Просмотр содержимого документа
«ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ И ЗВУКИ»
ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. СЛИЯНИЕ СОГЛАСНОГО ЗВУКА С ГЛАСНЫМ
Цели: дать учащимся представление о гласных и согласных звуках; познакомить со слиянием согласного звука с гласным; развивать умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение; развивать речь учащихся.
Оборудование: учебник; картинка с изображением аиста.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Вопрос:
– Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)
■ Развитие связной речи учащихся.
Работа по учебнику: с. 16–17.
Вопросы:
– Что вы видите на картинке?
– Что делают дети?
– Что делают взрослые?
– Каких животных видите? Что они делают?
– Какое время суток изображено на картинке? Почему так думаете?
Физкультминутка
III. Формирование новых знаний, умений и навыков.
На доску учитель вывешивает рисунок с изображением аиста.
1. Звуко-буквенный анализ слова аист.
• Беседа с учащимися по вопросам:
– Давайте произнесем слово аист хором.
– Запишем схему этого слова:
– Сколько слогов в этом слове? (Два.)
– Произнесите первый слог. Сколько звуков вы слышите?
Учащиеся протяжно произносят несколько раз первый слог и делают вывод, что он состоит из одного звука.
– Произнесите второй слог. (-ист.)
– Сколько в нем звуков? (Три.)
– Произнесем этот слог протяжно, замедленно. (иииссст.)
– Какой первый звук? (иии.)
– Какой второй? (ссс.)
– Какой третий? (т.)
– Сколько же всего звуков в слове? (Четыре.)
– Сколько в первом слоге? (Один.)
– Сколько во втором? (Три.)
Слово учителя. Каждый звук обозначаем клеточкой. Клеточки располагаются одна за другой слева направо. Длинной поперечной чертой отделяем один слог от другого.
– Какой слог ударный? (Первый.)
2. Представление о гласных и согласных звуках.
Учитель. Произнесите слово аист.
– Как вы думаете, чем отличается первый звук слова от последнего?
Варианты ответов детей.
– При произнесении звука [a] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград, при произнесении же звука [т] преграда есть – язык и зубы плотно сомкнуты. Те звуки, которые произносятся без преград, поются, – называютсягласными.
Те звуки, которые произносятся с затруднением, как бы через преграду, называются согласными.
Постановка целей и задач урока.
● Работа со схемами.
Слово учителя. Для того чтобы различать гласные звуки на схемах, обозначим их красным цветом.
На наборном полотне выставляются два красных квадратика – обозначение гласных звуков [a] и [и] – и добавляются к ним два белых квадратика – обозначение согласных звуков [с] и [т].
Физкультминутка
3. Введение понятия о слиянии согласного звука с гласным.
Вопросы по картинке: с. 16–17.
– Какое дерево склонилось над прудом? (Ива.)
– Произнесите первый звук. ([и].)
– Что можете о нем сказать? (Он гласный.)
– Посчитайте, сколько слогов в слове ива? (Два.)
– Произнесите второй слог. (-ва.)
– Сколько звуков вы слышите в этом слоге? (Два.)
– Какой гласный? (Звук [a].)
Слово учителя. В слоге -ва два звука тесно между собой связаны, они слились вместе и поэтому произносятся за один раз, без всяких (даже мельчайших) остановок, неразрывно друг от друга. Обозначать такое слияние согласного с гласным мы будем не двумя клеточками, а так:
При таком изображении видно, что в слоге -ва два звука, слог начинается согласным звуком, а заканчивается гласным, они слиты друг с другом. Вот почему согласный вместе с гласным будем называть слиянием.
Примечание. Аналогичная работа проводится со словом осы.
Физкультминутка
IV. Закрепление пройденного материала.
Работа по учебнику: с. 16.
1) Анализ слова куры.
Вопросы и задания:
– Кто это? (Куры.)
– Сколько слогов в слове куры? (Два.)
– Произнесем каждый слог протяжно. Сколько гласный звуков услышали? (Два.) Назовите их.
– Произнесите первый слог. (Ку-.)
– Что можете о нем сказать? (Два звука, которые образовали слияние согласного с гласным.)
– Произнесите второй слог. (-ры.)
– Что можете сказать о нем? (Два звука, которые образовали слияние согласного с гласным.)
– Составим схему данного слова:
– Поставьте ударение. (Ударение падает на первый слог.)
– Произнесите слово целиком с ударением на первом слоге.
2) Аналогичная работа проводится со словом гуси.
Вопрос:
– Почему у слов куры и гуси одинаковые схемы? (Оба слова состоят из двух слогов-слияний, ударение падает на первый слог.)
3) Слого-звуковой разбор слова голуби (с опорой на схему).
Вопрос и задание:
– Сравните схему этого слова со схемами предыдущих слов. Укажите их сходство и различие. (Сходство: все слоги – слияния; ударение падает на первый слог. Различие: в словах куры и гуси два слога, а в слове голуби – три.)