kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Е.Пермяк. Случай с кошельком"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая цель:

  • создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока.

Задачи:

  образовательная:

  • формировать умение анализировать поступки людей;
  • обогащать читательский опыт детей;
  • учить понимать точку зрения автора и выражать своё мнение о произведении.

  развивающая:

  • развивать мышление, речь учащихся, умения анализировать, обобщать.

  воспитательная:

  • воспитывать доброе отношение к семье, пожилым людям, детям и

родителям.

Методы обучения:

  1. словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная; 
  • парная;
  • индивидуальная.

(ТЕХНОЛОГИЧЕСАЯ  КАРТА)

Этапы урока  Деятельность учителя  Деятельность учащихся  Универсальные учебные действия

1.Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя (создание эмоционального настроения).

  • Упражнение «Поздоровайся глазами».

- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча – глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

- Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах. А ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг к другу.

- А теперь улыбнитесь всем, кто находится сегодня с нами. Я желаю вам, чтобы хорошее настроение не покидало вас!

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

(постановка учебной задачи)

1) – Какой раздел мы изучаем?

- А как вы понимаете слово «семья»?

- Что же такое «семья»?- «Семья и я».

Ответы детей.

- Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это любовь и забота, труд и радость, счастье и печали, привычки и традиции.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

2) Работа в парах.

  • Игра «Собери пословицу» (Слайд 2, 3)

- Объясните смысл пословицы.

- «Вся семья вместе – так и душа на месте».

Ответы детей.

3) – Родился ребёнок. Ему нужны тепло и ласка мамы. Общение мамы с ребёнком начинается с первой колыбельной, которую пела мама и каждому из нас.

Работа по группам.

- Дома вы читали колыбельные. Давайте расскажем их.

- С какой интонацией вы будете рассказывать их?

- Что можно сказать о первой колыбельной? Какая она?

- А вторая?

- К какому жанру относятся эти произведения?

«Народная песня», «Колыбельная», «М.Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…»

- Убаюкивающая, напевная.- Народная.- Авторская.- Фольклор.

4) – Самое главное для человека – СЕМЬЯ.

(Слайд 3 – звук мелодии)

Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи)

1) – Расшифруйте название произведения, с которым мы сегодня познакомимся (Слайд 4).

- Кто написал?

- Судя по заглавию, о чём будет этот текст?

(Слайд 5)

- «Случай с кошельком».- Е. Пермяк.

Дети высказывают свои предположения о содержании (прогнозирование).

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование.

Познавательные:общеучебные:

самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;

логические:формулирование проблемы.

Коммуникативные: умение отвечать на вопросы, высказывать своё предположение.

2) – Рассмотрите иллюстрацию к произведению.

- Что можете сказать?

-  А как вы думаете, эта иллюстрация ко всему тексту или отдельному эпизоду?

Ответы детей.

  • Дыхательная гимнастика.

1. Упражнение «Вдох-пауза-выдох».

2. Упражнение «Мобилизуй дыхание»

(продолжительный вдох, пауза в 2 раза короче, чем вдох, выдох нормальный, произвольный)

Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания)

1) Самостоятельная работа с рассказом

Е. Пермяка «Случай с кошельком»

(проходит дифференцированно):

1 группа – читает рассказ, выполняет все задания в учебнике и тетради № 1,2.

2 группа – читает рассказ по абзацам под руководством учителя; выполняют задания к тексту и в тетради по желанию.

2) Словарная работа (Слайд 6)

(выполняется по ходу чтения).

3) Первичное восприятие.

- Понравилось это произведение?

- Что понравилось?

- Какой момент вам показался самым волнующим?

- Кто написал?

- Как озаглавил?

4) Самостоятельное моделирование (Слайд 7)

Случай с кошельком

- Что мы читали?

- О чём этот рассказ?

- Сравните свои модели с моделью на доске.

- Кто выполнил верно?

- У кого есть ошибки, исправьте их.

Пjгружение в текст.

Кошёлка Выронила Растеряха Неблагодарная Сунула

Ответы детей.

- Е. Пермяк.

- «Случай с кошельком»

Учащиеся выполняют модель обложки:  И.Ф. автора Рассказы о детях    жанр и тема       заголовок

- Рассказ о детях.

Ответы детей.Самопроверка.Самоанализ.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные:моделирование.

Логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, работа с информацией.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Личностные: чувство сопереживания.

5.

Первичное закрепление во внешней речи

1) Анализ по вопросам к тексту.

- Кто главный герой?

- Как звали его сестру?

- Какой вы представляете Катю?

- Каким вы представляете Костю?

- Почему случай с кошельком Костя запомнил на всю жизнь?

2) Выборочное чтение.

- Перечитай 1-ый абзац текста.

- Какой была старушка?

- Прочитай 2-ой абзац.

- Что произошло?

- Прочитайте слова Костиной сестры. Права ли она

- Какова главная мысль произведения?

3) Деление на части и составление плана (Слайд 8).

- Сколько будет частей?

Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим.

  1. Пересказ по плану.

- О чём будете рассказывать в 1-ой части?

во 2-ой части? в 3-ей части?

4) Обобщающая беседа.

- Чему учит нас рассказ Е. Пермяка «Случай с кошельком»?

- Кто бы из вас хотел оказаться на месте Кости? Почему?

5) Чтение по ролям.

- Давайте определим действующих лиц.

  1. Биография автора (Слайд 9).

- Е.А. Пермяк родился на Урале. Прожил там более 30 лет. Ещё в детстве он познакомился с жизнью заводов, приисков Урала.

   Е.Пермяк изучил пять ремёсел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Большинство его произведений посвящено труду, взаимоотношениям в семье. 

  1. Произведения Е. Пермяка (Слайд 10).

- А какие произведения Е. Пермяка вы знаете?

- Вот эти произведения Е. Пермяка я советую вам взять в библиотеке и прочитать во внеурочное время.

- Мальчик Костя.

- Катя.

- Строгая, справедливая.

- Честный, умный, маленький.

Ответы детей.- Седенькая, хроменькая.

- Старушка выронила кошелёк с деньгами.

Чтение отрывка.

- «Так ведь быть честным – это твоя обязанность, а не заслуга».

- Три.

Чтение по частям.

План:

1. Старушка выронила кошелёк.

2. Обида мальчика.

3. Быть честным – долг каждого.

(запись в тетрадь)

Ответы детей.-Быть честным,  воспитанным, добрым.

Ответы детей.- Автор, старушка, Костя, Катя.

- «Дедушкины очки», «Чужая калитка», «Пичугин мост», «Торопливый ножик» и др.

Регулятивные: работа по алгоритму; контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные умения, структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1) Индивидуальная работа (Слайд 11).

– Собери пословицу из слов «дана», «жизнь», «на добрые», «дела».

- Прочитайте, что у вас получилось?

- Что дано человеку?

- Для чего?

- Для каких дел?

- Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему?

- Для чего дана жизнь человеку?

- Запишите пословицу в тетрадь (с. 38, № 4).

2) Творческая работа.

- Нарисуй план рассказа

(рабочая тетрадь с. 37, № 3)

- Жизнь дана на добрые дела».

- Жизнь.

- Жизнь дана для дел.

- Для добрых.

Ответы детей.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

7.

Рефлексия деятельности (итог урока)

1) – Что нового узнали?

-Кто автор?

- Что вам понравилось на уроке?

- Что больше всего запомнилось?

- А что показалось трудным?

- Удалось вам сохранить хорошее настроение?

- Оцените свою работу (Слайд 12):

          - справился

          - сомневался

      - не справился

- У кого         ?         ?           ?

2) Выставление оценок.

3) Домашнее задание (Слайд 13):

  • подготовить подробный пересказ текста;
  • выполнить в тетради задания к рассказу;
  • прочитать рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка».

(Слайд 14).

- Познакомились с рассказом «Случай с кошельком».

- Е. Пермяк

Ответы детей.

Дети оценивают свою работу карточками-знаками.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

Используемые источники:

1. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Часть 2. М.: Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ», 2012 г.

2. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. Рабочая тетрадь № 2. М.: Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ», 2012 г.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Е.Пермяк. Случай с кошельком" »

МБОУ СОШ с.Старобурново













Конспект урока по литературному чтению

во 2 классе


тема урока:

«Е. Пермяк «Случай с кошельком»












подготовила

учитель начальных классов

Сальникова Оксана Вячеславовна






2014-2015 г.

Тема урока: «Е. Пермяк «Случай с кошельком»


Дидактическая цель:

  • создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Задачи:

образовательная:

  • формировать умение анализировать поступки людей;

  • обогащать читательский опыт детей;

  • учить понимать точку зрения автора и выражать своё мнение о произведении.


развивающая:

  • развивать мышление, речь учащихся, умения анализировать, обобщать.


воспитательная:

  • воспитывать доброе отношение к семье, пожилым людям, детям и

родителям.

Методы обучения:

  • словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная;

  • парная;

  • индивидуальная.

Средства обучения:

  • учебник Л.А. Ефросинина «Литературное чтение»;

  • рабочая тетрадь «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина;

  • карточки со словами «жизнь», «дана», «на», «добрые», «дела»;

  • карточки со словами «вся», «семья», «вместе», «так», «и», «душа», «на», «месте»;

  • карточки-смайлики «Я справился!», «Я сомневался», «Я не справился»;

  • карточки для составления модели обложки (1/2 от листа А-4);

  • мультимедийный проектор;

  • презентация к уроку.


Ход урока:

(ТЕХНОЛОГИЧЕСАЯ КАРТА)


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.

Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя (создание эмоционального настроения).

  • Упражнение «Поздоровайся глазами».

- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча – глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

- Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах. А ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг к другу.

- А теперь улыбнитесь всем, кто находится сегодня с нами. Я желаю вам, чтобы хорошее настроение не покидало вас!

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

(постановка учебной задачи)

1) – Какой раздел мы изучаем?


- А как вы понимаете слово «семья»?

- Что же такое «семья»?

- «Семья и я».


Ответы детей.

- Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это любовь и забота, труд и радость, счастье и печали, привычки и традиции.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.




2) Работа в парах.

  • Игра «Собери пословицу» (Слайд 2, 3)

- Объясните смысл пословицы.

- «Вся семья вместе – так и душа на месте».

Ответы детей.






3) – Родился ребёнок. Ему нужны тепло и ласка мамы. Общение мамы с ребёнком начинается с первой колыбельной, которую пела мама и каждому из нас.


Работа по группам.

- Дома вы читали колыбельные. Давайте расскажем их.






- С какой интонацией вы будете рассказывать их?


- Что можно сказать о первой колыбельной? Какая она?

- А вторая?

- К какому жанру относятся эти произведения?






«Народная песня», «Колыбельная», «М.Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…»


- Убаюкивающая, напевная.

- Народная.


- Авторская.

- Фольклор.




4) – Самое главное для человека – СЕМЬЯ.

(Слайд 3 – звук мелодии)

«На свете чудо есть – семья!

Семь драгоценных, светлых Я.

Они, как ноток семь, дружны,

И все красивы и важны!

Три нотки – папа, мама, Я.

Ещё одна – сестра моя.

Ещё две – бабушка и дед,

Седьмой лишь нотки с нами нет.

«Гав-гав!» - да во дворе она.

Всем нотка хорошо слышна!

Она звончее всех звучит,

На месте нотка не сидит.

В семье семь ноток – семь цветов,

Семь струн, звучащих, как одна,

И каждая из них важна!»



3.

Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи)

1) – Расшифруйте название произведения, с которым мы сегодня познакомимся (Слайд 4).










- Кто написал?


- Судя по заглавию, о чём будет этот текст?



(Слайд 5)

- «Случай с кошельком».











- Е. Пермяк.


Дети высказывают свои предположения о содержании (прогнозирование).

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование.

Познавательные:

общеучебные:

самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;

логические:

формулирование проблемы.

Коммуникативные: умение отвечать на вопросы, высказывать своё предположение.



2) – Рассмотрите иллюстрацию к произведению.

- Что можете сказать?

- А как вы думаете, эта иллюстрация ко всему тексту или отдельному эпизоду?


Ответы детей.




  • Дыхательная гимнастика.

1. Упражнение «Вдох-пауза-выдох».

2. Упражнение «Мобилизуй дыхание»

(продолжительный вдох, пауза в 2 раза короче, чем вдох, выдох нормальный, произвольный)



4.

Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания)

1) Самостоятельная работа с рассказом

Е. Пермяка «Случай с кошельком»

(проходит дифференцированно):

1 группа – читает рассказ, выполняет все задания в учебнике и тетради № 1,2.

2 группа – читает рассказ по абзацам под руководством учителя; выполняют задания к тексту и в тетради по желанию.

2) Словарная работа (Слайд 6)

(выполняется по ходу чтения).





3) Первичное восприятие.

- Понравилось это произведение?

- Что понравилось?

- Какой момент вам показался самым волнующим?

- Кто написал?

- Как озаглавил?


4) Самостоятельное моделирование (Слайд 7)






Случай

с кошельком






- Что мы читали?

- О чём этот рассказ?


- Сравните свои модели с моделью на доске.

- Кто выполнил верно?

- У кого есть ошибки, исправьте их.








Погружение в текст.





Кошёлка

Выронила

Растеряха

Неблагодарная

Сунула


Ответы детей.




- Е. Пермяк.

- «Случай с кошельком»


Учащиеся выполняют модель обложки:

Е. Пермяк


И.Ф. автора

Рассказы

о детях

жанр и тема

заголовок




- Рассказ о детях.

Ответы детей.



Самопроверка.

Самоанализ.



Регулятивные: планирование, прогнозирование.




Познавательные:

моделирование.

Логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, работа с информацией.



Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.




Личностные: чувство сопереживания.

5.

Первичное закрепление во внешней речи

1) Анализ по вопросам к тексту.

- Кто главный герой?

- Как звали его сестру?

- Какой вы представляете Катю?

- Каким вы представляете Костю?


- Почему случай с кошельком Костя запомнил на всю жизнь?



2) Выборочное чтение.

- Перечитай 1-ый абзац текста.

- Какой была старушка?


- Прочитай 2-ой абзац.

- Что произошло?


- Прочитайте слова Костиной сестры. Права ли она?


- Какова главная мысль произведения?




3) Деление на части и составление плана (Слайд 8).

- Сколько будет частей?

Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим.









  • Пересказ по плану.

- О чём будете рассказывать в 1-ой части?

во 2-ой части? в 3-ей части?


4) Обобщающая беседа.

- Чему учит нас рассказ Е. Пермяка «Случай с кошельком»?

- Кто бы из вас хотел оказаться на месте Кости? Почему?


5) Чтение по ролям.

- Давайте определим действующих лиц.


  • Биография автора (Слайд 9).

- Е.А. Пермяк родился на Урале. Прожил там более 30 лет. Ещё в детстве он познакомился с жизнью заводов, приисков Урала.

Е.Пермяк изучил пять ремёсел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Большинство его произведений посвящено труду, взаимоотношениям в семье.

  • Произведения Е. Пермяка (Слайд 10).

- А какие произведения Е. Пермяка вы знаете?





- Вот эти произведения Е. Пермяка я советую вам взять в библиотеке и прочитать во внеурочное время.


- Мальчик Костя.

- Катя.

- Строгая, справедливая.

- Честный, умный, маленький.

Ответы детей.






- Седенькая, хроменькая.



- Старушка выронила кошелёк с деньгами.

Чтение отрывка.


- «Так ведь быть честным – это твоя обязанность, а не заслуга».



- Три.

Чтение по частям.

План:

1. Старушка выронила кошелёк.

2. Обида мальчика.

3. Быть честным – долг каждого.

(запись в тетрадь)



Ответы детей.




- Быть честным, воспитанным, добрым.

Ответы детей.



- Автор, старушка, Костя, Катя.












- «Дедушкины очки», «Чужая калитка», «Пичугин мост», «Торопливый ножик» и др.

Регулятивные: работа по алгоритму; контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные умения, структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.



Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.


6.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1) Индивидуальная работа (Слайд 11).

– Собери пословицу из слов «дана», «жизнь», «на добрые», «дела».


- Прочитайте, что у вас получилось?


- Что дано человеку?

- Для чего?

- Для каких дел?


- Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему?

- Для чего дана жизнь человеку?

- Запишите пословицу в тетрадь (с. 38, № 4).


2) Творческая работа.

- Нарисуй план рассказа

(рабочая тетрадь с. 37, № 3)





- «Жизнь дана на добрые дела».

- Жизнь.

- Жизнь дана для дел.

- Для добрых.


Ответы детей.



Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.



Личностные: самоопределение.

7.

Рефлексия деятельности (итог урока)

1) – Что нового узнали?



- Кто автор?

- Что вам понравилось на уроке?

- Что больше всего запомнилось?

- А что показалось трудным?

- Удалось вам сохранить хорошее настроение?


- Оцените свою работу (Слайд 12):


- справился


- сомневался


- не справился


- У кого ? ? ?



2) Выставление оценок.


3) Домашнее задание (Слайд 13):

  • подготовить подробный пересказ текста;

  • выполнить в тетради задания к рассказу;

  • прочитать рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка».

(Слайд 14).

- Познакомились с рассказом «Случай с кошельком».

- Е. Пермяк

Ответы детей.






Дети оценивают свою работу карточками-знаками.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.



Познавательные: рефлексия.



Личностные: смыслообразование.



Используемые источники:

1. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Часть 2. М.: Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ», 2012 г.

2. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. Рабочая тетрадь № 2. М.: Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ», 2012 г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Е.Пермяк. Случай с кошельком"

Автор: Сальникова Оксана Вячеславовна

Дата: 24.05.2015

Номер свидетельства: 214868


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства