kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок музыки и литературного чтения «Осень: поэт, художник, композитор»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с творчеством А.С. Пушкина, П.И. Чайковского, И.И. Ливетана.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«интегрированный урок музыки и литературного чтения «Осень: поэт, художник, композитор»»

Интегрированный урок литературное чтение и музыка 3 класс 1 четверть.

Тема. «Осень: поэт, художник, композитор»


Цель. Создание условий для знакомства со стихотворением А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало», развитие умения выразительно читать произведение

Планируемые результаты

Личностные: формирование любви к красоте родного края через творчество композиторов, поэтов и художников.

Регулятивные УУД:

  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность, принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

  • формировать у детей способность к репродуктивному воспроизведению.

Познавательные УУД:

  • знакомство с произведением композитора П. И. Чайковского, , с полотнами русского художника И. И. Левитана, со стихами русского писателя А. С. Пушкина

  • углубить и расширить понятие «прекрасное в поэзии, живописи, музыке»;

  • умение размышлять , сравнивать, обобщать анализировать

Коммуникативные УУД:

  • развитие навыков группового взаимодействия, умения слушать и вступать в диалог, строить продуктивное сотрудничество.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: интегрированный.

Методы: сравнения, стимулирования познавательной активности.

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование урока: портрет А.С. Пушкина, осенние пейзажи, аудиозапись  фрагмента из цикла «Времена года. Октябрь» П.И.Чайковский, мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, осенние листочки, цветочки. Озеро.
















Ход урока

I.Организационный момент. Слайд 1

Прозвенел звонок и смолк!

Начинается урок!

II.Введение в тему

Учитель: Я хочу пригласить вас в одно царство.

Музыка П. Чайковского Октябрь (на фоне), картина Левитана «Золотая осень» Слайд 2

Ветерок подметает дорожки
И кружит золотую листву.
Что случилось в природе?
Хотите, вам об этом сейчас расскажу?
Слайд 3
Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье,
Что можно в этой тишине
Услышать листика шуршанье.
(И. Бунин)


- В какое царство мы сегодня с вами отправляемся? (Осень)


- Осени посвящали свои работы не только поэты, а так же, художники и композиторы. ( На доске репродукции картин) Слайд 4


Тема нашего урока: «Осень: поэт, художник, композитор» Слайд 5


- Какие цели поставим перед собой? (ответы детей)


Сегодня на уроке мы проследим взаимодействие музыки, поэзии, живописи в создании образа осени, ,будем учиться выразительно читать стихи.


-Человек, видя, слыша, переживая различные явления природы пропускает свои чувства через себя. Если поэту, художнику и композитору задать вопрос: что им нужно для того, чтобы изобразить осень? То каждый из них ответит по-своему.


-А, что нужно художнику для создания своих произведений?

-А, что нужно композитору?

- А, что нужно поэту?

-Художник- воспевает красоту природы в цвете. Слайд 6

Композитору – нужны звуки.

А поэту – слова.


О красоте осени создано огромное количество музыкальных произведений, стихотворений, написано много картин. Поэты, художники и композиторы словно соревнуются: кто лучше расскажет об этом удивительном времени года!

А.С. Пушкин рисует осень словами.

-Как вы думаете, кто первый нас встретит в осеннем царстве поэт, художник или композитор. Поднимите правильный листочек.

Слайд 7

  1. Слушание стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

Проверка первичного восприятия произведения.


  • Какой изобразил осень Пушкин в своём произведении?

  • Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему вы так считаете?


  1. Словарная работа.

Слайд 8

  • При чтении стихотворения нам встретились трудные слова. Давайте объясним их значение. Для этого соедините стрелочкой слово и его значение. (индив. Работа)

освобождалась от покровов (листвы)

сень


караван

покров, то, что покрывает, укрывает кого-нибудь, что-нибудь



группа следующих друг за другом объектов

обнажаласьан




  1. Чтение произведения учащимися и анализ.

