Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование урока: портрет А.С. Пушкина, осенние пейзажи, аудиозапись фрагмента из цикла «Времена года. Октябрь» П.И.Чайковский, мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, осенние листочки, цветочки. Озеро.
Ход урока
I.Организационный момент. Слайд 1
Прозвенел звонок и смолк!
Начинается урок!
II.Введение в тему
Учитель: Я хочу пригласить вас в одно царство.
Музыка П. Чайковского Октябрь (на фоне), картина Левитана «Золотая осень» Слайд 2
Ветерок подметает дорожки И кружит золотую листву. Что случилось в природе? Хотите, вам об этом сейчас расскажу? Слайд 3 Сегодня так светло кругом, Такое мёртвое молчанье, Что можно в этой тишине Услышать листика шуршанье. (И. Бунин)
- В какое царство мы сегодня с вами отправляемся? (Осень)
- Осени посвящали свои работы не только поэты, а так же, художники и композиторы. ( На доске репродукции картин) Слайд 4
Тема нашего урока: «Осень: поэт, художник, композитор» Слайд 5
- Какие цели поставим перед собой? (ответы детей)
Сегодня на уроке мы проследим взаимодействие музыки, поэзии, живописи в создании образа осени, ,будем учиться выразительно читать стихи.
-Человек, видя, слыша, переживая различные явления природы пропускает свои чувства через себя. Если поэту, художнику и композитору задать вопрос: что им нужно для того, чтобы изобразить осень? То каждый из них ответит по-своему.
-А, что нужно художнику для создания своих произведений?
-А, что нужно композитору?
- А, что нужно поэту?
-Художник- воспевает красоту природы в цвете. Слайд 6
Композитору – нужны звуки.
А поэту – слова.
О красоте осени создано огромное количество музыкальных произведений, стихотворений, написано много картин. Поэты, художники и композиторы словно соревнуются: кто лучше расскажет об этом удивительном времени года!
А.С. Пушкин рисует осень словами.
-Как вы думаете, кто первый нас встретит в осеннем царстве поэт, художник или композитор. Поднимите правильный листочек.
Слайд 7
Слушание стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»
Проверка первичного восприятия произведения.
Какой изобразил осень Пушкин в своём произведении?
Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему вы так считаете?
Словарная работа.
Слайд 8
При чтении стихотворения нам встретились трудные слова. Давайте объясним их значение. Для этого соедините стрелочкой слово и его значение. (индив. Работа)
освобождалась от покровов (листвы)
сень
караван
покров, то, что покрывает, укрывает кого-нибудь, что-нибудь
группа следующих друг за другом объектов
обнажаласьан
Чтение произведения учащимися и анализ.
- Прочитайте первую строку? О ком обычно говорят: дышал…? ( о человеке)
- Чему приписывает поэт это действие ? ( небу) Как называется это изобразительное средство языка?
- Как вы себе представляете это осеннее небо?( пасмурные холодные дни , моросящий дождь)
Прочитайте строки, в которых Пушкин изобразил леc.
Почему поэт называет его покров таинственным ? (зеленый покров и делает лес тёмным, как бы хранящий некую тайну)
Почему он говорит, что деревья «с печальным шумом обнажались»?( что деревьям как бы жаль расставаться со своим нарядом)
- Как вы думаете, о чём кричат гуси, покидая родные края? ( боятся отбиться от стаи, прощаются с родными местами, сейчас они будут оторваны от своих родных мест)
- Каким словом поэт определяет осень? (Скучная пора)
- Почему ноябрь – пора скучная? (Потому что «реже солнышко блистает», «короче становится день», улетают птицы.)
- Почему так спокойно говорит автор о приближении скучной поры? (Это неизбежно. Так всегда бывает в ноябре.)
- Найдите метафору в этих строчках. (стоял ноябрь)
- Замените это выражение близкими по смыслу словами. (скоро наступит)
- Как ещё называют ноябрь? (предзимник)
- Значит, какую пору осени описывает Пушкин?
4. Работа над выразительностью Слайд 9
Работа с таблицами ( работа в парах)
При чтении очень важно делать паузы в нужном месте и мы должны с вами составить рисунок или партитуру стихотворения. Приготовьте свои таблицы-помощницы для выразительного чтения.
1. ПАУЗЫ
№ п/п
Знаки препинания
Счёт
Обозначение
1
,
Раз
I
2
. ― :
Раз, два
II
3
? !
Раз, два, три
III
4
Красная строка
Раз, два, три, четыре
IIII
5
После прочтения заглавия
Раз, два, три, четыре, пять
IIIII
- При чтении голосом выделяют наиболее значимое слово.
- Возьмите в руки простой карандаш, работаем с текстом. Расстановка логического ударения и пауз.
Упражнения для дыхания: Слайд 10
а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;
б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;
(Выразительное чтение детей, обсуждение выступлений). Слайд 11
У. посмотрите внимательно на репродукции картин и ответьте:
-Какая картина больше созвучна стихотворению Пушкина? Слайд 12
Учитель музыки:
Приходилось ли вам когда-нибудь гулять в лесу или в парке осеннем днём?
Давайте представим, что мы с вами пришли в осенний лес Слайд 13
Физминутка
Сделаем глубокий вдох через нос свежего осеннего воздуха (3 раза)
Наша руки немного озябли, надо их погреть( вдох через нос- выдох через рот на руки 3 раза)
А теперь давайте распоёмся и вспомним как же звучал этот осенний день:
- Шелестела листва ш-ш-ш
- Пролетела муха ж-ж-ж
- А за ней маленький комарик з-з-з
- И опять муха ж-ж-ж
- Тут подул лёгкий ветерок в-в-в
- Который завывал всё сильнее у-у-у
- И принёс нам издалека звук выстрелов охотников кх-кх-кх
- Мы немного испугались а-а-а
- Но тут зазвучала музыка и мы вышли из леса .
Как вы думаете, кто нас встретит следующим в осеннем царстве поэт, художник или композитор. Поднимите правильный листочек.
Работа над музыкальной пьесой П.И.Чайковского “Времена года” Слайд 14
Звучит музыка. Учитель читает стихотворение на фоне музыки.
Тихо-тихо сядем рядом – Входит музыка в наш дом. В удивительном наряде, Разноцветном, расписном. И раздвинутся вдруг стены – Вся земля видна вокруг: Пляшут волны речки пенной, Чутко дремлют лес и луг. В даль бегут степные тропки, Тают в дымке голубой… Это музыка торопит И ведёт нас за собой.
– Музыка, которая сейчас звучала, написана великим русским композитором П.И.Чайковским.
– Какое настроение передает композитор в своей музыке?
-А что он для этого использует? ( средства муз. Выразительности)
- о каком времени года хотел нам рассказать в своём муз. Произведении П.И. Чайковский?
- Какой показана осень в музыке Чайковского ? (выбрать слова)
П.И.Чайковский назвал свою музыкальную пьесу из цикла Времена года “Октябрь” или “Осенняя песня”.
Октябрь – это уже настоящая осень. Не ранняя, пышно убранная и нарядная, а грустная с тихим плачем осеннего дождя, та, которую мы зовём поздней осенью. Кажется, что природа глубоко задумалась. Пьеса П.И.Чайковского “Октябрь” – тихая, печальная и очень красивая.
Осень была одним из любимых времён года композитора. И это не случайно, ведь осень такая удивительная пора.
Чайковский изобразил осень позднюю - серую, пасмурную и дождливую, когда листьев на совсем не остаётся, в воздухе сыро и холодно.
Какая картина созвучна с нашим муз. Произведением? Слайд 15
- Ребята, а для кого из вас осень –любимое время года?
Как вы думаете, кто нам сегодня ещё помогает нарисовать образ осени и сопровождает стихи и музыку? Поднимите правильный листочек.
Слайд 16
Вот так и для художника Исаак Левитан осень была любимым временем года, которому он посвятил множество своих картин. Все картины, которые вы видите – это работы этого художника.
IV. Подведение итогов.
С кем мы повстречались сегодня на уроке в осеннем царстве?
Кто создаёт произведения искусства об осени?
Какие произведения искусства об осени создают поэты, художники, композиторы?
(стихи, картины, музыку) Слайд 17
- Со стихотворением какого поэта мы познакомились?
. - Муз.произведение какого композитора слушали?
- Картины какого художника нас соправождали сегодня на уроке ?
-А давайте и мы создадим свой осенний пейзаж из наших осенних листочков.
- А что нам не хватает на нашей осенней полянке.( озера)
У нас есть разноцветные цветы.
Оцените свою работу на уроке: если вы активно участвовали в работе на уроке, делились с ребятами своими суждениями и овладели всей информацией, возьмите оранжевый цветок;
если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, возьмите жёлтый цветок;
если вы не разобрались в этом поэтическом произведении, возьмите красный цветок.
Эти цветы расцветут в озере. Слайд 18
- Я очень рада, что наше волшебное озеро благоухает жёлтыми и оранжевыми цветами.
Сегодня мы с вами проследили взаимодействие музыки, поэзии, живописи в создании образа осени.
И хочется закончить наш урок словами: У природы нет плохой погоды Каждая погода благодать, Дождь ли снег, Любое время года Надо благодарно принимать.