kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Грибы, их разнообразие. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

научить различать наиболее распространенные грибы по их характерным признакам, содействовать осознанию необходимости соблюдения мер безопасности и природоохранных мер при сборе и употреблении грибов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Грибы, их разнообразие. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.»

Тема: Грибы, их раз­нообразие. Съедобные и ядовитые грибы.

Правила сбора грибов.


Цель: научить различать наиболее распространенные грибы по их характерным признакам, содействовать осознанию необходимости соблюдения мер безопасности и природоохранных мер при сборе и употреблении грибов.

Задачи: 

- сформировать представление о том, что грибы – особая группа живых существ;

расширить конкретные представления о наиболее распространенных съедобных и ядовитых грибах;

- содействовать формированию умений устанавливать отличительные признаки объектов, распознавать грибы по их отличительным признакам;

- создать условия для усвоения учащимися правил сбора грибов;

- способствовать осознанию учащимися роли грибов в природе;

- развивать мыслительную активность (классификация, сравнение, обобщение); расширять кругозор учащихся;

- воспитывать любовь к природе; экологическую культуру учащихся; формировать оценочное, эмоциональное отношение к миру.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок. (Сайд 2)

За окошком – январь – середина зимы, но и эти короткие холодные дни удивляют нас своей неповторимостью. Поприветствуем сегодняшний день.

Друг к другу повернитесь

И мило улыбнитесь.

Поверьте, что улыбки эти

Согреют всех на белом свете.

И так светло сегодня в нашем классе

От теплоты сердец, сиянья глаз!

Я думаю, сегодня всё удастся,

Да, непременно всё получится у нас.


2. Деление на центры

Ребята, сегодня на уроке у нас будет работать три центра:

- центр науки;

- центр чтения;

- центр конструирования.
Займите, пожалуйста, свои рабочие места.


3.  Минутка календаря. (Слайд 3)

- А урок мы начнем с минутки календаря. Сегодня….(число, месяц,  день недели)
Температура воздуха… 
Ветер…. 
Осадки…

Погода…

- Постарайтесь найти самое яркое, самое точное слово для описания сегодняшнего утра.


  1. Актуализация знаний учащихся. (Слайд 4)

Красива природа нашего родного белорусского края. Неповторима. Каждый день, направляясь в школу, вы видите удивительные творения матушки-природы.

- А что такое природа? (Составляем кластер) (Слайд 5)

- На какие группы делится природа?

- Назовите предметы неживой природы?

- Назовите предметы живой природы?

- Назовите признаки живой природы. (5 признаков: 1. питаются; 2. растут; 3. дышат; 4.размножаются; 5. умирают).

- Что мы относим к живой природе?

- У нас осталась пустая табличка.

(Работа в группах)

Чтобы узнать, что должно быть в этой табличке, вам придётся потрудиться и собрать с слова-помощники из букв (конверты с буквами в каждой группе) и записать его.

- Что у вас получилось? (боровик, лисички, мухомор – вывешивают на доску)

- Каким, одним словом мы это можем назвать?

  1. Сообщение темы урока, целей. Проблемная ситуация.

Не каждому человеку раскрывает природа свои секреты. А только добрым людям, наблюдательным и любознательным.

И сегодня на уроке «Человек и мир» мы с вами попробуем открыть и исследовать одну очень важную тайну природы.

- Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить сегодня на уроке?

- А может кто-то сможет определить тему нашего урока?

- А сейчас посмотрите на экран и прочитайте тему урока. (Слайд 6)


- Давайте попробуем озвучить цель нашего сегодняшнего урока. Для этого я приготовила вам слова-помощники. Посмотрите на экран. (Слайд 7)

Сегодня на уроке мы отправимся в грибное царство и узнаем что такое грибы, какое строение они имеют, на какие группы делятся. Узнаем, как правильно собирать съедобные грибы и какую опасность таят в себе ядовитые. А поможет нам в путешествии Боровичок-Лесовичок. (Слайд 8)

6 . Работа над новым материалом.

  • - Что такое грибы? (Слайд 9)

- Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос.

- Скажите, пожалуйста, грибы - это живая или неживая природа?

- Почему?

- А к какому царству живой природы можно отнести грибы?

- Гриб - это животное?

- Гриб - это растение?

- Куда люди ходят за грибами? (в лес)

- Как мы должны вести себя в лесу? Какие правила должны соблюдать?

Грибы - это особое царство живой природы, которое не относится ни к царству растений, ни к царству животных. Ученые несколько веков не могли решить, что такое грибы. Есть царство растений и царство животных. А куда отнести грибы? К растениям? Но ведь грибы совсем не похожи на них. Главное – не зеленые. К животным? Но на животных они тем более не похожи! Грибы – это не растения, и не животные. Грибы – это грибы. Их на свете около 100 тысяч видов. Учёные их выделили в специальное царство Грибов. В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. И в 19 веке их выделили в отдельное царство. В нашей стране 200 видов грибов. Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут до 25. Жареные, вареные, соленые грибы не сходили со стола в будни и праздники, зимой и летом. Их можно встретить в самых различных местах – в пресной и морской воде, в поле и саду, на лугу и в горах. Среди них есть микроскопические виды, есть и гиганты. Грибы часто называют лесным мясом, они достаточно питательны. Не менее важно наличие в них жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей. У каждого гриба есть свои любимые места обитания. Подберёзовики селятся около берёз. Подосиновики любят осинники. В еловых лесах встречаются сыроежки, грузди, лисички. Белые грибы растут около берёз, дубов, и около хвойных деревьев. Значит, их можно искать в любом лесу.

- А какие вы знаете грибы?


  • Грибы – особая группа живых организмов (Слайд 10-11)

  • Строение грибов. (Слайд 12) – (работа в группах)

- Как любой живой организм, гриб имеет своё строение. А какое, я предлагаю вам подумать и определить в группах. Каждая группа получает по изображению гриба. Ваша задача – определить и подписать из чего состоит гриб.

- А сейчас давайте проверим, что у вас получилось. Внимание на экран.

- Из каких частей состоит гриб?

- В самом верху? (шляпка) Верхняя часть гриба (шляпка) – плотная и мясистая. Своей формой действительно напоминает шляпу.

- Что находится ниже? (Ножка). Обычно длинная и вытянутая, похожая на стебель.

- Шляпка и ножка называется плодовое тело.

- Как называется подземная часть гриба? (грибница)

Грибница-это тонкие, ветвистые, белые, похожие на паутину нити, которые оплетают корни деревьев и срастаются с ними. Грибница любит влагу, тепло, боится света. Она растет более 100 лет, а гриб, т. е плодовое тело, появляется лишь на период от 3 до 7 дней.

-Покажите, из каких частей состоит гриб?

- А сейчас сюрприз от Боровичка-Лесовичка.


Физкультминутка (Слайд 13-26)


  • Грибы съедобные и ядовитые. (Слайд 27)

Посмотрите на доску. Вы составляли слова – названия грибов.

Скажите, на какие две группы можно разделить вот эти грибы? (съедобные и ядовитые)

- Как вы думаете, почему слово съедобные написано зеленым цветом, а ядовитые – красным?

-Среди представителей грибного царства есть группа грибов, которые являются ядовитыми и смертельно ядовитыми грибами. В наших лесах таких «злодеев» хватает: их около 30 видов. Они обычно соседствуют со съедобными грибами, зачастую на них походят и коварство свое показывают не сразу, а через несколько часов после приема в пищу.

- Какие вы знаете ядовитые грибы? (Слайд 28-29)


- Лесовичок в своем лукошке принес нам грибы. А что это за грибы вы узнаете, когда отгадаете загадки. (Слайд 30)


1. Ловко спрятаться умеет

Там, где лес с березняком.

При засушке он чернеет

Хоть и бел его излом. (Подберёзовик). (Слайд 31)



2. В лесу на лужочке

Гнилые пенёчки.

А на каждом из них

Много братцев лихих. (Опята). (Слайд 32)


3.Он на толстой ножке белой

В яркой шапке загорелой.

Кто в лесу его найдёт,

Тот от радости поёт. (Боровик). (Слайд 33)


4. Очень дружные сестрички.

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Золотистые ……….(лисички) (Слайд 34)


5. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я …( подосиновик). (Слайд 35)


6. Стоит мальчонка —

Рыжая шапчонка.(Рыжик. ) (Слайд 36 )

7. Цветник без цветов

Под елкой готов.(Сыроежки.) (Слайд 37)


8. Средь молодых сосенок

В блестящей темной шапочке

Растет грибок … (масленок). (Слайд 38)


- Почему названия некоторых грибов похоже на названия деревьев?

Существует множество видов грибов. В основном они растут в лесу. А некоторые виды грибов люди выращивают искусственно в специальных помещениях. Это шампиньоны.

- Мы рассмотрели с вами материал о съедобных грибах, которые можно употреблять в пищу, то есть кушать. Из грибов готовят вкусные блюда. В них содержатся протеины – очень ценные питательные вещества и минеральные соли, необходимые организму человека.

Физкультминутка для глаз (Слайд 39-41)


    1. Самостоятельная исследовательская работа в центрах. (Слайд 42-43)

Центр науки.

Предмет исследования: почему грибы живут по соседству деревьями.

Способ исследования: работа со сказкой

Центр чтения.

Предмет исследования: Как узнать бледную поганку? Какой у неё отличительный признак?
Способ исследования: чтение и анализ статьи учебника «Человек и мир» (стр. 62).
Центр конструирования.

Предмет исследования: правила сбора грибов

Способ исследования: прочитать статью «Правила сбора грибов», проанализировать, сделать вывод как правильно собирать грибы.


Сказка

Грибы всегда живут по соседству с деревьями. Но однажды деревья обвинили грибы в грабеже. "

-Вы воруете у нас питательные вещества. Срастаетесь с нашими корнями и живёте за наш счёт. Мы уходим от вас"

Грибы ответили: "Не уходите, мы же наводим порядок, разрушаем остатки растений и животных, образуем перегной.

Но, как ни старались упросить их грибы, ничего не помогло. Все деревья ушли подальше от царства грибов.

Прошло время - грибов становилось всё меньше и меньше - им действительно не хватало пищи, взять они её могли только у деревьев. Но и деревьям было не сладко. Они стали, хуже расти, чахнуть, а ещё каждый год засыпала их осенняя листва и горы листьев добрались до макушек деревьев. Деревья никак не могли понять, почему их самочувствие ухудшается, и почему не исчезают опавшие листья с земли, а заваливают их до самой макушки. Поняли деревья, что совершили ошибку и попросили прощение у грибов. Грибы их простили, и всё стало по-прежнему. Грибы стали лучше расти, ведь теперь им хватало питания, и деревья стали быстрее расти и засохшие листья куда- то исчезли. Но секрета своей важности для деревьев грибы так и не открыли. А деревья до сих пор мучаются в догадках, почему же им стало так плохо без грибов?

- А может быть, вы сможете ответить на этот вопрос? Для чего нужны грибы?

- Что же деревья получают от грибов?


8 . Отчёт центров о проделанной работе. (Слайд 44-45)


Центр науки.

  • Грибница срастается с корнями растений. Своим корнем -

грибницей (всасывают из почвы влагу с солями и отдают ее деревьям. (Слайд 44-45)


- Куда исчезают все засохшие листья под деревьями, старые пни, упавшие сучья? Как вы думаете? Так, что ещё делает грибница?


  • Санитары леса. Разлагают листву, стволы погибших деревьев, образуя перегной, очень нужный для деревьев.

- Нужны ли грибы животным? Зачем? Какие животные питаются грибами? (белки, лоси, кабаны, глухари, тетерева).

Некоторые животные леса лечатся ядовитыми для человека грибами. Мухоморами лечатся лось, сороки.


Центр чтения. (Слайд 46)

Запомни! Нельзя срывать, срезать ножом и

Даже прикасаться к ней.


Центр конструирования. (Слайд 47)

  1. Никогда не следует брать незнакомый гриб.

  2. Не сбивай ядовитые грибы.

  3. Не вырывай гриб.


  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Слайд 48)

- С какими грибами мы познакомились?

- Из каких частей состоит гриб?

- Какие вы запомнили правила сбора грибов?


(Слайд 49)

-А сейчас давайте на память о нашем уроке подарим Боровичку-Лесовичку грибочки.

Посмотрите на парты. Вы заметили, что они разного цвета? Это не просто так. Кому было на уроке интересно и он узнал что-то новое – положит в корзинку грибок с коричневой шляпкой. Те ребята, кто испытывал трудности, у кого-то что-то не получалось на уроке, положит грибок с жёлтой шляпкой . А ребята, которым было неинтересно и трудно – грибок с красной шляпкой.


9. Домашнее задание. (Слайд 50)

- А Лесовичок в ответ вам дарит волшебный грибок. На нём написано домашнее задание.

1. Выучить правила сбора грибов. С. 63

2. Подготовить сообщение о ядовитых грибах

3. Подготовить сообщение о съедобных грибах


-На этом урок закончен. Спасибо всем за работу. (Слайд 51)





10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Грибы, их разнообразие. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Автор: Никифорова Оксана Николаевна

Дата: 15.05.2019

Номер свидетельства: 510446

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Грибы""
    ["seo_title"] => string(66) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_okruzhaiushchego_mira_po_teme_griby"
    ["file_id"] => string(6) "626454"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1677176631"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Урок окружающего мира "Съедобные и несъедобные грибы. В лес за грибами" "
    ["seo_title"] => string(81) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-siedobnyie-i-niesiedobnyie-ghriby-v-lies-za-ghribami"
    ["file_id"] => string(6) "159036"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421844653"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Урок на тему: «»Съедобные и несъедобные грибы» "
    ["seo_title"] => string(47) "urok-na-tiemu-siedobnyie-i-niesiedobnyie-ghriby"
    ["file_id"] => string(6) "185283"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426164848"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока по окружающему миру по теме "Грибы" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-griby"
    ["file_id"] => string(6) "177789"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424707754"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Интегрированный урок по чтению и природоведению "Почему осенью хорошо растут грибы?" "
    ["seo_title"] => string(96) "intieghrirovannyi-urok-po-chtieniiu-i-prirodoviedieniiu-pochiemu-osien-iu-khorosho-rastut-ghriby"
    ["file_id"] => string(6) "245886"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446227531"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства