Дидактическая цель:
- создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока.
Задачи:
образовательная:
- формировать умение анализировать поступки людей;
- обогащать читательский опыт детей;
- учить понимать точку зрения автора и выражать своё мнение о произведении.
развивающая:
- развивать мышление, речь учащихся, умения анализировать, обобщать.
воспитательная:
- воспитывать доброе отношение к семье, пожилым людям, детям и
родителям.
Методы обучения:
- словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная;
- парная;
- индивидуальная.
(ТЕХНОЛОГИЧЕСАЯ КАРТА)
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
1.Самоопределение к деятельности (организационный момент)
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя (создание эмоционального настроения).
- Упражнение «Поздоровайся глазами».
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча – глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
- Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах. А ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг к другу.
- А теперь улыбнитесь всем, кто находится сегодня с нами. Я желаю вам, чтобы хорошее настроение не покидало вас!
Подготовка класса к работе.
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
(постановка учебной задачи)
1) – Какой раздел мы изучаем?
- А как вы понимаете слово «семья»?
- Что же такое «семья»?- «Семья и я».
Ответы детей.
- Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это любовь и забота, труд и радость, счастье и печали, привычки и традиции.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
2) Работа в парах.
- Игра «Собери пословицу» (Слайд 2, 3)
- Объясните смысл пословицы.
- «Вся семья вместе – так и душа на месте».
Ответы детей.
3) – Родился ребёнок. Ему нужны тепло и ласка мамы. Общение мамы с ребёнком начинается с первой колыбельной, которую пела мама и каждому из нас.
Работа по группам.
- Дома вы читали колыбельные. Давайте расскажем их.
- С какой интонацией вы будете рассказывать их?
- Что можно сказать о первой колыбельной? Какая она?
- А вторая?
- К какому жанру относятся эти произведения?
«Народная песня», «Колыбельная», «М.Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…»
- Убаюкивающая, напевная.- Народная.- Авторская.- Фольклор.
4) – Самое главное для человека – СЕМЬЯ.
(Слайд 3 – звук мелодии)
Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи)
1) – Расшифруйте название произведения, с которым мы сегодня познакомимся (Слайд 4).
- Кто написал?
- Судя по заглавию, о чём будет этот текст?
(Слайд 5)
- «Случай с кошельком».- Е. Пермяк.
Дети высказывают свои предположения о содержании (прогнозирование).
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование.
Познавательные:общеучебные:
самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;
логические:формулирование проблемы.
Коммуникативные: умение отвечать на вопросы, высказывать своё предположение.
2) – Рассмотрите иллюстрацию к произведению.
- Что можете сказать?
- А как вы думаете, эта иллюстрация ко всему тексту или отдельному эпизоду?
Ответы детей.
- Дыхательная гимнастика.
1. Упражнение «Вдох-пауза-выдох».
2. Упражнение «Мобилизуй дыхание»
(продолжительный вдох, пауза в 2 раза короче, чем вдох, выдох нормальный, произвольный)
Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания)
1) Самостоятельная работа с рассказом
Е. Пермяка «Случай с кошельком»
(проходит дифференцированно):
1 группа – читает рассказ, выполняет все задания в учебнике и тетради № 1,2.
2 группа – читает рассказ по абзацам под руководством учителя; выполняют задания к тексту и в тетради по желанию.
2) Словарная работа (Слайд 6)
(выполняется по ходу чтения).
3) Первичное восприятие.
- Понравилось это произведение?
- Что понравилось?
- Какой момент вам показался самым волнующим?
- Кто написал?
- Как озаглавил?
4) Самостоятельное моделирование (Слайд 7)
Случай с кошельком
- Что мы читали?
- О чём этот рассказ?
- Сравните свои модели с моделью на доске.
- Кто выполнил верно?
- У кого есть ошибки, исправьте их.
Пjгружение в текст.
Кошёлка Выронила Растеряха Неблагодарная Сунула
Ответы детей.
- Е. Пермяк.
- «Случай с кошельком»
Учащиеся выполняют модель обложки: И.Ф. автора Рассказы о детях жанр и тема заголовок
- Рассказ о детях.
Ответы детей.Самопроверка.Самоанализ.
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Познавательные:моделирование.
Логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, работа с информацией.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Личностные: чувство сопереживания.
5.
Первичное закрепление во внешней речи
1) Анализ по вопросам к тексту.
- Кто главный герой?
- Как звали его сестру?
- Какой вы представляете Катю?
- Каким вы представляете Костю?
- Почему случай с кошельком Костя запомнил на всю жизнь?
2) Выборочное чтение.
- Перечитай 1-ый абзац текста.
- Какой была старушка?
- Прочитай 2-ой абзац.
- Что произошло?
- Прочитайте слова Костиной сестры. Права ли она
- Какова главная мысль произведения?
3) Деление на части и составление плана (Слайд 8).
- Сколько будет частей?
Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим.
- Пересказ по плану.
- О чём будете рассказывать в 1-ой части?
во 2-ой части? в 3-ей части?
4) Обобщающая беседа.
- Чему учит нас рассказ Е. Пермяка «Случай с кошельком»?
- Кто бы из вас хотел оказаться на месте Кости? Почему?
5) Чтение по ролям.
- Давайте определим действующих лиц.
- Биография автора (Слайд 9).
- Е.А. Пермяк родился на Урале. Прожил там более 30 лет. Ещё в детстве он познакомился с жизнью заводов, приисков Урала.
Е.Пермяк изучил пять ремёсел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Большинство его произведений посвящено труду, взаимоотношениям в семье.
- Произведения Е. Пермяка (Слайд 10).
- А какие произведения Е. Пермяка вы знаете?
- Вот эти произведения Е. Пермяка я советую вам взять в библиотеке и прочитать во внеурочное время.
- Мальчик Костя.
- Катя.
- Строгая, справедливая.
- Честный, умный, маленький.
Ответы детей.- Седенькая, хроменькая.
- Старушка выронила кошелёк с деньгами.
Чтение отрывка.
- «Так ведь быть честным – это твоя обязанность, а не заслуга».
- Три.
Чтение по частям.
План:
1. Старушка выронила кошелёк.
2. Обида мальчика.
3. Быть честным – долг каждого.
(запись в тетрадь)
Ответы детей.-Быть честным, воспитанным, добрым.
Ответы детей.- Автор, старушка, Костя, Катя.
- «Дедушкины очки», «Чужая калитка», «Пичугин мост», «Торопливый ножик» и др.
Регулятивные: работа по алгоритму; контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные умения, структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
6.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1) Индивидуальная работа (Слайд 11).
– Собери пословицу из слов «дана», «жизнь», «на добрые», «дела».
- Прочитайте, что у вас получилось?
- Что дано человеку?
- Для чего?
- Для каких дел?
- Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему?
- Для чего дана жизнь человеку?
- Запишите пословицу в тетрадь (с. 38, № 4).
2) Творческая работа.
- Нарисуй план рассказа
(рабочая тетрадь с. 37, № 3)
- Жизнь дана на добрые дела».
- Жизнь.
- Жизнь дана для дел.
- Для добрых.
Ответы детей.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.
7.
Рефлексия деятельности (итог урока)
1) – Что нового узнали?
-Кто автор?
- Что вам понравилось на уроке?
- Что больше всего запомнилось?
- А что показалось трудным?
- Удалось вам сохранить хорошее настроение?
- Оцените свою работу (Слайд 12):
- справился
- сомневался
- не справился
- У кого ? ? ?
2) Выставление оценок.
3) Домашнее задание (Слайд 13):
- подготовить подробный пересказ текста;
- выполнить в тетради задания к рассказу;
- прочитать рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка».
(Слайд 14).
- Познакомились с рассказом «Случай с кошельком».
- Е. Пермяк
Ответы детей.
Дети оценивают свою работу карточками-знаками.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия.
Личностные: смыслообразование.
Используемые источники:
1. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Часть 2. М.: Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ», 2012 г.
2. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. Рабочая тетрадь № 2. М.: Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ», 2012 г.