Предмет: литературное чтение Класс: 6
Тема урока: И.А.Крылов. Басня. Персонажи басен. « Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Щука и Рак. Мораль басни.
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с творчеством И.А. Крылова, а также с баcнями «Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Щука и Рак»
2.Формировать умения понимать иносказательный подтекст басни, находить мораль в произведении; продолжить работу над формированием навыка выразительного чтения; обогащать словарный запас
3. Воспитывать у детей интерес к чтению, а так же положительные качества харатера: дружелюбие, взаимопонимание,
Оборудование: толковый словарь Ожегова С.И., иллюстрации к баням; загадки; постеры
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания. Х.К.Андерсен «Снежная королева» пересказ
3.Объяснение новой темы:
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта - наша быль.
П. А. Вяземский
-Выскажите свои предположения, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
-Да, сегодня познакомимся с новым русским писателем.
Посмотрите на портрет Крылова. Каким он вам представляется по характеру? Что он писал?
Иван Андреевич Крылов - знаменитый русский баснописец. Родился в Москве в семье бедного армейского офицера. Детство прошло на Урале и Твери. Отец умер рано. Вот и пошёл маленький мальчик в том возрасте, когда другие за партой сидят, работать. Нужно было матери помочь прокормить семью. Ему было 11 лет, а он был в чине подканцеляриста. У него было своё место за столом, заваленное бумагой. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты, чинил гусиные перья и потихоньку читал книги, за что хозяин не раз его бил. Иван Андреевич Крылов написал 205 басен. Он любил свою родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, навыки, привычки выражения басенных персонажей близки и понятны и детям, и взрослым. В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира.
Басня - это небольшое произведение, написанное в стихотворной форме или прозой, в которой высмеиваются пороки людей.
- В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей. Начинается или заканчивается басня моралью – выводом, поучением, содержащим её смысл.
- Как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей? (Аллегория – иносказание).
- Сейчас загадаю вам загадки, а вы их отгадайте.
А) В лесу у пня беготня, суета.
Народ рабочий весь день хлопочет (муравей)
Б) Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (стрекоза)
- Почему слова Стрекоза и Муравей написаны с заглавной буквы?
- Это герои произведения.
-Как одним словом можно назвать стрекозу и муравья? Насекомые
Красавица-птица плывет, не таится:
Была словно пена, в движеньях степенна.
Клюв – красным бутоном горит над затоном,
А шея – дугой над тихой водой. (Лебедь)
Под водой живет народ,
Ходит задом наперед.
На мели они сидят
И усами шевелят. (Раки)
У неё во рту пила.
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел упала. (Щука)
4 –Этап первичного восприятия
Показ диафильма басни «Стрекоза и Муравей» .
- В какое время года произошла встреча двух насекомых?
- С какой просьбой обратилась Стрекоза к Муравью?
- Выполнил ли Муравей просьбу Стрекозы?
- В чём смысл басни?
5.Словарная работа.
- Значение непонятных слов, выражений.
- вешние дни (иначе: весенние)
- в мягких муравах (мурава – трава; в мягких травах)
- удручена (огорчена, опечалена)
- помертвело чисто поле (собран урожай; насекомые и животные попрятались, впали в спячку; цветы и травы засохли; птицы улетели; стоит тишина)
- оглянуться не успела (прошло всё очень быстро)
- и кому же в ум пойдёт (никто даже не подумает)
-6 .Подберите характеристики для наших героев.
(1 ряд- охарактеризует Стрекозу, 2 ряд- Муравья: работа в парах)
Слова для справок: трудолюбивый, весёлый, злой, справедливый, жадный, ленивый, беспечный, несерьёзный, запасливый.
Учащиеся дают характеристику героям басни.
- Проверим вашу работу.
Дети защищают свои ответы.
- Жалко ли вам Стрекозу?
- Почему она пошла к Муравью?
- Правильно ли поступил Муравей?
- Что автор высмеивает в этой басни в людях?
- Как вы думаете, стал ли отказ Муравья уроком для Стрекозы?
- Найдите в басне слова, в которых заключается главная мысль произведения. Как вы понимаете? «-Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!»
- Какова мораль басни?
-Нужно не только веселиться, но и работать.
Вывод : - Муравьи – это очень трудолюбивые насекомые. Весь день они снуют по своим тропкам в поисках пищи и материала для строительства муравейника.
- Стрекозы летают на охоту только днём, в самые жаркие часы. С наступлением вечера и всю ночь они отдыхают неподвижно на каком-нибудь растении.
7.Работа над басней И. Крылова «Лебедь, щука и рак»
Перед тем, как начать читать басню, я предлагаю провести артикуляционную гимнастику, чтобы мы читали чётко, быстро, выразительно. Покажите, как:
1. Как пыхтит тесто?
“Пых – пых – пых …”
2. Как паровоз выпускает пар?
“Из – из – из …”
3. Как шипит гусь?
“Ш – ш – ш …”
4. Как мы смеёмся?
“Ха – ха – ха …”
5. Как воздух выходит из шарика?
“С – с– с …”.
1) Чтение басни учителем с использованием слайдов.
2) Словарная работа. (Работа со словарем С. И. Ожегова)
Поклажа – груз:
Ныне – сейчас, теперь;
Лад - согласие, мир, порядок.
«Лебедь рвётся в облака» -он стремительный, упрямый, быстрый.
«Рак пятится назад»- неповоротливый, нерасторопный, идёт назад.
«Щука тянет в воду» -упрямая, только своё дело знает.
«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело только мука.»
В любом деле нужно работать дружно, вместе.
- Итак, как видим, все герои басни:
- взялись за хорошее дело – «везти с поклажей воз»;
- взялись дружно, верно – « и вместе трое все в него впряглись»;
- все трое старались –«из кожи лезут вон»;
- все трое старались и не зря – «поклажа бы для них казалась и легка».
Но почему ничего не получается?
- И каков результат их совместной деятельности? ( «Да только воз и ныне там».)
- Какова мораль басни?
- Какой смысл вкладывает И. Крылов в слово согласье? (Единство целей, действий и способов действий)
8. Закрепление и осмысление знаний
1.Инсценирование басен Класс выбирает режиссера-постановщика. Он выбирает персонажей действия-автора, поклажу, лебедя, рака, щуку. Пока группа готовится к выступлению, остальные работают в парах.
1 ряд «Стрекоза и Муравей»
2 ряд «Лебедь, Щука и Рак»
2. Творческая работа: собрать из слов пословицу, которая отражает мысль басни.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Много захочешь – последнее потеряешь.
Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось.
- Сам погибай, а товарища… (выручай).
- Старый друг лучше новых… (двух).
- В согласном стаде волк не… (страшен).
- Друг познаётся в … (беде).
- Где лад, там и … (клад).
- Нет друга, так ищи, а найдёшь… (береги).
- Один за всех, все за… (одного).
- Ссора до добра не… (доведёт).
- Не имей сто рублей, а имей… (сто друзей).
3. Выполнение заданий к басне
Игра «Верно- неверно»
Верно ли, что басня о дружбе?
Верно ли, что Лебедь, Рак и Щука в воз впряглись?
Верно ли, что воз стал причиной их разлада?
Верно ли, что каждый из героев стремился достичь своей цели?
Верно ли, что без согласья любое дело по плечу?
9. Итог урока
- Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?
- Что такое басня?
- Чему учат нас басни И. Крылова?
-Достигли ли мы целей урока?
10. Домашнее задание
- выучить басню наизусть. Оценивание. Спасибо за урок!