kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса. Тема: "Иван Андреевич Крылов «Лебедь, рак и щука».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: раскрыть понятие литературного жанра «басня»;

  • познакомить с произведением И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука».

Образовательные задачи:

  • Познакомить учащихся с произведением И. А. Крылова, расширять читательский кругозор детей.
  • Научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.

Развивающие задачи:

  • Развивать навык правильного, осознанного, выразительного, беглого чтения.
  • Развивать произвольное внимание, речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные задачи:

  • Способствовать формированию понятия «действовать дружно»
  • Содействовать формированию культуры диалога на уроке.

Планируемые результаты:

предметные: научатся отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев.

метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя;

-устанавливать аналогии; формулировать собственное мнение; выделять существенную информацию;

-строить понятные для партнёра высказывания.

личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«наглядность»





















Просмотр содержимого документа
«отк.урок 10.11.15»

Урок «открытия» нового знания (ОНЗ)


Учитель: Попович Юлия Павловна

Класс: 2 – А

Дата: 10.11.2015 г.

Предмет: Литературное чтение.

УМК: «Школа России».


План урока

Тема урока: Иван Андреевич Крылов «Лебедь, рак и щука».

Цель: раскрыть понятие литературного жанра «басня»;

  • познакомить с произведением И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука».

Образовательные задачи:

  • Познакомить учащихся с произведением И. А. Крылова, расширять читательский кругозор детей.

  • Научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.

Развивающие задачи:

  • Развивать навык правильного, осознанного, выразительного, беглого чтения.

  • Развивать произвольное внимание, речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные задачи:

  • Способствовать формированию понятия «действовать дружно»

  • Содействовать формированию культуры диалога на уроке.


Планируемые результаты:

предметные: научатся отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев.

метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя;

-устанавливать аналогии; формулировать собственное мнение; выделять существенную информацию;

-строить понятные для партнёра высказывания.

личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании.


Оборудование: учебник Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.В. Виноградской, М.В. Бойкиной «Литературное чтение», 2 класс; презентация; аудио запись басни; выставка книг писателя; карточка со значением слов из словаря Ожегова; карточка с пословицами.



Ход урока


I. Организационный этап. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

  1. Создание позитивного настроения.

- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было светло и спокойно? Надо улыбнуться. Пожелайте друг другу удачной работы в команде, пожмите друг другу руки.

- Вспомните правила работы в команде, которые мы с вами приняли.

Правила работы в группах.

  • Чтобы попросить слово, подними руку.   

  • Говори по теме, понятно, кратко.

  • Выслушай каждого, не перебивай. Не говори одновременно с другими.   

  • Старайся понять мнение другого, даже если ты с ним не согласен.   

  • Поощряй других к участию в обсуждении.   

  • Будь доброжелателен и терпим.

- Желаю вам успешной и дружной работы.


2. Речевая разминка. (Слайд 2)

- А сейчас подготовим язык, губы, голос к работе.

Девиз уроков литературного чтения:

«Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко, говорим,

Потому что не спешим.

Паузы мы соблюдаем,

Звук ударный выделяем,

Хорошо мы говорим,

Потому что не спешим».

- Ребята, скажите зачем уметь читать?

- Что можно определить по устной речи человека?

- Тогда для чего нам уроки литературного чтения?


II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Беседа:

- Ребята, творчество какого писателя мы изучали с вами на прошлом уроке? (А.С. Пушкина)

- С какими его произведениями познакомились? (стихотворениями и сказкой «Сказка о рыбаке и рыбке»)

- В чём отличие сказок А.С. Пушкина от других сказок? (они написаны в стихотворной форме)

- А сегодня на уроке знакомство с произведением ещё одного замечательного писателя. Он писал свои произведения тоже в стихотворной форме, но это и не стихотворения и не сказки.

- Если вы отгадаете зашифрованное слово, то узнаете какие произведения писал этот автор.

(Слайд 3)


На доске выставка книг И.А. Крылова.

