Вода - универсальный растворитель. Интегрированный урок (химии и физика. 8 класс)
Вода - универсальный растворитель. Интегрированный урок (химии и физика. 8 класс)
Методическая разработка урока по теме: "Вода – универсальный растворитель" к учебнику О.С. Габриелян Химия 8 класс. Конспект предложенного урока соответствует требованиям ФГОС, содержит все этапы деятельности учителя и учеников на уроке. В приложении представлен дифференцированный тест, включающий учебный материал по химии и физике, а также ключи к тесту. Свойства воды как универсального растворителя рассматриваются с позиции базовых знаний физической и химической науки, что способствует целостному восприятию свойств самого удивительного вещества на Земле, а также окружающего мира. На уроке используется мультимедийная презентация, включающая наглядный материал по теме и инструкция к проведению лабораторной работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Вода - универсальный растворитель. Интегрированный урок (химии и физика. 8 класс) »
Дереглазова О.П. - учитель химии,
высшая квал. кат.
Интегрированный урок по физике и химии.
8 класс.
Тема: «Вода - универсальный растворитель»
Цель урока: актуализировать знания о физических свойствах воды;
на основе имеющихся знаний рассмотреть свойства воды как растворителя;
показать роль воды в природе как растворителя, значение растворов;
воспитывать бережное отношение к водным источникам своей местности;
развивать навыки работы с химическими реактивами.
Задачи: Образовательные: - Сформировать представление о физических и химических свойствах воды. – Научить обнаруживать эти свойства в окружающем мире.
Развивающие: - Совершенствовать интеллектуальные умения. – Выдвигать гипотезы, обосновывать и проверять их достоверность.
Воспитательные: - Учить видеть практическую пользу знаний.- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.- Продолжать формирование познавательного интереса к предметам «Физика» и «Химия»
- Совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительные умения учащихся, коммуникативные свойства речи; развитие кругозора школьников.
Оборудование: компьютер и мультимедиа - проектор, презентация Power Point, штатив с муфтой, стакан с водой, образцы веществ (Р; М; Н), таблица растворимости, спички, раствор бриллиантовой зелени, тесты, листы бумаги с изображением капли воды.
Ход урока.
Орг. момент. (Задача: создание благоприятного психологического настроя).
Актуализация опорных знаний. (Задача: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся; форма организации познавательной деятельности – фронтальная; метод обучения - репродуктивный)
(Эту часть урока ведет учитель физики)
Учитель: Ребята, сегодня мы проведём интегрированный урок, тему которого вы определите самостоятельно, разгадав загадку. Послушайте загадку: (СЛАЙД) Я и туча, и туман, И ручей, и океан. И летаю, и бегу И стеклянной быть могу…( вода)
Учитель: Правильно, речь идет о воде.
Поэтому тема нашего урока: « Вода - универсальный растворитель».(СЛАЙД) Цель урока: на основе имеющихся знаний о физических свойствах воды, откроем для себя новые свойства этого вещества. Пронаблюдаем явление (смешивание воды с бриллиантовой зелени).
Фронтальная беседа.
Вопросы: 1)Что это за явление? 2) Дайте определение диффузии.
А вы помните, как рисовали красками? Опускали измазанную красками кисточку в чистую воду и в ней растекалось красивое облачко причудливой формы... Помните?) Посмотрите, как красиво это может выглядеть!
3)Назовите виды диффузии. 4)От чего зависит скорость протекания диффузии? 5)Сравните диффузию в твёрдых телах, жидкостях и газах.
Задание 1. Из данных физических величин составьте формулы, характеризующие процессы, связанные с водой и назовите их. (На столах лежат карточки с заданиями и бланк для ответа) (СЛАЙД)
Задание 2. Рассмотрите график зависимости температуры вещества от времени наблюдения. (СЛАЙД)
- Для какого вещества он составлен? Почему?
- Назовите начальную температуру? Какое это состояние воды?
- Назовите конечную температуру. Какое это состояние воды? Задание: Назовите процессы к указанным участкам графика и запишите формулу количества теплоты им соответствующую .(1 вариант-1 и 2; 2 вариант-3 и4).
Задание 3.(экспериментальная задача) На ваших столах имеется оборудование: штатив, пробирка с 10 г воды, спички. Предложите способ практического подсчёта количества теплоты. (выслушиваются ответы учащихся) Рассчитайте количество теплоты, получаемое водой при сжигании 2-ух спичек.(2 ученика выполняют у доски) Техника безопасности при работе. Обсуждение результатов эксперимента, выяснение причин расхождения.
ВЫВОД. Мы рассмотрели физические свойства воды, давайте познакомимся с её свойствами с точки зрения процессов растворения.
Изучение нового материала. (Эту часть урока ведет учитель химии.)
Учитель: Что общего в словах (СЛАЙД)
АКВАланг
АКВАриум
АКВАрель
АКВАтория
Ответы учащихся.
Учитель: Подобно тому, как алфавит начинается с буквы «А», так и жизнь начинается с воды. Именно вода была той великой колыбелью, в которой зародилась жизнь на Земле. Наша планета – единственная хранительница огромных водных запасов. А потому, ученым до сих пор так и не удалось обнаружить следов жизни на других планетах Солнечной системы. Жизнь зародилась в первичном океане, который представлял собой смесь веществ, растворенных в воде. Все процессы, которые мы наблюдаем в живой природе, осуществляются с ее участием. Вода содержится в клетках всех живых организмов и уходит из них только вместе с жизнью. Значение воды невозможно переоценить. (СЛАЙД)
Восточная легенда гласит: в пустыне шел караван, медленно покачивались путники на усталых верблюдах. Нещадно палило солнце. На пути они встретили лежавшего на раскаленном песке человека, умирающего от жажды. Равнодушно проследовал караван мимо. И только старик остановил своего верблюда, спешился и наклонился над юношей. «По повязке на твоей руке вижу я, что мы кровные враги, но в пустыне все равны. Пей! Пей и живи!» Старик усадил путника на верблюда, отдал запасы воды и велел догонять караван. «А как же ты?» - забеспокоился юноша. «Ты молод, а я стар.» - ответил старик, завернулся в белое покрывало и лег на песок. Через некоторое время караван возвращался домой. О, чудо! Перед глазами изумленных путников появился оазис; журчащий ручей наполнял его живительной влагой, а по берегам его, словно покрывало, росли белые цветы. Мудрость легенды заключается в следующем:
(СЛАЙД) Где добро – там вода, а где вода – там жизнь…»
Просачиваясь сквозь горные породы, вода растворяет в себе различные минералы.
Вопрос: Как вы думаете, процесс растворения физическое явление или химическое?
Учащиеся отстаивают свою точку зрения.
(СЛАЙД)
ВЫВОД: Растворение – это физико - химический процесс. Растворы – это однородные системы, состоящие из частиц растворителя, растворенного вещества и продуктов их взаимодействия.
Учитель: Как вы думаете, все ли вещества одинаково растворяются в воде?
Лабораторный опыт по изучению способности веществ растворятся в воде. Даны образцы веществ, например: поваренная соль, негашеная известь, оксид меди.
(СЛАЙД)
ВЫВОД: Вещества в воде могут хорошо растворяться (Р), мало растворяться (М) и не растворяться (Н).Работа по таблице растворимости, графику растворимости в зависимости от температуры. Определение растворимости веществ при определенной температуре.
Работа по учебнику (самостоятельно):
Вопрос:
- Какие растворы называются насыщенные? Ненасыщенные? Перенасыщенные?
- В какое время года следует добывать соль из озер?
- Как изменяется растворимость газов в зависимости от температуры?
- Почему у теплое Черного моря беднее органический мир, чем у морей Северного ледовитого океана?
Закрепление изученного на уроке.
Учащиеся отвечают на вопросы теста(ПРИЛОЖЕНИЕ)
Рефлексия. Подведение итогов урока.
Учащиеся высказывают свои мнения о том, что нового узнали на уроке. Выставляются оценки .
Домашнее задание.
П. 34, упр.5, 7.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Оценки: «5»-10
«4»-9-7
«3»- 5-6
«2»- меньше 5
ТЕСТ
1.В каких веществах происходит диффузия:
А) только в газах Б) только в жидкостях
В)только в твёрдых телах Г) во всех телах.
2.Растворение– это процесс, относящийся:
А) к химическим явлениям Б) к физическим явлениям
В) к физико-химическим явлениям Г) верного ответа нет
3.Какие из перечисленных свойств принадлежат жидкостям:
А) имеют определённый объём Б) занимают весь предоставленный объём
В) принимают форму сосуда Г)мало сжимаются
Д) легко сжимаются
4. С повышением температуры растворимость веществ: А) увеличивается Б) уменьшается
В) температура не влияет на растворимость.
5.Что можно сказать о внутренней энергии 1кг водяного пара, взятого при температуре 100oС и 1кг воды, взятой при температуре 100 oС: А) одинаковые Б) пар имеет большую внутреннюю энергию
В) вода имеет большую внутреннюю энергию. 6. Раствор, в котором при данной температуре вещество больше не растворяется, называется:
А) перенасыщенным Б) ненасыщенным В) насыщенным. 7. Чем можно объяснить тот факт, что вблизи водоёмов лето не бывает очень жарким, а зима очень холодной? А) теплоёмкость воды очень высокая, зимой вода остывает и отдаёт большое количество теплоты
Б) теплопроводность воды очень хорошая и она быстро нагревается и быстро охлаждается
В) теплоёмкость воды низкая, она медленно нагревается и медленно остывает. 8. Вещество хлорид натрия относится А) к хорошо растворимым Б) нерастворимым В) малорастворимым. 9. В каких единицах измеряется удельная теплоёмкость и количество теплоты? А) Дж, Дж/кг oС Б) Дж/кг, Дж
В) Дж/кг oС , Дж Г) Дж/кг oС, кал. 10.Если к насыщенному раствору прилить дистиллированную воду, то раствор станет А) более концентрированным Б) менее концентрированным