kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка интегрированного урока "Музыка "звучит" в баснях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок (Музыка, Литература) для 5 класса на тему: "Музыка "звучит" в баснях", включающий в себя презентацию сданными из интернета, иллюстрирующую моменты урока; видео: басня И.А.Крылова "Квартет"; аудиозапись: А.П.Бородин: "Квартет" № 2, III часть, ноктюрн; разработанные мною индивидуальные оценочные карты (иок) учеников, печатные тексты басни И.А.Крылова "Квартет", печатные тексты для индивидуальных выступлений учеников; печатные тексты для работы в парах. Урок разработан в соответствии с ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инд. оцен. карта»

Оценочная карта ученика

Ф.И.__________________________________________ ,_________ класс.

Дата _________________________________________________

Тема урока «Музыка «звучит» в баснях» ________________

Задание

Ответ

Результат (в баллах)

1

Д/з

Выполнено -1 балл

Нет – 0 баллов


2

Определить свой стартовый уровень знаний (от1 до 5)

Уровень: От 1 до 5 баллов


3

Целеполагание(запись)

Если есть – 1 балл


4

Работа в парах

Правильный ответ -2 балла

Неполный ответ – 1 балл


5

Качества, которых недоставало горе-музыкантам

1-2 ответа – 1 балл; 3-5 ответов-2 балла



6

Какие качества необходимы настоящим музыкантам?

1-2 ответа – 1 балл; 3-5 ответов-2 балла


7

Вывод


Если есть -1 балл



8

Конечный уровень знаний ( от1 до 5)

Уровень: От 1 до 5 баллов


Итог

Посчитайте количество баллов

От 5 до 7 оценка «удовлетворительно»

От 8 до 14 оценка «хорошо»

От 15 до 19 оценка «отлично»





Просмотр содержимого документа
«Работа в парах»


Работаем в парах

  • Слово  квартет  произошло от слова кварта, в переводе с латинского «Квартус» -  четвёртый.

  • Кварта – это музыкальный интервал, состоящий из четырёх звуков.

  • Квартет  - музыка, в исполнении которой участвуютчетыре любых инструмента.

  • Квартет - коллектив музыкантов, состоящий из четырёх человек




Просмотр содержимого документа
«Разработка урока Музыка в баснях»


1. Предмет музыка

2. Ф.И.О. учителя Казакевич Нина Владимировна

3. Тип урока: Интегрированный урок

4. Тема урока: Музыка звучит в басне



Педагогические технологии, используемые при построении урока: технология формирования универсальных учебных действий в рамках проекта

Целеполагание для обучающихся (Заполняется индивидуально в ИОК)

Предмет: Музыка

Межпредметные связи: Литература

Возраст учащихся: 5 класс

Образовательная цель: Сформировать у обучающихся представление о том, какую роль играет музыка в басне И. Крылова «квартет»

Воспитательная цель: развитие личности обучающихся через приобщение к сокровищнице мировой музыкальной культуры

Задачи:

1. Образовательная: познакомить учащихся с творчеством и музыкой великого русского композитора А.П.Бородина; расширить представления учащихся о литературном   жанре «басня»; русском баснописце И. А. Крылове и его басне «Квартет». Сформировать представление о многообразии термина «Квартет»

2. Развивающая: Развивать эмоционально- осмысленное восприятие и исполнение музыки; воображение, музыкальный слух; восприятие и понимание средств выразительности в искусствах «музыка» и «литература»; сформировать чувство личной ответственности за результат коллективной работы (пояснить - где в плане урока)

3. Воспитательная: Воспитывать у обучающихся ценностное отношение к искусствам «музыка» и «литература, нравственность ребенка на произведениях музыкального и литературного искусства;

Методы:

  • частично-поисковый;

  • эмоционального воздействия;

  • наглядно-слуховой, словесный;

  • практической деятельности;

  • стимулирующий;

  • анализа, сравнения, обобщения.

Приемы:

  • слушание;

  • исполнение;

  • импровизация;

Сообщение

  • дифференцированное домашнее задание



             

Формирование УУД:

Метапредметные действия:

  • регулятивные(контроль, оценка(в рефлексии), самоорганизация (во время заполнения карты, валеопаузы, просмотра презентации и видеоматериала, прослушивания )

  • коммуникативные : умение выражать свои мысли, продуктивно работать в группе.

  • Познавательные: Умение строить высказывания, умение познавать мир через образы и формы Литературы (в басне И.Крылова «Квартет») и Музыки (А.Бородин. Квартет № 2, 3 часть) , знакомство с инструментами струной группы симфонического оркестра

  • в разгадывании загадки на тему урока

Личностные действия: Приобщение к образцам русской музыкальной и литературной классики

  • Смыслообразование – формировать умение устанавливать учащимися связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется уметь разбираться в деятельности композитора; развить себя, как эрудированную личность для успешной социализации личности.

  • Нравственно-эстетическое: Уметь отличать настоящее (профессиональное) исполнение от «фальшивой» музыки


Прогнозируемые результаты :

  • Наличие у обучающихся интереса к искусствам музыка и литература; приобщение к классическим образцам музыки и литературы.

  • Умение видеть взаимосвязь видов искусств через анализ, сравнение и сопоставление средств выразительности в каждом из видов (музыка, литература)

  • Осознание обучающимися нравственных, эстетических ценностей искусств (музыки, и литературы)

Мультимедийное оборудование: компьютер, видеопроектор, аудиоколонки, экран.

Музыкальный материал : видео: басня И.Крылова, А.П.Бородин: «Струнный  квартет №2», 3 часть , попевка «У Лукоморья»

Наглядный материал: Портрет   И. А. Крылова,  А. П. Бородина,  мультимедийная  презентация   в  Power Point, карточки для работы в парах .Сообщения учеников ; эпиграф к уроку:

Раздаточный материал: Индивидуальная оценочная карта обучающихся, карточки с теоретическим материалом для работы в парах.

Продукт деятельности: Новые «веточки» Литер-муз. дерева


















учитель

ученик

Время (мин)

1 организационный этап

Приветствие. Игра трезвучия

Проверка Д/з; взаимооценивание (ИОК 1)

Слушают «угасающие» звуки

Показывают в тетрадях Д/з. Ставят оценку в ИОК за степень выполнения Д/з

0,5

2

2 Этап мотивации

Угадайте литературный жанр урока: В музыке – Частушка, в Литературе –(басня). Формулировка темы

Предлагает определить свой стартовый уровень (Слайд 1) и поставить балл (в иок 2)

1 уровень: Я не знаю, как ответить на этот вопрос

2 уровень: Я знаю несколько басен с участием в них музыки, но затрудняюсь определить её роль.

3 уровень:Я не только могу назвать 3-5 басен с участием в них музыки, но и определить, какую роль она играет в них

4 уровень: Я знаю нескольких авторов басен с участием в них музыки и могу определить её роль в них

5 уровень: Я сам могу сочинить басню с участием музыки и определить её роль в ней

Угадывают литературный жанр


Формулируют тему


Определяют свой стартовый уровень и ставят балл в индивидуальные оценочные карты – от 1 до 5







2

3 Целеполагание


??? –Что такое – Басня? (Википедия) (Слайд 2)

??? – Какая проблема урока ?


??? - Зачем нам это нужно знать?




Сформулируйте цель (в иок 3)

Отвечают на вопрос

-Что стало бы с баснями, если бы не было музыки.(таких басен не было бы)

  • чтобы дальше вырастить «дерево»;

  • Чтобы обогатить себя;

  • Понять, какую роль играет музыка в литературном жанре «басня»

  • Развить воображение, муз. слух

Формулируют цель и записывают (в иок)

3

4 Планирование













Работа в парах: термин «Квартет»


Послушаем сообщение.

Вызывает ученика выступить с сообщением о И.А. Крылове(Слайд 3 Крылов)







Загадка про басню «квартет»

??? - Угадайте, какая басня прозвучит сегодня на уроке(слайд 4 квартет)

Сообщение краткое: что такое – квартет.

А теперь поработаем в парах: (раздаёт каждому карточки №1 с определением термина «Квартет». Задание: изучите материал, проверьте друг друга и поставьте друг другу отметку за работу.(иок 4)

И.А. Крылов родился в 1769 году в Москве. Отец его выслужил дворянство. Семья Крыловых жила бедно. Воспитанием сына занималась мать. Она приобщила его к чтению и внимательно следила за его развитием. Крылов любил бродить по городу, посещал народные сборища, торговые площади. Дар наблюдательности проявился у него с детства, который помог ему, в дальнейшем, в  работе над  образами персонажей. За время своей жизни Крылов был журналистом, издателем, автором драматических произведений,
но больше стал известен как баснописец. (http://www.tepka.ru/literatura_5_korovina/17.html)
Басни есть у писателей Л.Н,Толстого,С. Михалкова, Демьяна Бедного.

Угадывают басню


Знакомятся с термином «Квартет», проверяют друг друга, ставят друг другу отметку (в иок)

7

5 Самоконтроль

Просмотр видео: басня «Квартет»

Раздача печатных тестов басни №2

И.А.Крылов сам прекрасно играл на скрипке, участвуя
в дружеских концертах.

??? Вам понравилась музыка?

??? Чего не хватало нашим «горе-музыкантам»?(иок 5)



Выполняя вместе любую работу, мы должны проявлять друг к другу взаимное уважение, дружелюбие и понимание, Видите, как Крылов тонко подметил то, что необходимо для появления настоящей музыки.

Какими качествами нужно обладать, чтобы стать музыкантом? (в иок 6)



Смотрят видео: «Квартет»








Нет.

Таланта, любви к музыке, желания научиться, согласия, дружелюбия, понимания.

Знание музыкальной грамоты, умение играть на музыкальном инструменте.

Таланта, любви к музыке, желания научиться, понимания.

Ответы учеников: внимание, умение слышать друг друга, согласие, дружелюбие.

Знание музыкальной грамоты, умение играть на музыкальных инструментах

10

6 Физминутка


Один пою,

Вдвоём поём

Втроём поём,

Вчетвером поём.

А качество вашего квартета зависит от всех вас





Совместное исполнение группами на 4 голоса

1

7 Углубление в тему


А в руках настоящих музыкантов музыка звучит ярко, выразительно и увлекательно. Там царит согласие и взаимопонимание. Сегодня мы послушаем с вами Квартет №2 русского композитора А.П. Бородина.(Слайд 5, Бородин)

А. П. Бородин был известен не только как русский композитор и музыкант, но и как учёный-химик. Музыка всегда господствовала в его душе, и не покидала его даже во время лекций. Иногда на доске вместе с формулами он рисовал нотные линейки с записями новых мелодий. Склонившись над научной работой, он обязательно что-нибудь напевал. А иногда, покинув лабораторию, химик превращался в музыканта, и неслись по коридору стройные и чудесные звуки его волшебной музыки.

(http://yandex.ru/yandsearch?clid=9582&text)

Учитель: - Прежде чем послушать музыкальное произведение, посмотрим, какие инструменты входят в состав квартета

(слайд 6),

Выступления детей



- Послушаем звучание скрипки   и виолончели

- В чём сходство и разница этих инструментов (показ на синтезаторе).

Квартет №2 Бородина – это программное,камерное произведение, то есть в его основе лежит программа. Состоит из IV частей: 

I  Allegro moderato (не очень быстро)

II – скерцо (шутка)

III – ноктюрн (произведение, музыка которого создаёт образ ночи)

IV – финал

Камерная музыка – это музыка, предназначена для небольшого количества слушателей и исполнителей(от латинского camera– комната).

- Мы с вами сейчас послушаем фрагмент ноктюрна -  эту удивительную по своей красоте музыку. gigabaza.rudoc/817.html

Музыка подружила композитора с молодой талантливой пианисткой Екатериной Протопоповой, которая стала впоследствии его женой. Это произведение одно из поздних сочинений композитора и посвящено жене. Работал он над ним в течение 2 лет. Когда композитор отбыл за границу, вдалеке от жены, вспоминая ее еще невестой, он написал этот квартет. Вот строки его письма к ней:

«Никогда ещё я так далеко не уезжал от тебя, и, кажется, никогда ты мне не была так близка, как теперь. Пойми только: я в Гейдельберге!!! Ещё по дороге мимо меня, как в панораме, проносились давно знакомые берега, которые мы видели ещё с тобой.

Чего я не перечувствовал, пробегая те дорожки, те галереи, где мы бродили с тобой в первую пору счастья! Как бы я дорого дал в эту минуту, чтобы ты была со мной!»

 Учитель:

??? - Как звучала музыка?

???-Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали?

??? - Чем отличается эта музыка от музыки, которую исполняли герои басни.

Вывод: Учитель: Что нужно для того, чтобы получилась красивая музыка? Какими качествами нужно обладать, чтобы написать такую замечательную музыку?



















Сообщения детей об инструментах


Сходство в том, что они относятся к семейству струнно-смычковых, а разница в   звучании инструментов (виолончель звучит ниже)

























Медленно, тихо, протяжно, нежно.

Скрипка, виолончель – струнный квартет

Ответы учеников

Музыкальным слухом, голосом, трудолюбием, терпением, талантом.

8

8 Вывод

Вывод о роли Музыки в басне (в иок 7)

Таким образом, музыка стала темой, на которой автор рассматривал характеры и поведение персонажей басни.
Крылов говорит в своих баснях о музыке, как о средстве, которое подчеркивает нравственные качества(какие) героев и чаще всего их недостатки, человеческие пороки.

Музыка явилась основой, на которой прослеживались человеческие недостатки



Ответы учеников


2

9 Рефлексия

ответьте на вопросы на достижение 3-х групп результатов: личностных, предметных, метапредметных (слайд 7)

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я научился…

Мне хотелось бы узнать побольше о…

Меня заинтересовало…

Трудностью для меня было…

Успехом для себя считаю…




Ответы учеников

3

10 Домашнее задание

Разъясняет Д/З и способы его выполнения: графический, творческий

Проговаривает алгоритм действий: 1.где найти басню?

2. Как быстро найти нужный пример? (по содержанию)

3. Как выполнить работу в тетради Найти в баснях пример, где присутствует музыка и доказать («Вырастить» 1 веточку Музыка в басне)

Наш ближайший планируемый результат:

а отдалённый результат-


Примеры задания:

1. Найти басню, где есть упоминание о музыке и определить её роль в ней.

2. Сочинить свою «музыкальную» басню

3. Написать мини-сочинение о том, как звучала музыка «квартета» А.П.Бородина.







«вырастить 1 веточку литературно-музыкального дерева»

«вырастить Литературно- Музыкальное дерево», осознать роль музыки в литературных жанрах


Записывают в дневник Д/з






2

11 Итог урока

Выборочный опрос учеников: проверка усвоенных знаний. (в иок 8, слайд 8)

??? – Кто из вас повысил свой стартовый уровень, выбранный в начале урока?

Поставьте в Индивидуальные оценочные карты свой итоговый балл. Спасибо за работу!

Ответы учеников; действия с ИОК- выставление итоговых баллов. Проговаривание результатов.

2



Просмотр содержимого документа
«Сообщ. учеников»

И.А. Крылов родился в 1769 году в Москве. Отец его выслужил дворянство. Семья Крыловых жила бедно. Мать приохотила его к чтению и внимательно следила за его развитием. Крылов любил бродить по городу, посещал народные сборища, торговые площади. Дар наблюдательности проявился у него с детства, который помог ему, в дальнейшем, в  работе над  образами персонажей. За время своей жизни Крылов был журналистом, издателем, автором драматических произведений,
но больше стал известен как баснописец.





Скрипка - Королева оркестра –– самый распространённый струнный смычковый инструмент. «Она в музыке является столь же необходимым инструментом, как в человеческом бытии хлеб насущный» — говорили о ней музыканты ещё в XVIII веке.



Может быть вы знаете, что Альтом называется низкий голос девочки или мальчика. Самый низкий женский голос, контральто, раньше тоже назывался альтом. А потом это название перешло к одному из струнных инструментов. Может быть потому, что тембр его похож на контральто – мягкий, грудной, выразительный. Сейчас альт получает всё большее распространение в качестве концертного инструмента.



Виолончель очень похожа на скрипку и альт, но значительно больше по размеру. Звук виолончели густой, сочный, певучий. По окраске он напоминает человеческий голос. Если скрипку или альт музыканты держат горизонтально на плече, то виолончель слишком велика для этого. Её ставят вертикально на металлический шпиль, который упирается в пол, а музыкант играет сидя.




Просмотр содержимого документа
«Текст басни»

Иван Андреевич Крылов. Басня «Квартет»

Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый мишка затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки, и сели на лужок под липки пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

"Стой, братцы, стой! — кричит мартышка. - погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, мишенька, садись против альта, я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдет уж музыка не та: у нас запляшут лес и горы!"

Расселись, начали Квартет; он все-таки на лад нейдет.

"Постойте ж, я сыскал секрет? - Кричит осел, — мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем".

Послушались осла: уселись чинно в ряд; а все-таки квартет нейдет на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы и споры, кому и как сидеть.

Случилось соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье. Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,

Чтобы квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть, скажи лишь, как нам сесть!" -

"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней,- им отвечает соловей, -

А вы, друзья, как ни садитесь -всё в музыканты не годитесь".

Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft PowerPoint»

Роль музыки в баснях 5 уровень : Я сам могу сочинить басню с участием музыки и определить её роль в ней 4 уровень: Я знаю нескольких авторов басен с участием в них музыки и могу определить её роль в них 3 уровень :Я не только могу назвать 3-5 басен с участием в них музыки, но и определить, какую роль она играет в них 2 уровень:  Я знаю несколько басен с участием в них музыки, но затрудняюсь определить её роль . 1 уровень: Я не знаю, как ответить на этот вопрос

Роль музыки в баснях

5 уровень : Я сам могу сочинить басню с участием музыки и определить её роль в ней

4 уровень: Я знаю нескольких авторов басен с участием в них музыки и могу определить её роль в них

3 уровень :Я не только могу назвать 3-5 басен с участием в них музыки, но и определить, какую роль она играет в них

2 уровень: Я знаю несколько басен с участием в них музыки, но затрудняюсь определить её роль .

1 уровень: Я не знаю, как ответить на этот вопрос

Ба́сня  — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая  мораль . Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.  https://ru.wikipedia.org/

Ба́сня  — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая  мораль . Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. 

https://ru.wikipedia.org/

Иван Андреевич  Крылов      http://yandex.ru/images/sear

Иван Андреевич Крылов http://yandex.ru/images/sear

КВА Р ТЕТ http://yandex.ru/images/search

КВА Р ТЕТ

http://yandex.ru/images/search

Александр Порфирьевич Бородин http://www.belcanto.ru/media/images/uploaded/12122813.jpg

Александр Порфирьевич

Бородин

http://www.belcanto.ru/media/images/uploaded/12122813.jpg

http://yandex.ru/images

http://yandex.ru/images

Проверь себя: 1.Сегодня на уроке я узнал (а)… 2. Сегодня на уроке я научился (лась)… 3. Мне хотелось бы узнать побольше о… 4. Меня заинтересовало… 5. Трудностью для меня было… 6. Успехом для себя считаю…

Проверь себя:

1.Сегодня на уроке я узнал (а)…

2. Сегодня на уроке я научился (лась)…

3. Мне хотелось бы узнать побольше о…

4. Меня заинтересовало…

5. Трудностью для меня было…

6. Успехом для себя считаю…

Роль музыки в баснях 5 уровень : Я сам могу сочинить басню с участием музыки и определить её роль в ней 4 уровень: Я знаю нескольких авторов басен с участием в них музыки и могу определить её роль в них 3 уровень :Я не только могу назвать 3-5 басен с участием в них музыки, но и определить, какую роль она играет в них 2 уровень: Я знаю несколько басен с участием в них музыки, но затрудняюсь определить её роль. 1 уровень: Я не знаю, как ответить на этот вопрос

Роль музыки в баснях

5 уровень : Я сам могу сочинить басню с участием музыки и определить её роль в ней

4 уровень: Я знаю нескольких авторов басен с участием в них музыки и могу определить её роль в них

3 уровень :Я не только могу назвать 3-5 басен с участием в них музыки, но и определить, какую роль она играет в них

2 уровень: Я знаю несколько басен с участием в них музыки, но затрудняюсь определить её роль.

1 уровень: Я не знаю, как ответить на этот вопрос


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Разработка интегрированного урока "Музыка "звучит" в баснях"

Автор: Казакевич Нина Владимировна

Дата: 06.01.2015

Номер свидетельства: 150566

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Межпредметная интеграциия на уроках литературы"
    ["seo_title"] => string(57) "miezhpriedmietnaia-intieghratsiiia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "259789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448820411"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства