Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок математики и познания мира»
Интегрированный урок. 4 класс
Учитель Камалова Надежда Николаевна
Тема урока: Решение задач. Области РК.
Цель: знакомство с областями РК и закрепление умения решать задачи на движение, урожайность.
1.Орг. момент: Успехов в работе!
- Сегодня у нас интегрированный урок по математике и познанию мира.
Как вы думаете, что общего у этих двух предметов?
Ход урока
Орг. момент: Желаю успехов!
1.Актуализация знаний
1) Отрывок из стихотворения:
М.Макатаев МОЙ КАЗАХСТАН Свободен, величав и первоздан, Звезде подобный средь земель и стран, Кюй счастья ты наигрываешь звонко, Родной мой, лучезарный Казахстан!
2) Расположение РК на карте.
а)Показать расположение Казахстана на карте.Карта
(Ученик показывает и объясняет)
Казахста́н — государство, располагающееся в центре Евразии, бо́льшая часть которого относится к Азии, а меньшая — к Европе, Казахстан располагается между Каспийским морем,
нижним Поволжьем, Уралом, Сибирью, Китаем и Средней Азией.
`б)Какова площадь (территория) РК? (2 724 902 кв.км)
б) Какое место в мире по площади занимает? (9-ое)
РК занимает девятое место в мире
3. Работа у доски. Решение задач.
- Знаете ли вы за сколько дней можно пересечь Казахстан с севера на юг, и с востока на запад? (ученик приглашается к доске)
а) Решение задачи на движение №1
Прочитай. Подбери верный план решения. Реши задачу.
Максимальная протяжение Казахстана с севера на юг2000км, с запада на восток – около 3000км. Турист шёл 8 часов со скоростью 3500м/ч. За сколько дней он пересечёт Казахстан с севера на юг? С запада на восток?
Выбери правильный план решения:
+ 1) *
: 2) :
: 3) :
Решение:
1)3500*8 = 28 000м = 28 (км)
2)2000 : 28 =70 (д.)
3) 3 000 000 : (3500 * 8) = 107 (д.)
Ответ: За 70 дней турист пересечёт РК с севера на юг и за 107 дней с запада на восток.
Самопроверка по эталону.
*Задание творческого характера для всех.(при проверке задачи)
- Измените вопрос так, чтобы следующее действие было сложение.
1) За сколько дней турист может пересечь Казахстан с севера на юг и с запада на восток?
107+70 = 177 (д.)
б) Решение задачи №2
А знаете ли вы, какой урожай смородины собрали в Карагандинской области и Восточно-Казахстанской? И кто больше?
Задание. Подбери верную формулу и реши задачу.
В Карагандинской области урожайность клубники составила 10 кг с квадратного метра, а в Восточном Казахстане в 3 раза больше. Какой урожай собрали в каждой области? На сколько больше собрали в Восточном Казахстане?
Решение:
M = m * S
1 способ:
10 * 900 = 9000 (кг)
10 * 3 * 900 = 27 000 (кг
27 000 – 9000 = 18 000 (кг)
Или:
10 * 3 * 900 – 10 * 900 = 18 000 (кг) или 18 т
2 способ:
(10 * 900) * 3 =27 000 (кг)
2) 27 000 – (10 * 900) = 18 000 (кг) или 18 т
Ответ: В Восточном Казахстане клубники собрали на 18 тонн больше
2. Работа по учебнику математики с. 110 №5а). Работа в паре.
- Знаете ли вы протяжённость морской границы РК?
- Чтение. Объяснить ход решения. (Сложить протяженность всех сухопутных границ, затем из общей протяженности вычесть полученную сумму.)
Решение задачи в паре.
1)6 467 + 2 300 + 980 + 380 +1460 = 11 587 (км)
2)12 2000 – 10587 = 613 (км)
Ответ: протяжённость морской границы Казахстана 1 613 км
Проверка: 1 ученик с места.
Проверка работ учащихся у доски. Выставление оценок.
3. Объяснение нового материала.
1. Регионы РК
- Как мы видим, просторы РК необъятны и чтобы лучше планировать ведение хозяйства, территория Казахстана условно разделена на 5районов (регионов):
Центральный, Западный, Восточный, Северный и Южный .
2. Знакомство с областями РК.
а) Количество областей.
Территория РК разделена на области. В каждом регионе определённое количество областей.
Каждая из областей РК – это развитый в промышленном и сельскохозяйственном отношении край. В то же время, благодаря региональным особенностям их природных условий и ресурсов, каждая из них имеет свои главные отрасли.
- Сколько всего областей в РК? Ответ узнаете, если быстро и верно узнаете значение данного выражения.
250 *4 +4500 : 90 * 2 – 86=14 областей
В состав Казахстана входят 14 областей, 86 городов, в том числе 3 города республиканского подчинения (г. Астана, г. Алматы ), 168 районов (8 районов в городах), 174 посёлка.
в) Каждая область имеет свой административный центр-областной город.
1
Акмолинская область
Кокшетау
146 219
731 328
2
Актюбинская область
Актобе[4]
300 629
786 349
3
Алматинская область
Талдыкорган
223 911
1 953 000
4
Атырауская область
Атырау
118 631
542 987
5
Восточно-Казахстанская область
Усть-Каменогорск
283 226
1 395 059
6
Жамбылская область
Тараз
144 264
1 055 976
7
Западно-Казахстанская область
Уральск
151 339
612 551
8
Карагандинская область
Караганда
427 982
1 358 064
9
Костанайская область
Костанай
196 001
879 579
10
Кызылординская область
Кызылорда
226 019
712 992*
11
Мангистауская область
Актау
165 642
571 300
12
Павлодарская область
Павлодар
124 755
747 055
13
Северо-Казахстанская область
Петропавловск
97 993
579 300
14
Южно-Казахстанская область
Шымкент
117 249
2 689 000
Всего
2 724 902
16 953 900
3. Особенности областей РК
Работа по учебнику. СТР. 93 Работа в группе.
( Каждому ученику выдана технологическая карта. В неё ученик вносит данные только об определённой области).
а)Задание:Выписать из учебника важную информацию об области, за которую вы отвечаете. Обсудите в группе, какую информацию о каждой области расскажет спикер. Время работы: 3 минуты. Ответ спикера -1 минута.
- Если останется время, воспользуйтесь дополнительной литературой
Самостоятельная работа, работа в группе.
Презентация областей.
Итог.Что нового узнали в этой части урока?
Таким образом мы познакомились с областями РК , административными центрами и особенностями каждой области.
Физминутка
3. Закрепление-Мы многое узнали об областях нашей Родины и сейчас предлагаю отправиться в путешествие.
1. Задача на движение. Групповая работа.
Из Усть – Каменогорска и Семска одновременно направились в противоположных направлениях автомобили. Скорость первого -80 км/ч, а скорость второго – 120 км/ч. На каком расстоянии они будут через 3 часа?
а) 1 способ:
1)(120 + 80) * 3 = 600 (км)
2) 600 + 220 = 820 (км)
2 способ:
(120 *3) + (80 * 3) + 220 = 820 (км)
б) Обратные задачи:
Чему равна скорость первого автомобиля?
820 -220 = 600 (км)
600 : 3 =200 (км)
200 – 120 = (80 км/ч)
Какое расстояние между Оскеменом и Семей?
820 – (80 + 120) * 3 =220 (км)
Какое время были в пути автомобили?
(820 – 22) : (120 +80) = 3 (ч)
(Карточки с разноуровневыми заданиями)
Защита спикеров.
Итог: Выставление оценок
4. Итог урока:
Давайте вернёмся к началу нашего урока.
Как вы помните, у нас разделились мнения: кто-то считал, что математика и познание мира не могут друг без друга, а иные придерживались противоположной точки зрения.
- Кто оказался прав?
- Нашли ли вы ответы на поставленные вопросы в начале урока?
- Что нового узнали?
-Где возникли затруднения? Чтобы хотели узнать?
- Что получилось хорошо?
Карточка №1
Реши задачу.
Из Усть- Каменогорска и Семска одновременно направились в противоположных направлениях автомобили. Скорость первого автомобиля -80 км/ч, а скорость второго автомобиля – 120 км/ч. На каком расстоянии они будут друг от друга через 3 часа?
Подсказка:
Найди скорость удаления автомобилей.
Узнай на каком расстоянии автомобили будут друг от друга через три часа?
Из Усть- Каменогорска и Семска одновременно направились в противоположных направлениях автомобили. Скорость первого автомобиля -80 км/ч, а скорость второго автомобиля – 120 км/ч. На каком расстоянии они будут друг от друга через 3 часа?
Подсказка:
Найди скорость удаления автомобилей.
Узнай на каком расстоянии автомобили будут друг от друга через три часа?
Из Усть- Каменогорска и Семска одновременно направились в противоположных направлениях автомобили. Скорость первого автомобиля -80 км/ч, а скорость второго автомобиля – 120 км/ч. На каком расстоянии они будут друг от друга через 3 часа?
Из Усть- Каменогорска и Семска одновременно направились в противоположных направлениях автомобили. Скорость первого автомобиля -80 км/ч, а скорость второго автомобиля – 120 км/ч. На каком расстоянии они будут друг от друга через 3 часа?
Из Усть- Каменогорска и Семска одновременно направились в противоположных направлениях автомобили. Скорость первого автомобиля -80 км/ч, а скорость второго автомобиля – 120 км/ч. На каком расстоянии они будут друг от друга через 3 часа?
Из Усть- Каменогорска и Семска одновременно направились в противоположных направлениях автомобили. Скорость первого автомобиля -80 км/ч, а скорость второго автомобиля – 120 км/ч. На каком расстоянии они будут друг от друга через 3 часа?
Из Усть- Каменогорска и Семска одновременно направились в противоположных направлениях автомобили. Скорость первого автомобиля -80 км/ч, а скорость второго автомобиля – 120 км/ч. На каком расстоянии они будут друг от друга через 3 часа.
Из Усть- Каменогорска и Семска одновременно направились в противоположных направлениях автомобили. Скорость первого автомобиля -80 км/ч, а скорость второго автомобиля – 120 км/ч. На каком расстоянии они будут друг от друга через 3 часа.
Из Усть- Каменогорска и Семска одновременно направились в противоположных направлениях автомобили. Скорость первого автомобиля -80 км/ч, а скорость второго автомобиля – 120 км/ч. На каком расстоянии они будут друг от друга через 3 часа.
Из Усть- Каменогорска и Семска одновременно направились в противоположных направлениях автомобили. Скорость первого автомобиля -80 км/ч, а скорость второго автомобиля – 120 км/ч. На каком расстоянии они будут друг от друга через 3 часа.