2 | Актуализация знаний. Постановка темы и цели занятия. | - Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? - Как люди узнали, что Земля имеет форму шара? - Отгадайте загадку, скажите что это? Моря и океаны, материки и страны, Всё умещается на нём, На этом шаре голубом. - Что такое глобус? - Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока. - Поставьте перед собой цель, что бы вы хотели узнать на уроке, чему научиться? | - Земля имеет форму шара, что такое горизонт – это граница между небом и землей, модель Земли – глобус. - 1. Луна – шарообразное небесное тело, люди стали догадываться, что Земля имеет форму шара. 2. Кругосветное путешествие Фернана Магеллана. 3. Круглая тень от Земли падает на Луну. 4. Юрий Гагарин совершил первое кругосветное путешествие в космосе. - Глобус. - Это уменьшенная модель земли, которая, представляет из себя небольшой шар. - Тема нашего урока «Глобус – модель Земли». - Зачем нужен глобус, как им пользоваться, что на нем изображено. |
3 | Изучение новой темы. | - Посмотрите внимательно на глобус. Опишите его. - Как вы думаете, что на глобусе изображено синим цветом? - Что изображено другими цветами? - Раскраска глобуса показывает, где поверхность Земли покрыта водой, где, на ней суша, горы и реки. - Откройте учебник на стр.32. А теперь обсудите в парах, чем глобус отличается от планеты Земля. - Чем глобус отличается от планеты? - Попробуем вращать глобус. - Глобус располагается на металлическом стержне – оси. - Как расположен стержень? Почему? - Как вы думаете, почему глобус сделали вращающимся? - Земля вращается вокруг оси. И ось вращения Земли тоже имеет наклон. Ось Земли – это воображаемая прямая линия, вокруг которой вращается Земля. - Найдите текст на стр.33 с красной строки. - По каким признакам мы замечаем вращение Земли? - Найдем на глобусе Москву – столицу, главный город, и приклеим на него звездочку, повернем глобус. Какое движение совершает Москва при вращении Земли? - А теперь наклеим метки выше и ниже? Различаются ли их пути вращения? - У какой метки самый короткий путь вращения? - А как вы думаете, куда нужно наклеить метку, чтобы её путь был самым большим? -Каждая точка Земли движется по кругу. Самый большой путь проходят точки на экваторе. Покажите ниточкой экватор. - Как вы думаете, есть ли на Земле такая точка, которая вращается на одном месте, самый короткий путь? Куда нужно приклеить метку? - В центре самого короткого пути находится точка, которая, всегда остается на месте. Это – Северный полюс. Догадайтесь, где найти на глобусе Южный полюс Земли? Кто покажет? Полюса – это точки пересечения земной оси с земной поверхностью. Различают Северный и Южный полюс. - Покажите еще раз экватор. Что такое экватор? - Кто определил, кто покажет, где Северное, а где Южное полушарие? - Откройте рабочую тетрадь на стр.10 задание 2. Прочитайте задание про себя. - Выполните задание самостоятельно. Проверим, кто желает к доске. - Молодцы, что мы находили у каждого предмета? - Посмотрите на глобус, найдите на глобусе линии, соединяющие два полюса. - Что соединяют эти линии? - Это меридианы. Это круговые линии, которые проходят через полюса и показывают направления с севера на юг. - Найдите на глобусе линии, пересекающие меридианы. Кто покажет? - Как проходят эти линии? - Это – параллели. Это круговые линии, которые параллельны экватору и показывают направление с запада на восток. - Как называется самая длинная параллель? - Параллели и меридианы – это воображаемые линии, а полюсы – воображаемые точки. ФИЗМИНУТКА. - На стр.34 учебника посмотрите на глобус и повторите в парах название линий и точек, о которых вы узнали. - Кто запомнил, на какие части она делит Землю, покажите их. - Есть ли эти линии и точки на планете Земля? - Как вы думаете, зачем они нужны на глобусе? - Чтобы узнать прочитайте второй абзац на стр.35 для себя. - Зачем нужны меридианы и параллели на глобусе? - Ниже в рамочке прочитайте определение, что такое глобус? Что такое глобус? | Глобус-, это небольшой шар. Он окрашен разными цветами. Большую часть занимает голубой цвет. Встречается ещё жёлтый, зелёный, коричневый цвет. Глобус стоит на ножке. - Вода, реки, океаны, моря – водоемы. - Суша, материки, горы, равнины – земля. Обсуждают в парах. - На глобусе нарисована какая-то сеточка, он стоит на ножке, Земля в космосе, а глобус у нас здесь, на столе. Вращают, размышляют. - Наклонно, потому что такой наклон имеет и Земля при движении. - Земля вращается вокруг своей оси, а глобус – это модель Земли. Учащиеся читают вслух. - По небесным телам: Солнцу, Луне и звездам. - Круговое вращение. Сравнивают. - У зелёной. Выходит ребенок и наклеивает метку. Показывают экватор. Обдумывают, анализируют, приклеивают метку. Находят точки. - Экватор – это круговая линия, расположенная на одинаковом расстояний от полюсов. (ниткой показать длинну) Экватор делит шар на полушария: Северное и Южное. - Выше экватора – Северное полушарие, ниже – Южное. Один ученик читает вслух. Открывают, читают, сверяют с доской. - Экватор, полюс, Северное и Южное полушарие. Один ученик показывает у доски. - Север и юг. - С запада на восток. - Экватор. - Экскаватор. - Северное и Южное полушарие. - Нет. - Чтобы найти какое-то место. Читают, обдумывают прочитанное, выделяют нужное. - С помощью их можно определить какому меридиану или параллели приближаешься и найти это место на глобусе или карте. - Глобус – это уменьшенная модель Земли. Он показывает, какую форму имеет Земля, как она вращается и что находится на её поверхности. |