kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа дополнительного образования «Мир вокруг нас»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка Лучший способ сделать детей хорошими — сделать их счастливыми Оскар Уайльд Без детей нельзя было бы так любить человечество Ф.М. Достоевский Программа «Мир вокруг нас» ориентирована на детей школьного возраста (9-10 лет). Одна из характерных черт школьников – любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них. Если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Один их вариантов знакомства с миром – это развитие познавательных навыков через обучение в игровой форме. Актуальность программы обусловлена тем, что детей школьного возраста очень важно научить целостному взгляду на мир, дать, представить, пусть не полную, но целостную картину мира, научить их пользоваться своим жизненным опытом. Необходимо показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошим условиям внешней среды. Обратить внимание на важную роль человека в поддержании, сохранении всего живого на земле. Содержание курса направлено на то, чтобы сформировать у детей осознанное бережное отношение к объектам природы, дать необходимую сумму знаний, норм поведения общепринятых в обществе, научить адекватно, действовать в той или иной обстановке, познакомить с историей родного города, историей развития научно-технического прогресса (развитие транспорта, возникновение часов). Содержание курса также охватывает вопросы о жизни животных и особенности развития растений, истории развития транспорта, родного города, планеты Земля, знакомство с природными объектами (воздух, вода, почва, солнце). Большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувство милосердия, норм поведения в природе, в общественных местах. Также школьники знакомятся с народными традициями родного края и других стран. Цель программы: Формирование экологической культуры, экологических знаний у обучающихся; воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому на Земле; изучение природы родного края. Задачи программы: Образовательные: ? систематизация знаний и расширение представления детей о предметах и явлениях общественной жизни, природы; ? обучение детей навыкам общения; ? углубление знаний о современных проблемах экологии; ? выявление последствий воздействия человека на качество окружающей среды; Воспитательные: ? формирование навыков поведения в социуме; ? обогащение нравственного опыта детей; ? формирование бережного отношения к природным богатствам Родины, ее культуре и традициям; ? формирование понятия о взаимосвязях в природе, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и здорового образа жизни; ? формирование интеллектуального и эмоционального отношения школьников к природе; Развивающие: ? развитие интеллекта, кругозора, воображения; ? развитие аккуратности, ответственности и самостоятельности ребенка. Программа «Мир вокруг нас» направлена на развитие познавательного интереса ребенка, его мышления, творческих способностей, воображения, умения мыслить логически, что позволит ему в будущем успешно овладеть школьной программой. Отличительной особенностью данной программы является то, что она поощряет любознательность ребенка, представляет природу - как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий. Новизна программы заключается в том, что на занятиях наряду с познавательной информацией детям предлагаются практические задания творческого характера (проводятся опыты, эксперименты и наблюдения). Контроль знаний детей осуществляется с учетом их возрастных особенностей и знаний, которыми уже владеет ребенок. Для зарисовки наблюдений, опытов, схем, выполнения графических упражнений заводится тетрадь, которая помогает ребенку запомнить ту информацию, которую он получил на занятиях. После некоторых занятий ребенок получает задание в тетради на дом. Каждый ребенок выполняет эти задания самостоятельно или вместе с родителями (в зависимости от своего возраста и развития). Выполнение заданий вместе с родителями очень важно. Так как это помогает родителям, лучше понимать какие вопросы сейчас волнуют ребенка. Эти задания включают в себя и упражнения на развитие мелкой моторики, тренировки внимания и памяти, профилактики письменной речи. Развитие руки дошкольника находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому в начальном школьном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта. Тип программы: модифицированная За основу программы «Мир вокруг нас» взята программа А.