Спинка языка выгнута горкой и касается нёба, под напором воздуха спинка языка отрывается от нёба; При звуке «К» нет голоса.
Какой это звук? (показ профиля в картинках)
Звук Х
Артикуляция звука:
Кончик языка внизу, спинка языка выгнута крутой горкой.
При звуке « Х» голоса нет
Прочитай слоги тихо и медленно:
(Чтение слогов с монитора компьютера)
Прочитай слоги быстро и громко:
(Чтение слогов с монитора компьютера)
Прочитай слова и найди к ним картинки:
Карман
Корова
Куртка
Кисточка
Халат
Холодильник
Художник
Хижина
Будем читать предложения и находить соответствующую картинку (работа со слайдами) -использование ИКТ
Ребята играют хоккей.
Девочка катается на коньках.
Мальчик катается на лыжах.
Дети приехали взимний городок.
(Контроль за произношением со стороны учителя, учитывая все нормы орфоэпии)
-на, - в Что это?
-Предлоги.
-Верно, предлоги.
Выбери, какие ты ещё знаешь предлоги.
Работа с карточками
-в -на -под -с -за - перед - около мама вода шар пар дом
Ребёнок выбирает только предлоги:
-в -на -под -с -за - перед - около
Молодец, сегодня мы будем работать над рассказом, где есть предлоги.
Но сначала мы немного поиграем.
Физминутка.
Встань, Салават.
-Это что? ( учитель показывает шарик с иголочками)
-Это шарик.
Раскатай этот шарик в ладошках. (точечный массаж)
-Это что?
-Это коробочка.
Положи шарик в коробочку.
Положи шарик на коробочку.
Положи шарик под коробочку.
Положи шарик за коробочкой.
Положи шарик перед коробочкой.
Положи шарик около коробочки.
Хорошо, Салават, ты всё правильно сделал. А сейчас посмотри на макет. Посмотри, это - Зимний городок. Расставь правильно слова к этим предметам.
горка
ёлка
каток
лабиринт
подарки
дети
Сегодня мы будем работать с рассказом.
А рассказ называется «В зимнем городке».
Слушай внимательно.
Работа с текстом. (Чтение рассказа учителем. Ученик воспринимает на слух текст , затем расставляет героев и детали, соответственно сюжета рассказа. Учитель работает с экраном, ученик находиться со слуховым аппаратом).
Рассказ «В Зимнем городке»
Оля и Коля пришли в зимний городок. Тамстоит красивая ёлка. На ёлке висят шары. Под ёлкой лежат подарки. Перед ёлкой большой каток. За ёлкой горка и лабиринт. Коля поднялся на горку. Оля стоит около горки. Коля прокатился с горки. Ребята пошли в лабиринт. В лабиринте они быстро нашли выход. Детям очень понравилось в зимнем городке!
-Салават, найди в рассказе предлоги.
-в, -на, -под, -перед, -за, -около.
-Всё, верно.
А сейчас послушай внимательно предложения и найди то предложение, которое услышишь.
Работа с текстом. Разрезной текст. ( восприятие на слух , учитывая расстояние, без слухового аппарата.)
Оля и Коля пришли в зимний городок.
Тамстоит красивая ёлка.
На ёлке висят шары.
Под ёлкой лежат подарки.
Перед ёлкой большой каток.
За ёлкой горка и лабиринт.
Коля поднялся на горку.
Оля стоит около горки.
Коля прокатился с горки.
Ребята пошли в лабиринт.
В лабиринте они быстро нашли выход.
Детям очень понравилось в зимнем городке!
Молодец , Салават.
Теперь попробуем правильно ответить на вопросы.
Работа с вопросами к тексту .( восприятие на слух ,со слуховым аппаратом, возможно использование работы на считывание с губ)
Куда пришли Оля и Коля?
Где стоит ёлка?
Что висит на ёлке?
Что лежит под ёлкой?
Где стоит горка и лабиринт?
Где стоит каток?
Где стоит ёлка?
Куда поднялся Коля?
Где ждёт Оля брата?
Куда ещё пошли ребята?
На этом наше занятие закончено.
-Какие сегодня изучал звуки?
-Звук К и звук Х
-Как назывался рассказ?
-Рассказ назывался «В зимнем лесу».
Салават, мы молодец! Хорошо работал.
Я тебе хочу подарить вот эту красивую снежинку.
-Спасибо.
-Что нужно сказать нашим гостям?
-До свидания.
Самоанализ.
Предмет: РСВ и ФП (индивидуальное занятие )
Класс: 1 «Б»
Тема: Звуки К-Х (ФП)
Предлоги -В, -НА, -ПОД , -ОКОЛО, -ЗА,- ПЕРЕД в рассказе «Зимний городок»(РСВ)
На занятии присутствовал Гизатуллин Салават, ученик 1 «Б» класса.
Диагноз: Двусторонняя нейросенсорная тугоухость 2-3 степени.
Проведено 4 занятие по данной теме. Тема рассчитана на четыре занятия.
Цель занятия: Формировать произношение дифференцированных согласных звуков К-Хв слогах, в словах;
Задачи:
Образовательные: Учить распознавать слова на голое ухо, правильно их произносить .
Коррекционно-развивающие: Развивать остаточный слух, слуховое восприятие в словах, во фразах, умение соблюдать ударение, контролировать звукопроизношение;
Формировать навык считывания с губ;
Развивать память, внимание, устную речь.
Воспитательные: Воспитывать организованность, положительную мотивацию в обучении, интерес к предмету, самостоятельность, уверенность в себе.
Оборудование: Слайды и карточки со слогами, словами с картинками, предложениями с иллюстрациями, разрезной текст по теме «Зимний городок», карточки с вопросами , слуховой аппарат, экран, макет по теме «Зимний городок».
Занятие проходило в несколько этапов:
1этап.Организационный момент (за экраном, слухозрительно) опрос о времени года, о погоде.
2этап.Выполнение артикуляционной гимнастики для развития мышц языка, соответствующей изучаемым звукам К-Х (улыбка, иголочка, змейка,заборчик, горка, барабанщик)
3этап.Работа над произношением в слогах, в словах, в предложениях ( работа над голосом и темпом: скажи тихо, скажи громко, скажи быстро, скажи медленно), с использованием компьютерной графики.
Велся контроль за произношением со стороны учителя, учитывая все нормы орфоэпии( ударение, замена буквы «а» на букву «о»
4этап. На следующем этапе работы была использована физминутка, где в предложениях использовались предлоги. обучая ребёнка ориентироваться в пространстве и настраивая к дальнейшей работе над текстом .
5этап.Работа над развитием слухового восприятия проходила по следующим параметрам:
а) Опознавание на слух слов по теме - вне ситуации наглядного выбора.
(на голое ухо, за экраном)
б) Распознавание на слух слов по теме занятия - материал незнакомый по звучанию, вне ситуации наглядного выбора.
в) Различение на слух вопросов по теме - в ситуации ограниченного наглядного выбора (за экраном)