- Прочитайте первую строку? О ком обычно говорят: дышал…? ( о человеке)

- Чему приписывает поэт это действие ? ( небу) Как называется это изобразительное средство языка?

- Как вы себе представляете это осеннее небо?( пасмурные холодные дни , моросящий дождь)

  • Прочитайте строки, в которых Пушкин изобразил леc.

  • Почему поэт называет его покров таинственным ? (зеленый покров и делает лес тёмным, как бы хранящий некую тайну)

  • Почему он говорит, что деревья «с печальным шумом обнажались»?( что деревьям как бы жаль расставаться со своим нарядом)

- Как вы думаете, о чём кричат гуси, покидая родные края? ( боятся отбиться от стаи, прощаются с родными местами, сейчас они будут оторваны от своих родных мест)

- Каким словом поэт определяет осень? (Скучная пора)

- Почему ноябрь – пора скучная? (Потому что «реже солнышко блистает», «короче становится день», улетают птицы.)

- Почему так спокойно говорит автор о приближении скучной поры? (Это неизбежно. Так всегда бывает в ноябре.)

- Найдите метафору в этих строчках. (стоял ноябрь)

- Замените это выражение близкими по смыслу словами. (скоро наступит)

- Как ещё называют ноябрь? (предзимник)

- Значит, какую пору осени описывает Пушкин?


4. Работа над выразительностью Слайд 9

Работа с таблицами ( работа в парах)

При чтении очень важно делать паузы в нужном месте и мы должны с вами составить рисунок или партитуру стихотворения. Приготовьте свои таблицы-помощницы для выразительного чтения.

1. ПАУЗЫ

№ п/п

Знаки препинания

Счёт

Обозначение

1

,

Раз

I

2

. ― :

Раз, два

II

3

? !

Раз, два, три

III

4

Красная строка

Раз, два, три, четыре

IIII

5

После прочтения заглавия

Раз, два, три, четыре, пять

IIIII

- При чтении голосом выделяют наиболее значимое слово.

- Возьмите в руки простой карандаш, работаем с текстом. Расстановка логического ударения и пауз.

Упражнения для дыхания: Слайд 10

а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;

(Выразительное чтение детей, обсуждение выступлений). Слайд 11

У. посмотрите внимательно на репродукции картин и ответьте:


-Какая картина больше созвучна стихотворению Пушкина? Слайд 12


Учитель музыки:

Приходилось ли вам когда-нибудь гулять в лесу или в парке осеннем днём?

Давайте представим, что мы с вами пришли в осенний лес Слайд 13

Физминутка

Сделаем глубокий вдох через нос свежего осеннего воздуха (3 раза)

Наша руки немного озябли, надо их погреть( вдох через нос- выдох через рот на руки 3 раза)

А теперь давайте распоёмся и вспомним как же звучал этот осенний день:

- Шелестела листва ш-ш-ш

- Пролетела муха ж-ж-ж

- А за ней маленький комарик з-з-з

- И опять муха ж-ж-ж

- Тут подул лёгкий ветерок в-в-в

- Который завывал всё сильнее у-у-у

- И принёс нам издалека звук выстрелов охотников кх-кх-кх

- Мы немного испугались а-а-а

- Но тут зазвучала музыка и мы вышли из леса .

Как вы думаете, кто нас встретит следующим в осеннем царстве поэт, художник или композитор. Поднимите правильный листочек.


Работа над музыкальной пьесой П.И.Чайковского “Времена года” Слайд 14

Звучит музыка. Учитель читает стихотворение на фоне музыки.

Тихо-тихо сядем рядом – 
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном. 
И раздвинутся вдруг стены – 
Вся земля видна вокруг: 
Пляшут волны речки пенной, 
Чутко дремлют лес и луг. 
В даль бегут степные тропки, 
Тают в дымке голубой…
Это музыка торопит
И ведёт нас за собой.