А.Вахрушева, Е.Е.Кочемасова, Ю.А.Акимова «Здравствуй, мир!» и С.М.Николаева «Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве». Направленность: социально-педагогическая Возраст учащихся: первый год обучения – дети 9 лет Вид группы: школьная Состав группы: постоянный Особенности набора: свободный Срок обучения:1 год Режим занятий 1. 1 год - 60 часов обучения 2. 1-2 занятие в неделю, продолжительностью 40-45 минут Формы занятий: 1. По количеству участников: - индивидуальные занятия (беседа, консультация, игра); - групповые (10-12 детей); - массовые (праздники, утренники) 2. По методу обучения: - беседа, - игра, - наблюдения. - исследовательская работа (опыты). - творческие задания. - викторины. Ожидаемые результаты и способы их проверки. Беседа, карточки-ситуации, рисование картинку с приметами. Настольные игры, кроссворды, КВН, игра-путешествие, домашнее задание. К концу года обучения ребенок должен знать: - характерные признаки города, правила поведения в городе; -виды транспорта; -овощи и фрукты, их пользе в жизни человека; -условия роста растений; - различать диких и домашних животных; -о пользе домашних животных; - о жизни диких животных в природе; - основные особенности времен года. - правила личной безопасности; - о службе спасения; - название страны, города, свой домашний адрес; - о закономерностях сезонных изменений в природе; - об условиях необходимых для роста растений; - отличительных особенности внешнего вида и среда обитания зверей, птиц, рыб и насекомых; - иметь представление о народных традициях, образе жизни людей в других странах; - иметь представление о растительном и животном мире разных частей света. Детям предлагаются индивидуальные задания: разгадай кроссворд, составь схему, отгадай загадку, «Что сначала, что потом?», «Времена года», «Живая и неживая природа», «Исправь ошибки». Формы подведения итогов: Итоговые занятия проводятся в форме путешествия, игры-викторины. Детям предлагаются задания: «Найти отгадку», «Исправь ошибку художника», «Времена года», «Календарь», головоломки, путаницы, кроссворды на темы занятия. Дети с педагогом изготавливают макеты («Район, в котором я живу», «Подводное царство»), схемы взаимосвязей сезонных изменений в природе. Формы отслеживания результатов обучения по программе: - Диагностика (карта наблюдений). - Беседа. - Обсуждение проблемных ситуаций. - Домашнее задание. Варианты оценки выполняемых заданий «+» - задание выполнено верно «+/-» - допущены ошибки неточности «-» - задание не выполнено Материально-техническое обеспечение программы - канцтовары (акварельные краски, цветные карандаши, кисти, ластик, бумага, ножницы. цветная бумага, ватман и т.д.); - геометрическая линейка; - пластиковая посуда; - трубочки для питья; - тематические картинки; - игровые наборы; - глобус; - воздушные шары; - картонные коробки; - плакаты (дорожное движение,; - карта; - фотографии; - рабочая тетрадь; - материалы для опытов (семена растений, вода, земля и т.д.); - музыкальный центр; - персональный компьютер; - цветной принтер; - фотоаппарат; - кукольный театр (занавес, куклы) - деревянные яйца. Система диагностики результатов образовательной программы Высокий уровень: • Знать правила техники безопасности: при обращении с электроприборами, колющими и режущими предметами. Знать, как вести себя в экстренных ситуациях: если чужой приходит в дом, в случае пожара, при контакте с незнакомыми людьми на улице. • Знать правила дорожного движения: улицу переходить по «зебре», знать сигналы светофора. • Знать названия времён года, последовательность смены времён года, основные признаки каждого времени года. • Знать основные части растения: корень, стебель, лист, называть их и точно показывать, знать условия необходимые для роста растения, владеть понятиями «съедобные» и «несъедобные» растения, называть виды, принадлежащие к каждой группе. • Уметь классифицировать овощи и фрукты, знать, где и как их выращивают. Их значимость в жизни человека. • Владеть понятиями «дикие» и «домашние» животные, иметь представление о значимости животных в жизни человека. • Знать отличительные особенности зверей, рыб и птиц, зону их обитания. Средний уровень: • Знать свой домашний адрес. • Знать правила техники безопасности: при обращении с электроприборами, колющими и режущими предметами. Воссоздавать по проблемным вопросам педагога (картинкам) алгоритм поведения в экстренных ситуациях: если чужой приходит в дом, в случае пожара, при контакте с незнакомыми людьми на улице. • Знать правила дорожного движения: улицу переходить по «зебре», знать сигналы светофора. • Знать названия времён года, последовательность смены времён года, называть некоторые признаки каждого времени года. • Знать основные части растения: корень, стебель, лист, называть их и показывать, иметь представления об условиях, необходимых для роста растения, иметь представление о «съедобные» и «несъедобные» растения, называть виды, принадлежащие к каждой группе. • Уметь классифицировать овощи и фрукты, знать, где и как их выращивают. • Уметь классифицировать животных по группам «дикие» и «домашние», иметь представление о значимости домашних животных в жизни человека. • Знать отличительные особенности зверей, рыб и птиц, зону их обитания. Низкий уровень: • Знать свой домашний адрес. • Воссоздавать по наводящим вопросам педагога (картинкам) алгоритм поведения в экстренных ситуациях: если чужой приходит в дом, в случае пожара, при контакте с незнакомыми людьми на улице. • Знать правила дорожного движения: улицу переходить по «зебре» и только на зелёный сигнал светофора. • Знать названия времён года, с помощью педагога воссоздавать последовательность смены времён года, с помощью наводящих вопросов называть признаки каждого времени года. • Знать основные части растения: корень, стебель, лист, иметь представления об условиях, необходимых для роста растения, иметь представления о «съедобных» и «несъедобных» растениях. • Знать овощи и фрукты. • Уметь классифицировать животных по группам «дикие» и «домашние». Называть представителей зверей, рыб, птиц, знать условия их жизни. Список литературы Основные учебно-методические пособия программы 1. А.А.Вахрушева, Е.Е.Кочемасова, Ю.А.Акимова. Здравствуй, мир! Окружающий мир для школьников. Образовательная программа «Школа 2100». - М.: Педагогика, 2004 2. С.М.Николаева. Воспитание начал экологической культуры в начальной школе. - М.: Педагогика, 2001 3. К.Ю.Белова, В.Н.Зимонина. Как обеспечить безопасность школьников: конспекты занятий по основам безопасности детей школьного возраста. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Педагогика, 2001 Список используемой литературы 1. И.Р.Колтунова, О.Н.Лазарева, М.Н.Данилова. Окружающий мир. Екатеринбург, 2001. 2. И.Светлова. Завтра в школу. - М.: Педагогика, 2005. 3. Л.В. Мищенкова. Логика. Речь. Моторика. Творческие способности. Игровые и обучающие занятия с детьми 6 - 10 лет. – Ярославль: Актау, 2009. 4. М.М. Безруких. Леворукий ребенок. – М.: Педагогика, 2008. 5. Н.В.Елкина, О.В.Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль: Актау, 2006. 6. Ольга и Сергей Федины. Путешествие в цирк. Серия «Нескучайка», увлекательные задания для детей 8 – 9 лет. – М.: Аирис-пресс, 2009. 7. С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина. Развиваем руку – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль: 2003. 8. Серия «Обучающие игры». Развитие внимания, логические задачи, головоломки, лабиринты. - Омск: Вариант-Омск, 2005. 9. Т.Б. Ткаченко. Книга игр и головоломок. – Р-н-Д: Наука, 2008. 10. Энциклопедия для дошколят «Почемучка». - М., 2001. 11. Энциклопедия для детей дошкольного возраста «Мир вокруг нас». М., 2005. 12. Журнал «Школьное воспитание», № 1, 2, 3, 4, 2006. 13. Журнал «Школьное воспитание», № 3, 4, 5, 6, 10, 11, 12, 2004. 14. И.Светлова. Уроки для младших школьников. - М., 2006. 15. И.Светлова. Завтра в школу. - М., 2005. 16. Н.В.Елкина, О.В.Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, 2003. 17. Рабочая тетрадь для детей из серии «Обучающие игры» - «Развиваем внимание. 9-10 лет». - Омск, 2006. 18. Рабочая тетрадь для детей из серии «Обучающие игры» - «Головоломки и лабиринты. 9 лет». - Омск, 2006. 19. Моя первая энциклопедия «Я познаю мир». - М., 2004. 20. Всё обо всём. «Автомобили». - М., 2004. 21. Всё обо всём. «Моё тело». - М., 2004. 22. Всё обо всём. «Животные». - М., 2004. 23. Всё обо всём. «Динозавры». - М.: 2004. 24. Всё обо всём. «Космос». - М., 2004. 25. Тайны живой природы. «Обитатели лугов и полей». - М., 2006.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования «Мир вокруг нас»»

ГБООУ АО «Архангельская Санаторная школа-интернат №2»



Программа дополнительного образования



«Мир вокруг нас»













Воспитатель

Попова Алена Алексеевна

2015



Пояснительная записка

Лучший способ сделать детей хорошими — сделать их счастливыми

Оскар Уайльд

Без детей нельзя было бы так любить человечество

Ф.М. Достоевский


Программа «Мир вокруг нас» ориентирована на детей школьного возраста (9-10 лет). Одна из характерных черт школьников – любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них. Если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Один их вариантов знакомства с миром – это развитие познавательных навыков через обучение в игровой форме.

Актуальность программы обусловлена тем, что детей школьного возраста очень важно научить целостному взгляду на мир, дать, представить, пусть не полную, но целостную картину мира, научить их пользоваться своим жизненным опытом. Необходимо показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошим условиям внешней среды. Обратить внимание на важную роль человека в поддержании, сохранении всего живого на земле.

Содержание курса направлено на то, чтобы сформировать у детей осознанное бережное отношение к объектам природы, дать необходимую сумму знаний, норм поведения общепринятых в обществе, научить адекватно, действовать в той или иной обстановке, познакомить с историей родного города, историей развития научно-технического прогресса (развитие транспорта, возникновение часов).

Содержание курса также охватывает вопросы о жизни животных и особенности развития растений, истории развития транспорта, родного города, планеты Земля, знакомство с природными объектами (воздух, вода, почва, солнце). Большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувство милосердия, норм поведения в природе, в общественных местах. Также школьники знакомятся с народными традициями родного края и других стран.



























Цель программы:

Формирование экологической культуры, экологических знаний у обучающихся; воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому на Земле; изучение природы родного края.


Задачи программы:

Образовательные:

  • систематизация знаний и расширение представления детей о предметах и явлениях общественной жизни, природы;

  • обучение детей навыкам общения;  

  • углубление знаний о современных проблемах экологии;

  •  выявление последствий воздействия человека на качество окружающей среды;

Воспитательные:

  • формирование навыков поведения в социуме;

  • обогащение нравственного опыта детей;

  • формирование бережного отношения к природным богатствам Родины, ее культуре и традициям;

  • формирование понятия о взаимосвязях в природе, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и здорового образа жизни;

  • формирование интеллектуального и эмоционального отношения школьников к природе;

Развивающие:

  • развитие интеллекта, кругозора, воображения;

  • развитие аккуратности, ответственности и самостоятельности ребенка.



Программа «Мир вокруг нас» направлена на развитие познавательного интереса ребенка, его мышления, творческих способностей, воображения, умения мыслить логически, что позволит ему в будущем успешно овладеть школьной программой.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она поощряет любознательность ребенка, представляет природу - как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий.

Новизна программы заключается в том, что на занятиях наряду с познавательной информацией детям предлагаются практические задания творческого характера (проводятся опыты, эксперименты и наблюдения). Контроль знаний детей осуществляется с учетом их возрастных особенностей и знаний, которыми уже владеет ребенок. Для зарисовки наблюдений, опытов, схем, выполнения графических упражнений заводится тетрадь, которая помогает ребенку запомнить ту информацию, которую он получил на занятиях.

После некоторых занятий ребенок получает задание в тетради на дом. Каждый ребенок выполняет эти задания самостоятельно или вместе с родителями (в зависимости от своего возраста и развития). Выполнение заданий вместе с родителями очень важно. Так как это помогает родителям, лучше понимать какие вопросы сейчас волнуют ребенка. Эти задания включают в себя и упражнения на развитие мелкой моторики, тренировки внимания и памяти, профилактики письменной речи. Развитие руки дошкольника находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому в начальном школьном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта.



Тип программы: модифицированная

За основу программы «Мир вокруг нас» взята программа А.А.Вахрушева, Е.Е.Кочемасова, Ю.А.Акимова «Здравствуй, мир!» и С.М.Николаева «Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве».

Направленность: социально-педагогическая

Возраст учащихся:

первый год обучения – дети 9 лет

второй год обучения – дети 10 лет

Вид группы: школьная

Состав группы: постоянный

Особенности набора: свободный

Срок обучения:1 год

Режим занятий

  1. 1 год - 60 часов обучения

  2. 1-2 занятие в неделю, продолжительностью 40-45 минут

Формы занятий:

  1. По количеству участников:

- индивидуальные занятия (беседа, консультация, игра);

- групповые (10-12 детей);

- массовые (праздники, утренники)

2. По методу обучения:

- беседа,

- игра,

- наблюдения.

- исследовательская работа (опыты).

- творческие задания.

- викторины.



Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Беседа, карточки-ситуации, рисование картинку с приметами. Настольные игры, кроссворды, КВН, игра-путешествие, домашнее задание.

К концу года обучения ребенок должен знать:

- характерные признаки города, правила поведения в городе;

-виды транспорта;

-овощи и фрукты, их пользе в жизни человека;

-условия роста растений;

- различать диких и домашних животных;

-о пользе домашних животных;

- о жизни диких животных в природе;

- основные особенности времен года.

- правила личной безопасности;

- о службе спасения;

- название страны, города, свой домашний адрес;

- о закономерностях сезонных изменений в природе;

- об условиях необходимых для роста растений;

- отличительных особенности внешнего вида и среда обитания зверей, птиц, рыб и насекомых;

- иметь представление о народных традициях, образе жизни людей в других странах;

- иметь представление о растительном и животном мире разных частей света.

Детям предлагаются индивидуальные задания: разгадай кроссворд, составь схему, отгадай загадку, «Что сначала, что потом?», «Времена года», «Живая и неживая природа», «Исправь ошибки».






Формы подведения итогов:

Итоговые занятия проводятся в форме путешествия, игры-викторины. Детям предлагаются задания: «Найти отгадку», «Исправь ошибку художника», «Времена года», «Календарь», головоломки, путаницы, кроссворды на темы занятия. Дети с педагогом изготавливают макеты («Район, в котором я живу», «Подводное царство»), схемы взаимосвязей сезонных изменений в природе.

Формы отслеживания результатов обучения по программе:

- Диагностика (карта наблюдений).

- Беседа.

- Обсуждение проблемных ситуаций.

- Домашнее задание.

Варианты оценки выполняемых заданий

«+» - задание выполнено верно

«+/-» - допущены ошибки неточности

«-» - задание не выполнено















Учебный план

дополнительной образовательной программы «Мир вокруг нас»



№п/п

Наименование темы

Количество часов



Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Введение.

1

1

-

2.

Наша планета земля.

6

3

3

3.

Путешествие в прошлое.

4

2

2

4.

Наш край.

4

1

3

5.

Народные традиции.

1

1

-

6.

Многообразие растительного мира.

12

6

6

7.

Редкие и исчезающие виды растений Архангельского края.

4

2

2

8.

Многообразие животного мира.

12

6

6

9.

Редкие и исчезающие животные Архангельской области.

4

1

3

10.

Профессии. Транспорт.

6

3

3

11.

Правила безопасности.

6

3

3


Всего

60

27

33



















Содержание программы


Тема 1. Введение

Вводное занятие. Мир вокруг нас: цель, задачи и проблемы. Важность и значимость этой программы в школе. Обсуждение и планирование мероприятий программы. Права и обязанности участника класса. Инструктаж по технике безопасности. Заполнение анкеты.

Тема 2. Наша планета земля.

Расширить представление детей об окружающем мире. Окружающий мир разнообразен и изменчив. Одни предметы живые, другие – неживые. Отличия между представителями растительного и животного мира. Познакомить детей с природными зонами на территории России. Познакомить детей с картой и глобусов, значение их в жизни людей. Познакомить детей на основе проводимых опытов и наблюдений со свойствами воды и воздуха. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Охрана воды и воздуха. Как ребенок может принять в этом участие.

Тема 3. Путешествие в прошлое

Познакомить детей с история возникновения и развития воздушного, водного, наземного транспорта. Космические аппараты. Предложить детям нарисовать космический корабль будущего. История возникновения часов. Познакомить детей с «первыми часами»: солнечные, водные, цветочные, песочные. И видами современных часов: башенные, комнатные, наручные. Познакомить детей с первыми обитателями планеты Земля – динозаврами. Особенностями их внешнего вида.

Тема 4. Наш край. Экологические проблемы края

Географическое положение, территория и границы. Ландшафты и экосистемы своей местности. Освоение мест­ности человеком. Население своей местности. Хозяйственная деятельность и быт населения, преобладающие профессии. Изменение ландшафтов и экосистем под влиянием естествен­ных причин и деятельности человека.

Оценка, высказывание суждений о мерах по улучшению условий жизни населения своей местности. Охраняемые тер­ритории и объекты своей местности. Уход за ландшафтом.

Экскурсия в природу «Природные комплексы окрестности школы»

Викторина «Знаешь ли ты свой край?». Участие в ее подготовке и проведении.

Тема 5. Народные традиции

Познакомить детей с особенностями проведения новогодних праздников (Новый год, Масленица), весенними праздниками (8 Марта, Пасха).

Практические занятия. Вместе с детьми нарисовать праздничные открытки, передавая характерные приметы праздника.

Тема 6. Многообразие растительного мира

Основные царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии), их краткая характеристика. Значение растений в природе и жизни человека (общий обзор). Знакомство с растительным миром края. Лекарственные растения области и их использование.

Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями. Работа с определителем растений.

Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.

Овощи и фрукты. Значение их в жизни человека. Ядовитые растения. Нарисовать с детьми плакат для Незнайки: «Правила поведения в лесу», «Будь внимателен!».

Строение растения: корень, стебель, листья, цветы. Условия, необходимые для роста и развития растений: свет, тепло, вода, почва. Составление детьми схемы «Строение растения». Пересадка с детьми комнатных растений. Посев семян. Практические занятия. Определение растений, их описание. Гербаризация сорных растений, составление карточек охраняемых растений. Организация выставки «Сохраним растения края».

Тема 7. Редкие и исчезающие виды растений Архангельской области

Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений Архангельской области, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры Архангельской области.

Практические занятия. Знакомство с реликтовыми, редкими и исчезающими видами растений края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги Архангельской области . Выступления воспитанников с лекциями и беседами о редких и исчезающих растениях родного края.

Тема 8. Многообразие животного мира

Обзор животного мира края. Значение животных в природе и жизни человека. Знакомство с животным миром края. Редкие и исчезающие животные. Знакомство с «Красной книгой» животных. Охота как пример использования диких животных области. Закон об охране животных.

Практические занятия. Определение наиболее типичных животных по следам жизнедеятельности, голосу и визуально, составление описаний охраняемых животных. Экскурсия в природу . Игра «Знаешь ли ты животных и птиц своего края?»

Тема 9. Редкие и исчезающие животные Архангельскоой области Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Исчезающие животные Архангельской области, занесенных в Красную книгу.

Практические занятия. Знакомство с редкими и исчезающими видами животных родного края по книгам, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги Архангельской области.

Тема 10. Профессии и Транспорт

Познакомить детей с видами транспорта: легковые, грузовые машины, специальные машины. Городской транспорт: автобус, троллейбус, трамвай. Значение транспорта в жизни большого города. Правила поведения в общественном транспорте.

Профессия людей в городе. Взаимопомощь и взаимосвязь людей разных профессий. Первый космонавт.

Тема 11. Правила безопасности

Продолжить знакомить детей с техникой безопасности в быту, школе, на улице. Предложить детям на примере сказок объяснить, почему герои попали в беду (Проведение игры-путешествия «В стране сказок»). Изготовление с детьми карты «Страна сказок». Познакомить детей с правилами уличного движения, знаками, с телефоном службы спасения. Составить план своего района – безопасные участки.




























Учебно-тематический план


Тема

Кол-во часов

Форма занятий

Введение (1ч.)

1.

Вводное занятие. Мир вокруг нас : цель, задачи и проблемы Инструктаж по ТБ.

1

Рассказ с элементами беседы и дискуссии

Наша планета земля (6ч.)

2.

О планете по имени Земля

2

Рассказ. Беседа. Стихи о родных просторах.

3.

Что такое воздух

1

Беседа, лекция.

4.

Путешествия в мир воды

2

Беседа. Экскурсия в природу

5.

Помощники в путешествии. Глобус и карта

1

Викторина, игра.

Путешествие в прошлое (4ч)

6.

Мой город родной

1

Рассказ с элементами беседы. Практические задания

7.

История развития транспорта

1

Рассказ. Беседа


8.

История возникновения часов

1

Рассказ с элементами беседы. Практические задания

9.

Динозавры

1

Практическая работа


Наш край (4ч.)

10.

Географическое положение

1

Рассказ с элементами беседы

11.

Хозяйственная деятельность

1

Рассказ с элементами беседы

12.

Охраняемые тер­ритории

1

экскурсия

13.

«Знаешь ли ты свой край?»

1

викторина

Народные традиции (1ч.)

14.

Новый год и Рождество

День матери и 8 марта

Пасха Масленица,

карнавалы

1

Рассказ с элементами беседы. Практические задания

Многообразие раститльного мира(12ч.)

15.

Основные царства живой природы. Животные. Общая характеристика.

2

Рассказ с элементами беседы. рисуем схемы

16.

Царство Грибов. Общая характеристика.

2

Рассказ с элементами беседы. Рисунок грибов

17.

Царство Бактерий. Общая характеристика.

2

Рассказ с элементами беседы.

18.

Царство Растений. Общая характеристика.

2

Рассказ с элементами беседы. рисунки

19.

Знакомство с растительным миром края. Лекарственные растения области и их использование.

2

Рассказ с элементами беседы. Практика.

20.

Понятие об определителе флоры и фауны.

2

Рассказ с элементами беседы.

Редкие и исчезающие виды растений Архангельской области(4ч.)

21.

Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга.

4

Рассказ с элементами беседы.

Многообразие животного мира(12ч.)

22.

Охота как пример использования диких животных области. Закон об охране животных. Знакомство с животным миром края. Обзор животного мира края. Значение животных в природе и жизни человека.

6

Рассказ с элементами беседы. Практические задания.

23.

Определение наиболее типичных животных по следам жизнедеятельности, голосу и визуально, составление описаний охраняемых животных.

6

Рассказ с элементами беседы. Практические задания.

Редкие и исчезающие животные Архангельской области (4ч.)

24.

Редкие и исчезающие животные. Знакомство с «Красной книгой» животных

2

Рассказ с элементами беседы. Практические задания

25.

«Животные нашего края»

«Знаешь ли ты животных и птиц своего края?»

2

Игра, Олимпиада.

Профессии и Транспорт (6ч.)

26.

Специальные машины

Первый космонавт

Едем в гости

Профессии людей в городе

6

Рассказ с элементами беседы. Практические задания. Игра, Олимпиада Практическая работа

Правила безопасности (6ч.)

27.

Правила уличного движения. Знаки

3

Рассказ с элементами беседы. Практические задания. Игра, Олимпиада Практическая работа

28.

Опасные ситуации

3

Рассказ с элементами беседы. Практические задания. Игра, Олимпиада Практическая работа


Всего

60






























Материально-техническое обеспечение программы


- энциклопедии дошколят;

- дидактические игры;

- канцтовары (акварельные краски, цветные карандаши, кисти, ластик, бумага, ножницы. цветная бумага, ватман и т.д.);

- геометрическая линейка;

- пластиковая посуда;

- трубочки для питья;

- тематические картинки;

- игровые наборы;

- глобус;

- воздушные шары;

- картонные коробки;

- плакаты (дорожное движение,;

- карта;

- фотографии;

- рабочая тетрадь;

- материалы для опытов (семена растений, вода, земля и т.д.);

- музыкальный центр;

- персональный компьютер;

- цветной принтер;

- фотоаппарат;

- кукольный театр (занавес, куклы)

- деревянные яйца.








Система диагностики результатов образовательной программы



Высокий уровень:

  • Знать правила техники безопасности: при обращении с электроприборами, колющими и режущими предметами. Знать, как вести себя в экстренных ситуациях: если чужой приходит в дом, в случае пожара, при контакте с незнакомыми людьми на улице.

  • Знать правила дорожного движения: улицу переходить по «зебре», знать сигналы светофора.

  • Знать названия времён года, последовательность смены времён года, основные признаки каждого времени года.

  • Знать основные части растения: корень, стебель, лист, называть их и точно показывать, знать условия необходимые для роста растения, владеть понятиями «съедобные» и «несъедобные» растения, называть виды, принадлежащие к каждой группе.

  • Уметь классифицировать овощи и фрукты, знать, где и как их выращивают. Их значимость в жизни человека.

  • Владеть понятиями «дикие» и «домашние» животные, иметь представление о значимости животных в жизни человека.

  • Знать отличительные особенности зверей, рыб и птиц, зону их обитания.

Средний уровень:

  • Знать свой домашний адрес.

  • Знать правила техники безопасности: при обращении с электроприборами, колющими и режущими предметами. Воссоздавать по проблемным вопросам педагога (картинкам) алгоритм поведения в экстренных ситуациях: если чужой приходит в дом, в случае пожара, при контакте с незнакомыми людьми на улице.

  • Знать правила дорожного движения: улицу переходить по «зебре», знать сигналы светофора.

  • Знать названия времён года, последовательность смены времён года, называть некоторые признаки каждого времени года.

  • Знать основные части растения: корень, стебель, лист, называть их и показывать, иметь представления об условиях, необходимых для роста растения, иметь представление о «съедобные» и «несъедобные» растения, называть виды, принадлежащие к каждой группе.

  • Уметь классифицировать овощи и фрукты, знать, где и как их выращивают.

  • Уметь классифицировать животных по группам «дикие» и «домашние», иметь представление о значимости домашних животных в жизни человека.

  • Знать отличительные особенности зверей, рыб и птиц, зону их обитания.

Низкий уровень:

  • Знать свой домашний адрес.

  • Воссоздавать по наводящим вопросам педагога (картинкам) алгоритм поведения в экстренных ситуациях: если чужой приходит в дом, в случае пожара, при контакте с незнакомыми людьми на улице.

  • Знать правила дорожного движения: улицу переходить по «зебре» и только на зелёный сигнал светофора.

  • Знать названия времён года, с помощью педагога воссоздавать последовательность смены времён года, с помощью наводящих вопросов называть признаки каждого времени года.

  • Знать основные части растения: корень, стебель, лист, иметь представления об условиях, необходимых для роста растения, иметь представления о «съедобных» и «несъедобных» растениях.

  • Знать овощи и фрукты.

  • Уметь классифицировать животных по группам «дикие» и «домашние».

Называть представителей зверей, рыб, птиц, знать условия их жизни
















































Список литературы


Основные учебно-методические пособия программы


1. А.А.Вахрушева, Е.Е.Кочемасова, Ю.А.Акимова. Здравствуй, мир! Окружающий мир для школьников. Образовательная программа «Школа 2100». - М.: Педагогика, 2004

2. С.М.Николаева. Воспитание начал экологической культуры в начальной школе. - М.: Педагогика, 2001

3. К.Ю.Белова, В.Н.Зимонина. Как обеспечить безопасность школьников: конспекты занятий по основам безопасности детей школьного возраста. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Педагогика, 2001

Список используемой литературы

  1. И.Р.Колтунова, О.Н.Лазарева, М.Н.Данилова. Окружающий мир.

Екатеринбург, 2001.

  1. И.Светлова. Завтра в школу. - М.: Педагогика, 2005.

  2. Л.В. Мищенкова. Логика. Речь. Моторика. Творческие способности. Игровые и обучающие занятия с детьми 6 - 10 лет. – Ярославль: Актау, 2009.

  3. М.М. Безруких. Леворукий ребенок. – М.: Педагогика, 2008.

  4. Н.В.Елкина, О.В.Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать.

Ярославль: Актау, 2006.

  1. Ольга и Сергей Федины. Путешествие в цирк. Серия «Нескучайка», увлекательные задания для детей 8 – 9 лет. – М.: Аирис-пресс, 2009.

  2. С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина. Развиваем руку – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль: 2003.

  3. Серия «Обучающие игры». Развитие внимания, логические задачи, головоломки, лабиринты. - Омск: Вариант-Омск, 2005.

  4. Т.Б. Ткаченко. Книга игр и головоломок. – Р-н-Д: Наука, 2008.

  5. Энциклопедия для дошколят «Почемучка». - М., 2001.

  6. Энциклопедия для детей дошкольного возраста «Мир вокруг нас».

М., 2005.

  1. Журнал «Школьное воспитание», № 1, 2, 3, 4, 2006.

  2. Журнал «Школьное воспитание», № 3, 4, 5, 6, 10, 11, 12, 2004.

14. И.Светлова. Уроки для младших школьников. - М., 2006.

15. И.Светлова. Завтра в школу. - М., 2005.

16. Н.В.Елкина, О.В.Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать.

Ярославль, 2003.

17. Рабочая тетрадь для детей из серии «Обучающие игры» -

«Развиваем внимание. 9-10 лет». - Омск, 2006.

18. Рабочая тетрадь для детей из серии «Обучающие игры» -

«Головоломки и лабиринты. 9 лет». - Омск, 2006.

19. Моя первая энциклопедия «Я познаю мир». - М., 2004.

20. Всё обо всём. «Автомобили». - М., 2004.

21. Всё обо всём. «Моё тело» . - М., 2004.

22. Всё обо всём. «Животные». - М., 2004.

23. Всё обо всём. «Динозавры» . - М.: 2004.

24. Всё обо всём. «Космос». - М., 2004.

25. Тайны живой природы. «Обитатели лугов и полей». - М., 2006.


24



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа дополнительного образования «Мир вокруг нас»

Автор: Попова Алена Алексеевна

Дата: 22.01.2016

Номер свидетельства: 281319

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Программа дополнительного образования "Мир вокруг нас"."
    ["seo_title"] => string(57) "proghramma_dopolnitiel_nogho_obrazovaniia_mir_vokrugh_nas"
    ["file_id"] => string(6) "440002"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1511277987"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Авторская педагогическая разработка программы курса дополнительного образования «Экология. Зеленый мир вокруг нас» "
    ["seo_title"] => string(127) "avtorskaia-piedaghoghichieskaia-razrabotka-proghrammy-kursa-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-ekologhiia-zielienyi-mir-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "165076"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422739570"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования «Экология. Зеленый мир вокруг нас» "
    ["seo_title"] => string(121) "avtorskaia-piedaghoghichieskaia-razrabotka-proghrammy-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-ekologhiia-zielienyi-mir-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "165079"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422742016"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Методическая разработка "Химия вокруг нас""
    ["seo_title"] => string(47) "mietodichieskaia_razrabotka_khimiia_vokrugh_nas"
    ["file_id"] => string(6) "408739"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1492000191"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Методическая разработка "Комплекс частнометодических (предметных) и локальных (модульных) педагогических технологий""
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_kompleks_chastnometodicheskikh_predmetnykh_i_lokalnykh"
    ["file_id"] => string(6) "506150"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1554465716"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства