Интегрированный урок «Осень: поэт, художник, композитор».
Интегрированный урок «Осень: поэт, художник, композитор».
Цель – изучить стихотворение А.С. Пушкина
«Уж небо осенью дышало», музыкальное произведение «Времена года», Октябрь» П. И. Чайковский, развить умения выразительно читать и исполнять литературное и музыкальное произведение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок «Осень: поэт, художник, композитор».»
Интегрированный урок (литературное чтение, музыка и изобразительное искусство)
Формируемые базовые национальные ценности: природа, искусство и литература, творчество, патриотизм.
Класс - 3
Тема: «Осень: поэт, художник, композитор»
Цель – изучить стихотворение А.С. Пушкина
«Уж небо осенью дышало», музыкальное произведение «Времена года», Октябрь» П. И. Чайковский, развить умения выразительно читать и исполнять литературное и музыкальное произведение.
Задачи:
развивать представления о связи музыкальных и литературных произведениях;
умение сравнивать музыку с поэтическим, изобразительным
искусством, музыкальность, эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, творческие способности учащихся, ассоциативное мышление, воображение и фантазию.
воспитать у учащихся нравственные и эстетические чувства: любовь к
родному краю, окружающему миру, создать основу для гибкого понимания детьми родной природы и постижения красоты в разных ее проявлениях и формах.
Планируемые результаты
Личностные: формирование любви к красоте родного края через творчество композиторов, поэтов и художников.
Регулятивные УУД:
умение действовать по плану и планировать свою деятельность, принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
формировать у детей способность к репродуктивному воспроизведению.
Познавательные УУД:
знакомство с произведением композитора П. И. Чайковского, с полотнами русского художника И. И. Левитана, со стихами русского писателя А. С. Пушкина;
углубить и расширить понятие «прекрасное в поэзии, живописи,
- Человек, видя, слыша, переживая различные явления природы пропускает свои чувства через себя. Если поэту, художнику и композитору задать вопрос: что им нужно для того, чтобы изобразить осень? То каждый из них ответит по-своему.
- А, что нужно художнику для создания своих произведений?
- А, что нужно композитору?
- А, что нужно поэту?
- Художник - воспевает красоту природы в цвете. Композитору нужны звуки. А поэту – слова.
О красоте осени создано огромное количество музыкальных произведений, стихотворений, написано много картин. Поэты, художники и композиторы словно соревнуются: кто лучше расскажет об этом удивительном времени года!
А.С. Пушкин рисует осень словами.
- Как вы думаете, кто первый нас встретит в осеннем царстве поэт, художник или композитор. Поднимитеправильныйлисточек.
1. СлушаниестихотворенияА.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»
Проверкапервичноговосприятияпроизведения.
- Какой изобразил осень Пушкин в своём произведении?
- Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему вы так считаете?
2. Словарная работа.
При чтении стихотворения нам встретились трудные слова. Давайте объясним их значение. Для этого соедините стрелочкой слово и его значение. (индив. работа)
сень
освобождалась от покровов (листвы)
обнажалась
группа следующих друг за другом объектов
3. Чтение произведения учащимися и анализ.
Прочитайте первую строку? О ком обычно говорят: дышал…? (о человеке)
Чему приписывает поэт это действие? (небу) Как называется это изобразительное средство языка?
Как вы себе представляете это осеннее небо? (пасмурные холодные дни, моросящий дождь)
- Прочитайте строки, в которых Пушкин изобразил лес.
- Почему поэт называет его покров таинственным? (зеленый покров и делает лес тёмным, как бы хранящий некую тайну)
- Почему он говорит, что деревья «с печальным шумом обнажались»?( что деревьям как бы жаль расставаться со своим нарядом)
Как вы думаете, о чём кричат гуси, покидая родные края? ( боятся отбиться от стаи, прощаются с родными местами, сейчас они будут оторваны от своих родных мест)
Каким, словом поэт определяет осень? (Скучная пора)
Почему ноябрь – пора скучная? (Потому что «реже солнышко блистает»,
«короче становится день», улетают птицы.)
Почему так спокойно говорит автор о приближении скучной поры? (Это неизбежно. Так всегда бывает в ноябре.)
Найдите метафору в этих строчках (Стоял ноябрь)
Замените это выражение близкими по смыслу словами (Скоро наступит)
Как ещё называют ноябрь? (Предзимник)
Значит, какую пору осени описывает Пушкин?
Работа над выразительностью
Работа с таблицами (работа в парах)
При чтении очень важно делать паузы в нужном месте и мы должны с вами составить рисунок или партитуру стихотворения. Приготовьте свои таблицы- помощницы для выразительного чтения.
1.ПАУЗЫ
№ п/п
Знаки препинания
Счёт
Обозначение
1
,
Раз
I
2
. ― :
Раз, два
II
3
? !
Раз, два, три
III
4
Красная строка
Раз, два, три, четыре
IIII
5
После прочтения
заглавия
Раз, два, три, четыре, пять
IIIII
- При чтении голосом выделяют наиболее значимое слово.
- Возьмите в руки простой карандаш, работаем с текстом. Расстановка логического ударения и пауз.
Упражнениядлядыхания:
а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;
б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5,10,15;
(Выразительное чтение детей, обсуждение выступлений).
У музыки: посмотрите внимательно на репродукции картин и ответьте:
- Какая картина больше созвучна стихотворению А.С. Пушкина?
- Приходилось ли вам когда-нибудь гулять в лесу или в парке осеннем днём?
-- Давайте представим, что мы с вами пришли в осенний лес
Физминутка
Сделаем глубокий вдох через нос свежего осеннего воздуха (3 раза)
Наша руки немного озябли, надо их погреть (вдох через нос - выдох через рот на руки 3 раза)
А теперь давайте распоёмся и вспомним, как же звучал этот осенний день:
Шелестела листва ш-ш-ш
Пролетела муха ж-ж-ж
А за ней маленький комарик з-з-з
И опять муха ж-ж-ж
Тут подул лёгкий ветерок в-в-в
Который завывал всё сильнее у-у-у
И принёс нам издалека звук выстрелов охотников кх-кх-кх
Мы немного испугались а-а-а
Но тут зазвучала музыка, и мы вышли из леса.
Как вы думаете, кто нас встретит следующим в осеннем царстве поэт, художник или композитор. Поднимитеправильныйлисточек.
П.И.Чайковский назвал свою музыкальную пьесу из цикла Времена года “Октябрь” или “Осенняя песня”.
Октябрь – это уже настоящая осень. Не ранняя, пышно убранная и нарядная, а грустная с тихим плачем осеннего дождя, та, которую мы зовём поздней осенью. Кажется, что природа глубоко задумалась. Пьеса П.И.Чайковского “Октябрь” – тихая, печальная и очень красивая.
Осень была одним из любимых времён года композитора. И это не случайно, ведь осень такая удивительная пора.
Чайковский изобразил осень позднюю - серую, пасмурную и дождливую, когда листьев совсем не остаётся, в воздухе сыро и холодно. Какаякартинасозвучнаснашиммуз.произведением?
Ребята, а для кого из вас осень - любимое время года?
Как вы думаете, кто нам сегодня ещё помогает нарисовать образ осени и сопровождает стихи и музыку? Поднимитеправильныйлисточек.
Вот так и для художника Исаак Левитан осень была любимым временем года, которому он посвятил множество своих картин. Все картины, которые вы видите – это работы этого художника.
Подведение итогов. Рефлексия.
С кем мы повстречались сегодня на уроке в осеннем царстве?
Кто создаёт произведения искусства об осени?
Какие произведения искусства об осени создают поэты, художники, композиторы? (стихи, картины, музыку)
Со стихотворением, какого поэта мы познакомились?
- Муз.произведение какого композитора слушали?
Картины, какого художника нас сопровождали сегодня на уроке?
- А давайте, и мы создадим свой осенний пейзаж из наших осенних листочков.
А что нам не хватает на нашей осенней полянке (озера)
У нас есть разноцветные цветы. Оцените свою работу на уроке: если вы активно участвовали в работе на уроке, делились с ребятами своими суждениями и овладели всей информацией, возьмите оранжевый цветок;
если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, возьмите жёлтый цветок;
если вы не разобрались в этом поэтическом произведении, возьмите красный цветок.
Эти цветы расцветут в озере.
Я очень рада, что наше волшебное озеро благоухает жёлтыми и оранжевыми цветами.
Сегодня мы с вами проследили взаимодействие музыки, поэзии, живописи в создании образа осени.