Методическая разработка урока по физике
в 7 классе с применением интерактивного метода обучения
по теме «Силы в природе»
Автор: Живаго Ольга Ивановна, учитель физики
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38 г.Симферополь»
Республика Крым
Тема урока: Силы в природе
Тип урока: Интегрированный урок- игра обобщения и систематизации знаний
по теме: «Силы в природе».
Задачи урока:
- обобщить и систематизировать знания о видах сил и их возникновении – силе тяжести, силе упругости, силе трения, силе всемирного тяготения, весе тела, равнодействующей силы, проверить приобретенные умения находить силу при решении задач, определять силу на практике, изображать ее при помощи вектора. Использовать интегрированные связи с астрономией, математикой, историей, литературой.
- формировать убеждения в широком использовании теоретических знаний по данной теме. Развивать логическое мышление. Совершенствовать навыки решения экспериментальных задач, умение работать с дополнительной литературой.
- воспитывать умение работать индивидуально, получать удовлетворение от коллективной работы, связанной с процессом мышления; чувство любви к Родине.
Оборудование: - деревянный брусок. Линейка, мензурка, стакан с водой, динамометр (2 шт), яблоко, весы;
- «цветик - шестицветик» с названием сил;
- карточки с заданиями - рисунками (4 шт.);
- названия станций, флажки, цветные шарики;
- портрет И.Ньютона;
Ход урока:
1. Организационный этап.
Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности к
учебному занятию, раскрытие целей и задач урока, плана его проведения.
2. План урока:
1. Игра – путешествие по станциям:
- «Разминка»
- «Экспериментальная»
- « Познавательная»
2. Подведение итогов урока. Станция « Итоговая».
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы проверим ваши знания по теме «Виды сил». Для этого мы с вами отправимся по стране сил. Как вы думаете, где она находится?
На Луне! А знаете ли вы, когда люди впервые побывали на Луне?
Ученик: 20 июля 1969 года американские астронавты на космическом корабле «Аполлон – 11» достигли Луны и высадились на ее поверхность.
Астронавты – Армстронг и Олдрин провели 2.5 часа на поверхности Луны.
Учитель: Мы с вами живем в 21 веке, поэтому выберем самый современный космический корабль и отправимся на нем на Луну. Вот мы уже на его поверхности и видим нашу Голубую Землю.
Путешествовать по Луне мы с вами будем на «Луноходе» - модели 1970 года, поэтому вам ребята необходимо показать, как вы умеете работать коллективно. Каждый ученик покажет свои знания по теории, при решении экспериментальных и качественных задач. Итак, в путь! Не забывайте, что в игре действуют законы: закон времени и закон четкости!
Игра – путешествие по станциям.
Станция «Разминка», свои знания могут показать теоретики.
От каждой команды выходит участник, тянет лепесток и по плану, который записан на доске, рассказывает про данную силу. За правильный ответ он получает один балл.
План описания физической величины:
1. Определение физической величины
2. Свойства, которые характеризуются данной величиной.
3. Обозначение данной величины.
4. Единица измерения.
5. Формулы, которые соединяют данную величину с другими
6. Способы ее измерения.
Станция «Экспериментальная», на которой экспериментаторы покажут свои знания и умения в решении задач. Экспериментаторы сами вытянут себе задачу на карточке и начнут самостоятельно работать (у доски).
Задачи (на карточках):
1. При помощи линейки определить силу тяжести, действующую на деревянный брусок из сосны.
2. При помощи мензурки определить вес воды, налитой в стакан.
3. При помощи динамометра определить массу тела (яблока) и сверить ее с помощью весов.
4. При помощи динамометра определить силу трения, возникающую при движении бруска, и изобразить ее графически в выбранном масштабе.
Пока ребята работают, мы с вами поднимемся на гору «Сообразительных» и попробуем ответить на ряд вопросов (ответ на каждый вопрос оценивается в один балл.
Вопросы:
1. В книге немецкого писателя «Приключения барона Мюнхгаузена» есть рассказ барона о том, как он вытянул из болота себя и своего коня. «Трясина засасывала нас все глубже и глубже… Что делать? Мы неминуемо погибли бы, если бы не удивительная сила моих рук. Ухватив себя за волосы, я что было сил потянул вверх и безо всякого усилия вытянул из трясины себя и своего коня, которого я крепко сжал между ног, как тисками!...»
- Докажите, что Барон не мог этого сделать и объясните, почему?
(Ответ: Рука, барон и крепко зажатая лошадь – это все одно тело! А для того, чтобы тело изменило свою скорость, необходимо второе тело, чтобы тела взаимодействовали)
2. Отгадайте загадки:
Однажды с яблоней произошел конфуз – свалилось яблоко. Не удержала ветка груз; и кто-то там стоял и выдумал закон.
- Как звали этого ученого? (Ньютон)
3. Причину этого я не пойму!
Как только я пружину растяну –
Она стремится снова сжаться,
Наверно, нравится ей надо мною издеваться?
