Предмет: Литературное чтение.
Класс: 3
Тема: Е. Пермяк «Пичугин мост»
Учитель:
Тип урока: Объяснение нового материала.
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с рассказом Е. Пермяка «Пичугин мост». Продолжить работу над формированием навыка сознательного, правильного, беглого и
выразительного чтения.
2. Способствовать развитию критического мышления, умению высказывать своё мнение, делать выводы.
3. Содействовать воспитанию стремления совершать добрые поступки.
Ресурсы: мультимедийный проектор, флипчарт, презентация физминутки, раздаточный материал (кубик, наглядность в виде сердечек с заданиями, оценочные листы, листы А3, А4, маркеры, стикеры, рисунки).
Организация групп, листы оценивания
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться
ДОБРОЕ УТРО!
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам!
(На доске символ урока – сердце) (Слайд 1)
Чтение продолжения рассказа с презентацией иллюстрации другой группе.
- Как звали главных героев рассказа «Бумажный змей»?
А как будут звучать их полные имена?
- Сегодня на уроке мы будем говорить об именах и фамилиях людей, о том, как можно сделать так, чтобы ваше имя жило вечно, чтобы люди вспоминали о вас только по доброму.
Притча.
-Сейчас я вам расскажу одну историю . Эта история произошла давным-давно, Жил – был великий
Мудрец. Слава о его мудрости разлетелась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между ладонями и подумал: « Спрошу –ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мёртвая ? Если он скажет – живая я сомкну ладони, и она умрёт, а если он скажет мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда я пойму, кто из нас умнее.
Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку , посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил того: Какая бабочка у меня в руках, живая или мёртвая? И тогда мудрец, который был действительно очень умным, сказал: « Всё в твоих руках» (Слайд № 2 )
-Эти слова будут являться эпиграфом нашего урока.
Как вы понимаете смысл этих слов?
Как вы думаете, каких целей мы должны добиться на уроке?
Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством писателя Е. Пермяка.
«Кубик»
- Где и когда родился Е. Пермяк?
- Какую роль сыграл город, где родился писатель в его творческой биографии?
- Кто воспитывал писателя в детстве?
- Где учился писатель?
- Думал ли Е. Пермяк, что станет писателем?
- Что часто описывал в своих рассказах Е. Пермяк?
Работа в группах. Все задания на сердечках.
- Играю и догадываюсь «Шифровальщик»
Пичугин мост
- Будь внимателен! (составление пословиц)
-О чём эти пословицы? Объясните их смысл. О чём будем сегодня читать произведение?
- «Расставь по местам» (определение жанра произведения)
- «Отгадай!» (ребус)
- О ком будем читать рассказ? (о мальчике)
Ветла – дерево семейства ивовых с узкими, острыми, обычно с серебристыми листьями.
За семь вёрст киселя хлебать (фразеологизм) – далеко и без причины куда-то ехать или идти
Колхоз – сельскохозяйственная организация, населенный пункт (слайд 3)
Чтение рассказа по частям.
Чтение 1 части.
- группа задает вопросы по содержанию.
Чтение 2 части.
- группа задает вопросы по содержанию.
Чтение 3 части.
- группа задает вопросы по содержанию.
Чтение 4 части.
- группа задает вопросы по содержанию.
Знаковый диктант (+, - )
- Три мальчика были родными братьями.
- Первый мальчик мечтал о полёте на Луну.
- Речка называлась Быстрянка.
- Сёма Пичугин тоже думал о подвигах .
- Перильца для мостика делали вместе с ребятами.
- Шоссейная дорога проходила по той самой тропинке, по которой ребята бегали в школу.
Ромашка Блума
- О чём мечтали мальчики?
- Сема тоже мечтал о подвигах?
- Почему мост назвали Печугин мост?
- Подумайте, а что было бы, если бы Сема не сделал мост?
- Почему мост не переименовали?
- А какие добрые дела можете сделать вы, чтобы помочь людям?
Работа в группах
- Какой образ главного героя у вас сформировался? Каким вы увидели мальчика Сему?
Работа в группах
Составление плана пересказа, голосование за лучший план (стикеры)
- Какой символ проходил через весь урок? (сердце)
- А как вы думаете, почему?
Стихотворение
А мне бы хотелось подарить вам на память о сегодняшнем уроке своё доброе сердце с замечательным стихотворением Е.Михайличенко. Откройте конверты.
Сумей преодолеть преграды
И боль, и призрачный успех.
Живи, не требуя награды
За свой поступок ради всех.
Ещё печалью мир простужен,
Исподтишка грозит беда,
Ты должен быть кому-то нужен –
Всегда – как хлеб или вода.
Быть добрым надо по привычке,
Не по расчёту.
Пригодись,
Хотя бы маленькой синичке,
Пусти её из клетки ввысь…
Е.Н.Михайличенко
По итогам листов оценивания
Ребята, мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас совершил доброе дело уже сегодня. Ведь если люди будут совершать добрые дела, то наш мир станет добрее и лучше. На доске у нас ещё одно сердце.
У вас на партах у каждого лежат сердечки трёх цветов. Если вам было легко справляться с заданиями – возьмите красное сердечко, если пришлось подумать – розовое, а если вызвало трудности – жёлтое.
Давайте наклеим наши сердечки на наше большое сердце. Посмотрим, какой цвет преобладает. Как замечательно мы с вами поработали на уроке.
Пересказ рассказа
- Задание на анализ, синтез, оценивание (творческое задание – написать стихотворение -призыв к добрым поступкам)
- Задание на анализ и синтез (творческое задание – написание рассказа о добром поступке от третьего лица)
- Найти к тексту пословицы, поговорки о доброте