Интегрированный урок русского языка и краеведения.
Тема: Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме. Дом-музей А.Дурова.
Цели: вспомнить различия между звонкими и глухими согласными звуками; пояснить, почему парные по звонкости-глухости согласные на конце слова – это орфограмма; продолжить формирование представления детей о единообразном написании слова, пользуясь алгоритмом; показать важность орфографически правильного написания слов.
Познакомить детей с цирковой династией Дуровых; раскрыть значение филиала Воронежского областного музея ( Дома А.Дурова) для жителей Воронежа и области; познакомить учащихся с творчеством Анатолия и Владимира Дуровых.
Развивать мышление, внимание и речь младших школьников, расширять читательский кругозор етей, воспитывать чувство любви и бережного отношения к животным.
Оборудование: карточки для работы в парах, мультимедийный проектор.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Сегодня у нас необычный урок.
- Сегодня мы с вами отправимся в необычное место. А куда? Вы сами сейчас отгадаете.
Дрессировщик плеткой машет,
Перед ним лошадка пляшет.
Здесь из пушки гусь стреляет,
Пес примеры нам решает,
А свинья в упряжке ходит…
Где всё это происходит? (В ЦИРКЕ) (СЛАЙД 1)
II. Актуализация опорных знаний.
1. Собрать слова из слогов.
Баран, собака, петух, свинья, обезьяна.
2. Записать слова по алфавиту, поставить ударение, выделить орфограммы.
3. Каким словом можно объединить все записанные слова? (ЖИВОТНЫЕ)
4. А как называется цирковой артист, который занимается воспитанием и обучением животных участию к выступлению на арене. (ДРЕССИРОВЩИК) (СЛАЙД 2)
III. Объявление темы урока.
1. Игра «Угадай фамилию»
Расположите мячи в нужной последовательности в зависимости от размера и прочитайте фамилию знаменитого циркового артиста, именем которого назван Воронежский цирк.
в
о
р
у
Д
2.Звуко-буквенный анализ слова ДУРОВ.
- Разделить на слоги, поставить ударение.
- Записать транскрипцию.
..-Сравнить написание и звучание слова. Какую букву можно проверить? Подобрать проверочное слово.
3. Формулирование целей и задач урока.
IV. Рассказ о цирковой династии Дуровых (СЛАЙДЫ 3-11)
Анатолий и Владимир Дуровы родились в Москве во второй половине VIX века. Они первые принесли на манеж острую политическую сатиру, высмеивая чиновников, используя для этого животных.
Цирком братья увлеклись с раннего детства. Оба работали с животными. Но по разному…
Анатолий Дуров выдающимся дрессировщиком не был, животные выполняли вспомогательную роль в его репризах и программах. Сам Дуров писал: "В случае нужды для номера с поросятами я их беру напрокат. Три-четыре дня вполне достаточно, чтобы животное выдрессировать для нужных мне целей". Сила Дурова заключалась в том, что он умел очеловечить животных. При помощи животных Дуров ставил басни, сцены и даже целые пьесы.
Владимир Дуров, наоборот, внимательно и серьезно изучал жизнь животных, пробовал их дрессировать. Он наблюдал за поведением животных и пришел к выводу: в дрессировке следует использовать естественные навыки животных. Ему удавалось дрессировать любых животных, даже петухов, крыс и мышей.
Мечтой Владимира Дурова было построить собственный дом для зверей, поселить их там в наиболее подходящих для каждого условиях, наблюдать, лечить, учить и показывать их искусство. В Москве на улице Старая Божедомка он купил дом с садом и конюшней и 8 января 1912 года открыл "Уголок Дурова", который работает до сих пор и радует людей своими представлениями. Руководят «Уголком Дурова» потомки Владимира Дурова.
А Анатолий Дуров долгое время прожил в Воронеже. Здесь он дебютировал как клоун и дрессировщик животных, здесь родились его сын и внуки, которые повторили его путь.
В 1907 году Дуров купил на окраине Воронежа дом. Свой воронежский дом у реки артист превратил в музей, выстроив диковинные павильоны, макет средневекового замка, грот, комнату смеха, фонтаны. В годы войны усадьба сильно пострадала. После реставрационных работ в доме А.Л.Дурова вновь открылась экспозиция, которая работает и сейчас.
А наш Воронежский цирк носит имя Анатолия Дурова. Памятник прославленному артисту установлен в холле на втором этаже в июле 2008 года.
V. Работа по теме урока.
1. Работа с текстом. Выписать слова с пропущенными буквами, подобрать проверочные слова.
Моя звериная школа называется «Уголо… Дурова». Называется «уголо…», а на самом деле это большой дом, в котором есть терраса и са… . Одному слону сколько места надо! А ведь у меня ещё есть и обезьяны, и морской ле…, и белый медве…ь, и собаки, и зайцы, и барсу.. , и ё… , и птицы!..
VI. Подведение итогов
- Рефлексия. (СЛАЙД 12)