Конспект урока по литературе: И.А.Крылов. Басня «Лебедь, Щука и Рак»
Конспект урока по литературе: И.А.Крылов. Басня «Лебедь, Щука и Рак»
Тема занятия:
И.А.Крылов. Басня «Лебедь, Щука и Рак»
Тип урока:
Комбинированный.
Общие цели:
Познакомить с творчеством русского баснописца И.А.Крылова на примере басни «Лебедь, Щука и Рак». Способствовать формированию понятия «действовать дружно», содействовать формированию культуры диалога на уроке.
Результаты обучения:
Ученики знают:
- краткие сведения об И.А.Крылове;
- значение терминов «басня» и «мораль басни».
Ученики умеют:
Выразительно читать и понимать басню;
Анализировать текст, делать выводы по прочитанному;
Систематизировать собранный материал в виде кластера;
Представлять работу группы.
Применять знания в новой ситуации.
Ключевые идеи:
В басне всегда есть поучение или мораль. В морали осуждаются пороки и недостатки людей или общества.
Используемые модули:
НП, КМ, ТиО, ВО, ИКТ, ОдО.
Источники, оснащение, оборудование.
Учебник «Литература», ресурсы, презентация, видеозапись мультфильма по мотивам басни «Лебедь, Щука и Рак», листы для кластера, фломастеры.
Этапы занятия
I.Стадия вызова. Создание позитивного настроя
Настал новый день. Какой он сегодня? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было светло и спокойно? Надо улыбнуться. Пожелайте друг другу удачной работы в команде, пожмите друг другу руки.
Вспомните правила работы в команде, которые мы с вами приняли. (Ресурс №1)
Убедись, что в разговоре участвует каждый; говори спокойно и ясно; говори только по делу.
Желаю вам успешной и дружной работы.
2.Давайте познакомимся с критериями оценивания работы на уроке (Ресурс №2).
3. Тему нашего урока вы назовёте сами после того, как разгадаете ребус. (Ресурс №3)
(слайд 1 Тема урока)
Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным человеком, который жил в 19 веке. Художник К.Брюллов изобразил его сидящим в кресле. На темном фоне выделяется лицо с крупными чертами, в обрамлении седых волос, с выражением серьезным и задумчивым. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.
– Посмотрите внимательно на экран. О ком пойдёт речь? (Портрет И. А. Крылова.) (слайд)
Что волновало его, о чем он писал и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Ответы на эти и другие вопросы нам предстоит узнать сегодня и на последующих уроках.
II. Стадия осмысления.
Цитата:Люблю, где случай есть, пороки пощипать…
Изучение нового материала
1. Знакомство с биографией И.А.Крылова. Презентация подготовлена сильными учащимися.
Дополнение учителя: К началу 19 века, когда Крылов стал исключительно баснописцем, он уже прошел большой творческий путь. Он был автором комедий, журналистом и стихотворцем. Но широкую известность он получил как автор прекрасных басен. А что же такое басня?
2.Задание: Изучить в группах термин «басня», создать кластер, защитить. (Учебник «Литература» стр.50)
3.Просмотр видеозаписи мультфильма по мотивам басни «Лебедь, Щука и Рак».
4. Анализ басни с помощью таксономии Блума.
-Что мы узнаём из названия басни?
-Что делали Лебедь, Рак и Щука?
-Получилось ли у них отвезти воз?
-Может, им нужно было позвать, кого-нибудь посильнее? Почему нет? Подтвердите строками из басни.
-Чего не сделали герои басни, чтобы дело пошло на лад?
-В каких строчках басни заключена основная мысль?
5.Групповая работа с ресурсом.
Каждой группе дается карточка с заданием. (Ресурс №4)
Защита работ.
III. Стадия рефлексии.
Прием «Фруктовое дерево»
Лимоны-Что мешает дружной работе?
Апельсины-Что необходимо для успешного сотрудничества?
Сегодня команды работали над одной темой. Как вам кажется, у нас получилось решить задачу урока по знакомству с басней?
Почему нам удалось?
Домашнее задание
Выучить басню наизусть.
Подготовка к сочинению «О дружбе и взаимовыручке».
Оценивание.
Оценка результативности. Работа с листом оценивания.
Закончить урок я хотела бы словами Михаила Исаковского
«Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.»
Приложение:
Ресурс №1
Правила работы в группах.
Чтобы попросить слово, подними руку.
Говори по теме, понятно, кратко.
Выслушай каждого, не перебивай. Не говори одновременно с другими.
Старайся понять мнение другого, даже если ты с ним не согласен.
Критически отнесись к мыслям, а не к людям.
