Интегрированный урок музыки
Школа: КГУ Новомихайловская СШ Дата № Тема: : «Волшебная сила музыки»
Ценность любовь Качества: умение прощать, искренность, бескорыстное служение людям, сострадание и т.д.
Педагог: Ярмак Лариса Михайловна.
Класс 6 Количество уч-ся 10
Цель: познакомить учащихся с творчеством В.А. Моцарта
Задачи:
- расширить представления учащихся о влиянии произведений В.А.Моцарта на жизнь людей;
- развивать интерес к классической музыке;
- воспитывать стремление к нравственно-духовному совершенствованию, умению прощать, искренность, бескорыстное служение людям, сострадание.
- Организационный момент
Приветствие учащихся. Позитивный настрой на урок.
- Ход урока:
Ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с музыкой великих композиторов и вновь окунемся в её удивительный мир.
Прослушайте фрагмент музыкального произведения.
Звучит «Маленькая ночная серенада»
Беседа:
- Какие чувства вызвала у вас эта музыка?
- Что вы представляли при прослушивании произведения?
- Как вы считаете, это современная музыка или нет?
Это старинная музыка, XVIII века.
- Скажите к какому стилю вы могли бы отнести это произведение?
К классическому
- Можете ли вы назвать композитора этого произведения?
А.В. Моцарт
- Как можно охарактеризовать время В. А Моцарта? Назовите отличительные черты того времени. Постарайтесь подобрать более точные слова (проходили балы, танцевали старинные бальные танцы, мода на парики, камзолы)
III. Рассказ учителя о великом австрийском композиторе В. А Моцарта.
Показ слайдов
Родился в 1756 году, в семье музыканта, выдающегося педагога Леопольда Моцарта.
- Этот музыкант, композитор, исполнитель, мастерство которого превзошло именитых современников.
Уже в пять лет – он композитор, пишет первую сонату, в 6-7 лет играет на клавесине, органе, скрипке, его называют чудо-ребенком. В 15 лет юноша получает признание ведущего Европейского музыкального сообщества – Болонской академии музыки, становится членом академии, наивысшую награду которой получает из рук самого Папы Римского.
IV. Подарок учителя:
Ребята я хочу вам рассказать историю, о незабываемой встречи Моцарта со слепым стариком, которую описал К.Г.Паустовский в своем рассказе «Старый повар». Эта история произошла в действительности с Моцартом.
V. Беседа по вопросам к тексту
- Какие чувства у вас вызывает этот рассказ? Почему?
- Для чего пришел незнакомец в дом старика?
- В чем хочет исповедаться старый повар?
- Как назвал незнакомец грех старика? Почему незнакомец считает, что это «подвиг во имя любви»?
(Цель кражи, совершенной стариком не корысть, а спасение жизни жены. Другой возможности раздобыть денег на лекарства не было).
- Как бы вы поступили в этой ситуации? Почему?
- Какие желания высказывает перед смертью герой рассказа?
- В чем смысл слов «Слушайте и смотрите», обращенных к старику? (Незнакомец понимает, что звуки музыки способны воскресить в памяти старика картины былого, заставят вспомнить счастливое прошлое, любимые черты жены).
- Что же прогнало смерть, что вернуло старику утраченное счастье?
- Почему ему удалось увидеть то, чего он так желал?
(Паустовский пишет о великой силе искусства, которому подвластно то, что кажется невероятным, об огромных возможностях, таящихся в музыке, звучание которой возродило, казалось бы, навсегда утраченное).
- Как заканчивается рассказ?
(Старик умирает, но он умирает счастливым: с его души снят мучивший его грех, он снова смог увидеть Марту, он знает, что о его дочери есть, кому позаботиться).
- Почему автор называет Моцарта великим музыкантом? В чем его величие?
(Он написал музыку, которая прогоняет смерть и делает людей счастливыми).
- Как вы думаете, почему в рассказе именно музыкант выступает в роли священника, исповедующего умирающего?
( Не все и не всегда можно выразить словами, да и не всегда нужны слова, чтобы передать то, что лежит в душе. И тогда на помощь приходит музыка, которой доступно то, что не доступно даже поэзии).
VI.Творческая деятельность
Давайте представим себе, что и мы находимся в сторожке старого повара, и послушаем ещё раз одну из самых пленительных мелодий Моцарта - фрагмент его 40-ой симфонии. Во время звучания музыки, с помощью акварели, изобразите на бумаге, свои чувства и те образы, которые у вас возникают при прослушивании этого произведения.
(Звучит музыка).
Обсуждение рисунков детей, какие цвета они использовали, какие испытывали чувства в процессе работы, как на каждого из вас повлияла музыка Моцарта?
VII. Подведение итогов урока
В чем заключается главная задача музыки?
Вывод: Паустовский показал в своем рассказе, как смогла музыка утешить нищего слепого старика и принести ему облегчение.
И закончить наш урок я хотела бы такими строчками:
Чем больше человек сталкивается с жизнью,
Чем больше познает ее, чем крепче любит,
Тем сильнее у него желание пережить то
Хорошее, что он уже испытал. Путь к этому
Переживанию открывает музыка.
Она способна возвратить утраченное.
(А.Калинин).
И я желаю вам, чтобы музыка присутствовала с вами на всех этапах вашей жизни.
На этом наш урок закончен.
До новых встреч!