Цели урока: ознакомить учащихся с произведениями И. А. Крылова, расширять читательский кругозор детей; научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность), находить мораль в произведении; развивать навыки выборочного и выразительного чтения.
Оборудование: рисунки с изображением животных, иллюстрации к басне; портрет И.А. Крылова; слоговые таблицы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
У тридцати трех полосатых поросят Тридцать три хвостика висят.
Прочитайте «птичьим базаром».
Прочитайте с вопросительной интонацией, с утвердительной, с интонацией удивления, с огорчением, скороговоркой (читают несколько раз).
III. Постановка цели урока
- Прочитайте, что написано на доске, только справа налево (тренировка произвольного внимания):
КАР И АКУЩ, ЬДЕБЕЛ
- Правильно, сегодня мы с вами прочитаем басню Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
Просмотр содержимого документа
««И.А. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак»»
И.А. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак»
Цели урока: ознакомить учащихся с произведениями И. А. Крылова, расширять читательский кругозор детей; научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность), находить мораль в произведении; развивать навыки выборочного и выразительного чтения.
Оборудование: рисунки с изображением животных, иллюстрации к басне; портрет И.А. Крылова; слоговые таблицы.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Речевая разминка
У тридцати трех полосатых поросят Тридцать три хвостика висят.
Прочитайте «птичьим базаром».
Прочитайте с вопросительной интонацией, с утвердительной, с интонацией удивления, с огорчением, скороговоркой (читают несколько раз).
III.Постановка цели урока
- Прочитайте, что написано на доске, только справа налево (тренировка произвольного внимания):
КАР И АКУЩ, ЬДЕБЕЛ
- Правильно, сегодня мы с вами прочитаем басню Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
IV. Изучение нового материала
Тренировка навыка чтения. 5-ти минутная тренировка по слоговым таблицам*.
Актуализация знаний.
Кто из вас знает, что такое басня? (Ответы детей.)
Правильно. Это небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором действуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить.
На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди? (На сказку.)
Еще в басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки. Мы должны сегодня найти в басне мораль и понять, что же хотел сказать нам своей басней И.А. Крылов.
Посмотрите на портрет Крылова. Каким он вам представляется по характеру? (Добрый, умный и т. д.)
Иван Андреевич был еще и очень трудолюбивым. Давайте прочитаем текст на странице 102. (Дети читают текст по цепочке.)
Что нового вы узнали из этой заметки?
Какие вопросы у вас возникли? (Что же это за басни? Мы их не знаем...)
Показ картинок с героями басни.
Что общего у героев этой басни? (Живут в воде.) Показ иллюстрации.
Что они делают? (Пытаются сдвинуть телегу с места.)
Получится у них сдвинуть воз или нет?
А вот что рассказал об этом И.А. Крылов.
Чтение басни учителем.
Первичная проверка понимания:
Понравилась ли вам басня?
Что заставило вас улыбнуться?
Каким был ваш смех?
Что узнали из басни? Какое событие описывает Крылов?
Есть ли незнакомые слова? (Лад, поклажа, воз, впряглись, ныне.)
Случайно ли подобрал Крылов именно этих героев? (Все живут в воде, должны бы быть друзьями.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
1. Выборочное чтение.
Прочитайте басню про себя, найдите слова, которые помогают увидеть образ каждого героя. («Лебедь рвется в облака» - он стремительный, упрямый, быстрый; «Рак пятится назад» - неповоротливый, нерасторопный, идет назад; «Щука тянет в воду» -упрямая, только свое дело знает.)
Обратите внимание на глаголы, которые очень точно передают характер каждого героя.
Какими словами описано усердие персонажей? (Из кожи лезут вон.)
Есть ли в тексте слово, которое подсказывает, что воз можно было бы свезти? (Товарищи, поклажа легка.)
Почему же «воз и ныне там»?
Как надо читать эту басню? С каким настроением?
2. Выразительное чтение басни.
Какое чувство вызывают у вас герои?
Найдите главную часть басни - мораль. (Первые три строчки.)
VII.Итог урока
С каким писателем мы сегодня познакомились?
С каким произведением?
Что такое басня?
Для чего и зачем написана басня?
Какая мораль была в этой басне?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке? Выставляются оценки за работу на уроке.
Домашнее задание
1. Самостоятельно прочитать басню «Стрекоза и Муравей»; найти мораль басни, выписать в тетрадь.