kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок «Осень: поэт, художник, композитор».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель – изучить  стихотворение А.С. Пушкина

«Уж небо осенью дышало», музыкальное произведение «Времена года», Октябрь» П. И. Чайковский, развить умения выразительно читать и исполнять литературное и музыкальное произведение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок «Осень: поэт, художник, композитор».»


Интегрированный урок (литературное чтение, музыка и изобразительное искусство)

Формируемые базовые национальные ценности: природа, искусство и литература, творчество, патриотизм.

Класс - 3

Тема: «Осень: поэт, художник, композитор»

Цель – изучить стихотворение А.С. Пушкина

«Уж небо осенью дышало», музыкальное произведение «Времена года», Октябрь» П. И. Чайковский, развить умения выразительно читать и исполнять литературное и музыкальное произведение.

Задачи:
  • развивать представления о связи музыкальных и литературных произведениях;

  • умение сравнивать музыку с поэтическим, изобразительным

искусством, музыкальность, эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, творческие способности учащихся, ассоциативное мышление, воображение и фантазию.

  • воспитать у учащихся нравственные и эстетические чувства: любовь к

родному краю, окружающему миру, создать основу для гибкого понимания детьми родной природы и постижения красоты в разных ее проявлениях и формах.


Планируемые результаты

Личностные: формирование любви к красоте родного края через творчество композиторов, поэтов и художников.

Регулятивные УУД:
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность, принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

  • формировать у детей способность к репродуктивному воспроизведению.

Познавательные УУД:
  • знакомство с произведением композитора П. И. Чайковского, с полотнами русского художника И. И. Левитана, со стихами русского писателя А. С. Пушкина;

  • углубить и расширить понятие «прекрасное в поэзии, живописи,

музыке»;

  • умение размышлять, сравнивать, обобщать анализировать.

Коммуникативные УУД:
    • развитие навыков группового взаимодействия, умения слушать и вступать в диалог, строить продуктивное сотрудничество.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: интегрированный.

Методы: сравнения, стимулирования познавательной активности.

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование урока: портреты А.С. Пушкина, П.И.Чайковского, Леветана осенние пейзажи, аудиозапись фрагмента из цикла «Времена года.

Октябрь» П.И.Чайковский, мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, осенние листочки, цветочки. Озеро.

Ход урока I.Организационный этап. Музыкальное приветствие Здравствуйте ребята, Здравствует учитель.

Прозвенел звонок и смолк!

Начинается урок!

  1. Введение в тему

- Я хочу пригласить вас в одно царство.

Музыка П. Чайковского Октябрь (на фоне), картина Левитана «Золотая осень»

Ветерок подметает дорожки И кружит золотую листву.

Что случилось в природе?

Хотите, вам об этом сейчас расскажу? Сегодня так светло кругом,

Такое мёртвое молчанье, Что можно в этой тишине

Услышать листика шуршанье. (И. Бунин)

- В какое царство мы сегодня с вами отправляемся? (Осень)

- Осени посвящали свои работы не только поэты, а так же, художники и композиторы. ( На доске репродукции картин)

Тема нашего урока: «Осень: поэт, художник, композитор»

- Какие цели поставим перед собой? (ответы детей)

- Сегодня на уроке мы проследим взаимодействие музыки, поэзии, живописи в создании образа осени, будем учиться выразительно, читать стихи.

III этап: Выявления уровня сформированности знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у обучающихся общеучебных умений

- Человек, видя, слыша, переживая различные явления природы пропускает свои чувства через себя. Если поэту, художнику и композитору задать вопрос: что им нужно для того, чтобы изобразить осень? То каждый из них ответит по-своему.

- А, что нужно художнику для создания своих произведений?

- А, что нужно композитору?

- А, что нужно поэту?

- Художник - воспевает красоту природы в цвете. Композитору нужны звуки. А поэту – слова.

О красоте осени создано огромное количество музыкальных произведений, стихотворений, написано много картин. Поэты, художники и композиторы словно соревнуются: кто лучше расскажет об этом удивительном времени года!

А.С. Пушкин рисует осень словами.

- Как вы думаете, кто первый нас встретит в осеннем царстве поэт, художник или композитор. Поднимите правильный листочек.

1. Слушание стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

Проверка первичного восприятия произведения.

- Какой изобразил осень Пушкин в своём произведении?

- Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему вы так считаете?

2. Словарная работа.
  • При чтении стихотворения нам встретились трудные слова. Давайте объясним их значение. Для этого соедините стрелочкой слово и его значение. (индив. работа)

сень


освобождалась от покровов (листвы)




обнажалась


группа следующих друг за другом объектов



3. Чтение произведения учащимися и анализ.
  • Прочитайте первую строку? О ком обычно говорят: дышал…? (о человеке)

  • Чему приписывает поэт это действие? (небу) Как называется это изобразительное средство языка?

  • Как вы себе представляете это осеннее небо? (пасмурные холодные дни, моросящий дождь)

- Прочитайте строки, в которых Пушкин изобразил лес.

- Почему поэт называет его покров таинственным? (зеленый покров и делает лес тёмным, как бы хранящий некую тайну)

- Почему он говорит, что деревья «с печальным шумом обнажались»?( что деревьям как бы жаль расставаться со своим нарядом)

    • Как вы думаете, о чём кричат гуси, покидая родные края? ( боятся отбиться от стаи, прощаются с родными местами, сейчас они будут оторваны от своих родных мест)

    • Каким, словом поэт определяет осень? (Скучная пора)

    • Почему ноябрь – пора скучная? (Потому что «реже солнышко блистает»,

«короче становится день», улетают птицы.)

    • Почему так спокойно говорит автор о приближении скучной поры? (Это неизбежно. Так всегда бывает в ноябре.)

    • Найдите метафору в этих строчках (Стоял ноябрь)

    • Замените это выражение близкими по смыслу словами (Скоро наступит)

    • Как ещё называют ноябрь? (Предзимник)

    • Значит, какую пору осени описывает Пушкин?

  1. Работа над выразительностью

Работа с таблицами (работа в парах)

При чтении очень важно делать паузы в нужном месте и мы должны с вами составить рисунок или партитуру стихотворения. Приготовьте свои таблицы- помощницы для выразительного чтения.


1. ПАУЗЫ

№ п/п

Знаки препинания

Счёт

Обозначение

1

,

Раз

I

2

. ― :

Раз, два

II

3

? !

Раз, два, три

III

4

Красная строка

Раз, два, три, четыре

IIII

5

После прочтения

заглавия

Раз, два, три, четыре, пять

IIIII

- При чтении голосом выделяют наиболее значимое слово.

- Возьмите в руки простой карандаш, работаем с текстом. Расстановка логического ударения и пауз.

Упражнения для дыхания:

а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;

(Выразительное чтение детей, обсуждение выступлений).

У музыки: посмотрите внимательно на репродукции картин и ответьте:

- Какая картина больше созвучна стихотворению А.С. Пушкина?

- Приходилось ли вам когда-нибудь гулять в лесу или в парке осеннем днём?

-- Давайте представим, что мы с вами пришли в осенний лес

Физминутка

Сделаем глубокий вдох через нос свежего осеннего воздуха (3 раза)

Наша руки немного озябли, надо их погреть (вдох через нос - выдох через рот на руки 3 раза)

А теперь давайте распоёмся и вспомним, как же звучал этот осенний день:

  • Шелестела листва ш-ш-ш

  • Пролетела муха ж-ж-ж

  • А за ней маленький комарик з-з-з

  • И опять муха ж-ж-ж

  • Тут подул лёгкий ветерок в-в-в

  • Который завывал всё сильнее у-у-у

  • И принёс нам издалека звук выстрелов охотников кх-кх-кх

  • Мы немного испугались а-а-а

  • Но тут зазвучала музыка, и мы вышли из леса.

Как вы думаете, кто нас встретит следующим в осеннем царстве поэт, художник или композитор. Поднимите правильный листочек.

Работа над музыкальным произведением П.И.Чайковского “Времена года”

Звучит музыка. Учитель читает стихотворение на фоне музыки.

Тихо-тихо сядем рядом – Входит музыка в наш дом. В удивительном наряде, Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены – Вся земля видна вокруг:

Пляшут волны речки пенной, Чутко дремлют лес и луг.

В даль бегут степные тропки, Тают в дымке голубой…

Это музыка торопит И ведёт нас за собой.

  • Музыка, которая сейчас звучала, написана великим русским композитором П.И.Чайковским.

  • Какое настроение передает композитор в своей музыке?

-А что он для этого использует? (средства муз. выразительности)

  • о каком времени года хотел нам рассказать в своём муз. Произведении П.И. Чайковский?

  • Какой показана осень в музыке Чайковского? (выбрать слова)

(унылая, грустная, дождливая, серая, пасмурная, яркая, тёплая, весёлая, красочная, загадочная, золотая, щедрая, дивная, багряная, туманная, поздняя)

П.И.Чайковский назвал свою музыкальную пьесу из цикла Времена года “Октябрь” или “Осенняя песня”.

Октябрь – это уже настоящая осень. Не ранняя, пышно убранная и нарядная, а грустная с тихим плачем осеннего дождя, та, которую мы зовём поздней осенью. Кажется, что природа глубоко задумалась. Пьеса П.И.Чайковского “Октябрь” – тихая, печальная и очень красивая.

Осень была одним из любимых времён года композитора. И это не случайно, ведь осень такая удивительная пора.

Чайковский изобразил осень позднюю - серую, пасмурную и дождливую, когда листьев совсем не остаётся, в воздухе сыро и холодно. Какая картина созвучна с нашим муз. произведением?

Ребята, а для кого из вас осень - любимое время года?

Как вы думаете, кто нам сегодня ещё помогает нарисовать образ осени и сопровождает стихи и музыку? Поднимите правильный листочек.

Вот так и для художника Исаак Левитан осень была любимым временем года, которому он посвятил множество своих картин. Все картины, которые вы видите – это работы этого художника.


  1. Подведение итогов. Рефлексия.

  • С кем мы повстречались сегодня на уроке в осеннем царстве?

  • Кто создаёт произведения искусства об осени?

  • Какие произведения искусства об осени создают поэты, художники, композиторы? (стихи, картины, музыку)

  • Со стихотворением, какого поэта мы познакомились?

- Муз.произведение какого композитора слушали?

  • Картины, какого художника нас сопровождали сегодня на уроке?

- А давайте, и мы создадим свой осенний пейзаж из наших осенних листочков.

  • А что нам не хватает на нашей осенней полянке (озера)

У нас есть разноцветные цветы. Оцените свою работу на уроке: если вы активно участвовали в работе на уроке, делились с ребятами своими суждениями и овладели всей информацией, возьмите оранжевый цветок;

  • если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, возьмите жёлтый цветок;

  • если вы не разобрались в этом поэтическом произведении, возьмите красный цветок.

Эти цветы расцветут в озере.


  • Я очень рада, что наше волшебное озеро благоухает жёлтыми и оранжевыми цветами.

  • Сегодня мы с вами проследили взаимодействие музыки, поэзии, живописи в создании образа осени.


И хочется закончить наш урок словами:


У природы нет плохой погоды Каждая погода благодать, Дождь ли снег,

Любое время года

Надо благодарно принимать.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интегрированный урок «Осень: поэт, художник, композитор».

Автор: Цветкова Алина Сергеевна

Дата: 01.07.2025

Номер свидетельства: 672477

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "интегрированный урок "Осенние образы в искусстве" "
    ["seo_title"] => string(52) "intieghrirovannyi-urok-osienniie-obrazy-v-iskusstvie"
    ["file_id"] => string(6) "121977"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414124536"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Урок литературы в 9 классе «Осень в произведениях русской поэзии, живописи, музыке» "
    ["seo_title"] => string(87) "urok-litieratury-v-9-klassie-osien-v-proizviedieniiakh-russkoi-poezii-zhivopisi-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "241645"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445278172"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "интегрированный урок " Зима - волшебница" "
    ["seo_title"] => string(41) "intieghrirovannyi-urok-zima-volshiebnitsa"
    ["file_id"] => string(6) "121967"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414120615"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "интегрированный урок музыки и литературного чтения «Осень: поэт, художник, композитор»"
    ["seo_title"] => string(90) "intieghrirovannyi_urok_muzyki_i_litieraturnogho_chtieniia_osien_poet_khudozhnik_kompozitor"
    ["file_id"] => string(6) "347307"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475513901"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока на тему "Картины природы в музыке и поэзии" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-na-tiemu-kartiny-prirody-v-muzykie-i-poezii"
    ["file_id"] => string(6) "108797"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403862277"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства