kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ урок на тему «ОСЕНЬ» с использованием средств ИКТ и ОЭР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок на тему «Осень»: повторение и закрепление изученного по теме «Словообразование» предполагает реализацию межпредметных связей, существующих между русским языком (как предметом), литературой, МХК и краеведением. Большой объем информации может быть интенсивно повторен и закреплен путем использования средств ИКТ.

Цели урока

обучающие:

- закрепить знания по темам «Лексика и фразеология», «Словообразование» (русский язык), «Фольклор: народные обрядовые песни» (литература); развить навыки устной речи, выразительного чтения;

развивающие:

- способствовать формированию информационной культуры; развитию эстетического вкуса;

воспитательные:

  • способствовать
  • формированию
  • коммуникативной
  • культуры; воспитанию
  • бережного отношения к русскому слову,
  • любви к родному языку и родному искусству.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ИНТЕГРИРОВАННЫЙ урок на тему «ОСЕНЬ» с использованием средств ИКТ и ОЭР »



Технологическая карта конструирования

ИНТЕГРИРОВАННОГО урока на тему «ОСЕНЬ»

с использованием средств ИКТ и ОЭР


Предмет, класс

Русский язык, 6 класс

Тема урока, № урока по теме

Интегрированный урок на тему «Осень»: повторение и закрепление изученного по теме «Словообразование». Предпоследний урок по теме.

Актуальность использо­вания средств ИКТ

Большой объем информации может быть интенсивно повторен и закреплен путем использования средств ИКТ.

Цели урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Закрепить знания по темам «Лексика и фразеология», «Словообразование» (русский язык), «Фольклор: народные обрядовые песни» (литература); развить навыки устной речи, выразительного чтения.



Способствовать формированию информационной культуры; развитию эстетического вкуса.

  • способствовать

  • формированию

  • коммуникативной

  • культуры; воспитанию

  • бережного отношения к русскому слову,

  • любви к родному

языку и родному искусству.



Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD, ресурсы Интернет)

Универсальные

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

ПК Windows 2000/XP


Организационная структура урока

Этап 1

Задачи

Выявить уровень знаний учащихся по теме «Лексика и фразеология».

Длительность этапа

10 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрация 3-5 слайдов учительской презентации.

Форма организации деятельности учащихся

Лексико-орфографическая работа со словом осень.

Эвристическая беседа. Оформление записи в тетрадях.

Работа с этимологическими словарями.


Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Координация работы учащихся.

Промежуточный контроль

Индивидуальная, самостоятельная, групповая работа.

Этап 2 Выявление имеющихся знаний

Задачи

Выявить уровень знаний учащихся по теме «Словообразование»

Длительность этапа

5 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрация 6-7 слайдов учительской презентации.

Форма организации деятельности учащихся

Морфемный и словообразовательный анализ предложенных слов, работа со словообразовательным словарем, записи в тетрадях.

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Координация работы учащихся.

Промежуточный контроль

Индивидуальная, самостоятельная, групповая работа.

Этап 3 Выявление имеющихся знаний

Задачи

Выявить уровень знаний учащихся по теме «Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки, припевки».

Длительность этапа

10 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрация 8-11 слайдов учительской презентации.

Форма организации деятельности учащихся

Лексико-орфографическая работа, устное рисование, игра «Собери пословицу», отгадывание загадок об осени, анализ текста, письмо по памяти.

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Проверка домашнего задания, организация фронтального опроса, игровой деятельности учащихся.

Промежуточный контроль

Индивидуальная, групповая, самостоятельная работа.

Этап 4

Задачи

Закрепить навыки комплексного анализа текста, навыки выразительного чтения.

Длительность этапа

10 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрация 12 слайда учительской презентации.

Форма организации деятельности учащихся

Выразительное чтение, беседа с целью дать комплексный анализ текста стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…», прослушивание аудиозаписи, устное словесное рисование.

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Выразительное чтение стихотворения, организация беседы.

Промежуточный контроль

Индивидуальная творческая работа.

Этап 4

Задачи

Показать, как изображал осень ростовский художник Петровичев, закрепить навыки устной речи

(создания текста с использованием типа речи описание).

Длительность этапа

10 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрация презентации учителя и фрагмента ученической презентации «Музеи Ростова Великого» (слайды 51-53) .

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальное сообщение учащегося, беседа, создание монологического высказывания с использованием типа речи описание.

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Выступление учителя, организация беседы по картине Петровичева

«Осень при последних лучах».