- Посмотрите на выставку книг к сегодняшнему уроку. Кто автор всех этих произведений? (И.А. Крылов) (Слайд 4,5 краткая биография)


- Скажите, если И.А. Крылов писал басни, кто он? (баснописец) (Слайд 6)


III. Этап выявления места и причины.

 1.Знакомство с понятием «басня».

– А кто знает что такое басня? (Ответы детей)

– На какой жанр литературы похожа басня? Почему? (На сказку, потому что животные разговаривают и действуют, как люди)

– В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.


2. Словарная работа с толковым словарём (на парке карточка).

- Прочитайте в словаре, что обозначает слово «басня» и «мораль».

БАСНЯ – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ, в которых действуют звери, птицы, деревья, вещи, обычно они умеют говорить.


МОРАЛЬ:

1. Нравственные нормы поведения, в отношении с людьми, а также сама нравственность.

2. Логический, поучительный вывод из чего-нибудь. Отсюда мораль - это как поступать не годится.

3. Нравоучение, наставление.

Вывод:

- В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки. (Слайд 7)


IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.

- А теперь давайте сформулируем цель нашего урока. (познакомиться с басней И.А. Крылова, научиться находить мораль басни, учиться читать басню правильно, выразительно)


V. Этап реализации построенного проекта.

1. Определение названия басни. (Слайд 8)

- Сегодня мы будем читать басню, а, чтобы узнать, как она называется нужно прочитать эту строчку справа налево.

АКУЩ И КАР, ЬДЕБЕЛ (Лебедь, рак и щука)

- Эта басня была написана в 1814 году. 200 лет назад.


2. Знакомство с басней (аудио запись). (Слайд 9)

- Сейчас вы прослушаете аудио запись басни «Лебедь, рак и щука».


3.Словарная работа. (Слайд 10)

- Есть ли незнакомые слова? Как вы понимаете смысл этих слов:

Дело на лад – налаживается.

Воз – деревянная повозка для лошадей.

Поклажа – багаж.

Впряглись – вместо лошадей.

Из кожи вон – очень стараются.

И ныне там – на том же месте.


VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

1. Чтение басни детьми (3-4 человека). Учебник с.104

Физкультминутка

Поднимает руки класс-это раз,
Завертелась голова- это два,
Три - руками три хлопка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.


2. Беседа по содержанию.

- Понравилась ли вам басня?

- Как написана эта басня прозой или стихотворением? (стихотворением)

- Назовите героев басни.

- Что вам не понравилось в поведении героев басни? (они были не дружными)

- Почему же «воз и ныне там»? (не смогли договориться, каждый тянул в свою сторону)

- Найдите главную часть басни – мораль. А что означает «мораль» мы с вами читали в толковом словаре. (это первые 3 сточки в басне)


Воспитательный момент.

- Что для вас означает слово «дружба»?

- Кого вы можете считать настоящим другом? (дружба должна быть бескорыстной)

- А легко ли найти друга? А потерять?


VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

1.Работа в парах.

- А сейчас ребята поработаем парах: прочитайте друг другу эту басню. Старайтесь читать правильно и с выражением.


2.Выразительное чтение басни (2-3 человека).


VIII. Этап включения в систему знаний.

Работа над пословицей. Работа в парах.

- У вас на парте лежит карточка с пословицами. Найдите среди них ту, которая относиться к теме нашей басни. (Слайд 11, пословица)

Выбрать пословицу, которая подходит к этой басне.

Другом зовётся, а недругом отзывается. 

Старый друг лучше новых двух. 

Дружно – не грузно, а врозь хоть брось. 

Легче друга потерять, чем найти. 













- В чём смысл этой пословицы?

Ответы детей (Вместе, согласованно работать не тяжело, а порознь — трудно)


IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

«Собери букет».

- Ребята, как вы думаете, что необходимо для дружного сотрудничества? Напишите свои мысли на цветочке, который лежит у вас на парте (взаимопонимание, поддержка, умение договориться)

- Посмотрите на доске изображена ваза, с одним цветком. Мы можем сказать, что в вазе стоит красивый, пышный букет? Почему? (потому, что 1 цветок – это не букет)

- Давайте украсим нашу вазу цветами, на которых вы написали, что необходимо для дружного сотрудничества.

(Дети выходят по одному к доске, приклеивают цветы)

- Посмотрите какой получился красивый букет с вашими советами.

- Молодцы!


X. Подведение итога урока.

Беседа:

- Кем был Иван Андреевич Крылов? (баснописцем)

- Скажите, кто и что делал:

Лебедь (рвался в облака)

Рак (пятился назад)

Щука (тянула в воду)

- Верно ли, что автор своих героев наделил характерами людей? (да)


- Спасибо всем, кто работал старательно и слушал внимательно! Урок окончен!


Домашнее задание: выучить басню (всем); составить небольшой рассказ о друге (по желанию)


Оценивание детей (отметить самых активных детей на уроке)


9


Просмотр содержимого документа
«словарь»







БАСНЯ

БАСНЯ – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ, в которых действуют звери, птицы, деревья, вещи, обычно они умеют говорить.



МОРАЛЬ

МОРАЛЬ:

1. Нравственные нормы поведения, в отношении с людьми, а также сама нравственность.

2. Логический, поучительный вывод из чего-нибудь. Отсюда мораль - это как поступать не годится.

3. Нравоучение, наставление.





















Выбрать пословицу, которая подходит к этой басне.

Другом зовётся, а недругом отзывается. 

Старый друг лучше новых двух. 

Дружно – не грузно, а врозь хоть брось. 

Легче друга потерять, чем найти. 



Выбрать пословицу, которая подходит к этой басне.

Другом зовётся, а недругом отзывается. 

Старый друг лучше новых двух. 

Дружно – не грузно, а врозь хоть брось. 

Легче друга потерять, чем найти. 



Выбрать пословицу, которая подходит к этой басне.

Другом зовётся, а недругом отзывается. 

Старый друг лучше новых двух. 

Дружно – не грузно, а врозь хоть брось. 

Легче друга потерять, чем найти. 



Выбрать пословицу, которая подходит к этой басне.

Другом зовётся, а недругом отзывается. 

Старый друг лучше новых двух. 

Дружно – не грузно, а врозь хоть брось. 

Легче друга потерять, чем найти. 





Просмотр содержимого презентации
«Фокина Л. П. Крылов ЛЕБЕДЬ, РАК и ЩУКА»

МОУ «Рощинская школа» УМК «Школа России» И. А. Крылов  «Лебедь, рак и щука» Литературное чтение,  2 класс Автор презентации: попович Юлия Павловна, учитель начальных классов 2015

МОУ «Рощинская школа»

УМК «Школа России»

И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука»

Литературное чтение,

2 класс

Автор презентации: попович Юлия Павловна,

учитель начальных классов

2015

Речевая разминка «Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо, Ясно, четко, говорим, Потому что не спешим. Паузы мы соблюдаем, Звук ударный выделяем, Хорошо мы говорим, Потому что не спешим».

Речевая разминка

«Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко, говорим,

Потому что не спешим.

Паузы мы соблюдаем,

Звук ударный выделяем,

Хорошо мы говорим,

Потому что не спешим».

Отгадайте зашифрованное слово Я Н С А Б БАСНЯ

Отгадайте зашифрованное слово

Я Н С А Б

БАСНЯ

Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844)

Иван

Андреевич

Крылов

(1769 – 1844)

Иван Андреевич Крылов родился в бедной семье, и не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился дома. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. В 11 лет Ване пришлось поступить на работу в суд канцеляристом. Он переписывал бумаги, разносил пакеты и потихоньку читал книги, которые остались от отца. Всю жизнь И.А. Крылов работал, и учился. Но широкую известность он получил как автор прекрасных басен.

