kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по реализации проекта "Мои любимые сказки Пушкина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные цели:

·           Обобщить и дополнить знания учащихся, которые 5-классники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина;

·           Проверить умение школьников ориентироваться в содержании произведения;

·           Учить детей употреблению различных обращений в зависимости от ситуаций общения;

·           Организовать работу так, чтобы способствовать поиску новых, ранее не замеченных деталей, для того, чтобы в конечном итоге прийти к целостному восприятию и осмыслению прочитанного;

·           Осуществить интегрированную связь уроков русского языка, этики, музыки, живописи, архитектуры, математики, краеведения, прикладных наук.

·           Прививать интерес к предмету

Развивающие цели:

  • Растить вдумчивого читателя, способного анализировать, сравнивать, обобщать;
  • Развивать навыки выразительного чтения  и чтения наизусть;
  • Развивать память, связную монологическую речь учащихся;
  • Обогащать словарный запас учащихся;
  • Способствовать развитию творческого воображения и творческих способностей детей;

Воспитательные цели:

  • Поддерживать интерес к урокам литературы, вызвать желание неоднократно возвращаться к пушкинским произведениям;
  • Прививать любовь к возвышенному, поэтическому миру сказки;
  • Заронить в детские души семена добра, справедливости, любви к ближнему, научить радоваться своим успехам и успехам друзей;
  • Воспитывать чувство прекрасного;
  • Укреплять на уроке дух соревнования;
  • Привлечь к работе на уроке всех учащихся.

Опережающие задания к уроку:

  • устные сообщения по биографии А.С. Пушкина
  • выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы “Руслан и Людмила”
  • выразительное чтение наизусть стихотворения «Няне»
  • иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина
  • выставка предметов «Пушкин в каждом доме»

Оборудование к уроку:

  • Портрет Пушкина
  • Выставка рисунков-иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина
  • Выставка книг
  • Выставка предметов, связанных с Пушкиным
  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки.

Краткое описание:

Урок внеклассного чтения по теме «Мои любимые сказки Пушкина» является обобщающим, закрепляющим и систематизирующим знания учащихся  о творчестве А.С. Пушкина  как сказочника. Представляет собой итоговую работу проектной деятельности в классе по данной теме (проект коллективный).
Предполагаемые результаты: 

В ходе урока используются разные виды сенсорной модальности (основного канала восприятия информации). В результате одни учащиеся легче усваивают видеоинформацию (визуалы), для других важную роль играет звук (аудиалы), третьим для закрепления информации необходима мышечная активность (кинестетики). Такое объединение средств обеспечивает качественно новый уровень восприятия информации: обучающийся не просто пассивно созерцает, а активно участвует в происходящем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по реализации проекта "Мои любимые сказки Пушкина" »

Открытый урок по литературе 5 классе (класс-коррекция) по теме:

«Мои любимые сказки Пушкина»

Образовательные цели:

  • Обобщить и дополнить знания учащихся, которые 5-классники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина;

  • Проверить умение школьников ориентироваться в содержании произведения;

  • Учить детей употреблению различных обращений в зависимости от ситуаций общения;

  • Организовать работу так, чтобы способствовать поиску новых, ранее не замеченных деталей, для того, чтобы в конечном итоге прийти к целостному восприятию и осмыслению прочитанного;

  • Осуществить интегрированную связь уроков русского языка, этики, музыки, живописи, архитектуры, математики, краеведения, прикладных наук.

  • Прививать интерес к предмету

Развивающие цели:

  • Растить вдумчивого читателя, способного анализировать, сравнивать, обобщать;

  • Развивать навыки выразительного чтения и чтения наизусть;

  • Развивать память, связную монологическую речь учащихся;

  • Обогащать словарный запас учащихся;

  • Способствовать развитию творческого воображения и творческих способностей детей;

Воспитательные цели:

  • Поддерживать интерес к урокам литературы, вызвать желание неоднократно возвращаться к пушкинским произведениям;

  • Прививать любовь к возвышенному, поэтическому миру сказки;

  • Заронить в детские души семена добра, справедливости, любви к ближнему, научить радоваться своим успехам и успехам друзей;

  • Воспитывать чувство прекрасного;

  • Укреплять на уроке дух соревнования;

  • Привлечь к работе на уроке всех учащихся.

Опережающие задания к уроку:

  • устные сообщения по биографии А.С. Пушкина

  • выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы “Руслан и Людмила”

  • выразительное чтение наизусть стихотворения «Няне»

  • иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина

  • выставка предметов «Пушкин в каждом доме»

Оборудование к уроку:

  • Портрет Пушкина

  • Выставка рисунков-иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина

  • Выставка книг

  • Выставка предметов, связанных с Пушкиным

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки.



Краткое описание:

Урок внеклассного чтения по теме «Мои любимые сказки Пушкина» является обобщающим, закрепляющим и систематизирующим знания учащихся  о творчестве А.С. Пушкина как сказочника. Представляет собой итоговую работу проектной деятельности в классе по данной теме (проект коллективный).
Предполагаемые результаты: 

В ходе урока используются разные виды сенсорной модальности (основного канала восприятия информации). В результате одни учащиеся легче усваивают видеоинформацию (визуалы), для других важную роль играет звук (аудиалы), третьим для закрепления информации необходима мышечная активность (кинестетики). Такое объединение средств обеспечивает качественно новый уровень восприятия информации: обучающийся не просто пассивно созерцает, а активно участвует в происходящем.



Эпиграфы к уроку:

Что за прелесть эти сказки!

Каждая есть поэма!
А.С. Пушкин

В эти дни, когда живут игрушки,
Реки светлым мёдом налиты,
В первый раз ко мне приходит Пушкин
В сказках золотых.
П. Шубин

План урока:


1.    Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

3.    Психологический настрой.
4.    Актуализация опорных знаний.
5.    Повторение теоретического материала.
6.    Сообщения об авторе, музыкальная пауза.
7.    Физминутка.
8.    Работа по сказкам.
9.    Итоги урока.
10.    Рефлексия.
11.    Домашнее задание.










Ход урока

Учитель: “Счастье – это путешествие. Необязательно с переменой мест. Путешествие может быть в душу человека – в мир писателя, поэта”, - говорил В. Высоцкий. Сегодня мы с вами тоже отправляемся в путешествие в замечательный и удивительный мир сказок А.С. Пушкина. Наш урок – итог нашей с вами проектной деятельности по изучению творчества А.С. Пушкина в 5 классе.

Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски, 
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.


-Итак, тема нашего урока «Что за прелесть эти сказки!» (слайд 1).


Психологический настрой. (слайд 2)

Читая Пушкина, читая его сказки, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы - дети страны, давшей миру одного из самых пленительных и певучих поэтов - Александра Сергеевича Пушкина! И нам приятно, что "Солнце" русской поэзии, как называли Пушкина друзья, согревает своими теплыми лучами не только вас, российских ребят, но и всех детей мира.


-Встаньте в круг и возьмите друг друга за руки, закройте глаза. Вы чувствуете рядом славную добрую руку своего соседа. Пожмите легонько руку, вместе с пожатием передайте друг другу свое внимание, тепло, доброту. Представьте, что перед вами большое, большое солнце. У него красивые желтые лучики – это ваши руки. Поднимите руки вверх. Один лучик вы передаете товарищу, находящемуся справа, (имитация движения), второй лучик вы передали своему соседу слева. А теперь зажмите лучики своего соседа в ладошке, загадайте желание и подуйте. Желание исполнится, потому что вы этого хотите.
Учитель Спасибо всем, а теперь, ребята, занимайте свои места. Наше путешествие начинается!Сегодня мы ещё раз пройдёмся по пушкинскому Лукоморью. В прологе к поэме “Руслан и Людмила” это слово написано с маленькой буквы – “у лукоморья дуб зелёный” (слайд 3) - и обозначает всего-навсего излучину морского берега (“лука” - изгиб берега). А мне почему-то всегда хочется писать это слово с большой буквы. Как вы думаете, почему? (Ребята высказывают свои предположения)

Учитель: Да, Лукоморье – это уже целое государство, огромная страна, со своими неведомыми дорожками и чудесами, населённая самыми разными людьми – добрыми и злыми, умными и не очень, сильными, храбрыми, могучими. Посмотрите как изображали Лукоморье художники разных времен (слайды 4,5,6)

В это время: Чтение наизусть пролога к поэме «Улукоморья» -Толкачева Катя или прослушивание по фонохрестоматии

Учитель: А ещё мы совершим путешествие в мир поэта А. С. Пушкина, увидим, каким предстаёт он на страницах своих волшебных сказок.

