Пояснительная записка
Учащиеся приобретают позитивный опыт проектирования и пробных поисковых действий. У детей формируются универсальные учебные действия (познавательные: формулировать проблему, анализировать информацию, наблюдать, сохранять в памяти увиденное и услышанное, творчески преобразовывать добытые знания; регулятивные: планировать свою деятельность и целенаправленно ее осуществлять, сотрудничать с другими детьми и учителем, оформлять результаты деятельности (в виде моделей); коммуникативные: умение вести учебный диалог с учителем, одноклассниками, аргументировано отстаивать свою точку зрения; личностные качества как самостоятельность, ответственность, уверенность в себе).
Организация деятельности учащихся: класс делится на 4 группы. Каждая группа получает одинаковое задание, работа в группах распределяется самими учащимися в соответствии с особенностями задания.
Вся работа делится на три этапа:
Первый этап:
- организационный момент (учитель делит класс на группы и объясняет стоящую перед группами задачу);
Второй этап:
- работа в группах (обсуждение задачи, распределение обязанностей, создание деталей);
Третий этап:
- выступление представителя каждой группы перед классом;
- оценка и рефлексия.
Продолжительность урока: 40 минут
Класс: первый
Тип урока: формирование новых учебных знаний
Тема: Глобус — модель Земли.
Цель урока: познакомить с глобусом — моделью Земли, дать представление о материках, океанах, экваторе, полюсах. Познакомить детей с проектной деятельностью.
Оборудование: модели машин, самолетов, поездов, кораблей, яхт, вертолетов, мотоциклов и т.д.; глобус, пластилин, зубочистки, шаблон Евразии.
Ход урока:
I. Орг. момент.
II. Актуализация опорных знаний.
На столе лежат модели машин, кораблей, поездов, самолетов и т.д.
- Посмотрите на стол, что вы видите? (модели).
- Что же такое модель? (модель — это точная увеличенная или уменьшенная копия какого-либо объекта).
- Можно ли плюшевого мишку назвать моделью медведя? (нет, это не точная копия, а игрушка).
- Модель отличается от игрушки абсолютной внешней схожестью с подлинником.
- Мы сегодня будем продолжать исследовать модели. А вот какую, отгадайте загадку.
III. Загадка. Введение в новую тему.
Одноногий, но стою
Знаю службу я свою.
На моей ноге одной
Шар удержится земной. (глобус)
Показ модели — глобуса.
- Подходит глобус к нашему определению модели? (да).
- Модель чего? (модель Земли).
Открываю тему урока.
- Тема нашего урока: Глобус — модель Земли. Сегодня с вами мы будем изготавливать модель Земли.
- Как вы думаете, что нам для этого нужно? (пластилин, составить план действий).
- Прежде чем изготавливать глобус, что мы должны знать? (что такое глобус).
IV. Работа над проектом.
- Значит первое, это что такое глобус? Модель Земли.
Вывешиваю на доску. 1. Что такое глобус? Модель Земли.
- Посмотрите внимательно на глобус.
- Что, прежде всего, бросается в глаза? (форма и цвет).
- Значит второе, будем выбирать форму и цвет.
Вывешиваю на доску. 2. Выбор формы и цвета.
- Какой формы глобус? (форма шара).
- Какого цвета больше всего на глобусе? (синего).
- Как вы думаете, что показывает этот цвет? (воду).
- Значит, какой можно сделать вывод? (что воды на Земле больше, чем суши).
- Почти ¾ земной поверхности покрыто водой. 5 океанов соединены друг с другом. Так что можно проплыть вокруг земного шара.
- А какие океаны вы знаете?
(Если дети знают — называют и находим их на глобусе. Если не знают, то говорит учитель с показом. Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Южный).
- Какой из океанов самый большой? (Тихий).
- Какой самый маленький? (Северный Ледовитый).
- А какие цвета еще есть на глобусе? (зеленый, желтый, коричневый).
- Что они обозначают? (участки суши).
- Суша делится на 6 материков.
- Может, кто-нибудь знает, как они называются?
(Если знают — называют и находим их на глобусе. Если не знают, то говорит учитель с показом. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида).
- Посмотрите внимательно на глобус. Посередине в самой широкой части Землю опоясывает воображаемая линия — это экватор. Он делит глобус на 2 части — Северный и Южный полюса.
- Найдите их на глобусе.
- Что еще есть у глобуса? (подставка и ось).
- Как стоит глобус на подставке? (криво).
- Шар насажен на ось, которая наклонена по отношению к подставке.
- Итак, мы определили форму, цвет, рассмотрели детали глобуса. Что же будем делать дальше? (изготавливать детали глобуса).
- Значит третье, изготовление деталей глобуса.
Вывешиваю на доску. 3. Изготовление деталей.
- Сегодня мы сделаем только один материк, самый большой — Евразию.
- Какие детали мы будем изготавливать? (шар, материк, подставку, ось).
Вывешиваю на доску. Шар, материк, подставка, земная ось.
- Работаем в группах, распределите обязанности кто, что будет делать, когда задание будет выполнено показать домик.
- Мы изготовили детали, а что теперь должны сделать, чтобы получился глобус? (собрать детали).
- Значит четвертое, сборка модели Земли.
Вывешиваю на доску. 4. Сборка модели.
(Дети собирают модель).
- Ребята, как называется страна, в которой мы живем? (Россия).
- А столица России? (Москва).
- Давайте найдем на глобусе Россию и ее столицу — город Москва.
- А теперь попробуйте нанести столицу на нашу модель (красный пластилин).
V. Защита проекта.
(Докладывают о результатах своей работы – модель Земли из пластилина).
VI. Рефлексия.
- Чем мы сегодня на уроке занимались? (делали модель Земли).
- Как вы считаете, модель уже закончена? (нет).
- Мы продолжим работать с моделью на следующим уроке.
- Что нового вы сегодня открыли?
- Какие трудности испытали в работе?
- Что было самое интересное?
- Что вам захотелось еще узнать по этой теме?
VII. Итог урока.
- Всем большое спасибо за работу. Вы все получаете улыбочки.