- О какой силе говорится в этом четверостишии?
- Какой вид деформации испытывает пружина?
- Какие движения совершает тело под действием этой силы?
(Ответ: Пружина испытывает деформацию растяжение - сжатие под действием силы упругости, колебательное движение)
4. Вернемся к нашим экспериментаторам. Слушаем их решения и ответы.
(Заслушиваются объяснения каждого ученика, исправляются ошибки, решение первой задачи все учащиеся записывают в тетрадь).
5. Мы проехали станцию «Экспериментальная» и приближаемся к морю «Всезнаек» (где ответы на правильные вопросы оцениваются в 1 балл).
Вопросы:
1. Будет ли растягиваться пружина в невесомости?
(Ответ: Нет, так как в невесомости тело не действует своим весом на подвес)
2. Какие виды силы трения вы видите на плакатах?
(Ответ: Сила трения покоя, скольжения, качения.)
3. Какая сила мешает круглый год кататься на санках?
4. Что мешает развязаться всем завязанным узлам?
5. Почему у дельфинов обтекаемая форма тела?
(Ответ: Сила трения жидкости уменьшается)
6. Под действием какой силы движется вода в водопаде?
(Ответ: Сила тяжести)
7. Почему возникают приливы и отливы в морях и океанах Земли?
(Ответ: Действует сила всемирного тяготения)
8. Можно ли рычажными весами пользоваться для определения массы тела на другой планете?
(Ответ: Можно, так как тела действуют на чашки весов своим весом)
Станция «Познавательная»:
Мы с вами проделали большой путь и впереди нас ждут ученики – Знайки, которые нам расскажут, где нашли свое применение изученные нами силы в окружающем нас мире.
Выступают «Знайки», которые заранее подготовили свои сообщения по темам: «Сила тяжести на других планетах», «Как бороться с силой трения в технике», «Роль силы упругости в жизни человека».
Станция «Итоговая»:
1. Подведение итогов урока.
Проводится подсчет баллов (помогают капитаны команд), выставляются
Оценки.
1. Загадка: На станции стоит здание, на фундаменте которого написано слово «ЗНАНИЕ», а на крыше здания – «НАУКА».
- Как вы думаете, что это означает?
(Заслушиваются мнения учащихся).
Вопросы:
1. Какие новые явления, законы и понятия вы изучили на уроке?
2. Какие вопросы вызвали у вас затруднения?
3. Что вам было интересно на уроке?
Домашнее задание: Составить ребусы, кроссворды, физические сказки, стихотворения о силах.
Литература:
1. Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О.Ф.Кабардин. - М.: Просвещение, 2014. - 176с.
2. Горлова Л.А. Интегрированные уроки физики. 7 – 11 классы. Мастерская учителя физики. – Москва - «ВАКО» - 2010
3. Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике. – М.: Просвещение, 1988
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Силы в природе" »
Методическая разработка урока по физике
в 7 классе с применением интерактивного метода обучения
по теме «Силы в природе»
Автор: Живаго Ольга Ивановна, учитель физики
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38 г.Симферополь»
Республика Крым
Тема урока: Силы в природе
Тип урока: Интегрированный урок- игра обобщения и систематизации знаний
по теме: «Силы в природе».
Задачи урока:
- обобщить и систематизировать знания о видах сил и их возникновении – силе тяжести, силе упругости, силе трения, силе всемирного тяготения, весе тела, равнодействующей силы, проверить приобретенные умения находить силу при решении задач, определять силу на практике, изображать ее при помощи вектора. Использовать интегрированные связи с астрономией, математикой, историей, литературой.
- формировать убеждения в широком использовании теоретических знаний по данной теме. Развивать логическое мышление. Совершенствовать навыки решения экспериментальных задач, умение работать с дополнительной литературой.
- воспитывать умение работать индивидуально, получать удовлетворение от коллективной работы, связанной с процессом мышления; чувство любви к Родине.
Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности к
учебному занятию, раскрытие целей и задач урока, плана его проведения.
План урока:
1. Игра – путешествие по станциям:
- «Разминка»
- «Экспериментальная»
- « Познавательная»
2. Подведение итогов урока. Станция « Итоговая».
Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы проверим ваши знания по теме «Виды сил». Для этого мы с вами отправимся по стране сил. Как вы думаете, где она находится?
На Луне! А знаете ли вы, когда люди впервые побывали на Луне?
Ученик: 20 июля 1969 года американские астронавты на космическом корабле «Аполлон – 11» достигли Луны и высадились на ее поверхность.
Астронавты – Армстронг и Олдрин провели 2.5 часа на поверхности Луны.
Учитель: Мы с вами живем в 21 веке, поэтому выберем самый современный космический корабль и отправимся на нем на Луну. Вот мы уже на его поверхности и видим нашу Голубую Землю.
Путешествовать по Луне мы с вами будем на «Луноходе» - модели 1970 года, поэтому вам ребята необходимо показать, как вы умеете работать коллективно. Каждый ученик покажет свои знания по теории, при решении экспериментальных и качественных задач. Итак, в путь! Не забывайте, что в игре действуют законы: закон времени и закон четкости!
Игра – путешествие по станциям.
Станция «Разминка», свои знания могут показать теоретики.
От каждой команды выходит участник, тянет лепесток и по плану, который записан на доске, рассказывает про данную силу. За правильный ответ он получает один балл.
План описания физической величины:
Определение физической величины
Свойства, которые характеризуются данной величиной.
Обозначение данной величины.
Единица измерения.
Формулы, которые соединяют данную величину с другими
Способы ее измерения.
Станция «Экспериментальная», на которой экспериментаторы покажут свои знания и умения в решении задач. Экспериментаторы сами вытянут себе задачу на карточке и начнут самостоятельно работать (у доски).
Задачи (на карточках):
При помощи линейки определить силу тяжести, действующую на деревянный брусок из сосны.
При помощи мензурки определить вес воды, налитой в стакан.
При помощи динамометра определить массу тела (яблока) и сверить ее с помощью весов.
При помощи динамометра определить силу трения, возникающую при движении бруска, и изобразить ее графически в выбранном масштабе.
Пока ребята работают, мы с вами поднимемся на гору «Сообразительных» и попробуем ответить на ряд вопросов (ответ на каждый вопрос оценивается в один балл.
Вопросы:
В книге немецкого писателя «Приключения барона Мюнхгаузена» есть рассказ барона о том, как он вытянул из болота себя и своего коня. «Трясина засасывала нас все глубже и глубже… Что делать? Мы неминуемо погибли бы, если бы не удивительная сила моих рук. Ухватив себя за волосы, я что было сил потянул вверх и безо всякого усилия вытянул из трясины себя и своего коня, которого я крепко сжал между ног, как тисками!...»
- Докажите, что Барон не мог этого сделать и объясните, почему?
(Ответ: Рука, барон и крепко зажатая лошадь – это все одно тело! А для того, чтобы тело изменило свою скорость, необходимо второе тело, чтобы тела взаимодействовали)
Отгадайте загадки:
Однажды с яблоней произошел конфуз – свалилось яблоко. Не удержала ветка груз; и кто-то там стоял и выдумал закон.
- Как звали этого ученого? (Ньютон)
Причину этого я не пойму!
Как только я пружину растяну –
Она стремится снова сжаться,
Наверно, нравится ей надо мною издеваться?
- О какой силе говорится в этом четверостишии?
- Какой вид деформации испытывает пружина?
- Какие движения совершает тело под действием этой силы?
(Ответ: Пружина испытывает деформацию растяжение - сжатие под действием силы упругости, колебательное движение)
Вернемся к нашим экспериментаторам. Слушаем их решения и ответы.
(Заслушиваются объяснения каждого ученика, исправляются ошибки, решение первой задачи все учащиеся записывают в тетрадь).
Мы проехали станцию «Экспериментальная» и приближаемся к морю «Всезнаек» (где ответы на правильные вопросы оцениваются в 1 балл).
Вопросы:
Будет ли растягиваться пружина в невесомости?
(Ответ: Нет, так как в невесомости тело не действует своим весом на подвес)
Какие виды силы трения вы видите на плакатах?
(Ответ: Сила трения покоя, скольжения, качения.)
Какая сила мешает круглый год кататься на санках?
Что мешает развязаться всем завязанным узлам?
Почему у дельфинов обтекаемая форма тела?
(Ответ: Сила трения жидкости уменьшается)
Под действием какой силы движется вода в водопаде?
(Ответ: Сила тяжести)
Почему возникают приливы и отливы в морях и океанах Земли?
(Ответ: Действует сила всемирного тяготения)
Можно ли рычажными весами пользоваться для определения массы тела на другой планете?
(Ответ: Можно, так как тела действуют на чашки весов своим весом)
Станция «Познавательная»:
Мы с вами проделали большой путь и впереди нас ждут ученики – Знайки, которые нам расскажут, где нашли свое применение изученные нами силы в окружающем нас мире.
Выступают «Знайки», которые заранее подготовили свои сообщения по темам: «Сила тяжести на других планетах», «Как бороться с силой трения в технике», «Роль силы упругости в жизни человека».
Станция «Итоговая»:
1. Подведение итогов урока.
Проводится подсчет баллов (помогают капитаны команд), выставляются
Оценки.
Загадка: На станции стоит здание, на фундаменте которого написано слово «ЗНАНИЕ», а на крыше здания – «НАУКА».
- Как вы думаете, что это означает?
(Заслушиваются мнения учащихся).
Вопросы:
1. Какие новые явления, законы и понятия вы изучили на уроке?
2. Какие вопросы вызвали у вас затруднения?
3. Что вам было интересно на уроке?
Домашнее задание: Составить ребусы, кроссворды, физические сказки, стихотворения о силах.
Литература:
1. Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О.Ф.Кабардин. - М.: Просвещение, 2014. - 176с.