(слайд 7) Поэт Шубин назвал пушкинские сказки золотыми. А какие определения (эпитеты) дали бы вы сказкам нашего замечательного поэта? (Восхитительные, прелестные, чудесные, светлые, красивые, умные, добрые…)

Учитель: Встреча со сказками бывает в жизни каждого человека. Иногда эта встреча запоминается на всю жизнь, открывая дверцу в мир волшебства и добра. Ребята, скажите, пожалуйста, а когда Пушкин впервые встретился со сказками? (бабушка, няня). Действительно, Пушкин с самого детства был окружен русскими народными сказками, которые рассказывали ему бабушка и няня.

Давайте теперь ещё раз повторим свои знания о поэте.

Сообщения учащихся:

1.Валя. (Слайд 8)

А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года.  Маленький Саша рано научился читать. Он с детства в совершенстве знал французский язык, читал по-французски, но особая любовь у него была к русской речи. Бабушка поэта и его няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русским народным творчеством. Она рассказывала маленькому Саше сказки, пела колыбельные песни. Они запомнились ему на всю жизнь.

2. Лиза (слайд 9)

С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.

От Арины Родионовны Пушкин услышал впервые и про избушку на курьих ножках, и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». Семь сказок записал поэт со слов няни в свою специально заведённую тетрадь. Пленительные старинные предания и былины, рассказанные няней, уводили в мир чудесных превращений. Став поэтом, Пушкин расцветил их своей чудесной поэтической фантазией.

Сказки Арины Родионовны получили новое воплощение. Композиторы положили их на музыку. Сейчас мы прослушаем увертюру к опере «Руслан и Людмила». (Слайд 10).

Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.Гинки (Увертю́ра (от фр. ouverture — вступление) в музыке — инструментальная пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления — оперы, балета, кинофильма и т. п.

3. Витя (слайд 11)

Вот как вспоминал Пушкин о своей няне после:
… в вечерней тишине
Являлась ты весёлою старушкой,
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелён оставила свирель,
Которую сама заворожила.

4. Оля (слайд 12)

Прошли годы, Александр Сергеевич стал поэтом. Он написал много стихотворений о свободе, любви, дружбе, о природе.
С августа 1824 по сентябрь 1826 года Пушкин жил в ссылке в псковском имении своих родителей селе Михайловском, где жила его няня. (Слайд 13)
Представьте себе: (слайд 14) старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поет в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером, торопливо записывает ее. Сюжеты этих сказок Пушкин использует потом при создании своих литературных сказок.

Учитель: Ребята, Пушкин посвятил своей няне не одно стихотворение. Сейчас Дима прочитает наизусть самое известное из них (Дима Бочков читает наизусть стихотворение «Няне») (слайд 15)

А другой поэт, уже современный, Николай Доризо (слайд 16), тоже захотел отблагодарить няню поэта в своих стихах. (Учитель читает стихотворение)

 Всё было мудро предназначено

Судьбой – и сказки и былины.

Его сама Россия нянчила

Руками крепостной Арины.

В  светелке – теплота перинная,

Свеча устало догорала,

И песня русская, старинная

Его, младенца, пеленала…

Когда я в бронзе вижу Пушкина,

Стоящего в плаще крылатом,

Живое личико старушкино

Всегда мне видится с ним рядом,

Трудилась, господа не гневала,

Жила, как все. Вставала рано.

Но без неё, быть может, не было б

У нас Людмилы и Руслана.

Хотя о нас она не грезила,

Когда с хитринкой, по-крестьянски,

То вдруг задумчиво, то весело

Ему рассказывала сказки.

Водила в сутолоке рыночной

На праздники народных зрелищ,

В душе звала сынком, кровиночкой,

А вслух – лишь Александр Сергеевич.

С ним вы, Арина Родионовна,

В веках остались неразлучно.

Святое слово – слово «родина»

Так с вашим именем созвучно.

Данила (слайд 17)
Александр Сергеевич Пушкин! Когда впервые каждый из нас услышал это имя? Может быть в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки? Или, лежа в кроватке, слушая дивные сказки, которые читала мама? Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остается с нами на всю жизнь. Трудно найти человека, который не знал бы, не любил замечательные произведения этого поэта. Еще при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии. И хотя прошло более 200 (двухсот) лет со дня его рождения, наша любовь к нему не ослабевает. 


Сегодня на уроке вы покажете, как хорошо вы знаете сказки Пушкина, но прежде нам надо отдохнуть – ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 18)

Руки вверх поднять пора,
Дружно ловим комара.
Вдох глубокий, выдох полный.
Разгулялись в море волны

Изобразите:

- Волны на море

- Как князь Гвидон натягивает лук и пускает стрелу.

- Изобразите лебедь - гордая осанка, красивая шея. Как лебедь превращается в царевну.

- Как Царевна-лебедь обрызгала Гвидона

- Как Гвидон уменьшился до комара, полетел на корабль и в щель забился.

- Как старик забрасывает невод и вытягивает его.



Спасибо, ребята! Садимся за парты, расправили плечи, продолжим работу.

Наш класс сегодня красиво украшен вашими работами, предметами пушкинской тематики.

Итак, начнем игру. Сегодня вы работаете в парах, сотрудничайте друг с другом, проявляйте доброту, терпение, взаимовыручку и взаимоподдержку.



1 конкурс Литературная разминка (слайд 19)


Учитель: Ребята, а сейчас мы с вами проведем литературную разминку по сказкам  А.С.Пушкина.

А проведет её всем известный КОТ УЧЕНЫЙ

 (За каждый правильный ответ  дети получают рыбки – фишки).

  • Как звали царя из сказки «О золотом петушке»? (Дадон)

  • Сколько сыновей было у царя Дадона? (два)

  • Кто и зачем подарил Дадону петушка? (звездочёт, «чтоб стеречь его границы»)

  • За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей? (три)

  • Сколько лет рыбачил старик? (30 лет и3 года)

  • Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Дурачина ты, простофиля)

  • Какая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)

  • Как звали сына царя Салтана? (Гвидон)

  • Кто исполнял все желания Гвидона (царевна-лебедь)

  • Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане»? («В саду ли, в огороде»)

  •  Где жил старик со своею старухой? В землянке

  • Какого роста родился сын царя Салтана Гвидон?В один аршин 71.12 см – (слайд 20)

  •  Мимо какого острова лежал путь в царство царя Салтана?Острова Буяна

  • Где поп повстречал своего будущего работника Балду?  На базаре

  • У семи богатырей из сказки была собака.  А какая у неё была кличка?  Соколко

  • В кого и в какой послед-ти превращался князь Гвидон? ( Комар, муха, шмель) 

  • Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3)

  • Что поймал старик в 1-й и во 2-й раз? (В 1-й раз – тину, во 2-й раз- морскую траву.)

  • Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, месяц, ветер) 

  • За какую плату согласился работать Балда? (За три щелчка)  

  •  Сколько сказок написал Пушкин? (7) (слайд 21)

"Сказка о рыбаке и рыбке"

"Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

"Сказка о царе Салтане:"

"Сказка о попе и его работнике Балде"

"Сказка о золотом петушке"

«Жених»

«Сказка о медведихе»

Учитель: Устали? Тогда, ребята, внимание, (слайд 22) волшебный ящик. В нем находятся предметы из сказок Пушкина. Предлагаю вам узнать, что там и угадать из какой сказки этот предмет, какому герою он принадлежит (ребята по очереди подходят к ящику, вытаскивают из него любой предмет и отвечают на вопрос).

Яблоко – злой царице из «Сказки о мёртвой царевне…»
    Зеркало – злой царице из «Сказки о мёртвой царевне…»
    Белка – князю Гвидону из «Сказки о царе Салтане»
    Петушок – царю из «Сказки о золотом петушке»
    Рыбка – никому не принадлежит из «Сказки о рыбаке и рыбке»
    Корабль – купцам из «Сказки о царе Салтане»

Рожки – черту из «Сказки о попе и работнике его Балде»

Четки – попу из «Сказки о попе и работнике его Балде»

Веретено – старухе из «Сказки о рыбаке и рыбке»

Лебедь – царю Гвидону «Сказки о царе Салтане»

Орехи – белке из «Сказки о царе Салтане»

Кольцо – жениху из сказки «Жених»

Половник – сестре-поварихе из «Сказки о царе Салтане»

Корона – царевне



Работа с карточками

У вас на партах есть листы для самостоятельной работы. Пожалуйста, работайте в парах.

Задание 1.

Даны два героя, вы должны ответить из одной ли они сказки словами «Да» или «Нет».  Какая пара первым сделает правильно, получит житон.

1. Царь Дадон и шамаханская царица?     (Да.)
2. Царевна Лебедь и семь богатырей?     (Нет.)
3. Королевич Елисей и мертвая царевна?  (Да.)
4. Князь Гвидон и злая мачеха?    (Нет.)
5. Попадья и золотая рыбка?    (Нет.)
6. Царь Салтан и 33 богатыря?         (Да.)
7. Балда и семь богатырей?     (Нет.)
8. Попадья и поп?    (Да.)

Задание 2. Разгадайте кроссворд.


Пред вами лежат листы с кроссвордом по сказкам Пушкина. Вы должны решить этот кроссворд и тогда у вас получится слово по вертикали.  Кто сделает вперед всех, получает житон.


1.



1.

с

а

Л

т

а

н



2.

в

Е

т

е

р



3.

Б

а

л

д

а



4.

з

Е

р

к

а

л

о


5.

Д

я

д

ь

к

А

6.

п

о

п

а

д

ь

я



1. Имя царя, который из-за клеветы родственников, лишился жены и сына; 

2. Кто помог Елисею найти мёртвую царевну? 

3. Имя героя, который должен был три года собирать оброк с чертей? 

4. У кого царица постоянно спрашивала о своей красоте? 

5. Кто выходил из моря вместе с 33 богатырями?

6. Жена попа.


-Какое слово получилось в выделенных клеточках? ( слайд 23 лебедь) 
-Как вы думаете, почему получилось это слово? (из сказки Пушкина)





Задание на время
Перечислите за одну минуту всех героев "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях", помните о том, что герои бывают живые и неживые. (1. Царь 2. Царица 3. Царевна 4. Царица-мачеха 5. Зеркальце 6. Пес Соколко 7. Чернавка 8. Царевич Елисей 9. Семеро богатырей 10. Солнце 11. Ветер 12. Месяц).

Задание "Пушкин" (слайд 24)

Попробуйте отыскать сказочных героев или слова из сказок А. С. Пушкина в слове 

ПУШКИН. Например, СКАЗКИ- Салтан, комар, Арина, зеркальце, кораблик, изба. 


ПУШКИН- повариха, учёный кот, шамаханская царица, корыто, изба, невод. 

Задание «Потеряшки»(слайд 25)

 
Здесь потерялись числа и вы должны вспомнить, откуда они. (Парная работа: каждая пара вытягивает из шкатулки число и отвечает, в какой сказке встречается число): 
- 3 (сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем Гвидоне – 3 сестрицы под окном, сказка о рыбаке и рыбке – в третий раз закинул он невод, сказка о попе и его работнике Балде - в год за три щелчка тебе по лбу)
- 33 (сказка о рыбаке и рыбке, сказка о царе Салтане)
- 7 (сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

Задание «Угадай-ка».


