Урок литературы в 9 классе «Осень в произведениях русской поэзии, живописи, музыке»
Урок литературы в 9 классе «Осень в произведениях русской поэзии, живописи, музыке»
Цели урока:
Обучающие:
расширить знания учащихся о творчестве поэтов, художников, музыкантов по теме урока;
закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств;
Развивающие:
развивать интерес к предмету, помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроение художников, музыкантов;
развивать навыки защиты проектов.
Воспитательные:
воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах;
воспитывать любовь к родной природе.
Форма урока: интегрированный урок с использованием ИКТ.
Оборудование урока: презентация; фотографии и портреты поэтов, художников, композиторов, музыкальные записи П. И. Чайковского «Времена года», Вивальди; тетради, листы взаимооценки.
Оформление урока: на доске тема урока, эпиграф; ФИО поэтов и их портреты; на стендах рисунки по теме.
Методические приёмы: рассказ учащихся, выразительное чтение стихотворений и их анализ, анализ репродукций, устное словесное рисование, разгадывание кроссворда, взаимооценивание.
Опережающее задание:
весь класс был поделён на 3 группы и занимался изучением творчеством поэтов, художников, композиторов.
Каждая группа подготовила:
- краткий рассказ по биографии и творчеству поэта, художника, композитора;
- иллюстрации к стихотворению, музыкальному произведению;
- музыкальное оформление выступления;
- презентации и показ её на уроке;
- выразительное выступление стихотворения;
- анализ стихотворения по плану:
1. Название.
2. Тема, основная мысль.
3. Художественные выразительные средства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 9 классе «Осень в произведениях русской поэзии, живописи, музыке» »
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Октябрьская средняя общеобразовательная школа
Мантуровского муниципального района
Урок литературы в 9 классе:
«Осень в произведениях русской поэзии, живописи, музыке»
Выполнила: учитель
1 квалификационной категории
МКОУ Октябрьская СОШ
Смирнова Н.Б.
2015 уч. г.
Осень в произведениях русской поэзии, живописи, музыки.
Не то , что мните вы, природа-
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть душа, в ней есть язык.
Ф. И. Тютчев
Природа вся полна последней теплоты…
А. Толстой
Цели урока:
Обучающие:
расширить знания учащихся о творчестве поэтов, художников, музыкантов по теме урока;
закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств;
Развивающие:
развивать интерес к предмету, помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроение художников, музыкантов;
развивать навыки защиты проектов.
Воспитательные:
воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах;
воспитывать любовь к родной природе.
Форма урока: интегрированный урок с использованием ИКТ.
Оборудование урока: презентация; фотографии и портреты поэтов, художников, композиторов, музыкальные записи П. И. Чайковского «Времена года», Вивальди; тетради, листы взаимооценки.
Оформление урока: на доске тема урока, эпиграф; ФИО поэтов и их портреты; на стендах рисунки по теме.
Методические приёмы: рассказ учащихся, выразительное чтение стихотворений и их анализ, анализ репродукций, устное словесное рисование, разгадывание кроссворда, взаимооценивание.
Опережающее задание:
весь класс был поделён на 3 группы и занимался изучением творчеством поэтов, художников, композиторов.
Каждая группа подготовила:
- краткий рассказ по биографии и творчеству поэта, художника, композитора;
- иллюстрации к стихотворению, музыкальному произведению;
- музыкальное оформление выступления;
- презентации и показ её на уроке;
- выразительное выступление стихотворения;
- анализ стихотворения по плану:
1. Название.
2. Тема, основная мысль.
3. Художественные выразительные средства.
Ход урока.
Оргмомент. Мотивационное начало урока.
Слово учителя (слайд№1)
Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства - природа. Нет ни одного значительного поэта, который не отозвался бы на её красоту. Русская литература располагает удивительными образцами лирики. Перед нами она раскрыватся в стихах Пушкина и Есенина, Тютчева и Фета, Бунина, Рыленкова, Пастернака, в рассказах, полотнах Левитана и Поленова, Саврасова и Шишкина, в музыке Чайковского. «В ней неиссякаемая сила художников, композиторов и , может быть, для нас с вами. Нужно вслушаться и всмотреться…»
Читает подготовленный ученик:
Стихотворение Н. Рыленкова «Всё в тающей дымке»:
Всё в тающей дымке-
Холмы, перелески…
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озёра,
И всё ускользает от беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
Слово учителя.
Мы сегодня с вами поговорим об одном времени года – осени.
Осень, осень: «Что в ней хорошего?»- спрашивают обычно. Она кажется многим скучной, грустной, тусклой. День всё короче, надоедливый дождь рано загоняет домой. А если внимательно всмотреться в это время года – осень очень разнообразна.
- Прочитайте эпиграфы, как вы понимаете эти слова?
Осенью восхищались многие писатели, художники, музыканты, и каждый по-своему показал её в своей красоте. Стыдливый румянец дрожащих осин, нежная желтизна берёз, коралловые слёзы рябин... Что прячется за буйством красок! Печаль, тоска, смятение или трепетное ожидание чуда преображающейся природы? Об этом и будем сегодня говорить на уроке.
Мы поговорим о мастерах искусства, послушаем стихи, музыку, всмотримся в картины о природе.
Вначале урока задание – заполнить лист, записать фамилии мастеров искусства, о которых пойдёт речь на уроке. В конце урока подведём итоги, какая группа самая внимательная.
Осень в искусстве.
Литература Живопись Музыка
Кроме того, оценивать каждого, в том числе и себя , вы будете сами, для этого вы получите листы, которые будете заполнять по ходу урока. Вам также предлагаются вопросы для подведения итогов урока.
Просмотр видеоролика «Осенние этюды».
В поэзии осень, зима, весна и лето означают большее, чем обычные времена года. Они связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали. У каждого года есть свои приметы и особенности, и у осени тоже. Давайте вспомним их (выполняют самостоятельно)
5 сентября
Коли брусника поспела, то и…(овёс подошёл)
14 сентября
Начало бабьего лета. Бабье лето сухое -…(осень мокрая)
7 октября
Много желудей на дубе - …(к тёплой зиме и урожайному году)
14 октября
Покров. Если журавли полетят, то…(будет мороз)
22 октября
Если туман - …(к оттепели)
8 ноября
Если в этот день снег, то он…(до Пасхи пролежит)
Слово учителя.
Природа изображалась не простым фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека. Поэзия – это мир чувств. Поэтом быть очень сложно. Для этого надо уметь и чувствовать особенным окружающий мир как живой, видеть его красоту. Лаконично и образно нарисовать перед взором сияние луны и солнца. Тютчев возник на русской земле под влиянием небесных пространств и зарниц. Фет рождён под решающим знаком звёздного неба.
Работа с текстами стихотворений (Восприятие, истолкование).
-Ребята, какие стихи об осени вы знаете?
Слушаем подготовленного учащихся выразительное чтение стихотворений А. С. Пушкина» «Осень», Ф. М. Тютчева «Осенний вечер».
Вопрос:
- Какой порой связаны эти стихотворения?
Предполагаемый ответ: осень, начало осени, поздняя осень.
Детские годы Ф. И. Тютчева прошли в Овстуге - наследственном имении отца в Орловской губернии. Судьба Фёдора Ивановичи была необычайно сложна, профессиональный дипломат, он в 21 год, по его признанию, выражал свои мысли лучше по-французски, чем по-русски. Самые сокровенные мысли выражены на русском языке. Так написаны все его стихотворения о природе.
Послушаем стихотворение поэта «Есть в осени первоначальной».
Вывод: Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель. Он пытается понять душу природы. А душа- это живое, разумное существо. «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь».
Слово учителя: Обратимся к творчеству другого известного поэта- Афанасия Афанасиевича Фета.
Детство Афанасий Афанасьевич провёл в Орловской губернии, ходила за ним крепостная няня, летом он бегал с деревенскими ребятишками по лесу, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом на коне.
С самого раннего детства Фет , как он сам говорил, был жаден до стихов, везде старался их разыскивать и писать сам.
С 14-ти лет он учился сначала в Петербургском, затем в Московском университетах.
Он был неутомимый фантазёр… Его часто видели с ружьём, верхом на коне...Много сил отдавал старому любимому делу: по берегам рек сажал деревья, следил за рыбами… Любил помогать крестьянам, строил больницу, всегда любил гостей. В имении поэта был настоящий розарий, дом утопал в цветах, кажется, что он не мог без них жить. Он увлекался литературой, театром, продолжал писать стихи на протяжении всей жизни. Он был готов запечатлеть всё увиденное.
Когда у него набралось много стихов, он показал их Гоголю. Николаю Васильевичу стихи понравились, он увидел в поэте «дарование».
Фет был одним из самых музыкальных поэтов. Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский любил поэта.
Почти половина стихотворений, написанных Фетом, посвящена русской природе - он очень её любил.
Прослушивание стихотворений поэта.
Вывод: Стихи Фета окружены сиянием. Чехов называл их «пленительными», Салтыков –Щедрин- «очаровательными».
Александр Сергеевич Пушкин.
Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы. Он окончил Лицей в 1817 г. Был близок декабристам. В 1820 г по видом ссылки посетил юг
( Екатеринослав, Кавказ, . Крым, Кишинёв, Одесса). В 1824 г уволен со службы и выслан под надзор полиции до 1826 г. скончался от раны, полученной на дуэли.
Прослушивание стихотворения «Осень».
Иван Алексеевич Бунин.
Прослушивание стихотворения И. Бунина «Листопад».
Сергей Александрович Есенин.
Родился в крестьянской семье, ребёнком жил в семье деда. Среди первых впечатлений Есенина бабушкины сказки, беседы с о странствующими слепцами. С отличием закончив четырёхклассное обучение в Спас-Клепиковской школе, из которой вышел учителем школы. Затем уехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком служил его отец. После конфликта с ним он работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д.Сытина;. в этот период он примкнул к революционно настроенной молодёжи. В это же время Есенин занимался на историко-философском отделении университета им. Шанявского и писал стихи. В основном это было подражание А. В. Кольцову, И. С. Никитину, С. Д. Дрожжину. Есенин становится участником Суриковского литературно-музыкального кружка в 1912 г. Печатается в детских журнала (дебют «Берёза»).
Весной Есенин приезжает в Петроград, где знакомиться с Блоком, Городецким, сближается с Клюевым, оказавшим на него значительное вввлияние. Их совместные выступления, стилизованные под « крестьянскую», «народную» манеру, имели большой успех (Есенин являлся публике молодым, златокудрым, в сафьяновых сапожках).
Вывод: Стихотворения С. Есенина наполнены «волнующей, трепетной мыслью поэта о печальной судьбе деревни, бурном её обновлении, о красоте, краткости и быстротечности жизни человеческой».
Выступление 2 группы (слайды)
Слово учителя.
-Есть ли связь между поэтами и художниками?
- Можно ли проиллюстрировать природу?
- Как мы называем картины, на которых изображена природа?
Работа 2-ой группы.
Игра «Узнай по описанию».
Жил-был мальчик. Он мечтал стать художником, а на художника учиться ох как долго и дорого. Он часто бывал голоден, ходил в рваной и старой одежде и в башмаки носить и вовсе не имел. Но у него был талант и большое желание добиться цели. И он добился – стал великим пейзажистом. О ком идёт речь? (слайд с портретом Левитана). « С природой одной он жизнью дышал и имел назначение пейзажиста. Он сумел внимательно и вдумчиво слушать природу, дышать с ней вместе. И природа на полонах художника – живая. Его живопись называют «школой любви к Родине». И он оставил нам на своих полотнах ВОЛГУ, Плёс, Золотую осень.