kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 9 классе «Осень в произведениях русской поэзии, живописи, музыке»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели  урока:

Обучающие:

                   расширить знания учащихся  о творчестве поэтов, художников, музыкантов по теме урока;

                  закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств;

Развивающие:

                   развивать интерес к предмету, помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроение художников, музыкантов;

                 развивать навыки защиты проектов.

Воспитательные:

                   воспитывать чувство ответственности  и взаимопомощи в условиях работы в группах;

                  воспитывать любовь к родной природе.

Форма урока: интегрированный урок с использованием  ИКТ.

Оборудование урока: презентация; фотографии  и портреты поэтов, художников, композиторов, музыкальные записи  П. И. Чайковского «Времена года», Вивальди; тетради, листы взаимооценки.

Оформление урока: на доске тема урока, эпиграф; ФИО поэтов и их портреты;  на стендах рисунки по теме.

Методические приёмы: рассказ учащихся, выразительное чтение стихотворений и их анализ, анализ репродукций, устное словесное рисование, разгадывание кроссворда, взаимооценивание.

Опережающее задание:

весь класс был поделён  на 3 группы и занимался изучением творчеством поэтов, художников, композиторов.

Каждая группа подготовила:

- краткий рассказ по биографии и творчеству поэта, художника, композитора;

- иллюстрации к стихотворению, музыкальному произведению;

- музыкальное оформление выступления;

- презентации и показ её на уроке;

- выразительное выступление стихотворения;

- анализ стихотворения по плану:

1. Название.

2. Тема, основная мысль.

3. Художественные выразительные средства.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 9 классе «Осень в произведениях русской поэзии, живописи, музыке» »

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Октябрьская средняя общеобразовательная школа

Мантуровского муниципального района










Урок литературы в 9 классе:



«Осень в произведениях русской поэзии, живописи, музыке»


















Выполнила: учитель

1 квалификационной категории

МКОУ Октябрьская СОШ

Смирнова Н.Б.









2015 уч. г.



Осень в произведениях русской поэзии, живописи, музыки.




Не то , что мните вы, природа-

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть душа, в ней есть язык.

Ф. И. Тютчев


Природа вся полна последней теплоты…

А. Толстой





Цели урока:


Обучающие:

расширить знания учащихся о творчестве поэтов, художников, музыкантов по теме урока;

закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств;

Развивающие:

развивать интерес к предмету, помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроение художников, музыкантов;

развивать навыки защиты проектов.

Воспитательные:

воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах;

воспитывать любовь к родной природе.






Форма урока: интегрированный урок с использованием ИКТ.


Оборудование урока: презентация; фотографии и портреты поэтов, художников, композиторов, музыкальные записи П. И. Чайковского «Времена года», Вивальди; тетради, листы взаимооценки.


Оформление урока: на доске тема урока, эпиграф; ФИО поэтов и их портреты; на стендах рисунки по теме.


Методические приёмы: рассказ учащихся, выразительное чтение стихотворений и их анализ, анализ репродукций, устное словесное рисование, разгадывание кроссворда, взаимооценивание.


Опережающее задание:

весь класс был поделён на 3 группы и занимался изучением творчеством поэтов, художников, композиторов.

Каждая группа подготовила:


- краткий рассказ по биографии и творчеству поэта, художника, композитора;

- иллюстрации к стихотворению, музыкальному произведению;

- музыкальное оформление выступления;

- презентации и показ её на уроке;

- выразительное выступление стихотворения;

- анализ стихотворения по плану:


1. Название.

2. Тема, основная мысль.

3. Художественные выразительные средства.


Ход урока.



  1. Оргмомент. Мотивационное начало урока.