Промежуточный контроль

Индивидуальная и групповая работа.

Итоговый контроль, подведение итогов

Домашнее задание:

  1. написать миниатюру на тему «Моя осень»; 2) написать сочинение по картине Петровичева

по картине Петровичева. Желающие могут подготовить рисунки на тему

«Осень».



Ход урока


Слово учителя.

— За окном ноябрь. Уже порхает легкий снежок. Кажется, наступила зима. Не случайно ноябрь называют ее «воротами». И хотя снег покрыл землю, мы вспоминаем начало нашей русской осени, ее многоцветье. Осень любили и любят многие русские люди. Сегодня мы с вами, ребята, будем говорить об осени, — о том, как писали о ней поэты, композиторы, как изображали ее художники.


Демонстрация 3 слайда.

Лексико-орфографическая работа со словом осень.

Учитель.

— Каково лексическое значение этого слова? (Осень – время года, следующее за летом.) В толковом словаре мы найдем еще дополнение: «По осени (прост.). Осень жизни (перен.)». О чём говорят эти пометы: прост. и перен.?( Первое слово эмоционально окрашенное, причем имеет сниженную эмоциональную окраску; словосочетание, наоборот, имея переносное значение: старость, - приобретает высокую эмоциональную окраску.)


Давайте произнесем слово осень отчетливо, выразительно все вместе.

Что слышится вам в этом слове? ( О – синь: что-то голубое, глубокое, а может, и темное, закрывающее что-то (о-сень: сень – то, что покрывает, укрывает кого-то, что- н., покров)), но осень – пора прощальная, уводящая тепло и солнечные лучи. За этим словом стоят три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь).


Демонстрация 4 слайда.

Этимология слова.

Обратимся к истокам этого слова. Загляните в этимологический словарь.
(Работа со словарем: осень от есень, сентябрь, октябрь, ноябрь имели русские соответствия: руин, листопад, грудень С 12 века, наряду с народными названиями, появляются в церковных книгах и новые, заимствованные из латинского языка через греческий. Их названия произились на иноземный лад: сентемврий, октемврий, новембар)


Демонстрация 5 слайда.

Фразеология.

Смотреть сентябрем (разг. устар.) – быть мрачным, хмурым, недовольным.


Демонстрация 6 слайда.

Словообразовательный анализ.

— Подберите однокоренные слова к слову осень. К какому словарю нам
лучше обратиться? (Работа со словообра­зовательным словарем.)

Запись в тетрадях.

Осень, осенний, осенью, по-осеннему, предосенний.

Осень осенний по-осеннему; осень осенью; осень предосенний.


Демонстрация 6-7 слайдов.

Морфемный и словообразовательный анализ.


Дожди надоели.

Мы б многое дали, (Дали; дали ‹ дать; суффиксальный)

Чтоб снова зелеными

Стали все дали. (Дали; даль ‹ далекий; бессуффиксный)


Демонстрация 8 слайда.

Пословицы и поговорки об осени.

— Вспомните пословицы, поговорки, загадки об осени.

Работа с классом.


Ц_плят по осени считают.

(Не) будь в осень тороват*, будь к весне богат.

Корми меня в весну, а в осень я и сам сыт буду.

Брюз_ит, как муха в осень.

В осень любого гостя потчуют молоком, а нелюбого – медом.


  1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Прочитайте пословицы (любого – любого).

  2. Каково значение этих пословиц?

  3. Тороватый (устар.) – то же, что и щедрый.

  4. Какой предстает осень в этих пословицах?

Слайд 9 «Собери пословицы».

Запишите пословицы и расставьте знаки препинания. Объясните постановку знаков препинания.

Слайд 10 «Загадки об осени».

Весной зеленела,

Летом заг_рела,

Осенью надела

Красные кора_ы. (Рябина)


Р_стет на грядке зеленая ветка,

А на ней – красные детки. (Помидор)


Золотая голова велика, тяжела,

Золотая голова отдохнуть пр_легла.

Голова велика, только шея тонка. (Тыква).


Выпишите ключевые слова, вставьте буквы (зеленела, загорела, надела кораллы; растет зеленая ветка, красные детки; золотая голова прилегла, велика, шея тонка).


Демонстрация 11 слайда.

Слайд «Осень в обрядах».

Чтобы курочки водились,

На насеточку садились,

Ушастенькие, головастенькие!

Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!


Учитель.

  • Вот как вошла осень в обряды. Посмотрите, какую русскую народную песню, точнее припевку, исполняли на 14 ноября, на праздник Козьмы и Домиана.

(Чтение про себя, затем вслух.)

  • Что представляет собой первая строчка песни?

  • Какие суффиксы здесь преобладают? Назовите их. Сделайте словообразовательный анализ прилагательных.

  • Чем объясняется постановка запятой во фразе ряженых? (Обращение).


Учащиеся заучивают текст песни и по памяти записывают его в тетрадях.


  • Какое у вас представление об осени?

  • Чем она пахнет?

  • Как звучит?

  • В какие цвета одевает мир?

  • Какое настроение создает?


— А сейчас послушаем стихотворение А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…».

(Читает учитель.)

  • Какова интонация стихотворения? (Бодрая, жизнерадостная.)

Демонстрация 12 слайда.

Стихотворение А.С.Пушкина.

  • Каким рисует Пушкин осенний день?

  • Как вы понимаете первую строчку? Чем дышит осень?

  • Назовите слова с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова». Объясните правописание приставки ПРИ- .

— Слов какой части речи в стихотво­рении больше всего? Почему? (Существительных (15) – они передают не движение, а покой).

  • Назовите эпитеты в стихотворении. Почему именно эти слова выбрал автор? (Лесов таинственная сень; с печальным шумом; гусей крикливых; скучная пора.) Выпишите их.

Далее проводится работа над вырази­тельностью чтения. Учащиеся отмечают слова, на которые падают логические ударения, обозначают длинные и корот­кие паузы, анализируют роль знаков препинания. Затем два-три ученика выразительно читают стихотворение.

— А теперь слово вам, вы прочитаете известные вам стихотворения об осени. Помните об
интонации, о паузах, о логических ударениях. Правильно подберите темп чтения. (Учащиеся вспоминают и читают выученные наизусть стихотворения об осени
русских поэтов.)

— А знаете ли вы, ребята, какой у осени голос? Сейчас я поставлю кассету, и зазвучит музыка. Прислушай­тесь, и вы обязательно услышите голос осени, ее осеннюю песню. Музыка пере­даст настроение, ощущение того, что происходит в природе. (Слушаем Вивальди или П. Чайковского – «Времена года: осень».)


Демонстрация 13 слайда.

Петровичев.

  • А какой еще она может быть? Посмотрите на репродукции картин нашего земляка Петровичева(1874-1947). Это замечательный живописец, художник-пей­зажист. П.И. Петровичев родился в Ростовском уезде, в 1891-1892 гг. работал в Ростовском Музее Церковных Древностей. После переезда в Москву, художник приезжал в Ростов на протяжении всей жизни. Созданные здесь архитектурные пейзажи, интерьеры церквей составляют значительную часть его творческого наследия. Ростовский музей сейчас обладает одной из наиболее крупных (20 единиц) коллекций произведений П.И. Петровичева (для сравнения, в ГТГ хранится 22 его живописных работы). Учитывая же художественный уровень работ, время их создания и жанровый диапазон можно говорить о достаточной полноте и представительности коллекции, заслуживающей изучения и развития.

Выступление ученика о виртуальном музее Петровичева с демонстрацией презентации

Демонстрация слайда учительской презентации.

Осень Петровичева.

Учитель.

  • Его картины изображают Ростов в разные периоды его жизни, в разные времена года. Он часто писал сельские пейзажи. В картине «Осень при последних лучах» художник с большим мастерством передает настро­ение осени. Какое оно?

  • Что изобразил художник на карти­не?

— Какое сочетание цветов использовал художник, чтобы передать настроение, которое возникло у него, когда он увидел этот осенний день (Сочетание желтого, светло-зеленого, голубого и серого, темно-коричневого цвета. Такой колорит — сочетание различных цветов художнику передать настроение осеннего дня.)

  • Ваши впечатления от картины? (Казалось бы, ничего красивого нет. А между тем, как все прекрасно. Художник заставил нас увидеть красоту природы в обыкновенный буд­ничный день.)


  • Вот и кончился наш «осенний» урок.

  • Какая осень? Попробуйте дать свою характеристику.


(Подведение итогов урока.)

Домашнее задание: 1) написать миниатюру на тему «Моя осень»; 2) написать сочинение по картине Петровичева. Желающие могут подготовить рисунки на тему «Осень».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ урок на тему «ОСЕНЬ» с использованием средств ИКТ и ОЭР

Автор: Львова Марина Альфредовна

Дата: 17.11.2014

Номер свидетельства: 131912


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства