- учить правильному, осознанному, выразительному чтению путем чередования разных видов чтения;
- развивать и обогащать устную речь через беседу по содержанию рассказа;
- развивать умение выявлять главную мысль произведения, давать характеристику героям, устанавливать причинно-следственные связи через разные виды упражнений.
- Способствовать воспитанию в детях чуткого и бережного отношения к окружающему миру (природе, людям).
- Воспитывать в детях стремление совершать добрые поступки.
Учебный материал: рассказ Е.Пермяка “Пичугин мост”; мультимедийный проектор, презентация; индивидуальные карточки «Пословица рассыпалась», «Как сказать по-другому», «Рефлексивные экраны», карточка-сигнал для обозначения смыслового ударения.
Ход урока
Организационный момент.
Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
-Сегодня у нас непростой урок. Очень хочется, чтобы мы с вами сегодня передали друг другу что-то доброе, хорошее: улыбку, хорошее настроение, знания, красоту. У нас урок добра и сегодня будем делиться добром.
-Я на урок пришла с хорошим настроением, хочу с вами поделиться.
— У меня «Пушок» (пушистый котенок). Он такой теплый, приятный. И мы будем передавать по цепочке пушок и говорить про своего соседа одно слово: что в нем хорошего вы находите. Например, Максим ловкий. (И далее. Последний говорит хорошее слово учителю).
— Повысилось настроение? Это мы всего лишь говорили добрые слова. А когда мы еще совершаем хорошие поступки, жизнь становится краше!
Речевая разминка.
-Для того, чтобы хорошо читать на уроке, надо подготовиться.
а) Пропевание гласных отрывисто и плавно, длительно, «до донышка».
а, о, у, э, ы, и (медленно, затем отрывисто, грубым голосом «жадничаем», сливаем все звуки аоуэыи). Затем с четкой артикуляцией е,ё,ю,я (отрывисто, затем сливаем, затем повторяем два раза каждый звук ее,ёё,юю,яя)
б) -На уроке должна быть строгая дисциплина. Нам надо на нее настроиться. Читаем хором чистоговорку. Затем 3 человека самостоятельно. Дети выполняют команды.
Должен каждый офицер
Говорить отлично «Р»!
Ведь иначе он солдат
Не построит в ровный ряд.
(Команды: «Равняйсь!», «Смирно!», «Рассчитаться по порядку!»)
Прочитываем хором, затем 3 человека с выразительным проговариванием команд (Остальные выполняют команды).
Итог: -Мы подготовились к чтению.
Проверка домашнего задания.
-Как я в начале урока сказала: у нас будет урок добра. Потому что мы перешли к новому разделу по чтению. Прочитайте, как он называется.
Жизнь дана на добрые дела. (Запись на доске)
(Читаем хором, затем два человека по очереди)
-У меня в руках веселая звездочка. Подумайте, какое слово в этой пословице самое главное. Его надо прочитать выразительнее других.
(Дети обозначают слово звездочкой, читают). Почему это слово выбрали? Объясните.
Сейчас я хочу проверить, как вы запомнили, о чем читали вчера. Откройте учебники на странице 76. Как называется стихотворение Георгия Ладонщикова? (Миша-мастер).
-Почему все соседи его знают?
— Прочитайте стихотворение выразительно, соблюдая знаки препинания. (Читают два человека по половине.)
-Прочитайте хором заголовок. Из какого предложения он взят? Прочитайте это предложение в необычном направлении- вертикальном. (Два человека).
Миша-мастер настоящий. Дело твердо знает он)
Работа в паре.
-У вас на столах лежат карточки с желтой звездочкой. Работаем вдвоем. Возьмите карандаш и подчеркните предложение, подходящее к фразе «Дело твердо знает он»
Карточка: - Как сказать по-другому: «Дело твердо знает он».
Подчеркни правильный ответ.
- Он хорошо знает свое дело.
-Он плохо знает свое дело.
- Он упрямый и всегда спорит.
Итог: все сделали правильный выбор. Молодцы! Хорошо отработали стихотворение. Оценивание.
Сейчас мы познакомимся с новым произведением, из которого вы узнаете об очень большом, важном поступке мальчика.
Изучение нового материала.
а) Рассказ о Евгении Пермяке.
— Этот добрейший человек родился больше 100 лет назад в уральском городе Пермь. И это не его настоящая фамилия. Это псевдоним. А фамилия – Виссов. Очень много трудился с детства. А потом стал писателем. И для нас написал интересные книги.
-И сегодня один из его рассказов мы прочтем. Прочитаем название.
б) Чтение учителем рассказа .
— Послушайте рассказ, посмотрите на иллюстрации и приготовьтесь ответить на вопрос: Как называлась речка? (Ответ на вопрос)
в) Словарная работа.
Прочитывание с ударением и объяснение слова
ВЕТЛА-белая ива. (изображение на картинке)
Перила-перильца
Мост – мостишко
г) Самостоятельное чтение детьми с целью подготовки к чтению вслух.
— Читайте рассказ молча, целыми словами. Делайте паузы на знаках препинания.
д) Физминутка.
— Ребята, какое доброе дело совершил Сёма? (построил мост). Давайте и мы попробуем построить мост. Какой бы он у нас получился, если бы мы взялись за дело? Возьмите соседа за руку и постройте ваш мост.
е) Чтение вслух и вопросы по содержанию.
-Будем читать вслух. Следите, читайте громко, чтобы всем было понятно ваше чтение.
- Почему было трудно перескакивать через реку?
- Можно ли переходить реку по первому льду?
- Как по-другому можно сказать: рухнула,…?(упала, свалилась, грохнулась).
- Сложно было?
- Перильца были из чего?
- Посмотрите еще раз, какой мост возвели через реку. (иллюстрация)
ж) Выборочное чтение по вопросам.
— Какие опасности подстерегали ребят, если они ходили коротким путем?
— Прочитайте строчки, где говорится, что Сёме было тяжело строить мост.
— Найдите и прочитайте, каким в конце стал мост.
з) Рассуждение по вопросам учебника.
Закрепление изученного материала.
-У вас на столах лежат конверты с заданием «Пословица рассыпалась».
Надо собрать пословицу из слов и прочитать ее. (читают 5 человек)
-Подумайте, у кого из вас пословица больше всего подходит к рассказу.
(Ответы)
-А теперь прочитайте пословицу в конце рассказа на стр. 78.
А теперь прочитайте хором пословицы, которые видите на экране.
-Какая из них похожа на ту, что в учебнике? Как вы ее понимаете?
Итог урока.
— У вас на столах лежит помощник. Пользуясь им, подведите итог нашей работы на уроке.