Конспект урока по обучению грамоте "Согласные звонкие звуки [в], [в'], отличающиеся по признаку мягкости и твердости. Буквы В, в"
Гарипова Разина Анваровна, учитель начальных классов
Разделы: Преподавание в начальной школе
Уроки обучения грамоте являются начальной ступенькой в речевом развитии детей. Если проанализировать данный урок, то мы увидим, как просматриваются все эти направления. Этапы плавно вытекают один из другого, подчиняясь общей теме; постепенно увеличивается объем упражнений, усложняются задания. А использование различных приемов и методов помогает сделать урок интересным, удерживать внимание детей на протяжении всего времени.
Цели урока:
- познакомить учащихся со звонкими звуками [в], [в'];
- упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «в»;
- закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твёрдого и мягкого согласных звуков;
- развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения;
- воспитывать интерес к чтению и любовь к животным.
Оборудование: учебник «Азбука» (авт. Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева); скороговорки; плакат с печатной и прописной буквой с рисунками на букву В, фишки-звуки, слоговые карточки, рисунки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!».
Доброе утро улыбчивым лицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро длится до вечера.
Улыбками поприветствуйте друг друга, пожелайте хорошего настроения.
Проверка готовности к уроку. (Взаимопроверка готовности к уроку с соседом по парте).
II. Повторение пройденного. Актуализация знаний
Игра «Любопытный учитель»
-Как вас зовут?
– Где ты живёшь? (В деревне)
– С кем ты дружишь? (с Альбиной, с Артемом…)
– Какие уроки в школе вы любите? ( Математика, физкультура)
– Какие машины собирают в Набережных Челнах? (КамАЗ)
– Где конфеты купил? (В магазине)
– На солнышке греется пушистая … (Киска)
– Какие улицы своей деревни вы знаете? (Центральная, Школьная, Параллельная)
Игра «Кто больше слов запомнит»
Кузнечик ковал на камне. Кабану – клык. Кактусу – колючки. Клесту – клюв. Кочану – кочерыжку. Какаду – колечко. Козлёнку – копытца. Королю – корону. Копилке – копейку. Крабу – клешню. Котёнку – когти. Кутёнку – косточку. Коляске – колесо. Колоску – корешок. Кадушке – крышку.
III. Сообщение темы урока
– Рассмотрите рисунки на доске. (Ведро, ваза, весы.)
– Что объединяет все слова? На какие звуки они начинаются? (Звуки [в],[в'].)
– Сегодня на уроке будем учиться читать слова с буквой «в».
IV. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей
Работа по учебнику.
– Что изображено на «волшебном» рисунке? (Верёвка).
– Что такое верёвка? (Изделие из кручёных или витых в несколько рядов длинных прядей разного свивающегося материала) .
– Произнесите первый звук в слове «верёвка».
– Дайте характеристику звуку [в]. (Звук согласный звонкий мягкий).
– Кто изображен слева? (Вороны.)
– Прочитайте слово «вороны» по слогам.
– Произнесите первый звук в слове «вороны».
– Дайте характеристику звуку[в']. (Звук согласный звонкий твердый.)
– Объясните, почему в первом слове звук [в’] произносится мягко, а во втором слове [в] произносится твердо? (За буквой «в» в первом слове стоит гласная буква «е», а во втором слове стоит гласная буква «о».)
V. Игра «Где спрятался звук?»
ВОДА ВЕТЕР ВАННА ВОСТОК
КРОВЛЯ ВЯНУТ ЛОВИТ КОРОВА
VI. Конструирование большой и малой букв В, в
Рассмотреть образцы печатных букв «В», «в»
– Из каких элементов они состоят? ( Найти в своих папках необходимые шаблоны и сконструировать из них буквы «В», «в».)
VII. Чтение слогов-слияний с доски
Прочитайте по-разному:
ВА-ВА-ВА – с радостью;
ВИ-ВИ-ВИ – спойте;
ВУ-ВУ-ВУ – с удивлением;
ВЫ-ВЫ-ВЫ – с грустью;
ВО-ВО-ВО – утвердительно;
ВЁ-ВЁ-ВЁ – вопросительно.
– Прочитайте слоги, где звук [в] – твёрдый?
– Прочитайте слоги, где звук [в] – мягкий?
Физкультминутка
Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вдохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
VIII. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели
– Рассмотрите иллюстрации в книге. Что изображено слева?
– Прочитайте слово «вёдра» по слогам.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– На каком месте в слове «вёдра» стоит буква «в»?
– Какой звук обозначает буква «в» в слове «вёдра»?
– Дайте характеристику звуку[в']. (Звук согласный звонкий мягкий.)
– Кто изображён справа? (Выдра.)
– Что вы знаете про это животное? (Выдра – смелое, благородное животное. Отважно защищается и защищает своё потомство. У неё несколько нор. В одних выдра спит или отдыхает, в других живёт только для выкармливания малышей. Под водой выдра может оставаться 3-4 минуты. На суше она чувствует себя хуже. Особенно трудно двигаться ей по глубокому снегу…)
– Прочитайте слово «выдра» по слогам.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– На каком месте в слове «выдра» стоит буква «в»?
– Какой звук обозначает буква «в» в слове «выдра»?
– Дайте характеристику звуку [в]. (Звук согласный звонкий твёрдый.)
– Объясните, почему в первом слове звук [в'] произносится мягко, а во втором слове [в] произносится твёрдо? (За буквой «в» в первом слове стоит гласная буква «ё», а во втором слове стоит гласная буква «ы».)
– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука? (Буквы «е», «ё», «и», «я», «ю»).
IX. Чтение слогов и слов (с. 68.)
Чтение слогов и слов по цепочке – первые три строчки учащиеся делят на группы: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. (Показывают фишками: розовый цвет обозначает слова-предметы, жёлтый цвет – слова-признаки, голубой цвет – слова-действия).
ИВА ИВОВЫЙ
ВАЛ ВАЛИЛ ЗАВАЛИЛ
ВИНТ ВИНТИК ВИНТОВАЯ
X. Чтение слов (с. 69.)
– После чтения разделить слова на группы: слова с мягким согласным звуком [в'] и слова с твёрдым звуком [в].
СВЁКЛА СВЕКОЛЬНЫЙ
ВОРС ВОРСИНКА ВОРСИСТЫЙ
ВЕСНА ВЕСЕННИЙ ВЕСЕННЕЕ
ВЕРБЛЮД ВУЛКАН ВЕЛИК
XI. Чтение текста «Ворона» по цепочке.
Беседа по вопросам:
– Что делает Вова?
– Где находится Вика?
- Для чего в рюкзаке вилка и ножик?
- Кто украл вилку?
– Найдите в тексте и прочитайте слова с твёрдым звуком [в].
– Найдите в тексте слова с мягким звуком [в'].
XII. Игра «Шифровальная»
Нам надо расшифровать секретные записи.
Поставьте буквы в нужном порядке.
ВАЛИК – здесь спрятался предмет, необходимый нам, когда мы принимаем пищу. Это столовый прибор (ВИЛКА.)
НАСОС – здесь зашифровано название дерева (СОСНА.)
ЖИЛЫ – здесь зашифрован спортивный инвентарь (ЛЫЖИ.)
XIII. Итог урока
– Что нового узнали на уроке?
– Когда буква «в» обозначает твёрдый согласный [в], а когда – мягкий [в']?
- Где могут пригодиться эти знания и умения?