Поощряй других к участию в обсуждении.
Будь доброжелателен и терпим.
Соблюдай правило «трёх нельзя»:
— нельзя говорить: «всё уже сказали»;
— нельзя отказываться сообщить своё мнение группе;
— нельзя прятать за высказыванием дурное настроение.
Ресурс №2
Критерии оценивания работы на уроке
Критерии:
Знание терминов:
«басня», «мораль басни».
Даны безошибочные определения терминов
Допущена 1 ошибка или неточность.
Допущены более 2х ошибок.
Участие в работе группы:
Предлагал идеи, вносил предложения, которые были использованы в ответе группы, презентовал работу.
Участвовал в обсуждении, выполнял оформительскую работу, участвовал в представлении работы.
Участвовал в качестве наблюдателя, поддерживал идеи партнеров по группе.
Ответы на вопросы:
Отвечал активно на все вопросы
Отвечал на некоторые вопросы.
На вопросы учителя не отвечал.
Лист оценивания.
Лист оценивания группа №1
Фамилия и имя Самооценка Оценка товарища Оценка учителя Итоговая оценка
1.
2.
3.
4.
Ресурс №3
Ребус на доске.
Ресурс №4
Карточка №1.
1.Выразительное чтение басни.
2. Выписать непонятные слова и составить толкователь слов.
Карточка №2.
1.Выразительное чтение басни.
2.Ответить письменно на вопрос: «Чему учит нас эта басня?».
Карточка №3.
1.Выразительное чтение басни.
2.В каких словах заключается мораль басни? Выбрать пословицу, которая подходит к этой басне.
Другом зовётся, а недругом отзывается.
Старый друг лучше новых двух.
Дружно – не грузно, а врозь хоть брось.
Легче друга потерять, чем найти.
Карточка №4.
1. Выразительное чтение басни.
2. Укажи близкие по смыслу слова (синонимы) к слову «согласие». Дружба, вражда, согласие, понимание, единство, ссора.
Карточка №5.
1.Выразительное чтение басни.
2. Допиши предложение.
Иван Андреевич Крылов - русский ______________
Укажи, кто и что делает.
Лебедь__________________
Щука ___________________
Рак _____________________
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе: И.А.Крылов. Басня «Лебедь, Щука и Рак» »
Дата:
Класс 4 «А»
Литературное чтение
Давыдова О.Ф.
Тема занятия:
И.А.Крылов. Басня «Лебедь, Щука и Рак»
Тип урока:
Комбинированный.
Общие цели:
Познакомить с творчеством русского баснописца И.А.Крылова на примере басни «Лебедь, Щука и Рак». Способствовать формированию понятия «действовать дружно», содействовать формированию культуры диалога на уроке.
Результаты обучения:
Ученики знают:
- краткие сведения об И.А.Крылове; -значение терминов «басня» и «мораль басни».
Ученики умеют:
Выразительно читать и понимать басню;
Анализировать текст, делать выводы по прочитанному;
Систематизировать собранный материал в виде кластера;
Представлять работу группы.
Применять знания в новой ситуации.
Ключевые идеи:
В басне всегда есть поучение или мораль. В морали осуждаются пороки и недостатки людей или общества.
Используемые модули:
НП, КМ, ТиО, ВО, ИКТ, ОдО.
Источники, оснащение, оборудование.
Учебник «Литература», ресурсы, презентация, видеозапись мультфильма по мотивам басни «Лебедь, Щука и Рак», листы для кластера, фломастеры.
Урок 1
Этапы занятия
Время
Содержание:
Вызов
3 мин
1 мин.
2 мин.
Создание позитивного настроя
Настал новый день. Какой он сегодня? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было светло и спокойно? Надо улыбнуться. Пожелайте друг другу удачной работы в команде, пожмите друг другу руки.
Вспомните правила работы в команде, которые мы с вами приняли. (Ресурс №1)
Убедись, что в разговоре участвует каждый; говори спокойно и ясно; говори только по делу.
Желаю вам успешной и дружной работы.
2.Давайте познакомимся с критериями оценивания работы на уроке (Ресурс №2).
3. Тему нашего урока вы назовёте сами после того, как разгадаете ребус. (Ресурс №3)
(слайд 1 Тема урока)
Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным человеком, который жил в 19 веке. Художник К.Брюллов изобразил его сидящим в кресле. На темном фоне выделяется лицо с крупными чертами, в обрамлении седых волос, с выражением серьезным и задумчивым. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. – Посмотрите внимательно на экран. О ком пойдёт речь? (Портрет И. А. Крылова.) (слайд)
Что волновало его, о чем он писал и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Ответы на эти и другие вопросы нам предстоит узнать сегодня и на последующих уроках.
Этап
осмысления
Цитата:Люблю, где случай есть, пороки пощипать…
Этапы занятия
Изучение нового материала
5мин.
5мин.
2мин.
3 мин.
10 мин
8 мин.
1. Знакомство с биографией И.А.Крылова. Презентация подготовлена сильными учащимися.
Дополнение учителя: К началу 19 века, когда Крылов стал исключительно баснописцем, он уже прошел большой творческий путь. Он был автором комедий, журналистом и стихотворцем. Но широкую известность он получил как автор прекрасных басен. А что же такое басня?
2.Задание: Изучить в группах термин «басня», создать кластер, защитить. (Учебник «Литература» стр.50)
3.Просмотрвидеозаписи мультфильма по мотивам басни «Лебедь, Щука и Рак».
4. Анализ басни с помощью таксономии Блума.
-Что мы узнаём из названия басни? -Что делали Лебедь, Рак и Щука? -Получилось ли у них отвезти воз? -Может, им нужно было позвать, кого-нибудь посильнее? Почему нет? Подтвердите строками из басни. -Чего не сделали герои басни, чтобы дело пошло на лад? - В каких строчках басни заключена основная мысль?
5.Групповая работа с ресурсом.
Каждой группе дается карточка с заданием. (Ресурс №4)
Защита работ.
Этап
Рефлексия
Время
3 мин
Прием «Фруктовое дерево»
Лимоны-Что мешает дружной работе?
Апельсины-Что необходимо для успешного сотрудничества?
Сегодня команды работали над одной темой. Как вам кажется, у нас получилось решить задачу урока по знакомству с басней?
Почему нам удалось?
Домашнее задание
1 мин.
Выучить басню наизусть.
Подготовка к сочинению «О дружбе и взаимовыручке».
Оценивание.
2 мин.
Оценка результативности. Лист оценивания.
Закончить урок я хотела бы словами Михаила Исаковского
«Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова.»
Приложение:
Ресурс №1
Правила работы в группах.
Чтобы попросить слово, подними руку.
Говори по теме, понятно, кратко.
Выслушай каждого, не перебивай. Не говори одновременно с другими.
Старайся понять мнение другого, даже если ты с ним не согласен.
Критически отнесись к мыслям, а не к людям.
Поощряй других к участию в обсуждении.
Будь доброжелателен и терпим.
Соблюдай правило «трёх нельзя»: — нельзя говорить: «всё уже сказали»; — нельзя отказываться сообщить своё мнение группе; — нельзя прятать за высказыванием дурное настроение.
Ресурс №2
Критерии оценивания работы на уроке
Критерий
Уровень А
Уровень В
Уровень С
Выполнение опережающего задания.
Самостоятельно приготовил презентацию
Знание терминов
«басня», «мораль басни».
Даны безошибочные определения термино.в
Допущена 1 ошибка или неточность.
Допущены более 2х ошибок.
Участие в работе группы.
Предлагал идеи, вносил предложения, которые были использованы в ответе группы, презентовал работу.
Участвовал в обсуждении, выполнял оформительскую работу, участвовал в представлении работы.
Участвовал в качестве наблюдателя, поддерживал идеи партнеров по группе.
Ответы на вопросы
Отвечал активно на все вопросы
Отвечал на некоторые вопросы.
На вопросы учителя не отвечал.
Лист оценивания.
Лист оценивания группа №1
Фамилия и имя
Самооценка
Оценка
товарища
Оценка
учителя
Итоговая оценка
1.
2.
3.
4.
Ресурс №3
Ребус на доске.
Ресурс №4
Карточка №1.
1.Выразительное чтение басни.
2. Выписать непонятные слова и составить толкователь слов.
Карточка №2.
1.Выразительное чтение басни.
2.Ответить письменно на вопрос: «Чему учит нас эта басня?».
Карточка №3.
1.Выразительное чтение басни.
2.В каких словах заключается мораль басни? Выбрать пословицу, которая подходит к этой басне.
Другом зовётся, а недругом отзывается.
Старый друг лучше новых двух.
Дружно – не грузно, а врозь хоть брось.
Легче друга потерять, чем найти.
Карточка №4. 1. Выразительное чтение басни. 2. Укажи близкие по смыслу слова (синонимы) к слову «согласие». Дружба, вражда, согласие, понимание, единство, ссора.
Карточка №5.
1.Выразительное чтение басни.
2. Допиши предложение. Иван Андреевич Крылов - русский ______________ Укажи, кто и что делает. Лебедь__________________ Щука ___________________ Рак _____________________