Оборудование: оформление доски, презентация, карточки, раздаточный материал для работы в группах, глобусы разных размеров.
Ход урока.
1. Организация начала урока. Мотивация учебной деятельности.
Порядок на столе,
Порядок в голове.
И как всегда, мы снова,
Начать урок готовы!
- Один человек сказал: «Считай, ты потерял день, в который не улыбнулся»
- А чтобы сегодняшний день не был потерянным, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, мысленно пожелайте всем успехов.
- Что такое УСПЕХ?
У – умение учиться и работать
С – сотрудничество в группах
П – преодоление трудностей на доске
Е – единство
Х – хорошее настроение
- Все ваши достижения на уроке вы будете фиксировать на «Дорожке успеха», а в конце урока подведем итог.
- Кроме знаний на сегодняшнем уроке будут оцениваться и другие критерии:
АКТИВНОСТЬ, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, ДИСЦИПЛИНА, УМЕНИЕ СЛУШАТЬ ДРУГИХ
- Повторим правила работы в группах.
- Итак, в путь!
2. Постановка темы и задач урока.
- Мы продолжаем изучать раздел «Земля – космическое тело» и узнавать о нашей планете новое.
Но, прежде чем к изучению
Нового приступить,
Нужно пройденную тему повторить.
3. Актуализация знаний обучающихся
А) игра «Перекрестный огонь» (5 вопросов по теме «Земля. Вид Земли из космоса»)
Оценивание:
1 балл – за самый интересный вопрос
1-2 балла – отвечающему
Б) индивидуальная работа на карточках «Верно – неверно» (проверка домашнего задания)
Приложение №1
Самопроверка: встать, если верно, не вставать, если неверно
Оценивание – по количеству правильных ответов (максимум – 6 баллов)
Вывод: Земля – шарообразное тело.
4. Изучение нового материала
А) введение в тему:
- Как вы думаете, для чего нам нужны знания о том, что Земля – шарообразное тело?
(для того чтобы правильно понимать причины разных процессов, происходящих на нашей планете)
- Существует ли такое приспособление, которое позволит изучать нашу планету не в натуральную величину, а в уменьшенном виде?
- Прочитайте тему урока. Как вы ее понимаете?
Работа с «Толковым словарем»
МОДЕЛЬ –
1. Образец какого-н. изделия, а также образец для изготовления чего-н.
"Новая м. платья"
2. Уменьшенное (или в натуральную величину) воспроизведение или схема чего-н.
"М. корабля"
- Сформулируйте цель урока:
Узнать…
Научиться …
Б) объяснение нового материала
Показ глобуса:
- Слово «глобус» - латинское. Как вы думаете, что оно обозначает? (шар)
- Рассмотрите глобус. Какой он? (круглый, шарообразный, разноцветный…)
- Похож ли он на Землю? Чем? Чем отличается?
- Как вы думаете, что на глобусе изображено синим цветом? А что изображено другими цветами? (Раскраска глобуса показывает, где поверхность Земли покрыта водой, где на ней суша, горы и реки) - Действительно, голубой цвет – это вода. На земле много океанов и морей. Коричневый, желтый, зеленый цвет – это вся суша и горы. Темно-синим цветом показаны самые глубокие места океанов и морей. А темно-коричневые – самые высокие горы. Белый цвет есть ближе к полюсам. Это снег или лед.
Знакомство с разнообразием глобусов:
- Как вы думаете, все ли глобусы одинаковые?
Учитель показывает еще 1 глобус меньшего размера и с нанесенными на него государствами.
- Сравните эти глобусы.
Вводится понятие о масштабе: у первого глобуса масштаб 1 см : 500 км, у второго глобуса 1 см : 840 км
- Чем еще отличаются глобусы? (на первом изображена поверхность Земли – рельеф, второй глобус – политический)
- О том, какие еще бывают глобусы, расскажут ребята:
1) Старейший глобус появился более 500 лет назад, в Германии, и создал его немецкий географ Мартин Бехайм. Сделал он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует Америка. Берега Западной Европы и Восточной Азии разделены только морем. Он назвал свою модель «земное яблоко». До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии.
2) В Голландии очень давно, более 300 лет назад, искусными мастерами того времени, был изготовлен необычный глобус. Он принадлежал Петру Первому. Его диаметр равен 319 см. Он приводился в движение особым механизмом. Он был не только глобусом, но и планетарием. Во внутрь него вела дверца, посреди глобуса стоял стол и скамейки, за которыми умещалось 12 человек. Посетители могли наблюдать суточное движение звезд. Чтобы перевести этот глобус из Москвы, пришлось впрягать 14 лошадей. В настоящее время он находится в музее в городе Санкт-Петербург.
3) Самый маленький в мире глобус создан в Японии. Его диаметр меньше, чем толщина человеческого волоса, поэтому рассмотреть его можно только в микроскоп.
4) Бывают глобусы с неровной поверхностью: все горы все возвышенности на них выпуклые. Это рельефные глобусы. Есть лунный глобус и глобус Марса. Есть даже глобус звездного неба. На нем изображены созвездия,
5) Есть “глобус-космонавт”. Он установлен на космических кораблях. Небольшой глобус – космонавт во время всего полета кружится без остановки с такой же скоростью, как и Земля. Только взглянет на него командир космического корабля, сразу узнает, над каким океаном или какой страной проносится в эту минуту его космический корабль.
- Какой глобус заинтересовал больше всего?
Знакомство с элементами глобусов:
- Глобус можно повернуть. Что помогает совершать это движение? - Внутри находится штырь. - А как при этом расположен глобус? - Он наклонен. - Для глобуса штырь – это ось вращения. Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она так же наклонна. Ведь глобус – уменьшенная копия Земли. - Нижняя и верхняя точки воображаемой оси земного шара называются полюсами. Их два: Северный и Южный. На глобусе и на карте они изображены в виде точек.
На одинаковом расстоянии от полюсов проходит линия, которая называется экватором. Экватор делит земной шар на 2 полушария: Северное и Южное.
Другие линии, проходящие параллельно экватору, называются параллелями.
- Что значит «параллельно»? (не пересекаясь)
- Линии, соединяющие Северный и Южный полюс, называют меридианами. Отсчет меридианов начинают с нулевого (начального) меридиана, который проходит через Гринвичскую обсерваторию в городе Лондоне.
(показ полюсов, экватора, параллелей и меридиана на глобусе)
Элемент мнемотехники: рисунок помидора с параллелями, рисунок мандарина с меридианами
- Где еще, кроме глобуса есть полюса, экватор, параллели и меридианы? (на картах)
- А на самой планете Земля есть?
- Зачем на глобусах и картах нанесены параллели и меридианы? (чтобы правильно определить и описать месторасположение какого-нибудь объекта)
Например, капитан корабля, терпящего бедствие, посылает радиограмму: «СОС! Наш корабль терпит крушение. Наши координаты: 30 градусов южной широты и 110 градусов западной долготы». Тот, кто получит это сообщение, с помощью параллелей и меридианов на карте или глобусе может легко определить, где находится корабль и поспешит ему на помощь.
- Вы тоже будете учиться определять координаты объектов, но уже на уроках географии.
Нам показывает страны, (основная стойка, руки в стороны)
Реки, (присев, волнообразные движения руками)
горы, (стойка на носочках, потянулись вверх)
океаны. (широко руки в стороны)
Ты как глобус покрутись,
А теперь остановись!
5. Работа по учебнику. Первична проверка усвоения знаний
А) чтение статьи на стр. 111 – 112 по цепочке.
- Что нового узнали?
Б) составление тонких и толстых вопросов в группах
Оценивание: 2 балла (по 1 баллу за каждый правильно составленный вопрос)
6. Работа в группах. Первичное закрепление знаний.
1 группа
Задание: составить синквейн на тему «Глобус»
2 группа
Задание: в филворде найти 9 слов, определить лишнее
(Приложение №2)
3 группа
Задание: вставить пропущенные слова
Модель Земли - _________________ .
Это слово в переводе с латинского означает_____________.
На глобусе синим цветом обозначена ____________, коричневым, жёлтым, зелёным обозначена ___________, белым _____________. На земном шаре _______ океана и _______ материков.
Главный пояс Земли - это ___________________. На глобусе есть горизонтальные и вертикальные линии, которые называются _____________и __________________.
Планета Земля наш общий дом и её надо __________!
4 группа
Задание: практическая работа с глобусом
1) Рассмотрите глобус и определите, чего на Земле больше: воды или суши?
2) Найдите и научитесь показывать Северный полюс, Южный полюс, экватор, параллели, меридианы.
3) На каком материке расположен Казахстан? Найдите этот материк и научитесь показывать на глобусе (обводим границы материка!)
Проверка заданий, выполненных группами.
Остальные группы во время ответов дополняют, исправляют ошибки и недочеты.
Оценивание: 3 балла за правильный ответ
7. Контроль и самопроверка знаний (тест соответствия)
Приложение №3
Взаимопроверка по ключу на доске
Оценивание: по количеству правильных ответов
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Вспомните, какую цель ставили сегодня на уроке? Расскажите, что узнали.
- Чему учились?
- О чем захотелось узнать больше?
Итоговое оценивание работы на уроке.
«5» - 19 – 21 балл
«4» - 15 – 18 баллов
«3» - 11 – 14 баллов
9. Информация о домашнем задании.
Обязательный уровень: стр. 111 – 112 – знать содержание учебного текста
Возможный уровень: изготовить модель Земли из пластилина
Приложение №1
«Верно – неверно»
Поставь + или –
1. В древности люди считали нашу планету плоской.
2. Если идти в одном направлении определённое время, то можно достичь края Земли.
3. Во время затмения Луны тень от Земли видна в виде круга.
4. Первые конкретные доказательства шарообразности Земли были получены после первых кругосветных путешествий.
5. Первым космонавтом, который из космоса увидел, что Земля шарообразная, был Токтар Аубакиров.
6. Земля имеет форму шара (геоида)
Приложение №2
Филворд
Задание: найдите и подчеркните 9 «спрятавшихся» слов; определите, какое из них лишнее
ч
ч
с
м
ц
ы
э
э
р
я
п
ш
а
р
к
ъ
ц
з
а
з
ц
ф
в
я
м
е
р
и
д
и
а
н
о
м
а
г
й
з
т
н
д
л
л
л
й
в
о
п
е
я
л
о
ю
е
р
о
л
я
е
б
б
з
ж
л
ь
э
л
у
ю
д
е
ю
ы
м
ь
с
я
а
ю
с
Приложение №3
Тест соответствия
Соедини стрелками понятия в левом и правом столбиках
1
Глобус
А
Верхняя или нижняя точка воображаемой оси земного шара
2
Полюс
Б
линия, проходящая на одинаковом расстоянии от полюсов