2 Этап мотивации | Угадайте литературный жанр урока: В музыке – Частушка, в Литературе –(басня). Формулировка темы Предлагает определить свой стартовый уровень (Слайд 1) и поставить балл (в иок 2) 1 уровень: Я не знаю, как ответить на этот вопрос 2 уровень: Я знаю несколько басен с участием в них музыки, но затрудняюсь определить её роль. 3 уровень:Я не только могу назвать 3-5 басен с участием в них музыки, но и определить, какую роль она играет в них 4 уровень: Я знаю нескольких авторов басен с участием в них музыки и могу определить её роль в них 5 уровень: Я сам могу сочинить басню с участием музыки и определить её роль в ней | Угадывают литературный жанр Формулируют тему Определяют свой стартовый уровень и ставят балл в индивидуальные оценочные карты – от 1 до 5 | 2 |
4 Планирование Работа в парах: термин «Квартет» | Послушаем сообщение. Вызывает ученика выступить с сообщением о И.А. Крылове(Слайд 3 Крылов) Загадка про басню «квартет» ??? - Угадайте, какая басня прозвучит сегодня на уроке(слайд 4 квартет) Сообщение краткое: что такое – квартет. А теперь поработаем в парах: (раздаёт каждому карточки №1 с определением термина «Квартет». Задание: изучите материал, проверьте друг друга и поставьте друг другу отметку за работу.(иок 4) | И.А. Крылов родился в 1769 году в Москве. Отец его выслужил дворянство. Семья Крыловых жила бедно. Воспитанием сына занималась мать. Она приобщила его к чтению и внимательно следила за его развитием. Крылов любил бродить по городу, посещал народные сборища, торговые площади. Дар наблюдательности проявился у него с детства, который помог ему, в дальнейшем, в работе над образами персонажей. За время своей жизни Крылов был журналистом, издателем, автором драматических произведений, но больше стал известен как баснописец. (http://www.tepka.ru/literatura_5_korovina/17.html) Басни есть у писателей Л.Н,Толстого,С. Михалкова, Демьяна Бедного. Угадывают басню Знакомятся с термином «Квартет», проверяют друг друга, ставят друг другу отметку (в иок) | 7 |
5 Самоконтроль | Просмотр видео: басня «Квартет» Раздача печатных тестов басни №2 И.А.Крылов сам прекрасно играл на скрипке, участвуя в дружеских концертах. ??? Вам понравилась музыка? ??? Чего не хватало нашим «горе-музыкантам»?(иок 5) Выполняя вместе любую работу, мы должны проявлять друг к другу взаимное уважение, дружелюбие и понимание, Видите, как Крылов тонко подметил то, что необходимо для появления настоящей музыки. Какими качествами нужно обладать, чтобы стать музыкантом? (в иок 6) | Смотрят видео: «Квартет»
Нет. Таланта, любви к музыке, желания научиться, согласия, дружелюбия, понимания. Знание музыкальной грамоты, умение играть на музыкальном инструменте. Таланта, любви к музыке, желания научиться, понимания. Ответы учеников: внимание, умение слышать друг друга, согласие, дружелюбие. Знание музыкальной грамоты, умение играть на музыкальных инструментах | 10 |
7 Углубление в тему | А в руках настоящих музыкантов музыка звучит ярко, выразительно и увлекательно. Там царит согласие и взаимопонимание. Сегодня мы послушаем с вами Квартет №2 русского композитора А.П. Бородина.(Слайд 5, Бородин) А. П. Бородин был известен не только как русский композитор и музыкант, но и как учёный-химик. Музыка всегда господствовала в его душе, и не покидала его даже во время лекций. Иногда на доске вместе с формулами он рисовал нотные линейки с записями новых мелодий. Склонившись над научной работой, он обязательно что-нибудь напевал. А иногда, покинув лабораторию, химик превращался в музыканта, и неслись по коридору стройные и чудесные звуки его волшебной музыки. (http://yandex.ru/yandsearch?clid=9582&text) Учитель: - Прежде чем послушать музыкальное произведение, посмотрим, какие инструменты входят в состав квартета (слайд 6), Выступления детей
- Послушаем звучание скрипки и виолончели - В чём сходство и разница этих инструментов (показ на синтезаторе). Квартет №2 Бородина – это программное,камерное произведение, то есть в его основе лежит программа. Состоит из IV частей: I – Allegro moderato (не очень быстро) II – скерцо (шутка) III – ноктюрн (произведение, музыка которого создаёт образ ночи) IV – финал Камерная музыка – это музыка, предназначена для небольшого количества слушателей и исполнителей(от латинского camera– комната). - Мы с вами сейчас послушаем фрагмент ноктюрна - эту удивительную по своей красоте музыку. gigabaza.ru›doc/817.html Музыка подружила композитора с молодой талантливой пианисткой Екатериной Протопоповой, которая стала впоследствии его женой. Это произведение одно из поздних сочинений композитора и посвящено жене. Работал он над ним в течение 2 лет. Когда композитор отбыл за границу, вдалеке от жены, вспоминая ее еще невестой, он написал этот квартет. Вот строки его письма к ней: «Никогда ещё я так далеко не уезжал от тебя, и, кажется, никогда ты мне не была так близка, как теперь. Пойми только: я в Гейдельберге!!! Ещё по дороге мимо меня, как в панораме, проносились давно знакомые берега, которые мы видели ещё с тобой. Чего я не перечувствовал, пробегая те дорожки, те галереи, где мы бродили с тобой в первую пору счастья! Как бы я дорого дал в эту минуту, чтобы ты была со мной!» Учитель: ??? - Как звучала музыка? ???-Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали? ??? - Чем отличается эта музыка от музыки, которую исполняли герои басни. Вывод: Учитель: Что нужно для того, чтобы получилась красивая музыка? Какими качествами нужно обладать, чтобы написать такую замечательную музыку? | Сообщения детей об инструментах Сходство в том, что они относятся к семейству струнно-смычковых, а разница в звучании инструментов (виолончель звучит ниже) Медленно, тихо, протяжно, нежно. Скрипка, виолончель – струнный квартет Ответы учеников Музыкальным слухом, голосом, трудолюбием, терпением, талантом. | 8 |
10 Домашнее задание | Разъясняет Д/З и способы его выполнения: графический, творческий Проговаривает алгоритм действий: 1.где найти басню? 2. Как быстро найти нужный пример? (по содержанию) 3. Как выполнить работу в тетради Найти в баснях пример, где присутствует музыка и доказать («Вырастить» 1 веточку Музыка в басне) Наш ближайший планируемый результат: а отдалённый результат- Примеры задания: 1. Найти басню, где есть упоминание о музыке и определить её роль в ней. 2. Сочинить свою «музыкальную» басню 3. Написать мини-сочинение о том, как звучала музыка «квартета» А.П.Бородина. | «вырастить 1 веточку литературно-музыкального дерева» «вырастить Литературно- Музыкальное дерево», осознать роль музыки в литературных жанрах Записывают в дневник Д/з | 2 |