Исходя из этого, была поставлена цель урока: знакомство детей с моделью Земли - глобус.
На уроке решались следующие задачи:
Повторить прежние знания о Земле; познакомить детей с глобусом и научить работать с ним; отработать новые понятия ( стратегия Инсёрт); решать проблемные задачи; развивать умение работать самостоятельно; создать атмосферу творческого сотрудничества, условия для благоприятной работы, для настроя на успех.
Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных задач урока, стимулировали познавательные интересы учащихся. А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение. На уроке использовала технологии критического мышления, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету. Каждый этап урока служил для достижения определенных целей.
Свой урок старалась построить так, чтобы как можно чаще звучал вопрос почему? и как можно чаще дети употребляли бы в своей речи слова "потому что", "поэтому".
На уроке использовались следующие формы работы:
индивидуальная
работа в парах,
самостоятельная работа
самооценка и самоанализ
рефлексия
обобщение
работа по учебнику
Был использован дифференцированный подход ( разноуровневое задание)
Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок успешен в своем мнении. На уроке применялась физминутка. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Применение новых технологий, создание проблемных ситуаций мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку. Я считаю, что уроки такой формы удачны, так как учащиеся с интересом применяют, используют свои знания.
Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.
Домашнее задание :
работа с глобусом:
расписать кластер:
подготовить вопросы из дополнительной литературы.
Аннотация
В ходе урока доказываются выдвигаемые предположения шарообразности Земли. Идет знакомство с формой и движением Земли, развивается наблюдательность, воспитывается бережное отношение к природе. Разработанный урок – исследование по познанию миру в 4-м классе с элементами экологического воспитания и образования. Материал представлен по технологии «Критическое мышление через чтение и письмо».
Урок построен в соответствии с программными требованиями, с использованием элементов технологии «Критическое мышление через чтение и письмо», которая, на мой взгляд, заслуживает внимания в русле поиска современных подходов к обучению. Ученик изначально поставлен в такие условия, что он должен прикладывать определённые усилия в процессе образования. Учитель, со своей стороны, тоже должен - не только замечать эти усилия, поддерживать ученика, обеспечивать ему условия для дальнейшего продвижения вперёд, но и каждый раз, делая «шаг навстречу», подниматься на новую ступеньку в своём методическом опыте, умении строить отношения со своими учениками.
В основу урока положен деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий. Работа в парах формирует у учеников разнообразные компетенции, направленные на развитие творческой личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по познанию мира на тему: "Глобус-модель Земли"»
Тема: "Глобус – модель земного шара"
Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «познание мира»
Задачи урока:
Определить уровень знаний о планете Земля и ее модели.
Уточнить представления о модели Земли – глобусе.
Продолжить формирование умений работы с глобусом и навыка устного составления рассказа
Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности.
Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру.
Отработать новые понятия ( стратегия Инсёрт)
Ожидаемые результаты:
Дети получат новые знания применяя стратегию Инсёрт;
Научатся заполнять таблицу помет;
Смогут расписать кластер;
Предметные: уметь объяснять значение терминов «меридианы», «нулевой меридиан», «параллели», « экватор», находить на глобусе меридианы, параллели, Северный и Южный полюса, Северное и Южное полушария.
Метапредметные:
коммуникативные: навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.
регулятивные:
рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
познавательные:
общеучебные действия: умение работать по технологии «Критическое мышление», строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста/
Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, демонстративный глобус, ИКТ, раздаточный материал, таблицы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
(Цель: создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя.)
Окружающий нас мир Интересно познавать. Его тайны и загадки Мы готовы разгадать.
II. Побуждение.
1.(Цель: определить уровень знаний о планете Земля и ее модели)
Как называется ближайшая к Земле звезда?
Какую форму имеет планета Земля?
Как называется модель Земли?
Что нарисовано на поверхности глобуса?
Чего на Земле больше: суши или воды?
2. Мозговой штурм.
На нем уместилась вся наша Земля: Моря, океаны, леса и поля. И Северный полюс там тоже найдешь, А если захочешь – в руках унесешь. (Глобус)
-Какие ассоциации возникают при слове- глобус ?
-индивидуальная работа;
-работа в парах;
-в группах;
-презентация.
3.Категоризация.
- Суша, водное пространство.
Кластер.
Глобус
Суша Водное пространство
5.Какие вопросы у вас появились?
-что такое глобус ?
- почему глобус назвали моделью Земли?
- сколько материков на Земном шаре?
-почему на глобусе больше голубого цвета?
-почему так много воды, с чем это связано?
-какие ещё есть обозначения на глобусе?
-что обозначает сетка на глобусе?
-почему происходит смена дня и ночи, времена года?
II. Стратегия Инсёрт
Глобус – это модель земного шара. Прочитайте об этом (предложенный материал частично известен ребятам)
Чтение текста с пометами методом «инсерт» (слайд )
1.Инструктаж
«V» – знаю «+» – новая информация «–» – не соответствует моей информации «?» – хочу знать больше
2.Таблица помет
V
+
-
?
3.Обсуждение:
- работа в парах;
- обмен информацией;
-обмен таблицами;
- спикер проговаривает обобщение .
III. Рефлексия.
1.Возвращение к вопросам
– Какая информация вам уже была известна? – Что нового узнали? – О чем думали иначе? (Земля имеет шарообразную форму, а не шар. Что она немного сплюснута у полюсов) – Что хотели бы уточнить?
– Получить точные знания о форме Земли помогли искусственные спутники Земли. Облетая землю, спутники все время посылали на Землю радиосигналы – сообщения о своем удалении от центра земли. По этим сигналам электронные машины определили высоту полета спутников, а специальные пишущие устройства помогли «нарисовать» форму планеты. Оказалось, что наша планета вовсе не правильный шар.
Чтобы лучше представить себе внешний вид Земли, люди создали её модель – глобус (от лат. globus – шар), который имеет такую же форму, как и Земля, только во много раз меньше.
С помощью глобуса легко представить себе шарообразную форму Земли. Почему мы говорим именно шарообразную, а не шар? Искусственные спутники помогли получить точные знания о форме Земли. Облетая Землю, спутники все время посылали радиосигналы – сообщения о своей удаленности от Земли.
2.Практическая работа.
С помощью глобуса легко представить себе шарообразную форму Земли. Почему мы говорим именно шарообразную, а не шар? Искусственные спутники помогли получить точные знания о форме Земли. Облетая Землю, спутники все время посылали радиосигналы – сообщения о своей удаленности от Земли.
Спутник, облетающий Землю
По этим сигналам специальные электронные машины определили высоту полета спутников, а пишущие устройства помогли «нарисовать» форму Земли. Оказалось, наша Земля не правильный шар – она немного сплюснута у полюсов. Глобус закреплен на оси, но наша планета вращается вокруг воображаемой оси. Обратите внимание, точка, где ось выходит из глобуса сверху, называется Северным географическим полюсом (от лат. polus – ось), а нижняя точка – Южным географическим полюсом Земли.
Вращение Земли вокруг воображаемой оси.
Линия Гринвичского нулевого меридиана делит земной шар на Западное и Восточное полушария