Этап урока | Деятельность учителя | Характеристика деятельности ученика | Планируемые результаты | Оценка результатов деятельности ученика | Примечания (слайды) |
Тема урока: Гласные и согласные звуки и буквы |
Цели: Способствовать пониманию детей основных признаков гласных и согласных букв и звуков. Задачи урока: Личностные: воспитывать аккуратность, усидчивость, любовь и уважение к русскому языку; Метопредметные: развивать речь, мышление, каллиграфические навыки, орфографическую зоркость, память, логику; Предметные: дать понятие учащимся об основных признаках гласных и согласных звуков и букв. Тип урока: комбинированный Методы: наглядный, частично-поисковый, словесный, практический Приемы и формы работы: фронтальная Основные понятия темы: гласные и согласные звуки и буквы Оборудование урока, наглядность: буквы, образец буквы Е, пословица, звуки, карточки со словами, слова отгадки |
Актуализация знаний | На доске расположены буквы: З, К, А, В, Е, Н, М, И, Ю, Б; Разделите эти буквы на 2 группы у доски. По какому признаку вы разделили буквы? Назовите буквы каждого ряда. Дополните каждый ряд своими примерами по 2 буквы; Подберите слова, которые начинаются с букв, обозначающих согласные звуки. А теперь гласные. | Различать звуки и буквы: буква как знак звука. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. | Регулятивные: волевая саморегуляция; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | Целеноправ-ленное наблюдение | |
Сообщение темы и цели урока | Как вы думаете, какова сегодня будет тема нашего урока? Сформулируйте. | | Регулятивные: учиться высказывать свое предположение | | |
Минутка чистописания | Буква Е передохнула. Как тотчас же на нее Пара птенчиков вспорхнула – получилась буква Е. Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву Е. Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой. Найдите закономерность и продолжите: Ее / Еее / Еееее / Прочитайте пословицу на доске: «Не разгрызешь ореха – не съешь ядра». Как вы понимаете эту пословицу? Спишите пословицу с доски. Поиграем в игру «Прятки». Лучше умственной зарядки нет для взрослых и детей: кто играет с нами в прятки, тот становится умней. Помогите найти слова, в которых спрятался звук «е». Если услышите звук «е», то хлопайте. Расскажи-ка буква Е, Как твое житье – бытье? Буква Е дает отчет: Ничего житье течет. Я – ударная всегда! Ой – е – ей, вот это да! Звук Е – какой? Что вы знаете о гласных звуках? Сколько их в русском языке? | Овладевать начертанием письменных букв; воспринимать слово, как объект изучения Отвечать на вопросы учителя | Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения); Предметные: - выделять как основание классификации признаки Познавательные УУД: - Логические: Анализ, синтез Коммуникатив-ные УУД: - участвовать в диалоге на уроке | | |
Новая тема | На доске звуки: (г), (р), (м), (в), (у), (ф). Какой звук лишний? Почему? Чем похожи остальные звуки? Кто знает стихотворения о согласных звуках? А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. Ссс – змеиный слышен свист, Шшш – шуршит опавший лист. Жжж – шмели в саду жужжат, Ррр – моторы тарахтят | | Познавательные: Общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнений | | |
Работа по учебнику | Откройте учебники на с. 46, № 3. Прочитайте задание. Прочитайте слова, как в них произносятся гласные звуки? Спишите слова, самостоятельно подчеркните в них гласные буквы. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга. | Читать задание учебника, моделировать ситуации | Познавательные: ориентироваться в учебнике | Взаимоконт-роль | |
Физкультминутка | Давайте немного отдохнем. Один из учеников проводит физ. минутку. | | | | |
Групповая работа; Словарная работа | А сейчас мы поработаем у доски. На доске прикреплены карточки с названиями овощей и фруктов. 1 вариант записывают слова с названиями овощей, а 2 вариант – с названиями фруктов. Поставьте в словах знак ударения. Какие из записанных слов, являются словарными? Что нужно сделать с написанием словарных слов? | | Коммуникатив- ные: управление поведением партнера | Самопровер-ка | |
Самостоятельная работа | Отгадайте загадки. Разделим слова на слоги. Как определить сколько слогов в слове? Сделаем звуковой анализ слов у доски. 1.Вот по небу мчится конь – Из – под ног летит огонь. Конь копытом бьет могучим И раскалывает тучи. Так он тяжело бежит, Что внизу земля дрожит (гроза). 2. Я мохнатый, я кудлатый, Я зимой над каждой хатой, Над пожаром и заводом, Над костром и пароходом. Но нигде – нигде меня Не бывает без огня (дым). 3.Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Дело ясное вполне: Пусть отмоет руки мне (мыло). 4. Что за чудо – красота! Расписные ворота Показались на пути! В них не въехать, ни войти (радуга). 5.Это старый наш знакомый: Он живет на крыше дома – Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками, к болоту. (аист). | Выделять звук (звуки) в слове. Обозначать букву соответствующей схемой. Воспринимать слово, как объект изучения, материал для анализа | Познавательные: общеучебные: Знаково-символические – моделирование Предметные: называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударный; согласные – звонкие, глухие, твердые, мягкие); делить слово на слоги, ставить ударение | Взаимоконт-роль | |
Итог | О чем мы говорили сегодня на уроке? Что мы знаем о гласных звуках? О согласных? | Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Отвечать на вопросы учителя. | Познавательные: ориентироваться в совей системе знаний Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения | | |
Оценки | Оцените свою работу на уроке. Отметьте смайликом самую удачную строку. | Дать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке | М/П: учиться совместо с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке | Самооценка ученика по принятым формам | |
г. Первоуральск
«20 ноября 2024г.