Угадай, откуда строки.
1.«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?» (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)
2. «И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит» (Сказка о царе Салтане, о сыне его князе Гвидоне)
3.    «Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто» (Сказка о рыбаке и рыбке)
4.    «Сказка – ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок» (Сказка о золотом петушке)
5.    «А Балда приговаривал с укоризной:
Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной» (Сказка о попе и о работнике его Балде)
6.    «Ум у бабы догадлив,
На всякие хитрости повадлив.
Попадья говорит: “Знаю средство,
Как удалить от нас такое бедство”» (Сказка о попе и о работнике его Балде)
7.    Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле;
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом. (Сказка о царе Салтане, о сыне его князе Гвидоне)

8. «Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился

И царица у окна села ждать его одна» (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях).


Узнай сказку по её началу? 

        1. "Выбрал я жену себе, Дочь послушную тебе. Просим оба разрешенья, Твоего благословенья".

Из "Сказки о царе Салтане"

              2. Негде, в тридевятом царстве, тридесятом государстве,

     Жил-был славный царь Додон, смолоду был грозен он…

«Сказка о золотом петушке»

                

3.     Жил старик со своею старухой

  У самого синего моря…

«Сказка о рыбаке и рыбке»

4.     Жил-был поп, толоконный лоб.

      Пошел поп по базару посмотреть кой-какого товару.

«Сказка о попе и о работнике его Балде»





"КТО ОТПРАВИЛ ТЕЛЕГРАММУ?" (Слайд 26)

1. - Да вот верёвкой хочу море морщить,
Да вас, проклятье племя, корчить! (Балда)

2. Вижу я, что тут 
Люди добрые живут;
Знать не будет мне обидно! (слайд 27)(Молодая царевна)

3. В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют все мне
Государевой жене. (слайд 28) (Третья сестрица)

4. Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу! (слайд 29) (Мудрец)


Задание "Узнайте сказку" Соотнеси стрелками


Терем, прялка, солнышко, месяц, свадьба.

Изба, терем, жемчуг, царица, корыто.

Шатер, звездочет, петушок.

Князь, муха, остров, царь, лебедь.

Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, верёвка, наказание. 


"Сказка о золотом петушке"

"Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

"Сказка о царе Салтане:"

"Сказка о рыбаке и рыбке"

«Сказка о попе и работнике его Балде»






















Итоги урока:


- Что нового вы открыли для себя на уроке? Что запомнилось? 
Молодцы! Вы сегодня отлично потрудились, спасибо. Посчитайте каждый  свои житоны. По количеству житонов каждый поставьте себе оценку. На все ли вопросы вы смогли ответить? (нет). Какой вывод можно для себя сделать? (надо больше читать)

Учитель:
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.
Читайте Пушкина, друзья! –
Вот вам подсказка!
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки!


Рефлексия. (слайд 30)


Рефлексия цветок "Настроение" 
- Ребята, наше путешествие в волшебный мир сказок Пушкина, подошло к концу. В этом году мы расстаемся с Пушкиным, но мы вернемся к его изучению в следующих классах. Мы знаем твердо, что Пушкин жив для тех, кто любит его, ценит его бессмертные произведения.

На партах у вас лежат лепестки разных цветов (жёлтый, оранжевый, зелёный, розовый).
Выберите для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения и прикрепите их магнитиками на доску. 
•    Жёлтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение.
•    Оранжевый цвет - радостное, восторженное настроение.
•    Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.
•    Розовый цвет - грустное, печальное, тоскливое.
Настроение у детей радостное, светлое, хорошее, восторженное. 

Пушкин. 
Это имя знакомое с детства
Вместе с грамотой впаяно в речь.
Надо заново в имя вглядеться,
Чтобы заново знать и беречь.

Пушкин.
Это имя на то и дано нам
И оно никогда не мало,
Не застыло казенным каноном
И не в школьную пропись легло.

Пушкин.
Это имя подростка смешного.
Что свечу до полуночи жег
И строчил, и вычеркивал слово – 
Свой веселый сигнальный рожок


Пушкин.
Это имя – веселое рвенье,
Лихорадка ночного труда.
Нестареющее вдохновенье,
Не сгорающего никогда.

Пушкин.
Это имя как лозунг и знамя!
И опять, веселясь и грустя,
Рядом с нами, за нас и за нами- 
Он наш сверстник и наше дитя.

Согласны ли вы со словами Александра Сергеевича Пушкина: "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!" (слайд 31)

СПАСИБО ЗА УРОК (СЛАЙД 32)



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Ахматова А. А. Последняя сказка Пушкина «Сказка о золотом петушке» и «Царь увидел пред собой...» //Ахматова А. А. Сочинения: В 2т. - М., 1990.-Т. 2.- С. 18—51.

2. Бойко С. Волшебная свирель Арины Родионовны.

3. Новиков И. А. Александр Сергеевич Пушкин: Жизнь и творчество.- М.,-1954.

4. Читаем, учимся, играем.-2006.-8

5. pushkin.niv.ru/images/mesta/mesta_12_1.jpg

6. lib.ru Библиотека Мошкова.

7.Пушкин А.С. Сказки.


 

























Задание 1. Из одной ли сказки эти герои?

1. Царь Дадон и шамаханская царица?  -
2. Царевна Лебедь и семь богатырей?   -
3. Королевич Елисей и мертвая царевна? -

4. Князь Гвидон и злая мачеха?    -

5. Попадья и золотая рыбка?    -
6. Царь Салтан и 33 богатыря -

7. Балда и семь богатырей?    -
8. Попадья и поп?    -

Задание 2. Разгадайте кроссворд.


1.



1.









2.








3.








4.









5.







6.









Вопросы по горизонтали:
1. Имя царя, который из-за клеветы родственников, лишился жены и сына. 2. Кто помог Елисею найти мёртвую царевну?  3. Имя героя, который должен был три года собирать оброк с чертей?  4. У кого царица постоянно спрашивала о своей красоте?  5. Кто выходил из моря вместе с 33 богатырями? 6. Жена попа.

3. Задание на время
Перечислите и запишите за одну минуту всех героев "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях", помните о том, что герои бывают живые и неживые.

Задание 4. П У Ш К И Н

П -

У -

Ш -

К -

И -

Н -



Задание 5. «Потеряшки»

3, 33, 7



Задание 6. "Узнайте сказку". Соотнеси стрелками


Терем, прялка, солнышко, месяц, свадьба.

Изба, терем, жемчуг, царица, корыто.

Шатер, звездочет, петушок.

Князь, муха, остров, царь, лебедь.

Базар, жадность, печка, оброк,верёвка, наказание. 


"Сказка о золотом петушке"

"Сказка о мёртвой царевне и о 7 богатырях"

"Сказка о царе Салтане:"

"Сказка о рыбаке и рыбке"

«Сказка о попе и работнике его Балде»



Домашнее задание (на выбор):

1. Написать в тетрадях мини-сочинение

«Как сказки Пушкина вошли в мою жизнь»

2. Работа с терминами в тетрадях. Соотнесите стрелками на листочке термин и его правильное значение, запишите верный ответ в тетрадь.

ЛУКОМОРЬЕ


мера длины, равная 71.12 см

ЭПИГРАФ

термин теории литературы: яркое, образное определение при слове, влияющее на его выразительность.

ЭПИТЕТЫ


инструментальная пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления — оперы, балета, кинофильма и т. п.

УВЕРТЮРА

фраза в заголовке литературного произведения или перед отдельными его разделами, либо в начале какого-либо мероприятия

АРШИН

излучина морского берега (от “лука” - изгиб берега)





3. Какие человеческие пороки обличает Пушкин в своих сказках? (письменный ответ в тетради)

Примерный ответ:

За что была наказана старуха? За жадность

Старик? (за трусость и безволие)

В сказках говорится о бедных и богатых. В них высмеивается лень, жадность богатых и скупость, прославляется ум, смекалка простых людей! В сказках всегда побеждает добро.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по реализации проекта "Мои любимые сказки Пушкина"

Автор: Тимонен Юлия Станиславовна

Дата: 24.11.2014

Номер свидетельства: 135182


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства