Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана программа:
1.Закон «Об образовании» в РФ № 273 от 30.12.2012г.
2.Учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-п)
3.Примерный региональный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Ростовской области (пр.МО и ПОРО от 10.07.02 г. № 1277).
4. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР, Москва 1984г., Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для V-IX классов под ред. В.В. Воронковой М., «Владос», 2000 год.5.
5.Закон «Об образовании» в Ростовской области от 22.10.2013г.
Особое внимание обращено на коррекцию для исправления недостатков общего и речевого развития.
Программа строится в соответствии с дидактико-психологическими особенностями обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Главным принципом является развитие речи. Учащимся даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка.
У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Большое внимание уделяется развитию связной речи.
Большое внимание уделяется развитию речи детей и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, называть героев произведений, оценивать их поступки, делать выводы, обобщения
Программа по чтению рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Пересказ прочитанного.
Выделение основного в тексте.
Деление текста на части с помощью учителя, придумывание заголовков к выделенным частям.
Чтение с соблюдением пауз и пунктуации.
Чтение деловых статей.
Чтение и выполнение печатных и письменных инструкций связанных с уроками труда.
Чтение статей и рассказов из детских журналов.
Драматизация отдельных частей рассказа или сказки.
Составление небольших рассказов по сюжетным картинкам.
Составление рассказов на заданную тему (темы для рассказов брать из жизни детей: труд, экскурсия, детские праздники).
Рассказ по вопросам учителя содержания просмотренного фильма.
Сюжетно- ролевые игры: «Как можно познакомиться», «Позвольте вам помочь», «Подскажите, пожалуйста, где находится (как найти) …» и т.д.
Учить учащихся слушать и понимать обращенную речь. Продолжать развивать речевую активность, потребность в общении, учить при необходимости обращаться с вопросом к учащимся.
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Словарь | Самостоятельная подготовка. Количество часов. | Планируемые предметные результаты |
1. | 02.09 | Здравствуй, школа! В. Лебедев- Кумач. | КУ | Ответы на вопросы; беседа по теме: «Где отдыхали летом» | булькает тараторят | Здравствуй, школа! В. Лебедев- Кумач. | Знать название стихотворения. Уметь отвечать на вопросы. |
2. | 05.09 | Э.Шим «Брат и младшая сестра» | КУ | Анализ содержания. | заботливая кузовок | Э.Шим «Брат и младшая сестра» | Чтение без искажения звукового состава с соблюдение правильного ударения |
3. | 09.09 | А. Седугин «Молоток» | КУ | Соблюдение знаков препинания. | электро-монтер объявление | А. Седугин «Молоток» | Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю. |
4. | 12.09 | Е.Пермяк «Пичугин мост» | КУ | Анализ содержания. | ветла перильца жерди | Е.Пермяк «Пичугин мост» | Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа. Определение отношения автора к своим героям |
5. | 16.09 | В.Голявкин «Был не крайний случай» | КУ | Чтение вслух с соблюдением интонационных знаков | крайний случай, наугад | В.Голявкин «Был не крайний случай» | работа по выделению главной мысли произведения с помощью наводящих вопросов учителя |
6. | 19.09 | По И.Дику «Счастливая» ручка | КУ | Беседа по содержанию | вверх дном заколдо-ванная | По И.Дику «Счастливая» ручка | Развитие умения прогнозировать содержание произведения до его чтения по заглавию |
7. | 23.09 | По Л.Давыдычеву «Лелишна из третьего подъезда» | КУ | произведения с установкой на его эмоциональную оценку | валерьяно- вые капли | По Л.Давыдычеву «Лелишна из третьего подъезда» | Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа и установление причинности событий и поступков героя |
8. | 26.09 | А.Гайдар Невидимые помощники | КУ | Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста | молочница коромысло поленница | А.Гайдар Невидимые помощники | Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю. |
9 | 30.09 | С.Маршак. Лодыри и кот | КУ | Заучивание отрывка наизусть | лодырь грамота | С.Маршак. Лодыри и кот | Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста |
10 | 3.10 | И.Крылов Лебедь, Щука и Рак | КУ | Выделение логической основы текста | согласие впряглись | И.Крылов Лебедь, Щука и Рак | Понимание смысла прочитанного |
11 | 7.10 | В.Осеева Печенье | КУ | Чтение текста по ролям | рассыпчатые | В.Осеева Печенье | Передача голосом эмоционального содержания читаемого |
12. | 10.10 | А.К.Толстой «Осень» Обсыпается наш бедный сад…» | КУ | ответы на вопросы. Анализ стихотворения. | обсыпается пожелтелые | А.К.Толстой «Осень» Обсыпается наш бедный сад…» | Выразительное заучивание стихотворения |
13 | 14.10 | По В. Пескову Осенний лес | КУ | Прослушивание на его эмоциональную оценку | костяной | По В. Пескову Осенний лес | Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста |
14 | 17.10 | А. Твардовский Лес осенью | КУ | Заучивание стихотворения наизусть | синева набекрень | А. Твардовский Лес осенью | Передача голосом эмоционального содержания читаемого |
15 | 21.10 | О. Высотская. Осеннее утро | КУ | Заучивание стихотворения наизусть | орешник гложут | О. Высотская. Осеннее утро | Выразительное чтение стихотворения наизусть |
16 | 24.10 | А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…» | КУ | Заучивание стихотворения наизусть | сень караван | А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…» | Выразительное чтение стихотворения наизусть |
17 | 28.10 | В.Гаршин Лягушка – путешественница (сказка) | КУ | Пересказ текста с помощью наводящих вопросов | мошка наслаждение | В.Гаршин Лягушка – путешественница (сказка) | Объяснение поступков действующих лиц, оценка их поведения |
18 | 7.11 | И.Крылов Стрекоза и Муравей (басня) | КУ | Анализ содержания произведения | попрыгунья помертвело | И.Крылов Стрекоза и Муравей (басня) | Заучивание басни наизусть |
19 | 11.11 | По Д. Мамину - Сибиряку Приёмыш | КУ | Чтение с анализом каждой части | Наезжали | По Д. Мамину - Сибиряку Приёмыш | Чтение целыми словами. Передача эмоционального состояния |
20 | 14.11 | Гуси-лебеди (Русская сказка) | КУ | Пересказ текста по частям словами близкими к тексту | кликала дремучий | Гуси-лебеди (Русская сказка) | Деление текста на части с опорой на серию картинок |
21 | 18.11 | Чудесный клад (Молдавская сказка) | КУ | Пересказ текста по частям словами близкими к тексту | напоследок клад лоза | Чудесный клад (Молдавская сказка) | . Деление текста на части с опорой на серию картинок |
22. | 21.11 | Росомаха и лисица (Эвенкийская сказка) | КУ | Пересказ текста. Беседа по содержанию | сумы береста | Росомаха и лисица (Эвенкийская сказка) | Словесное рисование картин каждой части |
23. | 25.11 | Отчего у зайца длинные уши (Мансийская сказка) | КУ | Чтение по ролям | кедр | Отчего у зайца длинные уши (Мансийская сказка) | Пересказ с опорой на картинно-символический план. |
24 | 28.11 | Лиса и волк (Русская сказка) | КУ | Чтение по ролям | воз прорубь | Лиса и волк (Русская сказка) | Эмоциональная передача интонации сказочных персонажей |
25 | 2.12 | К.Ушинский Два плуга | КУ | Работа по содержанию | | К.Ушинский Два плуга | Чтение слова с соблюдением правильного ударения |
26 | 5.12 | И.Крылов Трудолюбивый медведь (басня) | КУ | Коллективная работа над идеей произведения | дуги верста | И.Крылов Трудолюбивый медведь (басня) | Понимание содержания басни. Выбор правильных средств интонации героев |
27 | 9.12 | Айога (Нанайская сказка) | КУ | Чтение по ролям | нанайцы наперсток | Айога (Нанайская сказка) | Понимание содержания сказки. Чтение с соблюдением интонации. |
28 | 12.12 | Ю.Тувим Всё для всех | КУ | Выразительное чтение стихотворения | поручает портной | Ю.Тувим Всё для всех | , чётко и правильно читать стихотворение, отвечать на вопросы. |
29. | 16.12 | Е.Пермяк Для чего руки нужны | КУ | Активно участвовать в беседе. Анализ содержания текста. | судил | Е.Пермяк Для чего руки нужны | Уметь отвечать на вопросы, нацеливать себя на выполнение поставленной задачи, работать с текстом. |
30. | 19.12 | Дж. Свифт Гулливер в стране лилипутов | КУ | Читать вслух плавно Передавать интонационно конец предложения | врассыпную стрекотание | Дж. Свифт Гулливер в стране лилипутов | выборочным видом чтения, составлять рассказ по готовому плану. |
31. | 23.12 | А.Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке | КУ | Чтение с соблюдением правильного ударения | невод тина | А.Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке | Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт. |
32. | 26.12 | Братья Гримм. Соломинка, уголек и боб | КУ | Чтение по ролям | раскаленный портной | Братья Гримм. Соломинка, уголек и боб | Объяснение поступков действующих лиц, оценка их поведения |
33. | 13.01 | И.Никитин Встреча зимы | КУ | Заучивание стихотворения наизусть | полотном безлюдный | И.Никитин Встреча зимы | Уметь выразительно, чётко и правильно читать стихотворение наизусть |
34. | 16.01 | По И.Соколову-Микитову Зима в лесу | КУ | Анализ каждого абзаца текста | обглодан-ных накропил | По И.Соколову-Микитову Зима в лесу | Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения |
35. | 20.01 | И.Антонов Сад друзей | КУ | Заучивание стихотворения наизусть | проблеском стайкой | И.Антонов Сад друзей | Уметь выразительно, чётко и правильно читать стихотворение наизусть |
36. | 23.01 | И.Суриков Детство | КУ | Заучивание стихотворения наизусть | свернулись кубарем | И.Суриков Детство | Уметь выразительно, чётко и правильно читать стихотворение наизусть |
37. | 27.01 | Л.Толстой .Филипок | КУ | Читать вслух плавно целыми словами. | поденную слободке украдкой | Л.Толстой Филипок | Уметь выделять главных героев, высказывать к ним своё отношение, |
38. | 30.01 | Н.Некрасов Мужичок с ноготок | КУ | Анализ стихотворения. Выразительное чтение | студеною чинном | Н.Некрасов Мужичок с ноготок | Умение передавать эмоциональную окраску голосом диалога персонажей стихотворения |
39. | 3.02 | Ю.Дмитриев Для чего нужен снег | КУ | Анализ содержания произведения | маскировка | Ю.Дмитриев Для чего нужен снег | Уметь отвечать на вопросы, нацеливать себя на выполнение поставленной задачи, |
40. | 6.02 | Н.Некрасов «Не ветер бушует над бором…» | КУ | Заучивание стихотворения наизусть | воевода скованы косматый | Н.Некрасов «Не ветер бушует над бором…» | Уметь выразительно, чётко и правильно читать стихотворение наизусть |
41. | 10.02 | По М. Пляцковскому Какая бывает зима (сказка) | КУ | Чтение по ролям с выделением прямой речи | красно-грудый | По М. Пляцковскому Какая бывает зима (сказка) | Образное восприятие произведения |
42. | 13.02 | По В.Костылёву Берёза | КУ | Пересказ текста по плану | подмыло повозка | По В.Костылёву Берёза | Умение пользоваться планом пересказа |
43. | 17.02 | Л.Толстой Как я ездил верхом | КУ | Активно участвовать в беседе. Анализ содержания текста. Характеризовать персонажей | сморщенные гумно хлыст облезшим | Л.Толстой Как я ездил верхом | Уметь отвечать на вопросы, нацеливать себя на выполнение поставленной задачи, работать с текстом. Уметь пользоваться выборочным видом чтения. |
44. | 20.02 | По Н.Вагнеру Мальчик и дворовая собака | КУ | Чтение с анализом каждого абзаца произведения. | мельница безопасность | По Н.Вагнеру Мальчик и дворовая собака | Коллективная работа над идеей произведения |
45. | 27.02 | В.Тарасов Четвероногий друг | КУ | Активно участвовать в беседе | беспород- ную | В.Тарасов Четвероногий друг | отвечать на вопросы, пользоваться выборочным видом чтения |
46. | 3.03 | М.Пришвин Гаечки | КУ | Чтение по ролям | бинокль пискнула | М.Пришвин Гаечки | Объяснение поступков действующих лиц, оценка их поведения |
47. | 6.03 | М.Горький .Воробьишко (сказка) | КУ | Чтение по ролям и пересказ текста | шустрый карниз | М.Горький .Воробьишко (сказка) | Использование наводящих слов для пересказа. |
48. | 10.03 | А.Барков Пожарник Карл | КУ | Активно участвовать в беседе. | взъерошенно-го | А.Барков Пожарник Карл | отвечать на вопросы, пользоваться выборочным видом чтения, |
49. | 13.03 | По Г. Скребицкому Медвежонок | КУ | Пересказ текста с опорой на картинку | приладив- шись | По Г.Скребицкому Медвежонок | Умение пользоваться планом пересказа |
50. | 17.03 | Ф.Тютчев Весенние воды | КУ | Заучивание стихотворения наизусть | сонный брег румяный толпится | Ф.Тютчев Весенние воды | Уметь выразительно, чётко и правильно читать стихотворение наизусть |
51 | 20.03 | В.Ситников Утро | КУ | Пользоваться различными видами чтения: выборочным, про себя, вслух | раздвоенные заурчат | В.Ситников Утро | Уметь отвечать на вопросы |
52. | 24.03 | Н.Саконская Разговор о маме | КУ | Выразительное чтение стихотворения | туго всплакнуть | Н.Саконская Разговор о маме | Эмоциональная передача сюжета стихотворения |
53. | 3.04 | Л.Квитко Бабушкины руки | КУ | Выразительное чтение стихотворения | затеях латают | Л.Квитко Бабушкины руки | Уметь правильно, выразительно и бегло читать; |
54. | 7.04 | По Е. Кононенко Резеда | КУ | Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного | оранжереи ароматен | По Е. Кононенко Резеда | Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста |
55. | 10.04 | По Л.Толстому Весна | КУ | Работа по содержанию текста | на возах потоки над бархатом | По Л.Толстому Весна | Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения |
56. | 14.04 | И.Никитин «Полюбуйся: весна наступает…» | КУ | Заучивание стихотворения наизусть | караваном понавьют | И.Никитин «Полюбуйся: весна наступает…» | Знать название стихотворения. Уметь выразительно читать стихотворение наизусть. Уметь отвечать на вопросы. |
57. | 17.04 | По А.Платонову Ещё мама | КУ | Читать вслух плавно целыми словами. | чужая отошедши защемил | По А.Платонову Ещё мама | , пересказывать текст |
58. | 21.04 | Н.Некрасов Дедушка Мазай и зайцы | КУ | Активно участвовать в беседе | низменном баграми | Н.Некрасов Дедушка Мазай и зайцы | Уметь читать стихотворение в соответствии со смыслом |
59. | 24.04 | А.Барков Яшка | КУ | Читают вслух правильно и выразительно | вертлявый вполголоса | А.Барков Яшка | Уметь отвечать на вопросы |
60. | 28.04 | В.Орлов Лесной цветок | КУ | Выразительное чтение стихотворения | озябший | В.Орлов Лесной цветок | Эмоциональная передача сюжета стихотворения |
61. | 5.05 | Н.Сладков Медведь и солнце (сказка) | КУ | Пересказ сказки | просочилась зажурчала | Н.Сладков Медведь и солнце (сказка) | Уметь передавать содержание сказки |
62. | 8.05 | И. Токмакова В чудной стране | КУ | Орфоэпическое чтение целыми словами двухсложных | лакает | И. Токмакова В чудной стране | Понимание иносказательного смысла стихотворения |
63. | 12.05 | По А.Милну Вини - Пух и все-все- | КУ | Читать вслух плавно целыми словами. персонажей. Пересказ сказки. | протиски- вался | По А.Милну Вини - Пух и все-все- | Знать особенности сказок. Уметь выделять главных героев, высказывать к ним своё отношение, |
64. | 15.05 | А.Толстой Золотой ключик, или Приключения Буратино | КУ | Пересказ сказки. | бечевкой шарманщик | А.Толстой Золотой ключик, или Приключения Буратино | Знать особенности сказок. Уметь выделять главных героев, высказывать к ним своё отношение, |
65. | 19.05 | И. Никитин «Вечер ясен и тих…» | КУ | Заучивание стихотворения наизусть | ясен тростники взошел | И. Никитин «Вечер ясен и тих…» | Знать название стихотворения. Уметь выразительно читать стихотворение наизусть. Уметь отвечать на вопросы. |
66. | 22.05 | По Н.Носову. Огородники | КУ | Читают вслух правильно и выразительно | мать выкорчевать | По Н.Носову. Огородники | Навык работы с учебником |
67. | 26.05 | И.Антонов У речки. | КУ | Выразительное чтение стихотворения | шест робко | И.Антонов У речки. | Понимать смысл прочитанного стихотворения с помощью наводящих вопросов учителя |
68. | 29.05 | М.Пришвин Золотой луг | КУ | Активно участвовать в беседе. Анализ содержания текста. | промысел деловито | М.Пришвин Золотой луг | Уметь отвечать на вопросы |
Привить интерес к обучению.
Развивать речь, формировать правильную артикуляцию и дикцию, слуховое восприятие и речевой слух.
Формировать у детей общеречевых навыков, развивать слуховое и зрительное восприятие, совершенствовать произношение и пространственную ориентировку, а также развивать мелкие мышцы рук.
Развивать зрительное восприятие.
Выполнять упражнения по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.
Научить слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции, отвечать на вопросы.
Овладеть навыками сознательного и по возможности выразительного чтения.
1. Оптимальный уровень (соответствует отметке «5»): - выполняет задания самостоятельно; - выполняет задания по образцу; - выполняет задания по подражанию; - выполняет задания по словесной инструкции.
2. Допустимый уровень (соответствует отметке «4», «3»): - выполняет задания самостоятельно после предложенной помощи; - выполняет задания по образцу после предложенной помощи; - выполняет задания по подражанию после предложенной помощи; - выполняет задания по словесной инструкции после предложенной помощи.
3. Недопустимый уровень (соответствует отметке «2»): - задания самостоятельно не выполняет, помощь не принимает; - задания по образцу не выполняет, помощь не принимает; - задания по подражанию не выполняет, помощь не принимает; - задания по словесной инструкции не выполняет, помощь не принимает.