия (Подведение итогов занятия)

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образовательных задач этапа

Возможный метод и приём обучения

1.Дать качественную оценку работы класса

2.Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителями и одноклассниками

1.Подведение итогов урока

2.Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения

1.Чёткость и краткость

2.Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке

Умение учителя давать качественную характеристику работы класса

Развитие способностей учащихся к рефлексии

Приём «Смайлики»:

Суть- зафиксировать свои достижения на уроке:

Я разобрался в теме…

Я пропускаю ход…

Сокращения в технологической карте: П- познавательные УУД; К- коммуникативные; Р- регулятивные; Л-личностные

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность

учителя

ученика

ЭТАП 1.

Организационный этап

Здравствуйте, дети. Здравствуйте уважаемые гости.

Я рада вас видеть.

Кто сегодня дежурный? Назовите отсутствующих. Сегодняшнее число? (учитель записывает число на доске). Совершенно верно.

Итак, начинаем наш урок.

Сегодня у нас не совсем обычный урок, потому что его мы будем вести вдвоём: Домрачева Л.М.( учитель химии) и Давыдова В.А.(учитель математики). Просим вас по ходу урока активно работать.

Слайд №1. Эпиграфом к уроку мы взяли слова:

Н.И. Лобачевского «Математика – это язык, на котором говорят все точные науки» (говорит учитель математики)

М.В. Ломоносова «Далеко простирает химия руки свои в дела человеческие» (говорит учитель химии).

1.Приветствуют учителя. Готовятся к уроку:

в тетрадях записывают число и классная

работа.

2.Смотрят

на слайд презентации.

3.Отвечают

на вопрос учителя.

ЭТАП 2.

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Учитель математики: В курсе школьной математики изучают различные практические, текстовые задачи. Давайте вспомним их и кто мне подскажет типы этих задач? (ведётся диалог). Посмотрим на слайд.

Слайд №2:

Задачи на числа

Задачи на движение

Задачи на работу

Задачи на бассейн и трубы

Задачи на растворы, смеси и сплавы

Скажите: какой тип задач более связан с химией? (Высказывания детей)

Да! Ближе всех к химии задачи на растворы, смеси и сплавы. Какие слова навели вас на правильный ответ? (ответы детей).

Слайд №3

Когда мы решаем такие задачи на уроке математики, то нам не хватает химического обоснования этих задач.

1.Ученики отвечают на вопросы учителя:

1. Какие типы текстовых задач решаем в школьном курсе математики?

2.Какой тип задач более связан с химией?

3.Какие слова навели вас на правильный ответ?


ЭТАП 3. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель математики: Давайте мы с вами подумаем и сформулируем цель урока: чем же сегодня будем заниматься на уроке математики? И почему мы сегодня пригласили учителя химии? (Учитель подводит ответы детей к проблеме: Решали или нет такого типа задачи на уроках химии и математики? И что же предстоит сделать на этом уроке? Актуальны ли эти задачи? Учитель помогает сформулировать тему и цель урока).

Итак, мы пришли к цели урока:

- Вспомним, обобщим, свяжем решение задач на растворы, сплавы и смеси с химическими понятиями и, конечно же, будем искать более простое и оригинальное решение.

Слайд №4

А нужно ли нам это? Актуальны ли эти задачи? Для чего же нужно уметь решать такие задачи? (Учитель подводит диалог с учащимися к ответам:

- Для успешной сдачи ОГЭ и по химии и по математике.

- Для дальнейшей нашей жизни и деятельности.).

Запишем тему урока: Систематизация и обобщение знаний по решению задач на растворы и смеси при подготовке к ОГЭ (учитель математики записывает тему на доске).

А для старта нам необходима небольшая «разминка» по математике (проводится устный счёт по теме «Проценты»):

Посмотрите на слайд, и проведём небольшой устный счёт.

(Слайд №5: Понятие «процент». Предоставлены примеры на темы: Перевод процентов в десятичную дробь и десятичной дроби в проценты. Как найти процент от числа? Как найти число по его части?).

Учитель химии: Чтобы хорошо решать задачи на растворы и сплавы мы с вами проведём «разминку» и по химии. (Ученики отвечают на вопросы учителя химии, вспоминая понятия и определения.) При опросе используется слайд. Учитель химии дополняет вопросами по используемым терминам и понятиям из химии, которые будут использоваться в задачах.

• Что такое раствор?

• Что такое растворитель, и какой наилучший биологический растворитель?

• Понятие «сухое вещество»?

• Что такое массовая доля?

• Слайд №6

1.Отвечают на вопросы учителя математики. 2.Делятся мнениями на поставленную проблему.

3.Выдвигают гипотезу.

4.Формулируют с помощью учителя математики тему урока и цель урока.

5.Отвечают на вопросы учителя химии.

ЭТАП 4. Применение знаний решения задач на растворы в реальной жизни.

Учитель математики: Размялись, а теперь за задачи на растворы:

К доске пойдут Григорьева Л., Чиндина Н., Горшкова Т.(Всем троим предстоит решить одну и ту же задачу, но только применяя указанный на листочке метод. Эта задача №1 из раздаточного материала к уроку, которая есть у каждого ученика на его столе. Учитель математики контролирует решение и оформление решения на доске).

Учитель химии: Пусть они решают задачи, а мы с вами поговорим о применении задач на растворы в жизни и деятельности человека. Слово предоставим Богдану и Даше.

Богдан: Слайд №7

У нас дома есть скутер и машина. И мне часто приходится слышать об аккумуляторах и электролите. Что это такое? В чём могут быть проблемы? Как их решить? И нужно ли мне это знать?

Учитель химии: Ответ: (в виде диалога учителя химии с учениками). Конечно, всё готовое в наше время можно купить в специализированных магазинах, но знать, с чем имеешь дело, должен каждый. Бывают моменты, когда магазина рядом нет, а проблема есть и необходимо её решить.

- Кто знает: Что такое электролит?

- Электролит - это раствор солей, щелочей и кислот.

- Что такое кислотный электролит?

- Раствор концентрированной серной кислоты H2SO4 в дистиллированной воде H 2O.

Слайд №8

- Для чего он используется?

- Электролит в аккумуляторе является средой, в которой происходят химические реакции, позволяющие накапливать электрическую энергию и отдавать её.

Слайд №9 и Слайд №10

Богдан, ты понял, что такое электролит? А как приготовить электролит, ты к концу урока поймёшь сам. А на следующем слайде указана одна из проблем, которая может возникнуть с аккумулятором. Эта проблема представлена в виде задачи.

Слайд 11:

Задача: Приготовить 980 граммов кислотного электролита для аккумулятора, имея 98% раствор серной кислоты H2SO4 . Сколько нужно взять воды H2O и серной кислоты H2SO4, чтобы получить 37%-ный раствор электролита?

Теперь послушаем Дашу Сергееву.

Даша: А меня интересует, как решить вот такую задачу:

Слайд 12

Как из 78%-ной уксусной эссенции в домашних условиях приготовить 9%-ный уксус. И для чего в заготовках на зиму используют уксус?

Ответ: (в виде диалога: учитель химии и ученики)

Уксус является ингибитором, т.е. замедлителем химических процессов. В качестве ингибиторов мы используем растворы соли и сахара.

Учитель математики: Задачи-проблемы Богдана и Даши мы увидели. Как видите это задачи из нашей повседневной жизни. Но решать мы их сейчас не будем. В конце урока вы сами сможете помочь им решить их задачи, применяя выбранный вами способ решения.

1.Делятся мнениями на поставленную проблему.

2.Работают с химическими определениями и понятиями.

3.Отвечают у доски по заданиям на слайдах.

ЭТАП 5. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего обобщения и систематизации знаний материала. Практикум.

Учитель математики: А сейчас рассмотрим алгоритмы решения задач, в которых фигурируют растворы.

Ученики-консультанты по химии и математике подготовили нам решение задачи №1, которая есть на каждом столе. Вначале мы с вами ознакомимся с текстом. (Читает вслух один из учеников)

Задача №1: Смешали 30%-ный раствор соляной кислоты с 10%-ным раствором и получили 600г 15%-ного раствора. Сколько граммов каждого раствора было взято?

Решение задачи №1:

Алгебраический способ(слово предоставлено ученикам у доски):

(Учитель руководит последовательностью защиты метода решения задачи №1с помощью системы уравнений с двумя переменными).

р-ра

Масса р-ра в граммах

«Сухое вещество» в %

«Сухое вещество» в граммах

1

х

30% = 0,3

0,3х

2

у

10% = 0,1

0,1 * у

3

600

15% = 0,15

0,15 * 600 = 90

Составляем систему уравнений:

х + у = 600,

0,3х + 0,1 * у = 90; выразив из первого уравнения У через Х и подставив во второе уравнение полученный результат получим уравнение:

0,3х + 0,1 * (600 - х) = 90

0,3х + 60 - 0,1х = 90

0,2х = 30

Х = 30 / 0,2

Х =300 / 2

Х = 150 (г) – масса 1 р-ра

Тогда У= 600 – Х = 600 – 150 = 450 – масса 2 р-ра

Ответ: 150г.; 450г.

Учитель химии: Теперь предоставим решение «химикам» (Учитель руководит последовательностью защиты метода решения задачи №1 химическим способом):

Химический способ:

Дано:

1 = 30% = 0,3 (массовая доля) = m (сух. в-ва) / m(р-ра)

2 = 10% = 0,1 m3(сух. в-ва) = * m3(р-ра) = 0,15 * 600 = 90(г)

3 = 15% = 0,15 m1(р-ра) = х

m3 = 600г m2(р-ра) = 600 - х

m1 = ? m1 (сух. в-ва) = 0,3х

m2 = ? m2 (сух. в-ва) = 0,1 * (600 - х)

Составляем уравнение:

m1 (сух. в-ва) + m2 (сух. в-ва) = m3(сух. в-ва)

подставляя значения масс, получим уравнение:

0,3х + 0,1 * (600 - х) = 90

0,3х + 60 - 0,1х = 90,

0,2х = 30

Х = 30 / 0,2

Х =300 / 2

Х = 150 (г) – масса 1 р-ра

600 – 150 = 450 – масса 2 р-ра Ответ: 150г.; 450г.

Учитель математики: (учитель руководит последовательностью защиты метода решения задачи №1 математическим с помощью уравнения ):

р-ра

Масса р-ра в граммах

«Сухое вещество» в %

«Сухое вещество» в граммах

1

х

30% = 0,3

0,3х

2

600 - х

10% = 0,1

0,1 * (600 - х)

3

600

15% = 0,15

0,15 * 600 = 90

0,3х + 0,1 * (600 - х) = 90

0,3х + 60 - 0,1х = 90

0,2х = 30

Х = 30 / 0,2

Х =300 / 2

Х = 150 (г) – масса 1 р-ра

600 – 150 = 450 – масса 2 р-ра Ответ: 150г.; 450г.

Сравним решение задачи всеми способами. Кто может сделать вывод? (Учитель предлагает сделать

выводы. Организует обсуждение результатов.)

ВЫВОД: Разница в решении в том, что в математике - схема, а в химии – описание и формула расчёта, а уравнение для расчёта одно и то же. Может быть стоит совместить решения? А это будет выглядеть так:

р-ра

m(р-ра)в граммах*(массовая доля)=m (сух. в-ва)

1

х

30% = 0,3

0,3х

2

600 - х

10% = 0,1

0,1 * (600 – х)

3

600

15% = 0,15

0,15 * 600 = 90

В тетрадях пишем № задачи и перепишем обобщённую таблицу. Запишем уравнение:

0,3х + 0,1 * (600 - х) = 90

и ответ: 150г.; 450г.

1.Выполняют задание №1 письменно, применяя последнюю обобщённую схему.

2.Делятся мнениями на поставленную проблему.

3.Работают с определением молярной массы и концентрации.

4.Делают выводы в выборе метода решения, в выборе схемы решения, учитывая знание формул по химии и химических обозначений.



ЭТАП 6. Новое, давно забытое старое. Или арифметический способ решения задач на растворы.

Существует ещё один способ решения задач такого типа – это арифметический способ. Этот способ более приближён к реальной жизни и его иногда называют «решение крестом».

Решим арифметическим методом задачу №1. Текст у вас есть. (Учитель, составляя схему решения данной задачи, читает каждую строчку. Комментирует каждую запись. Попутно отвечая на возникшие вопросы.)

Задача №1

Смешали 30%-ный раствор соляной кислоты с 10%-ным раствором и получили 600 г 15%-ного раствора. Сколько граммов каждого раствора было взято?

Решение:

Итак, читаем условие задачи №1 и составляем в тетради схему по условию задачи:

Числа 5 и 15 – это части! первого и второго растворов

Отношение 5 : 15 или, упрощая получим 1 : 3. Т.е. взяв 1 часть 1 р-ра и 3 части 2-го р-ра получим третий раствор нужной концентрации. Значит в третьем растворе массой 600 граммов 1 +3 = 4 части. Отсюда следует:

(600 : 4) * 1 = 150(г) – масса 1 раствора,

(600 : 4) * 3 = 450(г) – масса 2 раствора, Ответ: 150г, 450г

Теперь читаем задачу №2 и, вместе со мной учимся записывать решение « крестом» этой задачи.

Итак, читаем условие задачи №2 (учитель просит ученика прочитать задачу) и составляем в тетради схему по условию задачи самостоятельно. А теперь проверим себя (учитель составляет схему пошагово для этой задачи):

1р-р 30 50 – 45 = 5(частей)

3 р-р 45

2 р-р 50 45 – 30 = 15(частей)

Числа 5 и 15 – это части! первого и второго р-ров

берём отношение 5 : 15 или 1 : 3.

Ответ: 1 : 3

1.Выполняют задание №1и №2 письменно, применяя предложенную схему арифметического решения.

2.Делятся мнениями. 3.Работают в парах.

4.Делают выводы в выборе решения для данного типа задач.

ЭТАП 7. Первичная проверка полученных результатов. Коррекция.

Наконец пришло время помочь Богдану и Даше справиться с их проблемой. Их задачи – это №3, №4 на карточках.

Попробуем поработать в парах: по вариантам.

Слайд №13(самостоятельная работа).

(учителя проверяют правильность решения тех, кто быстрее справился с заданием, и оценивают их)

А теперь обменяемся тетрадями, сверим решение и найдём ошибки:

Слайд №14(решебник)

Задача: Как из 78%-ной уксусной эссенции в домашних условиях приготовить 9%-ный уксус?

Решение:

1 р-р: 78%(эссенция) 9 – 0 = 9(частей)

3 р-р 9%

2 (р-р) вода 0% 78 – 9 = 69 (частей)

Итак 9 : 69 или 3 : 23. Ответ: 3 : 23.

Слайд №15

Задача: Приготовить 980 граммов кислотного электролита для аккумулятора, имея 98% раствор серной кислоты H2SO4 . Сколько нужно взять воды H2O и серной кислоты H2SO4, чтобы получить 37%-ный раствор электролита?

Решение:

. H2SO4 98% 37 – 0 = 37(частей)

Электролит(980г) 37%

H2O 0% 98 – 37 = 61(частей)

980 : (37+61) * 37 = 980 : 98 * 37 = 370(г) - кислоты,

980 : 98 * 61 = 610(г) – воды

Ответ: 370г (H2SO4) , 610г (H2O).

Слайд №16(цель урока)

Всё выполнено? Обратите внимание на последний пункт: поиск более простого решения задач. Да, мы познакомились с необычной схемой решения для одного из видов химических задач на растворы и смеси, схема «креста». Для других видов задач, может быть, вы придумаете или найдёте схемы сами? Всё в ваших руках.

Работа с карточками-заданиями: задачи №3 и №4.

ЭТАП 8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

А теперь запишем домашнее задание: у каждого на столе лежат карточки с домашним заданием, положите в дневник. На обратной стороне листка написан

№ 971 – это «для тех, кто хочет знать больше».

Задание:

1 уровень: на карточках две задачи - это для всех.

2 уровень: на карточках две задачи + № 971 - для более сильных.

ЭТАП 9. Рефлексия (Подведение итогов занятия)

Учитель математики: Мне хочется сказать вам дети, что вы все сегодня на уроке работали замечательно.

Сегодня кого нам хочется похвалить?… Я с вами согласна. В тетради некоторым из вас поставлены оценки за решение задач в самостоятельной работе. Я их выставила в журнал. Можете подать дневники. А кто хочет тоже себя похвалить пусть за самое маленькое, но открытие для себя, вам наши аплодисменты.

А кому сегодня не повезло, то повезёт потом, нужно только постараться.

Учитель химии: Я сегодня тоже поставила оценки некоторым ребятам(называет детей), я им поставила уже в дневник, во время самостоятельной работы. Спасибо за урок, дети!

Учитель математики: А сейчас, ребята, мы бы хотели узнать мнение об уроке. Для этого заполните, пожалуйста, листочки со смайликами и на переменке мне их на стол.

До свидания.

Приём «Смайлики»:

Суть - зафиксировать свои достижения на уроке:

Я понял…

Я пропускаю ход

Приложение:

Задания на карточке к уроку (на каждый стол):



1. Смешали 30%-ный раствор соляной кислоты с 10%-ным раствором и получили 600 г 15%-ного раствора. Сколько граммов каждого раствора было взято?

2. Смешали 30%-ный и 50%-ный растворы азотной кислоты и получили 45%-ный раствор. Найдите отношение массы 30%-ного раствора к массе 50%-ного раствора, взятых первоначально.

3. Задача: Приготовить 980 граммов кислотного электролита для аккумулятора, имея 98% раствор серной кислоты H2SO4 . Сколько нужно взять воды H2O и серной кислоты H2SO4, чтобы получить 37%-ный раствор электролита?

4. Задача: Как из 78%-ной уксусной эссенции в домашних условиях приготовить 9%-ный уксус?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Давыдова Валентина Алексеевна и Домрачева Любовь Михайловна

Дата: 29.02.2016

Номер свидетельства: 300582

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства