Интегрированный урок по природоведению
Класс 5
Учитель: Краснопевцева С.М.
Тема: Методы изучения природы.
Цель:
1) Дать характеристику основным методам изучения природы.
2) Изучить особенности исследований на конкретных примерах.
3) Познакомить обучающихся с оборудований исследований.
4) Развивать интерес к изучаемому предмету, наблюдательность к окружающему миру.
Оборудование:
микроскоп, весы, мерный стаканчик, измерительная лента, термометр, секундомер, линейка, колба, пробирки, пипетка, иллюстрации «Посадка саженцев», «Кролики», «Измерительные приборы», стакан, цветные бумажные полоски, карточки для проверки д/з.
Литература: В.Бианки «Лесная газета», учебник по природоведению А.А Плешаков, Н.И.Сонин
Грамзапись «Голоса птиц»
Ход урока:
I.Организационный момент
1) Количество учащихся.
2) Готовность к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
У каждого из вас на парте лежат листочки с заданием.( можно использовать задание №1 на стр.учебника 14.)
Подпишите фамилию, имя.
Прочитай первое задание. Для того, чтобы найти ответ в правом столбике, покажите стрелочкой. Во втором задании подчеркните тела одной чертой, явления - двумя.
Итог: Сдача работ на проверку. (Листочки передали с последней парты на первую.)
Молодцы!
III. Новая тема
Дорогие друзья! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие со строгим названием методы. Но не волнуйтесь! Путешествие будет нужным и позновательным. На каждой остановке нас ждет встреча с интересными людьми.
Откройте тетради, запишите число и тему урока «Методы изучения природы»
Отложили ручки, сели правильно, наш поезд отправляется. Не сбиться с пути и сделать все остановки нам поможет карта нашего путешествия.
( На доске висит карта путешествия) И так, в путь! (звучит веселая музыка)
-
Наш поезд приближается к станции Наблюдение.
Послушайте внимательно стихотворение и скажите о чем оно?
Ученик читает стихотворение «Ходит солнышко по кругу» И. Токмакова.
Целевой вопрос:
- О чем это стихотворение?
-Как девочка наблюдала за природой?
-О каком методе изучения природы идет речь?
Верно, этот метод называется наблюдение.
Рассказ учителя «Что такое наблюдение»
Наблюдение- это метод изучения природы. Оно развивает такие качества, как наблюдательность, любознательность, устанавливает связи между различными природными явлениями.
-Вспомните и скажите, какие наблюдения вы вели в начальных классах.
(Фенологические наблюдения- изменение природы по сезонам года, наблюдения за животными, за растениями, за трудом людей.)
Хорошо известная народная пословица гласит: «Мало смотреть, надо уметь видеть»
Как то сборщица урожая винограда шла утром рано на работу. На дороге она заметила человека в черной шляпе. Он склонился над землей, рассматривая что-то. Каково же было её удивление, когда вечером, возвращаясь домой, она застала этого человека там же.
Кто же был это странный человек?
Заслушивание сообщения ученика о Жан-Анрю Фабр.
Методом изучения пользуются учёные самых разных специальностей.
Нас встречает биолог ( Ф. И.О. учителя), она расскажет нам о том, как можно вести наблюдения за живой клеткой.(Рассказ учителя биологии с использованием таблицы)
Вести наблюдения можно с помощью таких приборов как микроскоп: микроскоп, лупа, телескоп, бинокль и другие. (Учитель показывает приборы, которые стоят на столе)
А сейчас ребята покажут нам сценку, которая называется «Лис и мышонок», а вы подумайте, кто написал это рассказ?
(Дети показывают сценку)
Правильно. Рассказ написал писатель В.В.Бианки. В детстве его отец брал с собой в лес, показывал, рассказывал и учил терпеливо наблюдать и что не менее важно, записывать свои наблюдения. Вспоминания, Виталий писал:
«Сколько часов терпеливых провёл я
В лёгких шалашиках из корабельных корзин,
Высохшей тины и веток- птиц наблюдая,
Птицам невидимый ( грамзапись «Голоса птиц»)
Детство дало много сильных впечатлений, которые оставили след на всю жизнь.» Будучи писателем он вольно или невольно возвращается к ним, пишет о лесе, о природе. Советую вам ребята прочитать его книги «Лесная газета», «От чего я пишу про птиц» ( Можно чтобы выступили здесь учитель литературы или библиотекарь»
Наша экскурсия по станции Наблюдения заканчивается, но если кто-то захочет стать наблюдателем живой или неживой природы, то должны знать инструкцию.
Памятка-инструкция
1.Выбери предмет наблюдения.
2.Рассмотри его в целом, чтобы запомнить форму, окраску.
3.Изучи отдельные его части.
4. В ходе наблюдений не причиняй вред предметам природы. Природа дарит нам здоровье, создаёт красоту.
5. По результатам наблюдений сделай записи, зарисовки, фотографии.
Вывод:
-Что такое наблюдение? ( Учащиеся отвечают)
Физкультминутка
Сейчас мы с вами проверим кто и самый внимательный и наблюдательный. Играем в игру «Летает - не летает» Отдохнули? Молодцы! Поехали дальше! ( Звучит музыка)
-
Отгадайте загадку:
Что в гору не вкатить,,
В решете не удержать
И в руках не унести?
( вода)
Верно, это вода. А какими свойствами обладает это вещество?
(бесцветная, прозрачная, не имеет вкуса, не имеет запаха, хорошо растворяет другие вещества)
А как доказали это ? Правильно, с помощью опытов.
-На столе у вас лежат цветные полоски бумаги и стоят стаканы. С их помощью мы определим цвет воды. Опустите каждую полоску в воду. Можно ли сказать что вода синяя, голубая, зелёная, жёлтая?
-Какой можно сделать вывод?
Вывод: Вода бесцветная.
Итак, наш поезд прибыл на станцию Эксперимент.
Оказывается, чтобы лучше изучить многие явления, исследователи проводят эксперименты. Слово «эксперимент» в переводе с латинского языка означает «опыт». Опыт- это тоже один из методов изучения природы. Как сказал Михаил Николаевич Скаткин «Его ценность заключается в том, что их проведение способствует более глубокому пониманию явлений, происходящих в природе.»
Слово предоставляется учителю физики. Он проведёт с вами опыт с магнитом.( (Проводится опыт.)
При проведении опыта часто используют лабораторное оборудование: колбы, штативы для пробирок, стеклянные трубочки, спиртовку. С ними будете работать на уроках химии. Учитель, покажет, как нужно работать с предметами, на что нужно обратить внимание. Куда и как записать результаты работы.
Вывод:
- Что такое эксперимент?
Запишите новое слово в тетрадь.
-
Наш поезд продолжает своё путешествие по стране Методов (Звучит музыка)
Ученик читает стихотворение С.Михалкова «36 и 6».
- Как узнал мальчик, какая у него температура?
( с помощью термометра)
- Какая температура тела у человека считается нормальной?
-Какие виды термометров вы знаете?
(комнатный, медицинский, уличный)
-В какое время года уличный термометр может показать температуру + 20 градусов?
Вывод: Очень часто при изучении природы применяют ещё один метод- измерение.
На этой станции вам, ребята, нужно поработать самостоятельно. Откройте учебник на странице 17. Прочитайте и ответьте на вопрос:
- Какие измерения проводят при изучении природы?
IV.Самостоятельная работа.
-Какие измерения проводят при изучении животных?
-Назовите измерительные приборы.
Мы в гостях у медицинского работника. Она покажет нам как правильно проводить измерения.
-Измерение температуры тела
- Давление
-Рост ребёнка
Вывод: Что такое измерение?
Запишите новый термин в тетрадь.
V.Закрепление
Беседа по иллюстрациям.
-Посмотрите на данный рисунок, что здесь изображено? (Посадка саженцев)
-Какой метод исследования здесь представлен? (Наблюдение)
Аналогичная работа проводится с иллюстрациями «Кролики», «Измерительные приборы»
Вывод: Вот и завершилось наше путешествие по стране Методов.
VI. Итог.
-О чём вы сегодня узнали? Верно вы узнали что природу изучают различными методами. Главные из них- наблюдение, эксперимент, измерение. Большое спасибо нашим гостям и вам ребята.
VII. Дома: читать стр. 15-20, выполнить задания под № 1-5 на стр.20.При закреплении еще раз обратитесь к диску.