Просмотр содержимого документа
««И.А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»»
УМК «Школа России»
Предмет: литературное чтение
Автор учебника: Л.Ф. Климанова
Класс: 2
Тип урока: ОНЗ
Тема: «И.А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».
Тема урока: «И.А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».
Цель урока: Расширение знаний о творчестве И.А. Крылова. Знакомство с литературным жанром басней.
Задачи
- формировать умение анализировать и делать выводы, определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении;
- способствовать развитию навыка выразительного чтения, мышления;
- расширить читательский кругозор;
- воспитывать интерес к чтению, к творчеству И.А. Крылова и культуры речи.
Планируемый результат
Метапредметные:
Личностные УУД:
- Положительное отношение к учебной деятельности, проявлять интерес к учебному материалу, формирование уважительного мнения к иному мнению, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений от нравственных нормах общения.
Регулятивные УУД
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
- Уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- Осуществлять поиск нужной информации в учебниках; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным основаниям; устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Предметные:
научатся отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев.
Основные понятия
басня, мораль.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
1. Литературное чтение. 2 класс, Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др., Москва, Просвещение, 2016 г.
- Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс.
- Словари С.И. Ожегова, В.И. Даля.
- презентация к уроку;
. - интерактивная доска;
- ноутбук;
- книги с баснями И.А. Крылова, иллюстрации к басням;
аудиозапись басни «Лебедь, Рак и Щука»;
-алгоритм самооценки
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, в парах.
Ход урока
I.Мотивация к учебной деятельности
Цель:
- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;
Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.
- Начнём урок с добрых пожеланий друг другу.
- Настройтесь на новые открытия! (Слайд 2)
-Чтобы урок у нас прошёл плодотворно и интересно, я предлагаю вам сотрудничество. Как мы будем это делать, давайте договоримся. Если вы хотите высказаться один, то поднимаете руку. Если работаете в паре, то соединяем руку с соседом по парте и поднимаем вверх.
-Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
Личностные: самоопределение
Коммуникативные:уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
уметь оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других
Речевая разминка.
Цель:
способствование развитию навыка выразительного чтения
- А сейчас подготовим язык, губы, голос к работе.
Девиз урока литературного чтения. (Слайд 3)
Из-под топота копыт пыль по полю летит.
- Какое задание выполняли?
- С какой целью?
Дети читают стихотворение с разной интонацией. Чтобы легче было читать на уроке, отрабатывали правильное произношение звуков.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового знания;
- выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.
- Посмотрите на иллюстрации на доске.
- Чему посвящён урок?
- Почему вы так думаете?
- -Кто автор этих произведений?
- Да, это Иван Андреевич Крылов.
- Ребята, о чём сегодня мы будем говорить на уроке? Какие цели поставите? (постановка и формулированиепроблемы; поиск и выделениенеобходимой информации.
Расширение знаний о творчестве Крылова И.А.)
Познавательные:
общеучебные; логические.
Коммуникативные
Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; умение выражать свои мысли.
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Познавательные:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации.
Расширение знаний о творчестве Крылова И.А.
- Сегодня на уроке мы будем знакомиться с произведением И.А.Крылова. Рассказ учителя. (Слайд 4)
Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Почему русский? Почему великий? Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.
1. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье. Маленькому Ивану не пришлось учиться, но мать сама составила план образования сына, следила за его занятиями. С детства в Иване Андреевиче жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном.
2. Он сумел стать разнообразно талантливым человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. В 1806 г. появились его первые басни. С тех пор басни И.А.Крылова встречали с восторгом, а слава Ивана Андреевича стала расти. Более двухсот басен было создано баснописцем.
- Кто такой баснописец, как вы думаете?
- Прочитайте о И.А. Крылове и расскажите, о чём я вам ещё не рассказала? (в учебнике)
Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки. В басне обязательно есть мораль (нравоучение, краткий вывод, поучение, т.е. главная мысль басни), которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни».
Физминутка для глаз
Подготовим наши глаза к чтению текста.
Чтение басни учителем. Затем читают дети вслух.
(Слайд 5)
- Басни не умерли вместе с Крыловым. Они живы и поныне. И теперь их читает и стар и млад, и меткие, ставшие пословицами стихи его басен служат нам во всех случаях жизни.
Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Познавательные.
Ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя.
III.«Открытие» нового знания
Цель:
- реализация построенного проекта в соответствии с планом;
- фиксация нового способа действия в речи;
- фиксация преодоления затруднения;
- уточнение общего характера нового знания;
Словарная работа.
- Посмотрите на иллюстрацию басни в учебнике. Кто на ней изображён? (Приложение 3)
- Что общего у всех этих животных? (То, что они не могут договориться, упёртые, настырные) (Слайд 6)
- Эта басня была написана в 1814 году. 205 лет назад.
-Что делают герои? (Слайд 7)
- Получится ли у них сдвинуть воз или нет?
- А вот, что рассказал об этом И. А. Крылов.
- Давайте прослушаем аудиозапись басни.
(Слайд 8)
- Что заставило вас улыбнуться?
-Каким был ваш смех?
-Случайно ли подобрал Крылов именно этих героев?
- Как написана эта басня прозой или стихотворением?
- А сейчас прочитайте басню ещё раз самостоятельно и подчеркните слова, значение которых вам незнакомо.
- В басне встретилось много устаревших слов, которые сейчас не употребляют. Куда обратимся за помощью?
1 группа
Лад – действовать совместно, не расходясь.
Мука – сильное физическое или нравственное страдание.
Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.
2 группа
Воз – повозка или сани с кладью.
Ныне – теперь, в настоящее время.
3 группа
Объясните выражение
«Из кожи лезут вон» – усердствовать, стараться изо всех сил.
И ныне там - на том же месте. (Слайд 9)
- Ребята, в баснях зачастую встречается литературный художественный приём АЛЛЕГОРИЯ – иносказание, когда под животными подразумеваются люди, их пороки.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Беседа по содержанию басни.
Какими словами описано усердие героев? (Из кожи лезут вон.)
- Был ли воз на самом деле тяжёлым? (Поклажа бы для них казалась и легка.)
- Почему же воз и ныне там? (Потому что они не смогли договориться.)
- Чему же учит басня? (Эта басня учит в любом деле работать дружно, вместе.
Все живут в воде, все должны быть друзьями.)
Работа в парах
На столе у вас лежат карточки. Вычеркните лишнее – то, что не относится к жанру басен.
(Приложение 2).
Вычеркните лишнее – то, что не относится к жанру басен:
-краткая форма повествования,
-действующие лица – животные, но подразумеваются люди,
-повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки,
Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные:
умение учиться перерабатывать полученную информацию из одной формы в другую, находить ответы на вопросы в тексте.
IV. Первичное закрепление
Цель:
- организовать закрепление знаний, показать связь с жизнью.
Работа над пословицей в группах.
- Определите образ каждого героя басни.
Слова для справок: рвётся, пятится, тянет, неповоротливый, упрямая, только своё дело знает, стремительный, упрямый, нерасторопный, быстрый, идёт назад.
Слайд 10-11
- Давайте найдем мораль – поучение, т.е. главную мысль басни. (Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.) (Слайд 12)
- У вас на парте лежит карточка с пословицами. Найдите среди них ту, которая относится к теме нашей басни.
Выбрать пословицу, которая подходит к этой басне.
Другом зовётся, а недругом отзывается.
Старый друг лучше новых двух.
Дружно – не грузно, а врозь хоть брось.
Легче друга потерять, чем найти.
- В чём смысл этой пословицы? (Вместе, согласованно работать не тяжело, а порознь — трудно.)
Коммуникативные
умение выражать свои мысли.
Регулятивные:
овладение новыми понятиями, умение анализировать.
V. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: выявить и закрепить границы применения нового знания;
-организовать выполнение заданий, в которых новое знание связывается с ранее изученными
Игра «Верно – Неверно»
Верно ли, что басня о дружбе? (Нет)
Верно ли, что Лебедь, Рак и Щука в воз впряглись? (Да)
Верно ли, что воз стал причиной их разлада? (Да)
Верно ли, что каждый из героев стремился достичь своей цели? (Да)
Верно ли, что старания героев басни были ненапрасными? (Нет)
Верно ли, что И. Крылов своих героев наделил характерами людей? (Да)
Верно ли, что без согласья любое дело по плечу? (Нет)
Регулятивные.
Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом.
Коммуникативные: учебное сотрудничество.
VI. Рефлексия учебной деятельности (итог урока)
Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения границ применения нового знания.
- Так какие же пороки людей высмеивал И.А. Крылов в этой басне?
- Какую цель мы ставили в начале урока? (Цель урока: Расширение знаний о творчестве И.А. Крылова. Знакомство с литературным жанром басней.)
Достигли мы этой цели?
- Интересно ли было на уроке?
-Что показалось наиболее легким? С чем было сложнее справиться?
- У вас на столе лежит листок. Обведите ладошку. Каждый из пальцев подписываем. (Слайд 13)
- Домашнее задание:
1.Подготовить выразительное чтение басни.
2. Нарисовать иллюстрацию к басне.
3. Подобрать две пословицы, соответствующие морали басне.
- Вы очень хорошо поработали, все молодцы!
Познавательные:
умение структурировать знания.
Коммуникативные
аргументировать свои высказывания
Регулятивные:
саморегуляция; самооценка
Приложение 1.
Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Почему русский? Почему великий? Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.
Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье. Маленькому Ивану не пришлось учиться, но мать сама составила план образования сына, следила за его занятиями. С детства в Иване Андреевиче жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном.
Он сумел стать разнообразно талантливым человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. В 1806 г. появились его первые басни. С тех пор басни И.А.Крылова встречали с восторгом, а слава Ивана Андреевича стала расти. Более двухсот басен было создано баснописцем. Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки. В басне обязательно есть мораль, которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни».
Приложение 2.
Вычеркните лишнее – то, что не относится к жанру басен:
-краткая форма повествования,
-действующие лица – животные, но подразумеваются люди,
-повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки,
-высмеивает пороки людей (ирония),
-есть мораль,
- есть зачин и концовка.
Приложение 3.
Лебедь.
Мы считаемся самыми красивыми птицами не только среди водоплавающих, но и среди всех прочих птиц. Ранней весной, когда водоемы только начинают освобождаться от ледового покрова, мы возвращаемся на родину из теплых стран. Селимся там, где озера и болота, устраиваем свои гнезда на островах, подальше от людей и хищных животных. Среди водоплавающих птиц мы являемся самыми крупными. Наши крылья в размахе достигают двух метров, а вес может доходить до пятнадцати килограммов. Но, не смотря на такой большой вес, мы очень хорошо держимся в воздухе и можем во время сезонных миграций пролетать тысячи километров. Питаемся обычно травянистыми растениями, которые добываем как на суше, так и в воде. Длинная шея помогает доставать корм со дна водоемов.
Рак.
Я живу в пресных водоёмах. Главное условие для жизни – чистая вода. Питаемся как растительной, так и животной пищей. Мы активны в ночное время суток, а днем обычно прячемся в норах или в других укрытиях – среди корней, под камнями или корягами. По дну мы передвигаемся, как и все другие животные, головой вперед, а вот плаваем наоборот – вперед хвостом. Раки – большие забияки. Поэтому мы часто выясняем отношения, устраивая, поединки друг с другом. Побеждает обычно тот рак, который крупнее.
Щука Я — хищная рыба, известна даже детям. Ведь именно щука — главная героиня сказки «По щучьему велению».
Живу я в пресных водоёмах. Имею хороший аппетит, легко проглатываю рыб. Чтобы поймать свою добычу, я прячусь в зарослях подводных растений, и затаившись там, неподвижно поджидаю неосторожную рыбешку.