аудиозапись шумов моря, фрагмента вступления к опере-былине «Садко» «Океан – море синее» Н.Римского-Корсакова,
словарь эмоций.
иллюстрации И.К. Айвазовского
Оборудование для детей:
- альбом
- краски
- кисточки
- банка с водой
- тряпка
Технологическая цепочка и метраж урока (в минутах)
№ п/п
Этапы урока
Время в минутах
1
Музыкальное приветствие.
1
2
Сообщение темы и целей урока.
Звуковая загадка
2
1
3
Беседа о развитии чувств в музыке.
Слушание музыкального фрагмента
3
2
4
Беседа о художественном образе.
Слайд-шоу
3
2
5
Самостоятельное рисование детьми.
Слушание музыки моря.
Физминутка.(через 6 минут)
20 минут
6
Оценивание рисунков.
Выставка лучших работ
2
1
7
Исполнение изученной песни.
4
Итог урока.
Уборка рисовальных принадлежностей.
2
3
Итого по времени .
45
Ход урока.
1. Организационный момент.
Музыкальное приветствие.
2. Сообщение темы и целей урока.
- Мы будем создавать художественный и музыкальный образ. Понаблюдаем, как эти 2 вида искусства дополняют и украшают друг друга. А чтобы понять, какой образ мы создадим, отгадайте, что это звучит?
Звучит фонограмма шумов моря. (№ 1)
3. Беседа о развитии чувств в музыке.
- А теперь посмотрим, как композитор Н.Римский-Корсаков создал музыкальный образ моря.
Слушание ( № 2)
вступления к опере-былине «Садко» «Океан – море синее»
- Как вы думаете, почему он так назвал свое вступление? (Звуки изображаютволны, всплески моря, стихию).
- Какая музыка по характеру прозвучала? Характеристика произведения. Дети в ответах используют словарь эмоциональных состояний.
- Какие чувства выразила эта музыка? Менялись ли чувства? Значит, можно сделать вывод, что в музыке существует и развитие чувств.
- Как композитор передаёт характер моря, какое здесь развитие? В чём секрет? (Море то спокойное и безмятежное, то взволнованное и грозное, непредсказуемое, коварное, может при спокойном состоянии вдруг засосать в воронку большой караван кораблей. Все силы моря на дне, им руководит царь морей Нептун с непостоянным характером, тем более, что море сказочное, в нём постоянная тайна, рыбы, морские животные, русалки и т.д.)
4. Беседа о художественном образе. (звучит мелодия№ 3)
- Море – кто не восхищался им, когда стоял на берегу и смотрел в его бесконечную даль. Слыша легкий плеск волны или мощный шум огромного вала, тысячами искр разбивающегося о крутые скалы и камни берега, поневоле вспоминаешь сказочных персонажей- чудо-кита, русалок, золотую рыбку, Нептуна…
Человеку непокорно
Море синее одно:
И свободно, и просторно,
И приветливо оно.
Художников, которые изображают море называют маринистами, а их картины – Маринами. Трудно найти художника, который бы написал море лучше, чем Иван Константинович Айвазовский. 1817-1900г.г. Русский художник армянского происхождения. Родился 30 июля 1817 года в Феодосии. 1833-1839г.г.учился В Петербургской академии художеств. Работал в Крыму, Италии, посетил Францию, Англию. Создал 6000 картин. Благодаря своим талантам и чувствам он завоевал мировую славу уже в 1840 году. Айвазовский ярко и убедительно сказал о значении хорошей зрительной памяти в творчестве художников: «Человек, не одаренный памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником – никогда. Движение живых стихий неуловимы для кисти: писать порыв ветра, всплеск волны - не мыслимо с натуры. Сюжет картины слагается у меня в памяти ,как сюжет стихотворения у поэта…»
Слайд-шоу.(Картины Айвазовского)(№ 4)
Своеобразие творчества – в романтическом изображении необъятного величия и бурной мощи морской стихии, огненных закатов, играющего на волнах лунного света, отваги борющихся с морем людей (Девятый вал, 1850). Яркая, мажорная красочная картина звучит радостным гимном мужеству людей, побеждающих слепые силы страшной, но прекрасной в своем гордом величии стихии.
«Черное море» Море изображено в пасмурный день, волны возникая из горизонта движутся на зрителя, создавая своим чередованием величавый ритм и возвышенный строй картины. Она написана в скудной сдержанной гамме, повышающей ее эмоциональное воздействие.
- Какое настроение в этой картине?
- Какими художественными средствами выразил художник настроение в картине? (линией, пятном, композицией)
- Какие чувства возникают, глядя на эту картину?
Физминутка(изображаем море)
Один из друзей спросил его, какую из написанных картин он считает самой лучшей. «Ту, - не задумываясь, ответил Айвазовский, - что стоит на мольберте в мастерской, которую я сегодня начал писать».
Вот мы сейчас с вами попробуем написать самый лучший вам рисунок, возникший под впечатлением увиденного и услышанного.
И помните все, чему вы научились на уроках изобразительного искусства (умение работать карандашом, красками, кистью, подбирать красивые цветовые сочетания, знание правил композиции, холодных и теплых цветов, правила смешения цвета) можно и нужно использовать в своих работах.