– Музыка, которая сейчас звучала, написана великим русским композитором П.И.Чайковским.

– Какое настроение передает композитор в своей музыке?

-А что он для этого использует? ( средства муз. Выразительности)

- о каком времени года хотел нам рассказать в своём муз. Произведении П.И. Чайковский?

- Какой показана осень в музыке Чайковского ? (выбрать слова)

(унылая, грустная, дождливая, серая, пасмурная, яркая, тёплая, весёлая, красочная, загадочная, золотая, щедрая ,дивная ,багряная, туманная, поздняя)

П.И.Чайковский назвал свою музыкальную пьесу из цикла Времена года “Октябрь” или “Осенняя песня”.

Октябрь – это уже настоящая осень. Не ранняя, пышно убранная и нарядная, а грустная с тихим плачем осеннего дождя, та, которую мы зовём поздней осенью. Кажется, что природа глубоко задумалась. Пьеса П.И.Чайковского “Октябрь” – тихая, печальная и очень красивая.


Осень была одним из любимых времён года композитора. И это не случайно, ведь осень такая удивительная пора.

Чайковский изобразил осень позднюю - серую, пасмурную и дождливую, когда листьев на совсем не остаётся, в воздухе сыро и холодно.

Какая картина созвучна с нашим муз. Произведением? Слайд 15

- Ребята, а для кого из вас осень –любимое время года?

Как вы думаете, кто нам сегодня ещё помогает нарисовать образ осени и сопровождает стихи и музыку? Поднимите правильный листочек.

Слайд 16

Вот так и для художника Исаак Левитан осень была любимым временем года, которому он посвятил множество своих картин. Все картины, которые вы видите – это работы этого художника.

IV. Подведение итогов.

С кем мы повстречались сегодня на уроке в осеннем царстве?

Кто создаёт произведения искусства об осени?

Какие произведения искусства об осени создают поэты, художники, композиторы?

(стихи, картины, музыку) Слайд 17

- Со стихотворением какого поэта мы познакомились?

. - Муз.произведение какого композитора слушали?

- Картины какого художника нас соправождали сегодня на уроке ?


-А давайте и мы создадим свой осенний пейзаж из наших осенних листочков.

- А что нам не хватает на нашей осенней полянке.( озера)


У нас есть разноцветные цветы.

Оцените свою работу на уроке: если вы активно участвовали в работе на уроке, делились с ребятами своими суждениями и овладели всей информацией, возьмите оранжевый цветок;

если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, возьмите жёлтый цветок;

если вы не разобрались в этом поэтическом произведении, возьмите красный цветок.

Эти цветы расцветут в озере. Слайд 18

- Я очень рада, что наше волшебное озеро благоухает жёлтыми и оранжевыми цветами.

Сегодня мы с вами проследили взаимодействие музыки, поэзии, живописи в создании образа осени.

И хочется закончить наш урок словами: У природы нет плохой погоды
Каждая погода благодать,
Дождь ли снег,
Любое время года
Надо благодарно принимать.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
интегрированный урок музыки и литературного чтения «Осень: поэт, художник, композитор»

Автор: Логинова Татьяна Артёмовна

Дата: 03.10.2016

Номер свидетельства: 347307

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "интегрированный урок "Осенние образы в искусстве" "
    ["seo_title"] => string(52) "intieghrirovannyi-urok-osienniie-obrazy-v-iskusstvie"
    ["file_id"] => string(6) "121977"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414124536"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "интегрированный урок " Зима - волшебница" "
    ["seo_title"] => string(41) "intieghrirovannyi-urok-zima-volshiebnitsa"
    ["file_id"] => string(6) "121967"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414120615"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Методическая разработка урока: Вечная тема искусства. «Мира заступница, Матерь всепетая»"
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskaiarazrabotkaurokaviechnaiatiemaiskusstvamirazastupnitsamatiervsiepietaia"
    ["file_id"] => string(6) "278364"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453057423"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства