Имя существительное. Конспект урока русского языка
Имя существительное. Конспект урока русского языка
В целях повышения интереса изучению русского языка, развивая познавательной активности учащихся можно испльзовать такие формы проведения урока как путешествия, викторины, семинары и различные ролевые игры. В данной работе была использована форма урока-игры, которая протекала в сопровождении героев мультфильма "Маша и Медведь".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Имя существительное. Конспект урока русского языка»
Урок русского языка
во 2 классе
учителя Камаловой Нурсии Закариовны
МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №1» РТ
Тема: Имя существительное
В целях повышения интереса к изучению русского языка, развития познавательной активности учащихся можно использовать такие формы проведения урока как путешествия, викторины, семинары и различные ролевые игры. В данной работе была использована форма урока-игры, которая протекала в сопровождении героев мультфильма «Маша и Медведь».
Цель:
- обобщить и систематизировать имеющиеся знания учащихся об имени существительном;
- развивать мышление, речь, память, творческие способности учащихся;
- воспитывать любовь к русскому языку
Оборудование:
- экран;
- проектор;
- тексты;
- кроссворд.
I Организационный момент:
- определение темы урока;
- постановка учебной задачи;
- установка на конечный результат урока;
Учитель: К нам на урок пришли Маша и медведь. (Учитель заранее вывешивает на доску экран и включает презентацию, посвященную теме урока. Первый слайд – изображение героев мультфильма «Маша и медведь».)
Учитель: Для определения темы урока необходимо разгадать кроссворд от Медведя. (На слайдах с заданиями изображен медведь, а на слайдах с ответами изображена Маша. На следующем слайде картинный кроссворд – слайд 4)
Учитель: Дети, помогите Маше, назовите тему сегодняшнего урока.Ученики: Существительное.Учитель: Расскажите, что вы знаете об имени существительном.Ученики: Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?что? Учитель: Нужно составить модель существительного. (Один ученик составляет модель имени существительного у доски. Составленная модель проверяется по слайду 6.)Имя существительное
Число Ед.ч. Мн.ч.
Кто? Что?
Одушевленные
Неодушевленные
Род Мужской Женский Средний
Ед.
Нарицательные Собственные
II Работа по теме урока
Учитель: Дети, вам необходимо выбрать и написать имена существительные, представленные на экране. (Работа проводится в группах.)
(На экране отрывок из стихотворения Леонида Корнилова «Русская речь»Слайд 7.)
Древним словом мы с будущим слиты.
Человечество – наш ученик.
Наш круг чтенья – земная орбита.
Наша Родина – русский язык.
Леонид Корнилов
(Группы оценивают свою работу.)
Учитель: Напишите в тетрадях, какое из однокоренных слов является существительным? (Слайд 8)
Весёлый – веселье, веселиться
Гора – горный, горка
Смешной – смех, смешить
Удалиться– далёкий, даль
Клёв – клевать, поклёванный
(Группы оценивают свою работу по результатам.)
Учитель: А теперь Маша объявляет физкультминутку. (Звучит песенка «Про следы» в исполнении Маши из мультфильма «Маша и медведь». За это время выполняются физические упражнения.)
Учитель: Подберите синонимы к слову Россия. (Слайд 10)
Учитель: Да, это собственные существительные. С чем ассоциируется у вас слово Россия?
Ученики: леса, поля, луга, праздники, традиции и т.д. (На слайде 12 приведены картинки.)
Учитель: Приведённые вами примеры это имена собственные и нарицательные. Каждая страна имеет свои символы, такие как гимн, герб, флаг, столица – эти слова будут являться именами нарицательными. Столица нашей родины – Москва. Это название будет уже имя собственное. (Слайд 13)
Учитель: Из предложений, приведенных на экране, выберите и напишите имена существительные и определите род и число. (Слайд 14).
Бурые медведи водятся в Европе, Азии и Северной Америке. Эти животные – отличные охотники, но часто питаются и лесными ягодами, кореньями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу.
(Взаимопроверка)
III Закрепление материала.
Учитель: Медведь хочет проверить насколько вы усвоили имя существительное и решил провести тест. На ответ «да» ставьте нолик, на «нет» - оставляйте пустую клетку. Таблицу необходимо заполнять по рядам слева направо и сверху вниз. (Слайд 15)
(На слайде 16 приведены вопросы от Медведя.)
Первый ряд: 1. Слово зелень существительное?
2. Москва – это собственное существительное?
3. Существительное обозначает предмет?
Второй ряд: 1. Медведь – нарицательное существительное?
2. Маша – отвечает на вопрос что?
3. Дедушка – существительное женского рода?
Третий ряд: 1. Очки – существительное множественного числа?