Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе "Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц"
Цели урока:
- познакомить учащихся с твёрдым согласным звуком [ц], буквами Ц, ц; формировать навыки выразительного чтения, умение рассуждать, работать с текстом;
- развивать память, логическое мышление, внимание, любознательность; способствовать развитию фонематического слуха;
- расширять кругозор учащихся; воспитывать взаимоуважение к одноклассникам; прививать чувство прекрасного.
Оборудование: учебник “Азбука”, индивидуальные слоговые схемы, презентация, мультимедийный проектор, магнитные слоговые схемы, магнитная азбука, наглядные пособия «Живые буквы», «Печатная и письменная буквы Ц, ц».
Ход урока
Организационный момент. Слайд 1. 1'
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
Ребята! Проверьте свою готовность к уроку. Сегодня на уроке нам понадобится учебник “Азбука” и слоговые схемы. А чтобы наш урок прошёл хорошо, вы должны настроиться на работу, поднимать руку и активно работать.
II. Повторение изученного. Актуализация знаний. 2'+ 2'
1. - Давайте вспомним все, что мы с вами изучили.
- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)
- Какими бывают гласные звуки? (Гласные бывают ударными и безударными)
- Какими бывают согласные звуки? (Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими, звонкими, глухими, парными, непарными)
- Какие гласные обозначают твёрдость согласных звуков? (Обозначают твёрдость согласных звуков буквы: а, о, у, ы, э)
- Какие гласные обозначают мягкость согласных звуков? (Обозначают мягкость согласных звуков буквы: я, е, ё, и, ю)
- Когда буквы я, е, ё, ю обозначают 2 звука? (Когда они стоят в начале слова, после гласных, после мягкого знака)
Молодцы, ребята!
2. Слайд 2.
- У меня на слайде написаны слова. Прочитаем их.
Юрий Ёлкин
Екатерина Юрова
Юлия Яшина
Яков Ефимов
Что общего у этих слов? (обозначают одушевленные предметы, имена собственные, начинаются с гласной, обозначающей 2 звука)
III. Сообщение темы урока. 4'
- Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной новой буквой и её звуком. А какая это буква, вы скажете позже сами.
- Из какой сказки эти слова?
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
(Цветик-семицветик)
Слайд 3-4.
- Кто написал эту сказку? (Валентин Петрович Катаев). Сказка эта про девочку Женю, которая получила в подарок чудесный цветочек с семью разноцветными волшебными лепестками, каждый лепесток мог исполнить 1 желание девочки. Шесть из них она растратила просто так, а седьмой, голубой, лепесток ей хотелось сохранить для какого-нибудь настоящего желания. Прочитав сказку, вы узнаете, что за желания Женя загадывала и какое настоящее желание исполнил последний лепесток.
Эту книгу вы можете прочитать самостоятельно. А где ее можно взять? (в школьной библиотеке, в других библиотеках города, у друзей и т.п.)
- Произнесите название сказки, с какого звука она начинается.
- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? (Звук [ц] и буква, которая его обозначает).
- Буква Ц гласная или согласная?
- Звонкий или глухой?
- Твердый или мягкий? А какие еще буквы имеют только твердый звук?
IV. Физкультминутка для глаз «Цветик-семицветик». Слайды 5-13. 1'05''
V. Знакомство с буквами Ц, ц. Слайды 14-19. 3'
VI. Составление схемы слова. 2'
- А сейчас составим схему 1-го слова из названия сказки.
- Сколько в нём слогов? (2) Почему? (В нём 2 гласных).
- Назовите 1 слог (цве), 2 слог (тик). И т.д.
- Произнесите 1 звук в слове цветик. [ц] Какой он? (Он согласный, твёрдый, глухой)
VII. Игра “Кто внимательный?” 1'
- Сейчас мы поиграем в игру “Кто внимательный?” Я буду называть слова, а вы слушайте. Если в них есть звук [ц], то хлопайте, если нет, то молчите.
Слова: цыган, свет, колодец, цирк, светофор, мастер, цепочка, стул, стол, овца, Москва, блюдце, яйцо.
VIII. Чтение слогов – слияний. 1'
На доске магнитная азбука.
а
о
е
ц у
ы
и
IX. Работа с учебником. Стр. 51. 3'
- Откройте учебник на странице 51.
- Схема какого слова изображена в учебнике? (Это схема слова кузнец)
- В какой части слова находится буква ц?
- Кто такой кузнец? (Кузнец-это мастер по ковке металла.)
- Где работает кузнец? (В кузнице)
Слайд 20
- Рассмотрите картинку с изображением кузнеца.
- Какие инструменты помогают кузнецу в работе? (в одной руке - клещи, в которых он держит раскалённый кусок железа, а в другой руке - кувалда, которой он будет ударять по железу.)
X. Чтение слов. 2'
- Прочитайте слова на странице 51, вверху. (Кузнец, кузнецы, кузница, кузницы)
- Что можем сказать о всех этих словах? (однокоренные) Какая общая часть? (кузн)
- Чем различаются слова? (Кузнец, кузница стоят в единственном числе, а кузнецы и кузницы во множественном числе; кузнец и кузнецы отвечают на вопрос кто?, а кузница и кузницы отвечают на вопрос что?)
XI. Работа с учебником. Стр. 51. 2'
- Рассмотрите иллюстрацию.
- Кто изображен на рисунке? (Мальчик-наездник и кузнец)
- Почему конь поднял ногу? (Потерял подкову)
- Для чего мальчик привел коня к кузнецу?
- Для чего коню подковы?
XII. Чтение стихотворения с.51. 3'
- Сколько человек разговаривают в этом стихотворении? (2)
- Как называется разговор между двумя или более людьми? (диалог)
Чтение по ролям.
XIII. Игра “Полубуковка”. Слайд 21. 1'
- Куда мы отправимся, вы сейчас узнаете. Но буквы решили поиграть с нами в прятки. Вам надо догадаться, какие буквы здесь спрятались.
Учитель показывает на слайде слово цирк. Буквы наполовину закрыты.
- Кто знает, что за цирк изображен на этом слайде? (Нижегородский цирк)
XIV. Физкультминутка для снятия общего утомления и корректирующая осанку «Цирк» Слайды 22-33. 1'05''
А сейчас мы отправимся в цирк и будем повторять движения за клоунами. Давайте выполним физминутку, которая так и называется «Цирк».
XV. Чтение текста с.50 4'
Чтение текста по цепочке.
- О чем текст?
- Озаглавьте. (Цирк и др.)
- Давайте перескажем этот текст. (Несколько учеников пересказывают.)
XVII. Самостоятельная работа с последующей проверкой. 2'
1 вариант - цапля, 2 – зайцы. За доской работают 2 ученика с каждого варианта.
XVIII. Подведение итога урока. 1'
- С какой буквой познакомились на уроке?
- Какой звук она обозначает?
- Что нового узнали на уроке?
- Вы сегодня очень хорошо поработали. Молодцы!