  1. Слово учителя (слайд№1)


Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства - природа. Нет ни одного значительного поэта, который не отозвался бы на её красоту. Русская литература располагает удивительными образцами лирики. Перед нами она раскрыватся в стихах Пушкина и Есенина, Тютчева и Фета, Бунина, Рыленкова, Пастернака, в рассказах, полотнах Левитана и Поленова, Саврасова и Шишкина, в музыке Чайковского. «В ней неиссякаемая сила художников, композиторов и , может быть, для нас с вами. Нужно вслушаться и всмотреться…»


Читает подготовленный ученик:

Стихотворение Н. Рыленкова «Всё в тающей дымке»:

Всё в тающей дымке-

Холмы, перелески…

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озёра,

И всё ускользает от беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.


Слово учителя.


Мы сегодня с вами поговорим об одном времени года – осени.

Осень, осень: «Что в ней хорошего?»- спрашивают обычно. Она кажется многим скучной, грустной, тусклой. День всё короче, надоедливый дождь рано загоняет домой. А если внимательно всмотреться в это время года – осень очень разнообразна.


- Прочитайте эпиграфы, как вы понимаете эти слова?


Осенью восхищались многие писатели, художники, музыканты, и каждый по-своему показал её в своей красоте. Стыдливый румянец дрожащих осин, нежная желтизна берёз, коралловые слёзы рябин... Что прячется за буйством красок! Печаль, тоска, смятение или трепетное ожидание чуда преображающейся природы? Об этом и будем сегодня говорить на уроке.

Мы поговорим о мастерах искусства, послушаем стихи, музыку, всмотримся в картины о природе.

Вначале урока задание – заполнить лист, записать фамилии мастеров искусства, о которых пойдёт речь на уроке. В конце урока подведём итоги, какая группа самая внимательная.



Осень в искусстве.



Литература Живопись Музыка



Кроме того, оценивать каждого, в том числе и себя , вы будете сами, для этого вы получите листы, которые будете заполнять по ходу урока. Вам также предлагаются вопросы для подведения итогов урока.



Просмотр видеоролика «Осенние этюды».


В поэзии осень, зима, весна и лето означают большее, чем обычные времена года. Они связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали. У каждого года есть свои приметы и особенности, и у осени тоже. Давайте вспомним их (выполняют самостоятельно)



5 сентября

Коли брусника поспела, то и…(овёс подошёл)

14 сентября

Начало бабьего лета. Бабье лето сухое -…(осень мокрая)

7 октября

Много желудей на дубе - …(к тёплой зиме и урожайному году)

14 октября

Покров. Если журавли полетят, то…(будет мороз)

22 октября

Если туман - …(к оттепели)

8 ноября

Если в этот день снег, то он…(до Пасхи пролежит)


Слово учителя.


Природа изображалась не простым фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека. Поэзия – это мир чувств. Поэтом быть очень сложно. Для этого надо уметь и чувствовать особенным окружающий мир как живой, видеть его красоту. Лаконично и образно нарисовать перед взором сияние луны и солнца. Тютчев возник на русской земле под влиянием небесных пространств и зарниц. Фет рождён под решающим знаком звёздного неба.


Работа с текстами стихотворений (Восприятие, истолкование).

-Ребята, какие стихи об осени вы знаете?

Слушаем подготовленного учащихся выразительное чтение стихотворений А. С. Пушкина» «Осень», Ф. М. Тютчева «Осенний вечер».


Вопрос:


- Какой порой связаны эти стихотворения?

Предполагаемый ответ: осень, начало осени, поздняя осень.

- Каким чувством пронизаны строки?

Предполагаемый ответ: грусть, уныние, предчувствие зимы, холодов, бурь.


Самостоятельная работа (слайд 10)

1 группа (слайды)

Детские годы Ф. И. Тютчева прошли в Овстуге - наследственном имении отца в Орловской губернии. Судьба Фёдора Ивановичи была необычайно сложна, профессиональный дипломат, он в 21 год, по его признанию, выражал свои мысли лучше по-французски, чем по-русски. Самые сокровенные мысли выражены на русском языке. Так написаны все его стихотворения о природе.

Послушаем стихотворение поэта «Есть в осени первоначальной».


Вывод: Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель. Он пытается понять душу природы. А душа- это живое, разумное существо. «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь».


Слово учителя: Обратимся к творчеству другого известного поэта- Афанасия Афанасиевича Фета.


Детство Афанасий Афанасьевич провёл в Орловской губернии, ходила за ним крепостная няня, летом он бегал с деревенскими ребятишками по лесу, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом на коне.

С самого раннего детства Фет , как он сам говорил, был жаден до стихов, везде старался их разыскивать и писать сам.

С 14-ти лет он учился сначала в Петербургском, затем в Московском университетах.

Он был неутомимый фантазёр… Его часто видели с ружьём, верхом на коне...Много сил отдавал старому любимому делу: по берегам рек сажал деревья, следил за рыбами… Любил помогать крестьянам, строил больницу, всегда любил гостей. В имении поэта был настоящий розарий, дом утопал в цветах, кажется, что он не мог без них жить. Он увлекался литературой, театром, продолжал писать стихи на протяжении всей жизни. Он был готов запечатлеть всё увиденное.

Когда у него набралось много стихов, он показал их Гоголю. Николаю Васильевичу стихи понравились, он увидел в поэте «дарование».

Фет был одним из самых музыкальных поэтов. Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский любил поэта.

Почти половина стихотворений, написанных Фетом, посвящена русской природе - он очень её любил.

Прослушивание стихотворений поэта.


Вывод: Стихи Фета окружены сиянием. Чехов называл их «пленительными», Салтыков –Щедрин- «очаровательными».


Александр Сергеевич Пушкин.


Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы. Он окончил Лицей в 1817 г. Был близок декабристам. В 1820 г по видом ссылки посетил юг

( Екатеринослав, Кавказ, . Крым, Кишинёв, Одесса). В 1824 г уволен со службы и выслан под надзор полиции до 1826 г. скончался от раны, полученной на дуэли.


Прослушивание стихотворения «Осень».


Иван Алексеевич Бунин.

Прослушивание стихотворения И. Бунина «Листопад».


Сергей Александрович Есенин.

Родился в крестьянской семье, ребёнком жил в семье деда. Среди первых впечатлений Есенина бабушкины сказки, беседы с о странствующими слепцами. С отличием закончив четырёхклассное обучение в Спас-Клепиковской школе, из которой вышел учителем школы. Затем уехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком служил его отец. После конфликта с ним он работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д.Сытина;. в этот период он примкнул к революционно настроенной молодёжи. В это же время Есенин занимался на историко-философском отделении университета им. Шанявского и писал стихи. В основном это было подражание А. В. Кольцову, И. С. Никитину, С. Д. Дрожжину. Есенин становится участником Суриковского литературно-музыкального кружка в 1912 г. Печатается в детских журнала (дебют «Берёза»).

Весной Есенин приезжает в Петроград, где знакомиться с Блоком, Городецким, сближается с Клюевым, оказавшим на него значительное вввлияние. Их совместные выступления, стилизованные под « крестьянскую», «народную» манеру, имели большой успех (Есенин являлся публике молодым, златокудрым, в сафьяновых сапожках).


Прослушивание стихотворений «Отговорила роща золотая», «Осень».


Вывод: Стихотворения С. Есенина наполнены «волнующей, трепетной мыслью поэта о печальной судьбе деревни, бурном её обновлении, о красоте, краткости и быстротечности жизни человеческой».


Выступление 2 группы (слайды)


Слово учителя.


-Есть ли связь между поэтами и художниками?

- Можно ли проиллюстрировать природу?

- Как мы называем картины, на которых изображена природа?


Работа 2-ой группы.


Игра «Узнай по описанию».


Жил-был мальчик. Он мечтал стать художником, а на художника учиться ох как долго и дорого. Он часто бывал голоден, ходил в рваной и старой одежде и в башмаки носить и вовсе не имел. Но у него был талант и большое желание добиться цели. И он добился – стал великим пейзажистом. О ком идёт речь? (слайд с портретом Левитана). « С природой одной он жизнью дышал и имел назначение пейзажиста. Он сумел внимательно и вдумчиво слушать природу, дышать с ней вместе. И природа на полонах художника – живая. Его живопись называют «школой любви к Родине». И он оставил нам на своих полотнах ВОЛГУ, Плёс, Золотую осень.


- Выберете картины, принадлежащие перу Левитана(показ картин).


Работа с картинами Левитана, Поленова, Куинджи.


- Краткие сведения о Левитане, Поленове, Куинджи.

- Просмотр репродукций художников.

- Как художники относятся к осени? Обоснуйте свой ответ.

- Какие же основные цвета в пейзажах?

- Каким чувством наполнены картины?

- Какое настроение передают нам авторы?


Работа со слайд-шоу «Образы осени в литературе, живописи, музыке».


Слово учителя.


Так просто и с какой любовью изображали художники маленькие уголки родной земли.

Рассматривая пейзажи, нельзя не думать о поэзии, музыке.

Многие композиторы изображали настроение осени в своих произведениях: Чайковский, Шопен и другие.


Звучит «Времена года», «Октябрь» П. И. Чайковского.


Чтец: В певучей мелодии Чайковского расставание с уходящим летом, сожаление об увядающей природе.

Октябрь серебристо-ореховый,

Блеск заморозков оловянный.
Осенние сумерки Чехова,

Чайковского и Левитана.


Работа 3-ей группы. (слайды).


- Краткие сведения о Чайковском, Вивальди, Шопене, Паганини. Моцарте.

- Прослушивание отрывков из музыкальных произведений.

- Какое настроение вызывает данная музыка (А. Вивальди «Времена года», Чайковский «Октябрь»?

- Выберите нужное и подчеркните, добавьте своё (карточки лежат у учащихся на столе).


Звуки: неясные, тревожные, таинственные, необычные.


Настроение: светлая радость, печаль, грусть. Тревога, восторг. Ожидание.


Оркестр играет : громко, сильно, во всю мощь, торжественно.


Скрипки играют: трепетно, нежно, робко, как будто стесняясь, запели.


Какие песни об осени знаете?


Прослушивание песни группы ДДТ «Осень».


Обобщение по уроку(слайд)


Сегодня на уроке мы увидели, с какой любовью




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок литературы в 9 классе «Осень в произведениях русской поэзии, живописи, музыке»

Автор: Смирнова Нелли Борисовна

Дата: 19.10.2015

Номер свидетельства: 241645

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Методическая разработка урока литературы. Русская природа в поэзии А. С. Пушкина. (урок литературы в 6 классе) "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-russkaia-priroda-v-poezii-a-s-pushkina-urok-litieratury-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "137366"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417343279"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект урока литературы в 6 классе на тему "Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века" "
    ["seo_title"] => string(109) "konspiekt-uroka-litieratury-v-6-klassie-na-tiemu-rodnaia-priroda-v-proizviedieniiakh-russkikh-poetov-19-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "227730"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440933947"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Тема: Н.А.Некрасов "Славная осень""
    ["seo_title"] => string(34) "tiema_n_a_niekrasov_slavnaia_osien"
    ["file_id"] => string(6) "382147"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485019388"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект и презентация к уроку музыки "Картины природы в музыке и поэзии" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-i-priezientatsiia-k-uroku-muzyki-kartiny-prirody-v-muzykie-i-poezii"
    ["file_id"] => string(6) "126532"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415192160"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Урок русской литературы А.С.Пушкин. «Маленькие трагедии». «Моцарт и Сальери» "
    ["seo_title"] => string(78) "urok-russkoi-litieratury-a-s-pushkin-malien-kiie-traghiedii-motsart-i-sal-ieri"
    ["file_id"] => string(6) "130249"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415866423"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства