2. Постановка учебной задачи и актуализация знаний | Откройте тетради запишите число. Сегодня 13 апреля. Минутка чистописания. Буква Е передохнула. Как тотчас же на неё Пара птенчиков вспорхнула – Получилась буква Ё. - Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву е. - Найдите закономерность и пропишите до конца рабочей строки. - Какую закономерность вы увидели? - Что вы можете сказать об этой букве? Работа в парах. Ь соль е Мел ё Лес ю Моль я Уголь и Задание: поставь стрелку к нужному столбику. Ребята, что в словах даёт нам мягкий знак? А для чего как вы думаете нам нужны гласные е,ё,ю,я,и. | Записывают число Прописывают в тетрадях: Ее / Еее / Ееее / Это мягкий командир, йотированная, когда стоит в начале слова, после гласной или после Ь и Ъ знаков – имеет два звука, когда стоит после согласной – имеет один звук. Распределяют слова в два столбика. В первый с мягким знаком. Во второй с гласными е,ё,ю,я,и. Мягкость согласного Гласные е,ё,ю,я,и тоже обозначают мягкость согласного. | Коммуникативные, познавательные |
3.Этап целеполагания, постановка учебной задачи | Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадайте сами. Могут сделать что угодно Замок выстроить за ночь Злые силы превозмочь Чудеса творят любые И совсем они не злые Им не нужны учебники Ведь их зовут вол…….. Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ. Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим ? Какой это звук твердый или мягкий?
И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тим – Тефтели, с удовольствием ест Мед, рисует только Кисточкой. Какой 1 звук вы слышите в имени Том ? Какой это звук твердый или мягкий? Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри. 2.Так как же называются согласные, которые любит Том?
Как называются согласные, которые любит Тим?
3.Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим?
Почему?
Так чем же мы будем заниматься на уроке? Правильно тема нашего сегодняшнего урока «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы» Я хочу убедиться, что вы умеете различать твердые и мягкие согласные на слух. Игра “Беговые дорожки”. Я буду называть слова. Вы должны выделить первый звук. Как вы думаете, по какой дорожке будет бежать “спортсмен”. Если в слове первый звук – мягкий согласный?
Если твердый? (Синяя.) Слова: корова, липа, береза, ворона, собака, рябина, черемуха, кедр, комар, лиственница. Подведите итоги: какой “спортсмен” победил. поднимите руку те, у кого победил Тим… молодцы. Уберите линеечки в сторонку. | Отгадывают загадку Мы слышим звук (ть). Мягкий Слышим звук (т) Он твёрдый Твёрдые Мягкие По цвету Потому, что мягкие согласные обозначаются зеленым цветом, а твердые - синим. Учиться различать твердые и мягкие согласные.
Дорожка
Зелёная дорожка Синяя дорожка Победил Тим | Коммуникативные, регулятивные |
4.Этап открытия нового знания | Работа у доски. Игра твердый – мягкий Тим и Том вчера играли Разбросали все кругом: Книги, ручки, покрывало – Дом сегодня весь верх дном. Чтоб на место все сложить: Мячик, чашки и цветы Нам придется вспомнить: Первый звук, – “Какой же ты?” И так, те предметы, первый звук в названии которых – твердый отдадим Тому, те, в которых мягкий, отдадим Тиму. Слова: карандаш, лисица, сорока, пенал, посуда, медведь, петух, девочка, собака, капуста, воробей, шишка. Какие гласные обозначают мягкость согласного? Назовите гласные Буква И обозначает мягкость согласного, а почему тогда звук Ш твёрдый? ВЫВОД: - Какие буквы обозначают мягкость согласного звука? А какие твердость? Физкультминутка Работа по карточкам ( взаимопроверка) “Буквы потерялись” В следующем задании вы должны найти потерявшиеся буквы. б…нан в…шня | л…мон сл…ва | п…рсик м…ндарин |
| Выходят по очереди к доске Тим Том Лисица Карандаш Пенал Сорока Медведь Посуда Петух Собака Девочка Капуста Воробей Шишка Е, Ё, Ю, Я, И звук ш всегда твёрдый ЖИ – ШИ пиши с гласной И. Е, Ё, Ю, Я, И А, О, У, Э, Ы Выполняют задания, после меняются тетрадями с соседом по парте. | Познавательные |
6.Рефлексия | - Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями на уроке. - Чему вы учились? - Нарисуйте на полях улыбающегося смайлика, если вы довольны сегодняшней работой на уроке. Если у вас не все получилось, не огорчайтесь. - Все молодцы! Спасибо за урок! | Обозначать на письме мягкость и твёрдость согласных. | Личностные, коммуникативные |