Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок математики-познания мира "Сложение и вычитание в случаях вида 23+7, 30-7. История города Усть-Каменогорска»
Математика – познание мира
(2 класс)
Тема: Закрепление (Сложение и вычитание в случаях вида 23+7, 30-7). История города Усть-Каменогорска.
Цель: закрепить вычислительные навыки по теме: «Сложение и вычитание в случаях вида 23+7, 30-7»
продолжить работу над развитием самостоятельности и активности мышления учащихся; способствовать развитию внимания, смекалки, математической речи ребят, интереса к предмету.
воспитывать уважение к родному городу, чувство гордости за «малую родину», патриотические чувства.
Оборудование: виды старого города, запись гимна города
Ход урока:
I.Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока
Сегодня на уроке мы должны с вами закрепить вычислительные навыки по теме: «Сложение и вычитание в случаях вида 23+7, 30-7»,умение составлять обратные задачи; также будем отрабатывать навыки устного счёта и узнаем интересные факты из истории нашего города.
III. Минутка чистописания.
Какие цифры спрятались в орнаменте? (17, 20)
О чем они вам напомнили? (можно составить год рождения г. Усть-Каменогорска)
Вам хотелось совершить путешествие по нашему любимому городу?
Красиво и правильно напишете – отправляемся в путешествие.
IV. Устный счёт.
Лишнее число”. Ответ - место остановки.
Найди лишнее число. Расположи числа в порядке убывания.
111-А, 815-Р, 333-Л, 987-Т, 500Е, 978-С, 252-К
978
987
815
500
333
252
111
С
Т
Р
Е
Л
К
А
В течение всего XVII века делаются неоднократные попытки русского правительства продвинуться вверх по Иртышу. Это стремление к продвижению в верховья Иртыша объясняется рядом причин, из которых основными являются следующие: а) защита восточных границ России; б) дальнейшее расширение торговых связей с восточными странами; в) овладение рудными богатствами Алтая.
Крепость решено было поставить при впадении Ульбы в Иртыш. И командир отряда гвардии майор Иван Михайлович Лихарев, зачитывая «Рапорт» императору Петру I, писал: «... и быть сей крепости Усть-Каменной». 12-17 августа 1720 г. были начаты работы по закладке крепости.
И.М.Лихарев оставил в Устье Каменных гор гарнизон из 363 человек и назначил комендантом новой крепости подполковника Ступина. Ему же поручил возглавить строительство, руководил которым инженер Летранже. Крепость представляла из себя укрепление с высоким земляным валом в виде правильного четырехугольника, вокруг обведен ров и внутри «сверх вала поставлен палисадник в человека вышиною». Строения внутри крепости были деревянные. Эта деревянная крепость сгорела дотла в 1765 г. Началось строительство новой крепости, большой, обнесенной валом и рвами. Остатки этого земляного вала сохранились до сих пор.
Рядом с крепостью появляется селение, станица. Шли годы, десятилетия…..
Для того, чтобы узнать сколько же улиц и переулков насчитывал наш город в начале ХХ века, необходимо решить математические цепочки:
Кто быстрее?
23 + 7 – 6 + 0 – 4 + 9 – 11-10=8
30 – 7+5 -14 -4 + 2=12
В начале ХХ века наш город насчитывал уже 8 улиц, 12 переулков. Среди городских строений решительно преобладали деревянные, одноэтажные дома, составляющие более 80% всех зданий. Двухэтажными были дома казенные, занятые учреждениями, особняки богатых граждан. Планировка города прямоугольная, квартальная.
V. Закрепление.
Работа в тетради
Заполнив окошки, узнаем, какая промышленность была развита в Усть-Каменогорске вначале 20 века:
24+……=30 …… - 7 =6
3… + 6=40 9… + 8 = 100
30 - …..= 23 50 – ……=45
100 – 8 = 9….
39 + ….=40
Заводская промышленность развита была слабо, хотя в начале ХХ века стал заметен рост промышленности из-за возросшего спроса на животноводческое сырье в центральных губерниях России. Особенно быстрый темп набирали предприятия по обработке сырья: сала, кож, овчин. В 1910 году в Усть-Каменогорске насчитывалось заводов: а) кирпичные - 6; б) мыловаренные - 4; в) кожевенные - 7; г) маслобойные - 13; д) кузницы - 2; е) водяная мельница - 2; ж) овчинные - 5; з) воскобойные - 2; и) салотопенные - 1.
Как видим, все эти полукустарного типа предприятия были заняты переработкой продуктов сельского хозяйства. Машины и двигатели внедрялись в производство медленно.
Работа с задачей.
с. 97 №1, с. 97№2
В первом классе 30 учеников, а во втором на 5 больше. Составьте две задачи, обратные данной.
Современный Усть-Каменогорск - центр цветной металлургии. Ведущие отрасли региона, такие как цветная металлургия, машиностроение, лесозаготовка, развиваются в тесной связи с местной электроэнергетикой. Ваши родители трудятся на лучших предприятиях города и приносят пользу суверенному Казахстану.
с. 98 № 4
правильное решение – ответ, чем гордиться Усть-Каменогорск и его жители
40 + (10-3)= 47 ТОР
40 + (А-7)
40 + (10-7) = 43 ПЕДО
48 ДОР
53 КОМ
В 1998 году сборная Казахстана по хоккею с шайбой, представленная игроками усть-каменогорского «Торпедо» и возглавляемая олимпийским чемпионом Борисом Александровым, успешно выступила на Олимпийских играх в Нагано, вышла в восьмерку сильнейших команд мира.
VI. Итог урока
-Ребята, я прошу вас встать. (звучит гимн)
Гимн нашего города очень красивый. Какие чувства возникают у вас, когда вы слышите его?
Наше путешествие завершено. Чему вы сегодня учились, что совершенствовали? Чему ещё хотели бы научиться, что узнать?