Иван Андреевич Крылов родился в бедной семье, и не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился дома. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. В 11 лет Ване пришлось поступить на работу в суд канцеляристом. Он переписывал бумаги, разносил пакеты и потихоньку читал книги, которые остались от отца. Всю жизнь И.А. Крылов работал, и учился. Но широкую известность он получил как автор прекрасных басен.

И. А. Крылов? БАСНОПИСЕЦ

И. А. Крылов?

БАСНОПИСЕЦ

Вывод: В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.

Вывод:

В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.

Прочитайте строчку справа налево АКУЩ И КАР, ЬДЕБЕЛ ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА

Прочитайте строчку справа налево

АКУЩ И КАР, ЬДЕБЕЛ

ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА

Словарная работа  Лад – согласие, мир, порядок. Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж. Воз – колесная повозка или сани с кладью. Впряглись – сами запряглись в повозку для перевозки груза. Ныне – в настоящее время, теперь. Из кожи вон – очень стараются.

Словарная работа

Лад – согласие, мир, порядок.

Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.

Воз – колесная повозка или сани с кладью.

Впряглись – сами запряглись в повозку для перевозки груза.

Ныне – в настоящее время, теперь.

Из кожи вон – очень стараются.

Пословица Дружно – не грузно, а врозь хоть брось.

Пословица

Дружно – не грузно, а врозь хоть брось.

Домашнее задание: выучить наизусть басню с.104 Составить небольшой рассказ о друге (по выбору).

Домашнее задание: выучить наизусть басню с.104

Составить небольшой рассказ о друге (по выбору).

Спасибо всем, кто работал старательно и слушал внимательно! Урок окончен!

Спасибо всем, кто работал старательно и слушал внимательно!

Урок окончен!

Используемые источники: Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. – М.: ВАКО, 2015 (В помощь школьному учителю) Портрет А. И. Крылова «Портреты детских писателей ХIХ века. Издательство Гном. Лебедь http://www.yugopolis.ru/data/mediadb/2383/0000/0607/60730.jpg  Рак http://s47.radikal.ru/i118/1001/37/d8fc716d61ff.jpg  Щука http://sib.fm/content/2012/1322615370_rggrg.jpg  Иллюстрация к басне http://mnenie-ua.com/multimedia/stati/400x300/2013/02/19/integratsia.jpg Слайд-шоу Жакулиной И. В. http :// metodisty . ru / m / files / view / zhakulina _ i - v -_ slaid - shou _- krylov _ i - a -_ lebed -_ chuka _ i _ rak -_- liter - chtenie -_1-4_ kl

Используемые источники:

Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. – М.: ВАКО, 2015 (В помощь школьному учителю)

Портрет А. И. Крылова «Портреты детских писателей ХIХ века. Издательство Гном.

Лебедь http://www.yugopolis.ru/data/mediadb/2383/0000/0607/60730.jpg

Рак http://s47.radikal.ru/i118/1001/37/d8fc716d61ff.jpg

Щука http://sib.fm/content/2012/1322615370_rggrg.jpg

Иллюстрация к басне http://mnenie-ua.com/multimedia/stati/400x300/2013/02/19/integratsia.jpg

Слайд-шоу Жакулиной И. В. http :// metodisty . ru / m / files / view / zhakulina _ i - v -_ slaid - shou _- krylov _ i - a -_ lebed -_ chuka _ i _ rak -_- liter - chtenie -_1-4_ kl


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Попович Юлия Павлона

Дата: 14.11.2015

Номер свидетельства: 253170

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока по литературе на тему "Басни И.А.Крылова" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-na-tiemu-basni-i-a-krylova"
    ["file_id"] => string(6) "105567"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402886187"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по литературному чтению "Басни Ивана Андреевича  Крылова" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-basni-ivana-andrieievicha-krylova"
    ["file_id"] => string(6) "151724"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420735336"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Литературное чтение басня Крылов.И.А "Стрекоза и муравей". "
    ["seo_title"] => string(63) "litieraturnoie-chtieniie-basnia-krylov-i-a-striekoza-i-muraviei"
    ["file_id"] => string(6) "236167"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443973525"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства