Познание мира 3 класс
Тема урока: Явления вокруг нас.
Цели:
Научить различать искусственные и природные тела.
Научить устанавливать зависимость тело-вещество
Научить определять взаимосвязь между телами, веществами, явлениями.
Развивать умение отличать физические явления от химических;
Воспитать внимательность, наблюдательность, аккуратность.
Учащиеся
- укажут признаки веществ, явлений, тел;
- опишут природные явления, погодные аномалии;
· выяснят причины, вызывающие погодные аномалии в Республике Казахстан;
· сформулируют правила поведения во время стихийных бедствий;
· наглядно рассмотрят проведение химических и физических опытов;
· повторят правописание словарных слов;
· определят уровень знаний по ранее изученной теме
Оборудование:
- учебник Познание мира 3 класс, издательство Алматыкитап, стр. 34;
- спиртовка,
- пробирки,
- зажим,
- стакан с водой,
- лед,
- сера,
- железо.
Тип урока: комбинированный
Метод преподавания: эвристическая беседа
Общие методы: беседа, демонстрация, объяснение, практическая работа.
Ход урока
- Организационный момент
Эмоциональный настрой
Я - человек. Я все могу. Я отношусь к людям так,
Как хочу, чтобы они относились ко мне. Доброжелательно.
- Сегодня я - в роли Почемучки, задаю вам вопросы, а вы - в роли исследователей, будете вместе с Почемучкой искать ответы на вопросы. Согласны? Начинаем.
2. Актуализация знаний (работа в мини – группах)
1.Главные части термометра. Измерить температуру в классе.
2.Для чего важно знать погоду, следить за ее изменениями?
3.Расскажи о погоде в классе по прибору.
4.Какие природные явления формируют погоду? Одень ребенка. Объясни выбор одежды.
3. Проверка знаний
Тест
1. Вещество – это:
а) капля росы
б) мяч
в) вода
2. Твердые тела способны:
а) сохранять форму
б) сохранять объем
в) сохранять и форму, и объем
3. Жидкости способны:
а) сохранять форму и объем
б) сохранять объем
в) сохранять форму
4. Изучение нового материала.
Беседа.
Почемучка: Назовите, окружающие нас предметы.
Флипчарт. Стр 1. Человек живет среди различных тел.
(Какое слово я изменила? Что оно обозначает?)
Тела
Поделите на 2 группы.
- Как можно назвать 1 группу? 2 группу?
Созданы природой
Сделаны руками человека
природные
искусственные
(Вытащить)
5.Работа в парах.
Почемучка:
Отгадку к загадке записать в нужную группу тел
(проверка написания слов у доски, т.к. взяты словарные слова)
Загадки:
- Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.(верблюд)
- Не похож на человечка, но имеет он сердечко,
и работе круглый год свое сердечко отдает.
Пишет он, когда диктуют,
также чертит и рисует. (карандаш)
3. Совсем не нужен ей водитель,
Ключом её вы заведите-
Колесики начнут крутиться,
Поставьте, и она помчится. (машина)
4. Скачет зверюшка. Не рот, а ловушка.
Попадают в ловушку и комар, и мушка. (лягушка).
- Изучение нового материала
– Сегодня утром, собираясь в школу, каждый из вас посмотрел в окно, зачем? (Узнать, как нам нужно одеться)
– В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадет снег, то появляется яркое солнышко. Все эти изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы. И мы, каждое утро, выходя из дома должны учитывать все природные явления.
– Почему сейчас мы не можем в шортах и майке пройтись по улице?(Холодно)
– Почему холодно? (Осень)
– Произошли природные изменения: похолодало, листва желтеет, перелетные птицы улетают, пропали насекомые. Многие природные явления связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными. Явлений в природе очень много, давайте познакомимся с некоторыми из них.
Отрывок видеоурока http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir
Просмотр презентации «Явления природы» http://youtube.com/watch
- Назовите явления природы.
7. Работа по учебнику (стр 34-35)
- Как наблюдают явления природы?
8. Работа в группах.
– Сейчас мы разобьемся на 4 группы.
Детям предлагается выбрать любой жетончик. Жетончики 4 цветов: желтый, белый, зеленый, красный.
– У нас образовались 4 группы.
Карточка с заданием – Опишите изображенное природное явление, сформулируйте правила поведения при нем.
- Защита постеров.
Выслушиваются выступления каждой группы.
На доску вывешиваются плакаты, рассказывающие об одном из природных явлений, сформулированными правила безопасного поведения человека при различных природных аномалиях.
Остальные учащиеся основные моменты записывают в рабочую тетрадь.
10. Физминутка
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо - влево, взад- вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мышки прячутся во ржи.
Как увидеть их, скажи?
В норке прячется полёвка.
Покажись, скорей, плутовка! (Приседания.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
И немного отдохнём. (Дети садятся за парты.)
- Проведение физических и химических опытов
(учитель химии Агибаева М.В.)
На парте каждой группы лист бумаги с перечислениями явлений природы: таяние льда, набухание почек на деревьях, сверкании молнии, гроза, распускание почек, горение свечи.
Посмотрите, пожалуйста, на листы перед вами, прочтите.
Что за процессы там у вас перечислены?
Верно, все это явления природы. Они отличаются друг от друга? Чем отличаются? (происхождением)
Явления:
- биологические
- физические
- химические
С биологическими явлениями мы познакомимся более подробно позже.
Сегодня рассмотрим физические и химические явления.
Опыт: кусочек льда нагревается. Что происходит со льдом?
Продолжаем нагревание. Что происходит? Если долго нагревать что произойдет?
Вывод: (дети) в процессе нагревания твердое вещество превращается в жидкое, жидкое – в пар.
Вода осталась тем же веществом, но изменяется ее состояние.
Если поместить над кастрюлей с кипящей водой холодный предмет, то вскоре на его поверхности можно заметить маленькие капельки воды, т. е. вода из газообразного состояния при охлаждении вновь переходит в жидкое. К какому виду явления относится этот процесс?
Физическое явление – это изменение состояния или формы вещества.
Какой пример физического явления можете привести вы?
(изменение осадков по сезонам года, изменение формы алюминиевой проволоки под ударом молотка и т. д.)
Опыт: смесь порошка серы и железа нагревается в пробирке.
При нагревании меняется окраска, становится черной. Это новое вещество или тоже самое?
Опустим этот кусочек в воду, поднесем к магниту. Что происходит?
Вывод: (высказываются дети, учитель подводит итог)
Значит при нагревании железа и серы, образовалось новое вещество. Это химическое явление. Химическое явление – это превращение веществ, в результате которого образуется одно или несколько новых веществ.
Химические явления происходят в условиях нагревания веществ, при действии на них электрическим током, сильным давлением.
Какие примеры химических явлений можете привести вы?
(получение металлов из руд, дубление кожи).
Где происходят химические явления? В окружающей природе.
Так же химические реакции протекают в живых организмах. Благодаря ним организмы живут, питаются, движутся, растут.?
13. Рефлексия: (метод незаконченных предложений)
1. Явление - это…
2. Явления бывают…
3. Природные тела делятся на….
4. Вещество - это то, из чего состоят…
5. Что тело, а что вещество: шерсть-ковёр.
6. Приведите примеры природных явлений.
14. Выставление оценок.
(формативное, суммативное оценивание)
15. Домашнее задание
стр 34-35 читать, пересказывать , письменно ответить на вопросы 1-5 стр. 36, принести 1 воздушный шар